Анализ методического пособия «Формирование художественно-речевых навыков у детей 5-7 лет: занятия по былинам, богатырские игры и потешки»
материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Анализ методического пособия «Формирование художественно-речевых навыков у детей 5-7 лет: занятия по былинам, богатырские игры и потешки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodionova_v.a.docx | 32.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ методического пособия «Формирование художественно-речевых навыков у детей 5-7 лет: занятия по былинам, богатырские игры и потешки»
Выходные данные | Кому адресована книга | Структура методического пособия | Структура конспектов занятий по развитию речи | Пример занятия | Педагогическая значимость пособия |
Формирование художественно-речевых навыков у детей 5-7 лет: занятия по былинам, богатырские игры и потешки/ авт.-сост.Т.М, Пименова, В.В.Архипова. - Волгоград: Учитель,2014.-90с. | В пособии предлагаются календарно -тематическое планирование и модели занятий, разработанные в соответствии с ФГТ на основе интеграции образовательных областей "Коммуникация", "Социализация", "Чтение художественной литературы", "Познание", "Физическая культура", "Музыка", направленные на формирование художественно-речевых навыков, развитие познавательного интереса к истории и литературному наследию страны, воспитание любви к родному языку и Родине у детей старшей и подготовительной групп. |
| Занятие 1. Тема: «Весела была беседа»
Игра «Слепой козёл»
Занятие 2. Тема: «Былины – кладезь народной мудрости»
Чтение былины «Илья Муромец и Соловей - разбойник"
| Занятие 1. «Весела была беседа». Цель: Формировать представления о предметах быта в русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка; обогащать словарный запас названиями предметов быта; Воспитывать устойчивый интерес и уважение истории и культуре русского народа. Оборудование: иллюстрации с изображением предметов быта, а также реальные предметы быта, характерные для Древней Руси: печь, прялка, чугунок, коромысло, ухват, самовар. Ход занятия:
Дети рассматривают атрибуты русской избы и слушают рассказ Хозяйки.
Хозяйка приглашает детей попить чаю из самовара с традиционными русскими угощениями: Сушками, крендельками, мелко колотым сахаром, разным варением.
Рассматривание предметов быта, Хозяйка обращает внимание, что всё в избе делалось своими руками
Вопросы: -У кого мы были? -Какие предметы мы рассматривали? -Кто делал эти предметы? -Какие поговорки вы запомнили? -В какую игру мы играли? | Основной целью воспитательно-образовательной работы педагогов дошкольных учреждений сегодня является качественная, своевременная подготовка детей к школьному обучению. Методическая работа сводится к диагностической проверке готовности дошколят вступить на порог школы. Особую важность этот процесс приобретает в старшей и подготовительной группах: об интеллектуальном развитии ребенка заботятся все окружающие его взрослые. В связи с этим к минимуму сводится воспитание интереса к окружающему миру, Родине, искусству, хотя педагогам известна безграничная любознательность детей именно в старшем дошкольном возрасте. Авторы-составители пособия отмечают немаловажное значение художественной литературы в воспитании и развитии дошкольников. Пополнение литературного багажа ребенка воспитывает его читателем, способным сопереживать происходящее с героями книг, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Следует обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения), помочь им почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову, формировать художественно-речевые навыки. Особый интерес в воспитательно-педагогическом процессе представляет героический эпос, а именно былины. |
Подбор малых форм фольклора по теме:
«Былины, пословицы и поговорки, богатырские потешки»
(Подготовительная группа)
Былины | Алёша Попович и Тугарин Змеевич Илья Муромец и Соловей Разбойник |
Былины в прозе | Вольга Всеславьевич |
Сказки по мотивам русских былин и сказаний | Рождение богатыря (по одноимённой былине) Валерий Темнухин Зачин Валерий Темнухин Святослав Валерий Темнухин Плач Ярославны Валерий Темнухин Три богатыря С. Боровский Три богатыря (продолжение) С. Боровский |
Богатырские потешки |
Может быть уверен каждый- От врагов защищена Наша матушка земля
Много ходим мы по родным степям, Охраняем землю Русскую От врагов лютых, гостей непрошеных! Век стоит Русь – не шатается! И век простоит – не шелохнётся.
