Занятие "Зимушка-зима"
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Логопедическое занятие по развитию речи детей подготовительной к школе группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Зимушка-зима»
Цель: уточнить и закрепить представления детей по теме «Зима».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Уточнить и расширить представление о зиме, её приметах;
- Уточнить и активизировать словарь по теме «Зима»: учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия;
- совершенствовать лексико-грамматический строй речи: учить употреблять существительные в единственном и множественном числе; совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.
Коррекционно-развивающие:
- учить правильнее и точнее выражать свои мысли;
- развивать зрительное и слуховое внимание, мышление; артикуляционную моторику, координацию речи с движением;
- развивать речевое дыхание.
Коррекционно-воспитательные:
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. - Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением зимы, снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках, графическое изображение снеговика, конверт с письмом, картинки: лыжи, коньки, санки, снеговик, горка, заяц, лиса, волк, белка, лось, мышь
Ход занятия:
I. Организационный момент.
-Ребята, я приглашаю вас в круг, чтобы поприветствовать друг друга возьмитесь за руки.
Собрались ребята в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся!
-Ребята, сегодня утром я получила необычное письмо.
(Слайд или конверт с письмом. Текст письма: )
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Джинни. Я живу в далёкой жаркой Африке, где круглый год светит солнце, а вокруг пальмы, на которых растут бананы и кокосы. У нас все времена года похожи друг на друга. Но я слышала, что в России на Урале бывает настоящая зима! Снежная и морозная! Надеюсь, вы расскажете мне больше о настоящей зиме! Жду вашего ответа. Ваш друг, Джинни.»
- А вы хотите помочь Джинни узнать побольше о настоящей Уральской зиме?
-А как вы думаете что для этого можно сделать?
- Я предлагаю вам собрать для Джинни посылку с зимними картинками. В свободное время она сможет рассмотреть эти картинки со своими друзьями. И узнает много интересного о зиме.
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика.
- Чтоб наш рассказ получился четким и красивым - предлагаю размять наш язычок. ( «Улыбочка», «Заборчик», «Часики», «Маляр», «Лошадка»)
- Чтоб от зимнего холода нам не замерзнуть, давайте погреем речки.
Дыхательная гимнастика «Греем ручки» .
2. Составление предложений о зиме.
-Ребята, а вы знаете сколько месяцев длится зима? (3 месяца)
-А какие это месяцы? (Декабрь, Январь, Февраль)
-Послушайте какое красивое стихотворение я нашла в книге, и скажите о каких приметах зимы здесь говорится? (Слайды или картинки с ответами детей)
Зима.
Снегом замела дорожки, разукрасила окошки,
Горки снега навалила, всех на санках прокатила,
Дни совсем укоротила, ну а ночи удлинила,
На юг птиц отправила, медведя спать заставила,
Всех людей укутала, ничего не спутала.
Это к нам пришла сама раскрасавица зима.
(-Зимой идет снег и заметает все дорожки.
-Зимой мороз рисует на окошках узоры
-Зимой много сугробов.
-Зимой дети катаются на санках.
-Зимой дни короткие, а ночи длинные.
- Зимой птицы улетают на юг.
- Медведь зимой впадает в спячку.
- Зимой люди одеваются теплее.)
-Молодцы ребята, вы о всех приметах зимы рассказали правильно. Давайте все эти картинки положим в посылку Джинни.
3.Образование относительных прилагательных.
- Ребята, а я предлагаю поиграть в интересную музыкальную игру. А поможет нам в этом веселый снежок. Согласны?
-Тогда слушайте правила игры. Пока играет музыка мы передаем снежок из рук в руки. А как музыка кончится, отвечаете на мой вопрос тот ребенок, в руках у которого оказался снежок.
-Если зима началась рано, то зима какая? (Зима ранняя.)
-Если зимой много снега, то зима какая? (Зима снежная)
-Если зимой воет вьюга, то зима какая? (Зима вьюжная)
-Если зимой холодно, то зима какая? (Зима холодная)
-Если зимой суровый мороз, то зима какая? (Зима морозная, суровая)
-Если зимой дуют ветры, то зима какая? (Зима ветреная)
-Если зима продолжается долго, то зима какая? (Зима долгая)
- Молодцы ребята, вы прекрасно ответили на мои вопросы
4. Развитие навыков звукового анализа.
