«Развитие социально - коммуникативных навыков дошкольников"
консультация по развитию речи на тему
Развитие социально-коммуникативных навыков у дошкольников в игровой деятельности. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_sotsialno_-_kommunikativnyh_navykov_doshkolnikov_v.docx | 19.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы
«Развитие социально - коммуникативных навыков дошкольников в
игровой деятельности»
Развитие социально-коммуникативных навыков у дошкольников в игровой деятельности.
Дошкольное детство - короткий, но очень важный период становление
личности. В дошкольные годы ребёнок приобретает первоначальные знания об
окружающей жизни, у него начинает формироваться определённые отношение
к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения,
он учится общаться е окружающими, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка. Кроме того, игра это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи и педагоги считают ведущей деятельностью дошкольника. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, эти игры называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводя в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых, берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними. Такие игры наиболее полно формируют личность ребёнка, поэтому. являются важным средством воспитания и развития детей.
И так: сюжетно - ролевая игра, являясь самостоятельной деятельностью, в которой дети вступают в непосредственное общение со сверстниками, является важным средством развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. -
В сюжетно - ролевой игре дети приобретают навыки общения, у них развиваются»коммуникативные умения, которые очень важны для
дальнейшего процесса социализации личности и успешного вхождения в мир
взрослых. Игры детей становятся более разнообразными. Развитие речи, запас
знаний воспитанников об окружающем мире, позволяют нам, формировать у
них более сложные умения в различных видах игр: сюжетно - ролевых,
дидактических, подвижных. Дети начинают различать характерные
особенности каждого вида игры и использовать в своей деятельности
соответствующие игровые способы и средства. Полноценного развития игра
детей достигается лишь тогда, когда мы систематически и целенаправленно формируем эту деятельность отрабатывая все её основные компоненты. Так при организации сюжетно - ролевой игры, мы выделяем для ребят, на фоне целостного сюжета и содержания, способы ролевого взаимодействия, поморгаем определить последовательность действий, раскрываем смысл игровой символики и функции игровых атрибутов, помогаем оценивать достижения сверстников. Коммуникативное поведение понятие довольно сложное. Оно во многом зависит от уровня социального восприятия и представлений ребёнка, его направленности на социальное окружение, овладение различными формами и средствами общения, (как речевыми, так и неречевыми). Оно определяется формой, объектом и средствами коммуникации.
В середине дошкольного возраста у ребенка происходит решительный перелом в отношении к сверстникам. Теперь уже дети сознательно предпочитаю! играть с другими ребятами, а не со взрослыми или в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится общее дело - игра. В среднем дошкольном возрасте особое значение приобретает совместная сюжетно - ролевая игра. Существенное значение имеют так же дидактические и подвижные игры. В таких играх у детей формируются познавательные процессы, развивающая наблюдательность, умение подчинятся правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.
Развивая и формируя коммуникативные навыки, в обстановке совместных игр своим примером мы показываем детям, как лучше договориться, распределить
роли, как с помощью развития сюжета удовлетворить запросы всех желающих принять участие в игре. Используя ролевые возможности участника игры, мы
побуждаем детей к творчеству, к самостоятельному созданию игровой
обстановки (кукольный дом или комната, магазин, парикмахерская, кабинет
врача, гараж и т. д.) и поиску тех предметов, которые могут выполнить
необходимые игровые функции. В дошкольном возрасте не менее отчетливо
проявляется потребность в признании и уважении со стороны сверстника. Ребёнок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упрёки партнёров. Дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их: часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируя свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении появляется конкурентное, соревновательное начало.
Успехи сверстников могут вызвать огорчения детей, а его неудачи вызывают нескрываемую радость. Именно в этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, открыто проявляются зависть, ревность, обида на ровесника. Дошкольник составляет мнение о самом себе, постоянно сравнивая себя с однолетками. Но сейчас цель этого сравнения - уже не обнаружение общности, а противопоставление себя другому. Черёз сравнение со сверстниками ребёнок оценивает и утверждает себя, как обладателя определенных достоинств.