На славной Руси! Не скакать врагам по родной земле! Не топтать коням землю Русскую! Не затмить им солнца наше красное. Не держать в плену наших девушек. |
Пословицы | На вид богатырь, а сердце как у птенца. Плохой воин — богатырь для своих знакомых.
отказывается от сказанного.
Ни с кем не бранюсь и никого не боюсь. Смелый боец в бою молодец.
|
Пословицы и поговорки о добре и зле |
|
Загадки о богатырях |
Её из колечек железных плетут (кольчуга)
А спереди клюв навис над лицом (шлем)
Не просто поднять, а в руке удержать, Снести им легко было голову с плеч, Ну что догадались? Конечно же… (меч)
Уж вы это знаете наверняка, На левой руке у героя висит, Тяжелый, блестящий, раскрашенный… (щит) |
Настольно – печатная игра
Играй-ка - соображай-ка №13. Игры для развития мыслительной и речевой деятельности, математических представлений у старших дошкольников. СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО-ПРЕСС»-2014. | Структурный компонент игры
|
Настольно – печатная игра «Семь богатырей» Ход игры Водящий раздаёт играющим плоскостные изображения. Примеры задания водящего: -Расставьте богатырей в ряд от самого высокого до самого низкого. -Сосчитай богатырей по порядку, начиная с самого высокого. (Первый, второй, третий, четвёртый, пятый, шестой, седьмой.) -У которого по счету богатыря золотистый шлем? (Золотистый шлем у третьего богатыря.) -У которого богатыря по счету богатыря зелёный шит? (У шестого богатыря зеленый шит.) …………………. -Положите Камень между шестым и седьмым богатырями. -Где лежит камень? (Камень лежит между шестым и седьмым богатырями.) …………………. -Положите Коня между четвёртым и пятым богатырями. -Где стоит конь? (Конь стоит между четвёртым и пятым богатырями.) …………….. -Который богатырь самый старший? Как вы думаете? -Первый богатырь самый старший. -Почему вы так думаете? (Первый богатырь самый старший, потому что он самый высокий.) -Который богатырь самый младший? -Седьмой богатырь самый младший. ……………. | Цель: Совершенствование навыков количественного и порядкового счета, навыков пространственной ориентировки, временных представлений. Формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь, зрительного восприятия и внимания. Наглядный материал: На каждого играющего: Изображения коня, камня, семи богатырей разного размера, фишки. Игровая задача: Правильно и быстро выполнять задания, данные водящим. Получить за правильные ответы наибольшие количество фишек. Игровые правила: В игре участвуют от 2 до 4 детей. Время игры от 10 до 20мин. Каждый ребёнок получает свой набор с плоскостными изображениями. Дети выполняют задания данные водящим. Кто первый дает правильный ответ получает фишку. За неверный ответ игрок отдает фишку водящему. Выигрывает тот, у кого больше всего фишек. Игровые действия: Класть плоскостные изображения в определенной последовательности, отвечать на вопросы полными связанными ответами. Итог игры: Выигрывает тот, кто правильно и быстро выполнил задания, данные водящим. Закончил игру с наибольшим количеством фишек. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста " Играем с мишкой"
Материал конспекта поможет совершенствованию понимания речи детьми, развитию чувства ритма и фонематического восприятия, обучению действию по словесной инструкции....
Дидактические игры на формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
Подборка дидактических игр, направленных на формирование кгн у детей раннего возраста...
Особенности формирования художественно – речевых способностей у детей с общим недоразвитием речи.
У дошкольников с общим недоразвитием речи имеются нарушения интонационной выразительности, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения.Cовершенствование...
Презентация к занятию по формированию художественно-речевых навыков (подготовительная группа)
Презентация к занятию по формированию художественно-речевых навыков (подготовительная группа). В гостях у Василисы Микуличны и Ставра Годиновича...
Презентация к занятию по формированию художественно-речевых навыков (подготовительная группа). Былина "Садко"
Презентация к занятию по формированию художественно-речевых навыков (подготовительная группа). По былинам...
Семинар (выступление) «Познавательное развитие дошкольников путем формирования художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста»
В дошкольном возрасте познание – это знакомство ребенка с окружающей действительностью, эмоциональное освоение мира, включающие развитие всех познавательных про...
Презентация практического материала «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ТРЕНАЖЕРОВ И НАГЛЯДНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ»
Дошкольникам не просто понять сам процесс дыхания. Этот навык лучше отрабатывать, применяя наглядность....