- Действительно, ребята, зима у нас бывает разная. Но холодными, суровыми и снежными зимами нас не запугать, ведь мы с вами живем на Урале, значит мы кто? (Уральцы)
- Но зима не только холодное время года, а еще и праздничное? Почему? (Новый год)
-Как мы можем описать Новый год Джинни? (Это праздник, Дед Мороз, Снегурочка, Ёлка, хоровод)
– Отправим Новогоднюю открытку для Джинни? (Да)
-А еще зима у нас бывает спортивная. Я приготовила для вас загадки о зимних забавах. Попробуем отгадать?
- Мои новые дружки и блестящи, и легки,
И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)
- Две новые кленовые подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи)
- Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.
За верёвочку-узду через двор коня веду,
С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)
- Меня не растили – из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глазки – угольки, ручки – сучки.
Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)
- Не легко иногда
Забираться туда,
Но легко и приятно
Прокатиться обратно. (Горка)
-Вы молодцы, загадки разгадываете замечательно. Но это было бы слишком просто.
-А теперь посмотрите на наши отгадки и назовите и назовите мне слово в котором звук (Л) в начале слова? (Лыжи)
-Назовите слово в котором звук (К) в конце слова ? (Снеговик)
- Назовите слово в котором звук (Р) в середине слова? (Горка)
- Назовите слово в котором звук (к) в начале слова, а звук (и) в конце слова? (Коньки)
-Молодцы, ребята, давайте отправим Джинни наши картинки.
5. Физминутка «Снежинки».
Мы снежинки увидали.
Со снежинками играли.
Они вправо полетели.
Глазки вправо посмотрели.
Затем влево полетели.
Глазки влево посмотрели.
Ветер вверх их поднимает.
И на землю опускает.
Дети смотрят вверх и вниз.
Снежинки на землю улеглись.
6. Образование родственных слов.
- Да, ребята, всем нам нравится снежная зима! Снег белый, пушистый, красивый! Не было бы без него вашей любимой забавы – игры в снежки. А вот интересно, есть ли у слова «снег» родственники, правильнее сказать родственные слова? У вас ребята, есть родственники? Кто это такие? (Близкие вам люди) Давайте проверим, есть ли у слова снег родственные слова, слова похожие на слово «СНЕГ»! Я буду начинать фразу, а вы её все вместе заканчивать:
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (снег)
С неба все скользят пушинки - серебристые. (снежинки)
Вот веселье для ребят - все сильнее. (снегопад)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в. (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился. (снеговик)
Рядом снежная фигурка - это девочка. (Снегурка)
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой. (снегири)
(на экране появляется коллаж из названных слов) (картинки)
- Как много родственных слов у слова «Снег». Кто был внимательным и скажет, какой первый звук слышится во всех этих словах? Кто мне расскажет о звуке С? Какой он?
- Отправим эти картинки Джинни?
7. Образование притяжательных прилагательных.
–Мы с вами уже о многом рассказали Джинни, и собрали довольно увесистую посылку. Но мне все время кажется, что мы забыли упомянуть о чем-то очень важном. Как вы думаете о чем?
- мне кажется, мы не рассказали о том месте где зимой больше всего белого и чистого снега, где очень спокойно, и очень красиво в любое время года, но особенно зимой. Это лес и лесные жители.
- А вы бы хотели сейчас как по волшебству оказаться в зимнем лесу? Тогда закройте глаза, опустите головы и послушай те волшебную музыку. (Зимний лес слайд и картинка)
- Красиво в зимнем лесу!
_ Скажите, каких животных мы можем встретить в зимнем лесу? (Заяц, лиса, волк, белка, лось, мышь)
- Животные хотели бы поиграть с вами в игру «Чей хвост?»
- Чей хвост у зайца? (заячий)
- Чей хвост у волка? (волчий)
- Чей хвост у лисы? (лисий)
- Чей хвост у белки? (беличий)
- Чей хвост у мыши? (мышиный)
- Чей хвост у лося? (лосиный)
-А почему мы не назвали медведя и ежика? (они в спячке)
- Отправим эти картинки Джинни?
- Закрываем глазки и отправляемся обратно в детский сад. (Звучит музыка)
8. Рефлексия.
- Ну вот мы и вернулись.
Ребята, вы хорошо потрудились и наша посылка уже наполнена картинками для Джинни. Теперь она точно не забудет, какая же на самом деле бывает зима на Урале.
Скажите чем же мы сегодня занимались?
- ( Собирали картинки для африканской девочки Джинни, чтоб познакомить ее с Уральской зимой.)
- (рассказывали о приметах зимы.)
- (Отгадывали загадки. Находили звуки в словах.)
-( Находили родственные слова к слову «Снег»)
-( Играли в игру «Чей хвост»)