Анализ методического пособия «Формирование художественно-речевых навыков у детей 5-7 лет: занятия по былинам, богатырские игры и потешки»
материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Родионова Вера Анатольевна

Анализ  методического пособия «Формирование художественно-речевых навыков у детей 5-7 лет: занятия по былинам, богатырские игры и потешки»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodionova_v.a.docx32.96 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ  методического пособия «Формирование художественно-речевых навыков у детей 5-7 лет: занятия по былинам, богатырские игры и потешки»

Выходные данные

Кому адресована книга

Структура методического пособия

Структура конспектов занятий по развитию речи

Пример занятия

Педагогическая значимость пособия

Формирование художественно-речевых навыков у детей 5-7 лет: занятия по былинам, богатырские игры и потешки/ авт.-сост.Т.М, Пименова, В.В.Архипова. - Волгоград: Учитель,2014.-90с.

В пособии предлагаются календарно -тематическое планирование и модели занятий, разработанные в соответствии с ФГТ на основе интеграции образовательных областей "Коммуникация", "Социализация", "Чтение художественной литературы", "Познание", "Физическая культура", "Музыка", направленные на формирование художественно-речевых навыков, развитие познавательного интереса к истории и литературному наследию страны, воспитание любви к родному языку и Родине у детей старшей и подготовительной групп.
В содержание включены занятия-путешествия по былинам, фольклорный материал, богатырские игры, беседа, викторина, конкурс для любознательных, блицтурнир для детей и родителей, словарь древнерусских слов.
Предназначено воспитателям, методистам дошкольных образовательных учреждений, родителям дошкольников.

  1. Введение   

  1. Пояснительная записка   

  1. Примерный план работы с родителями   

  1. Календарно-тематический план работы с детьми 5–7 лет   

  1. Консультация для родителей «Былины»   

Занятие 1. Тема: «Весела была беседа»

  1. Цели.
  2. Оборудование.

  1. Ход занятия (игры)

  1. Новая часть занятия

  1. Физкультминутка

     Игра «Слепой     козёл»

  1. Итог занятия.

Занятие 2. Тема: «Былины – кладезь народной мудрости»

  1. Цели.
  2. Оборудование.

  1. Ход занятия (игры)

  1. Новая часть занятия

Чтение былины «Илья Муромец и Соловей - разбойник"

  1. Итог занятия.

Занятие 1.

«Весела была беседа».

Цель:

Формировать представления о предметах быта в русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка; обогащать словарный запас названиями предметов быта;

Воспитывать устойчивый интерес и уважение  истории и культуре русского народа.

Оборудование: иллюстрации с изображением предметов быта, а также реальные предметы быта, характерные для Древней Руси: печь, прялка, чугунок, коромысло, ухват, самовар.

Ход занятия:

  1. Встреча с хозяйкой.

Дети рассматривают атрибуты русской избы и слушают рассказ Хозяйки.

  1. Чаепитие.

Хозяйка приглашает детей попить чаю из самовара с традиционными русскими угощениями: Сушками, крендельками, мелко колотым сахаром, разным варением.

  1. Рассматривание предметов быта.

Рассматривание предметов быта,

Хозяйка обращает внимание, что всё в избе делалось своими руками

  1. Игра «Слепой козёл»
  2. Итог занятия.

Вопросы:

-У кого мы были?

-Какие предметы мы рассматривали?

-Кто делал эти предметы?

-Какие поговорки вы запомнили?

-В какую игру мы играли?

Основной целью воспитательно-образовательной работы педагогов дошкольных учреждений сегодня является качественная, своевременная подготовка детей к школьному обучению.

Методическая работа сводится к диагностической проверке готовности дошколят вступить на порог школы. Особую важность этот процесс приобретает в старшей и подготовительной группах: об интеллектуальном развитии ребенка заботятся все окружающие его взрослые. В связи с этим к минимуму сводится воспитание интереса к окружающему миру, Родине, искусству, хотя педагогам известна безграничная любознательность детей именно в старшем дошкольном возрасте.

