ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ
занимательные факты по развитию речи (средняя группа) на тему

Морозова Надежда Валерьевна

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ot_4_let.doc975.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ

ОРИЕНТИРОВАНИЕ

  • Развлечь малыша и развить в нем навыки ориентирования в пространстве можно, устроив веселую игру. Договоритесь, что в вашем доме (на площадке, на дачном участке) зарыт клад. Его нужно найти, двигаясь по стрелкам. Стрелки-указатели вы приготовите заранее и разместите их так, чтобы путь «кладоискателя» оказался непростым.
  • Можно пригласить других малышей — устроить соревнование.

ПОЖАЛУЙСТА

  • Правила игры очень просты. Вы говорите: «Попрыгай на месте!», «Подними правую руку!», «Почеши нос, пожалуйста!». Ребенок должен выполнять только те ваши просьбы, в которых звучит слово «пожалуйста».

ИГРУШКИ ИЗ НИТОК

  • С помощью разноцветных ниток можно выложить на столе мячик, грибок, бабочку, рыбку, мышку, шарик, сливу, червячка, листок, снеговика и др. А если составить композицию и приклеить на подходящую основу клеем ПВА — получится настоящая картина!

ЧТО ЭТО?

  • Выложите из ниток какой-нибудь несложный контур и спросите малыша, на что это похоже. Посоревнуйтесь, у кого богаче фантазия. Например, круг похож на солнце, блин, мяч, колесо, барабан; волнистая линия так похожа на змею, дорожку; трапеция — на юбочку или ведерко.

ЦИФРЫ И БУКВЫ ИЗ НИТОК

  • Попросите ребенка выложить нитью известные ему буквы и цифры.

ЛЕПИМ ФИГУРКИ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ ЧАСТЕЙ

  • Ваш малыш может лепить предметы, состоящие из цилиндра, шара и диска. Цилиндр — это основа для туловища цыпленка, зайчика, куклы-неваляшки, а также для самолетика, грибочка, ступенек лесенки.
  • Все эти фигурки могут составить настоящую композицию. Не забудьте в качестве декоративных элементов использовать природный материал.

У БАБУШКИ В ДЕРЕВНЕ

  • Игра развивает артистические способности, коммуникабельность и основана на умении имитировать звуки.
  • Кто достовернее изобразит мычание коровы, лай собаки, мяуканье кошки и т. д., тот и выиграл. Если ребенок справляется с заданием слишком легко, усложните его и предложите изобразить голоса животных, которые могут жить:
  • у австралийской бабушки (коала, кенгуру);
  • у африканской бабушки (слон, страус).

Ребенка развлечет уже то, что в Австралии и в Африке тоже живут бабушки!

ЧЬЯ МАТРЕШКА ЛУЧШЕ?

  • если в гости пришли другие малыши, проще всего их занять, предложив посоревноваться. У каждого ребенка — заготовка (вырезанный силуэт матрешки). Предложите им разукрасить свою матрешку методом аппликации. Не забудьте: каждому участнику — приз!

ДОРИСУЙ КАРТИНКУ!

  • Проведите по земле линию, пусть малыш догадается, что это может быть, и дорисует еще одну линию (прямую или извилистую — в соответствии с замыслом). Теперь взрослый должен что-нибудь придумать и дорисовать еще одну линию. Кто проведет последнюю линию, тот и выиграл!

ВЫШИВКА НА КАРТОНЕ

  • Нарисуйте на картоне узоры из точек, а малыш выберет, какой ему нравится больше всех. Помогите вставить нитку в ушко иголки, завяжите узелок. Покажите, как нужно делать стежки по точкам. Сначала направляйте ручку малыша. Получится настоящая вышивка!

ВРЕМЕНА ГОДА

  • В году 12 месяцев, вот и разделите картонный круг на 12 секторов. Напишите названия месяцев и раскрасьте вместе с малышом каждый сектор: весенние месяцы будут зеленых оттенков, летние — красных, осенние — желтых, зимние — голубых.
  • Помогите малышу правильно разложить сектора. Называйте каждый месяц, Расскажите, что происходит в природе в разные времена года.

СЛОВО НА КАРТИНКЕ

•        Подберите тематические картинки (цветы, одежда, животные и др.) и карточки со словами. Сложите их в конверт.

1        вариант

•        Малыш выкладывает на стол картинки, а затем подбирает к ним карточки со словами.