Средством, помогающем ребёнку дошкольного возраста нормально общаться со сверстниками, является совместная игра. Дети, которые умеют и любят играть, обязательно научатся устанавливать контакты с партнёрами, распределять роли, создавать игровую ситуацию. Учить ребёнка совместной игре (желательно ролевой) помогать детям, придумывать интересный сюжет, это задача воспитателя детского сада.
Обновляя и пополняя в группе в соответствии с ФГОС, а также возрастными и индивидуальными особенностями наших детей уделила внимание игровым
уголкам. Согласно плану дети играми в такие игры:
«Шофёр», «Магазин», «Угощение доя куклы», «Корабль», «Путешествие на машине, автобусе», «Больница», «Библиотека», «Семья», «Парикмахерская»,
кроме этого в группе создана картотека по другим видам игр.
В среднем возрасте имеет свои особенности и развитие общения мальчиков и девочек. Общение мальчиков и девочек в 3-4-5 лет носит особенный характер: с одной стороны, это общение по поводу игры, в которой строго распределены роли в зависимости от пола, с другой - это непосредственное общение со сверстниками. В первом случае в начале игры все роли классифицируются как роли для мальчиков и роли для девочек. Поляризация ролей четко выявляет выбор роли для девочек. Но постоянно помнить друг о друге, что одни мальчики, а другие - девочки, ребёнок не может. Детская живая непосредственность берет своё: нередко дети играют друг с другом просто как сверстники, не заботясь о том, что они как бы нарушают половую идентификацию. И, всё - таки, именно в среднем дошкольном возрасте ребёнок открывает, что все люди делятся на мужчин и женщин: он обретает знания о том, к какому полу принадлежит он сам и как он должен действовать в той или иной ситуации. Для мальчиков я приобрела набор «Маленький помощник», различные виды конструктора, детям предоставлен большой выбор машинок и другие виды транспорта.
Итак: наиболее доступной и ведущей формой формирования коммуникативных навыков является сюжетно-ролевая игра.
Самостоятельность детей в сюжетно - ролевой игре одна из её характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии её развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру. Каждый ребёнок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно сев на пуф - «ракету» - очутиться на Луне, при помощи палочки «скальпеля» - сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и
полёт фантазии позволяю дошкольник самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни долго ещё будут
недоступны. Объединяясь в сюжетно - ролевой игре дети договариваются и по своей воле выбирают партнёров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное - в игре ребёнок учится коммуникативным навыкам общения со сверстниками, но к сожалению, не всегда общение бываё1 созидательным и положительным. В условиях детского сада непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий проявления доброжелательного отношения к сверстникам. В случае возникновения проблем в общении детей далеко не всегда находят нужные способы поведения. Нередко между детьми возникают конфликты, когда каждый хочет взять вверх, не считаясь с потребностями другого ребёнка. Вмешиваясь в конфликты, мы учим детей осознанному выполнению норм поведения. Здесь на помощь нам приходят именно те игры, которые созданы решать задачи положенных коммуникативных навыков.
Таким образом, чтобы ребёнок своевременно и качественно овладевал коммуникативными умениями, необходимо, чтобы он как можно чаще вступал в контакт со сверстниками и взрослыми. Педагогически направленная
организация жизни и общения детей в ДОУ позволяет ускорить формирование
коммуникативных умении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством игровой деятельности
В статье раскрывает роль различных видов детской игры в развитии социально-коммуникативных навыков...
Семинар на тему:"Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством игровой деятельности"
Потребность в общении с окружающими людьми, рано становится основной социальной потребностью ребенка. В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослыми и све...
Районный семинар для педагогов на тему: «Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством игровой деятельности»
Счастье – это когда тебя понимают!Вся наша жизнь проходит в общении. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, - зависит очень многое....
Семинар для педагогов на тему: «Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством игровой деятельности»
Счастье – это когда тебя понимают!Вся наша жизнь проходит в общении. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, - зависит очень многое....
Музыкальная игра как средство развития социально-коммуникативных навыков дошкольников. (консультация для воспитателей)
Данная консультация поможет педагогам в выборе игр для самостоятельной деятельности....
Методическая разработка «Использование игровых технологий для развития социально-коммуникативных навыков дошкольников»
Игровые педагогические технологии, могут стать верным помощником и воспитателей, и родителей в процессе социально-коммуникативного развития ребенка. Ведь даже для детей старшего возраста, не...