Авторы-составители пособия отмечают немаловажное значение художественной литературы в воспитании и развитии дошкольников. Пополнение литературного багажа ребенка воспитывает его читателем, способным сопереживать происходящее с героями книг, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Следует обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения), помочь им почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову, формировать художественно-речевые навыки. Особый интерес в воспитательно-педагогическом процессе представляет героический эпос, а именно былины.

Подбор малых форм фольклора по теме:

 «Былины, пословицы и поговорки, богатырские потешки»

(Подготовительная  группа)

     

Былины

Алёша Попович и Тугарин Змеевич

Вавила и скоморохи

Вольга и Микула Селянинович

Добрыня и Алёша

Добрыня и Змей

Иван - гостиный сын

Илья Муромец и Калин-царь

Илья Муромец и Соловей Разбойник

Садко

Ставр Годинович

Былины в прозе

Вольга Всеславьевич 
Микула Селянинович 
Святогор-богатырь 
Алеша попович и Тугарин Змеевич 
Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча
Как Илья из Мурома богатырем стал 
Первый бой Ильи Муромца 
Илья Муромец и соловей-разбойник 
Илья избавляет Царьград от идолища 
На заставе богатырской 
Три поездки Ильи Муромца 
Как Илья поссорился с князем Владимиром 
Илья Муромец и Калин-царь
Про прекрасную Василису Микулишну
Соловей Будимирович 
О князе Романе и двух королевичах.

Сказки по мотивам русских былин и сказаний

Рождение богатыря (по одноимённой былине) Валерий Темнухин

Зачин    Валерий Темнухин

Святослав   Валерий Темнухин

 Плач Ярославны  Валерий Темнухин

Три богатыря          С. Боровский

Три богатыря (продолжение)   С. Боровский

Богатырские потешки

  • Если богатырь на страже,

Может быть уверен каждый-

От врагов защищена

Наша матушка земля

  • Ой, вы гой, если, люди добрые.

Много ходим мы по родным степям,

Охраняем землю Русскую

От врагов лютых, гостей непрошеных!

Век стоит Русь – не шатается!

И век простоит – не шелохнётся.

  • А и сильны могучие богатыри

На славной Руси!

Не скакать врагам по родной земле!

Не топтать коням землю Русскую!

Не затмить им солнца наше красное.

Не держать в плену наших девушек.

Пословицы

На вид богатырь, а сердце как у птенца. 

Плохой воин — богатырь для своих знакомых. 


Хорош богатырь, коли, пьян с вина на алтын. 


Каждый сам себе богатырь. 


Богатство — до первого бурана, богатырь — до первой пули. 


Богач не бессмертен и богатырь не вечен. 


Богатырь умрёт, имя его останется.

 
В знакомом месте чтут силу, в незнакомом — одежду. 


Не родом богатырь славен, а подвигом. 


Головой думай, а силой борись.


В руке джигита сила львиной лапы. 
Дуб, словно богатырь стоит, не шелохнется.


Щедрый не хвастается подарком, богатырь не

отказывается от сказанного. 


Богатырь — от силы, красноречивый — от мудрости. (Киргизская пословица)


Кто на свою силу надеется — не угрожает. (Абхазская пословица)


Богатыря узнаешь на поле брани. 

Ни с кем не бранюсь и никого не боюсь.

Смелый боец в бою молодец.

  • Кто смел тот и цел.
  • Смелый побеждает, а трус погибает.
  • Храбрый тот, кто навстречу страхам идет.
  • Герои никогда не умирают, он вечно в народе живёт.

Пословицы и поговорки о добре и зле

  • Жизнь дона на добрые дела
  • Учись добру худое на ум не пойдёт.
  • Добру расти, а худу ползком ползти.
  • Добро наживай, а худо изживай.
  • Добро на худо не меняют.
  • Доброго чти, а злого не жалей.
  • За добро плати добром.
  • Добро помни твердо.
  • Добро творить – себя веселить.
  • Добра желаешь – добро делай.
  • Час в добре поживешь, все горе позабудешь.
  • Не ищи красоты, ищи доброты.
  • Не хвались серебром, а хвались добром.
  • Добрый человек придет, словно свету принесет.
  • Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
  • Доброе дело два века живет.