2        вариант

•        Когда малыш освоится и запомнит написание некоторых слов (интуитивное чтение), усложните задание.
Ребенок берет одну за другой карточки со словами,
а затем ищет в доме указанный предмет и кладет рядом с ним карточку.

ПРОЧТИ И ВЫПОЛНИ

  • Эта игра для детей, умеющих читать.
  • Ребенок читает задания, написанные на карточке (целые предложения!), и выполняет их. Задания придумайте интересные: найти конфету, подготовиться к приходу друга и т. д.

ЦЕПОЧКА СЛОВ

1        вариант

•        Теперь на одной стороне карточек напишите слова, а на другую приклейте картинку-подсказку. Ребенок раскладывает карточки надписью вверх. Читая, он складывает
цепочку слов так, чтобы первые и последние буквы совпадали. Например: МАМА — АБРИКОС — СОК. А картинки подскажут малышу, правильно ли он прочитал.

2        вариант

•        Если малыш еще не знает буквы, он может воспринимать названия предметов на слух. Тогда поиграйте «наоборот»: малыш рассматривает картинки-подсказки, а вы четко произносите, что на них изображено. Слушая вас, ребенок должен подобрать таблички так, чтобы в получившейся цепочке совпадали первые и последние звуки.

ЦВЕТЫ НА ПОЛЯНЕ

  • Расскажите ребенку, как пользоваться толстой и тонкой кисточками, покажите разные приемы рисования: плашмя (всем ворсом) при раскрашивании силуэтов или покрытии большой поверхности, а также кончиком кисточки (необходимо для прорисовки мелких деталей).
  • Покажите, как, держа кисточку плашмя, нарисовать лепестки и траву.
  • Мелкие травинки можно прорисовать кончиком кисточки.

ГДЕ ВЫ БЫЛИ? ЧТО ВЫ ВИДЕЛИ?

  • К вашему малышу пришли гости, и вы хотите их занять? Проведите конкурс пантомимы. Дети делятся на две команды.
  • Участники первой команды хором спрашивают: «Где вы были? Что вы видели?»
  • Вторая команда отвечает: «Что мы видели, не скажем, а что делали — покажем!» Дети начинают изображать какое-нибудь действие: танцуют, поют, играют на музыкальных инструментах, едят, спят, одеваются и т. д.
  • Первая команда должна отгадать, что они делают.

ТЕАТР ЮНОГО АКТЕРА

  • Разыграйте с гостями сказку «Репка». Реквизит самый простой.
  • «Репка» — старый цветастый халат или длинная юбка, актер заворачивается в халат, как в мешок, выглядывает только голова. «Дед» — шляпа или кепка. «Бабка» — платок. «Внучка» — бантик на волосах. «Жучка»— маска собаки (или похожая на нее — маска медведя для этой игры тоже подойдет). «Кошка» — маска кошки (или лисички). «Мышка»— длинный тонкий пояс (хвост),
  • Ведущий читает текст, а дети показывают представление. Возможно, сказку придется показывать несколько раз, так как дети захотят сыграть разные роли.

ПЕРВЫЙ ГЕРБАРИЙ

  • Попросите ребенка собрать во время прогулки коллекцию шишек, веточек, листочков и т. д. для поделок из природного материала.
  • Можно устроить небольшое соревнование: «Кто первым найдет самый-самый большой желудь? Самый-самый красный лист?» и т. д.
  • Прогладьте листья утюгом, положите их между газетными листами и подержите под прессом. Приклейте скотчем листья на альбомные листы и подпишите. Можно приклеить картинку с изображением соответствующего дерева.

ВОЗДУШНЫЕ БУКВЫ И ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА

  • Если малыш уже знаком с буквами, поиграйте с ним в эту игру. Она развивает воображение, внимание, помогает быстрее выучить алфавит.
  • Сядьте рядом с ребенком. Скажите ему, что у вас в руке волшебная палочка («волшебный карандаш» и т, д.). «Напишите» какую-нибудь букву в воздухе. Попросите малыша угадать, что это за буква, а потом предложите ему самому «написать» любую букву.

ВЕРТУШКА

  • Вырежьте из бумаги квадрат. Покажите ребенку, как разделить его карандашом по диагоналям. Сделайте по этим диагоналям надрезы, не доводя 1 см до центра. Надрезанные углы последовательно загните к центру, накладывая один на другой.
  • Прибейте вертушку гвоздиком к палочке. Дуньте — и она весело завертится!
  • Чтобы малыш мог показать другим ребятам, какую замечательную игрушку он сделал своими руками, можно заменить бумагу плотной фольгой. В таком случае разрезать ее придется вам — ребенку будет трудно справиться с таким капризным материалом.