Загадки о богатырях

  • Рубашку такую не вяжут, не шьют,

     Её из колечек железных плетут

(кольчуга)

  • Железная шапка с острым концом,

А спереди клюв навис над лицом

(шлем)

  • Оружие это трудно поднять,

Не просто поднять, а в руке удержать,

Снести им легко было голову с плеч,

Ну что догадались? Конечно же…

 (меч)

  • Чтоб грудь защитить от ударов врага,

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит,

Тяжелый, блестящий, раскрашенный…

(щит)


Настольно – печатная игра

Играй-ка - соображай-ка №13. Игры для развития мыслительной и речевой деятельности, математических представлений у старших дошкольников. СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО-ПРЕСС»-2014.

Структурный компонент игры

  1. Задача игры
  2. Наглядный материал
  3. Ход игры

Настольно – печатная игра

«Семь богатырей»

Ход игры

Водящий раздаёт играющим плоскостные изображения.

Примеры задания водящего:

-Расставьте богатырей в ряд от самого высокого до самого низкого.

-Сосчитай богатырей по порядку, начиная с самого высокого.

 (Первый, второй, третий, четвёртый, пятый, шестой, седьмой.)

-У которого по счету богатыря золотистый шлем?

(Золотистый шлем у третьего богатыря.)

-У которого богатыря по счету богатыря зелёный шит?

(У шестого богатыря зеленый шит.)

………………….

 -Положите Камень между шестым и седьмым богатырями.

-Где лежит камень?

(Камень лежит между шестым и седьмым богатырями.)

………………….

-Положите Коня между четвёртым и пятым богатырями.

-Где стоит конь?

(Конь стоит  между четвёртым и пятым богатырями.)

……………..

-Который богатырь самый старший? Как вы думаете?

 -Первый богатырь самый старший.

-Почему вы так думаете?

(Первый богатырь самый старший, потому что он самый высокий.)

-Который богатырь самый младший?

-Седьмой богатырь самый младший.

…………….

Цель:  

Совершенствование навыков количественного и порядкового счета, навыков пространственной ориентировки, временных представлений. Формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь, зрительного восприятия и внимания.

Наглядный материал:

На каждого играющего:

 Изображения коня, камня,  семи богатырей разного размера, фишки.

Игровая задача:

 Правильно и быстро выполнять задания, данные водящим. Получить за правильные ответы наибольшие количество фишек.

Игровые правила:

В игре участвуют от 2 до 4 детей.

Время игры от 10 до 20мин.

Каждый ребёнок получает свой набор с плоскостными изображениями.

Дети выполняют задания данные водящим.

Кто первый дает правильный ответ получает фишку. За неверный ответ игрок отдает фишку водящему.

Выигрывает тот, у кого больше всего фишек.

Игровые действия:

Класть плоскостные  изображения в определенной последовательности, отвечать на вопросы полными связанными ответами.

 Итог игры:

Выигрывает тот, кто правильно и быстро выполнил задания, данные водящим. Закончил игру с наибольшим количеством фишек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста " Играем с мишкой"

Материал конспекта поможет совершенствованию понимания речи детьми, развитию чувства ритма и фонематического восприятия, обучению действию по словесной инструкции....

Дидактические игры на формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Подборка дидактических игр, направленных на формирование кгн у детей раннего возраста...

Особенности формирования художественно – речевых способностей у детей с общим недоразвитием речи.

У дошкольников с общим недоразвитием речи  имеются нарушения  интонационной выразительности, процессов  восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения.Cовершенствование...

Презентация к занятию по формированию художественно-речевых навыков (подготовительная группа)

Презентация к занятию по формированию художественно-речевых навыков (подготовительная группа). В гостях у Василисы Микуличны и Ставра Годиновича...

Презентация к занятию по формированию художественно-речевых навыков (подготовительная группа). Былина "Садко"

Презентация к занятию по формированию художественно-речевых навыков (подготовительная группа). По былинам...

Семинар (выступление) «Познавательное развитие дошкольников путем формирования художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста»

       В дошкольном возрасте познание – это знакомство ребенка с окружающей действительностью, эмоциональное освоение мира, включающие развитие всех познавательных про...