ШЕРЛОК ХОЛМС

  • Покажите малышу отпечаток ладони, сандалии, мяча, бутылки и т. д. Пусть он определит, что за предмет «наследил» или кому из знакомых принадлежит этот отпечаток.
  • Объясните, почему отпечатки остаются только на мокром песке. Понаблюдайте, что произойдет с отпечатком, когда он высохнет, когда подует ветер, и т. д.

ЗАБАВНЫЕ ВОПРОСЫ

• Задавайте ребенку вопросы, в которых описывается предмет, не называя его, а используя сравнения и синонимы. Например, что такое:

  • жужжалка с крылышками? (пчела);
  • ноги у машины? (колеса);
  • лампочка на небе? (солнце);
  • чирикалка с крылышками? (птичка); 
  • длинный коврик из асфальта? (дорога, по которой
    вы едете);
  • поющая коробочка? (радио);
  • шляпа у домика? (крыша);
  • перчатки для ножек? (носочки) и т. д.

СЧИТАЛКИ

  • Считалки — нѳ только «объективный» способ выбрать водящего в игре, но и полезное занятие для развития речи и дикции: произносить считалку нужно быстро и четко, соблюдая ритм, а это не так просто!

На золотом крыльце сидели:

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей,

Не задерживай добрых и честных людей!

Раз, два, три, четыре!

Меня грамоте учили:

Не читать, не писать.

Только по полю скакать!

Я скакала, я скакала,

Себе ноженьку сломала,

Меня мама увидала

И за доктором послала.

Доктор едет на свинье.

Балалайка на спине,

А гитара — на носу!

Любит доктор колбасу!

Раз, два, три, четыре, пять.

Шесть, семь, восемь, девять, десять!

Надо, надо, надо спать!

И не надо куролесить!

Кто уснул — тот видит сон,

Кто не спит — тот выйди вон!

Ежик нес на именины

Полтора куля рябины

И корзиночку опят.

А тебе — водить опять!

У окна — калина.

У калины — Нота, Нина, Мила.

У Ноты — платок.

У Милы — венок.

А у Нины — цветок.

До-ре-ми-фа-соль-ля-си!

Села кошка на такси,

А котята прицепились

И бесплатно прокатились!

Забрался медведь в колоду,

Захотелось мишке меду.

Кто не верит — погляди

И из круга выходи!

Шел утенок по дорожке,

Видит он – лежат сапожки.

Стал сапожки он носить,

Выходи, тебе водить! 

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет:

Пиф-паф!

Ой-ой-ой!

Умирает зайчик мой.

Привезли его в больницу.

Он украл там рукавицу,

Привезли его в палату,

Он украл там шоколаду.

Привезли его домой –

Оказался он живой.

Шла лисица вдоль тропинки

И несла грибы, в корзинке:

Пять опят и пять лисичек —

Для лисы и для лисичек.

У Иванушки Жар-птица

Поклевала всю пшеницу.

Он ее ловил, ловил

И царевне подарил.

Нет Жар-птицы, нет пера,

А тебе водить пора!

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем в прятки мы играть.

Небо, звезды, луг, цветы —

Ты пойди-ка, поводи.

Вышел месяц из тумана,

Вынул ножик из кармана: —

Буду резать, буду бить —

Все равно тебе водить!

Ахи, ахи, ахи, ох!

Маша сеяла горох.

Уродился он густой.

Мы помчимся — ты постой!

Ежик, ежик, чудачок,

Сшил колючий пиджачок.

Встал в кружок и ну считать –

Нам водилку выбирать! 

Шли бароны по дороге.

Промочили в луже ноги,

Стали ноги вытирать:

Кто — платочком, кто — тряпицей,

Кто — дырявой рукавицей!

Черепаха хвост поджала

И за зайцем побежала,

Оказалась впереди.

Кто не верит — выходи!

Раз, два, три, четыре, пять!

Негде зайчику скакать —

Всюду ходит волк, волк,

Он зубами щелк, щелк!

А мы спрячемся в кусты,

Прячься, заинька, и ты.

Ты, волчище, погоди,

Как попрячемся, — иди!

Над горою солнце встало,

С неба яблоко упало,

По лазоревым лугам

Покатилось прямо к нам!

Покатилось, покатилось,

В речку с мостика свалилось.

Кто увидел — не дремли,

Поскорей его лови!

Кто поймал, тот молодец,

Ведь считалочке конец!

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар,

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, кто выходит?

Аты-баты, это я!

Подогрела чайка чайник,

Пригласила восемь чаек:

—        Приходите все на чай!
Сколько чаек?

Отвечай!

Дора, Дора, помидора,

Мы в саду поймали вора,

Стали думать и гадать,

Как бы вора наказать.

Мы связали руки-ноги

И пустили по дороге.

Вор шел, шел, шел

И корзиночку нашел.

В этой маленькой корзинке

Есть помада и духи,

Ленты, кружево, ботинки...

Что угодно для души?

  • Заяц белый, куда бегал?
  • В лес дубовый.
  • Что там делал?      
  • Лыко драл.
  • Куда клал?
  • Под колоду.
  • Кто украл?
  • Родион!
  • Выйди вон!

Тучи, тучи, тучи, тучи,

Скачет конь — большой, могучий,

Через тучи скачет он.

Кто не верит — выйди вон!

Трынцы-брынцы-бубенцы!

Раззвонились удальцы.

Диги-диги-диги-дон!

Выходи скорее вон!

Шла кукушка мимо сада.

Поклевала всю рассаду

И кричала: «Ку-ку-мак!»

Отжимай один кулак!

Шла кукушка мимо сети,

А за нею — малы дети.

Все кричали: «Ку-ку-мак!»

Убирай один кулак!

Шалуны-балуны,

Выбегайте во дворы,

Становитесь-ка играть,

Воеводу выбирать!

Воевода — из народа,

Выходи из хоровода!

А ты, добрый молодец,

Становись в самый конец!

Наша Маша рано встала,

Кукол всех пересчитала:

Две матрешки — на окошке

Две Аринки — на перинке,

Две Танюшки — на подушке

А Петрушка в колпачке —

На дубовом сундучке!

Плыл по морю чемодан,

В чемодане был диван.

На диване ехал слон.

Кто не верит — выйди вон!

Ехал мужик по дороге,

Сломал колесо на пороге.

Сколько гвоздей?

Говори поскорей!

Шел баран

По крутым горам.

Вырвал травку,

Положил на лавку.

Кто травку возьмет,

Тот вон пойдет!

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять!

Выплывает белый месяц!

Кто до месяца дойдет,

Тот и прятаться пойдет!

Конь ретивый с длинной гривой

Скачет, скачет по полям —

Тут и там! Тут и там!

Где проскачет он —

Выходи из круга вон!

Раз, два, три, четыре!

Кто живет у нас в квартире?

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щенок, сверчок и я —

Вот и вся моя семья!

Раз, два, три, четыре, пять!

Всех начну считать опять!

Раз, два, три, четыре, пять!

Нам друзей не сосчитать,

А без друга в жизни туго.

Выходи скорей из круга!

Раз, два, три, четыре!

Жили мышки на квартире:

Чай пили, чашки били,

По три денежки платили!

Кто не хочет заплатить —

Вот тому теперь водить!

Шишел-мышел

Сел на крышу.

Шишел-мышел

Взял — и вышел!

Раз, два, три, четыре, пять!

Я опять иду искать!

Кто не спрятался —

Я не виноват!

Эники-беники

Ели вареники,

Эники-беники-бац!

Эне-бене, рики-факи,

Турбо-урбо, сентябряки,

Дэу-дэу-краснодэу-бац!

Раз, два, три, четыре, пять!

Начинаю всех считать!

Шесть, семь, восемь, девять, десять!

Мы всегда играем вместе.

Ты из круга выходи — и води!

Ехала машина темным лесом

За каким-то интересом,

Инте-инте-интерес —

Выходи на букву «С»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...

Консультация для родителей "Развитие речи детей 2-3 лет и специальные игры, способствующие развитию речи детей"

Дети в возрасте 2-3 лет развиваются довольно быстро во всех сферах. Это относится и к речи. Речь является главным средством общения людей. Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зав...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.

В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....

Консультация «Развитие речи детей 4-5 года жизни. Пальчиковые игры для развития речи детей»

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЁРТОГО - ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ.   Пальчиковые игры для развития речи детей. (воспитатель Головачева В.А.)   Главное направление в развитии речи ребенка на пятом...