Предметно-пространственная среда, способствующая развитию связной речи дошкольников
проект по развитию речи (старшая группа) на тему
Содержание данного проекта направленно на формирование у детей языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи, интереса к разным сторонам языковой действительности, речевого самоконтроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 98.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по теме:
«Предметно-пространственная среда, способствующая развитию связной речи дошкольников»
Автор: Чернолуцкая Наталья Федоровна
Актуальность проекта
Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает требования к структуре образовательной программы дошкольного образования в качестве основной цели педагогической работы – индивидуальное развитие каждого ребенка. В стандарте так же учитываются индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. И одним из направлений образовательной программы является создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Познавательное и речевое развитие детей является, чуть ли не главными аспектами в образовании детей. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, наблюдении на прогулке зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и социальное положение в детском сообществе. Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды.
Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
И в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта в дошкольное образование возникла остро проблема по созданию развивающей образовательной среды для позитивной социализации и личностного развития каждого ребенка.
Специально организованное жизненное пространство должно стимулировать активность ребенка, создавать возможность для успешного речевого развития. Оно должно позволять ребенку проявлять свои способности на занятиях, в свободной деятельности. Помогать чувствовать себя уверенно, способствовать в целом всестороннему гармоничному развитию личности.
Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением педагога.
Нарушения речи оказывают отрицательное влияние на общее развитие ребенка, являются препятствием для успешного освоения образовательной программы ДОУ, а в перспективе - школьной программы, а также могут стать причиной школьной дезадаптации.
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста является целесообразной, т.к., с одной стороны, она может носить профилактический характер в работе с детьми, не имеющими речевых и психоэмоциональных нарушений. С другой стороны, может приносить реальную пользу детям, у которых речевое и эмоциональное развитие не соответствует возрастной норме. Л.С.Выготский писал: “Ранний возраст является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития, от того как в этот сенситивный период организуется речевое и эмоциональное воздействие, зависит его речевая и познавательная деятельность в будущем”.
Создание в детском саду пространства, в котором могут одновременно включаться в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельные дети, так и группы детей разных возрастов, – особенно актуально и в связи с введением в действие новых образовательных стандартов.
Я работаю воспитателем группе с детьми, имеющими речевые нарушения, и меня особо волнует вопрос создания предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. Для успешной социализации данной категории детей в обществе необходимы особые условия развивающей образовательной среды.
Цель проекта
Создание в ДОУ предметно-развивающей среды, стимулирующей речевую активность и развитие речемыслительной деятельности детей, с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования для успешного развития детей, имеющих речевые нарушения в процессе реализации проекта.
Задачи проекта
- обогатить среду ДОУ элементами, стимулирующими речевое развитие ребенка;
- сформировать у детей активное познавательное отношение к окружающему миру предметов, людей, природы;
- создать условия для совместного творчества (речевого, продуктивного, двигательного, игрового);
- создать условия для развития коммуникативных навыков на основе общих игровых интересов;
- организовать деятельность, предполагающую освоение окружающего мира не через объяснение и трансляцию готовой информации, а через самостоятельное ее “открытие” и освоение на предметной основе в активной детской деятельности.
- разработать план мероприятий по активизации деятельности педагогов по созданию предметно-развивающей среды с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей;
- включить в проект взаимодействие педагогического коллектива и семьи детей;
- развивать коммуникативные возможности детей с учетом предметно-развивающей среды дошкольного учреждения.
Участники проекта
Дети в возрасте 4-5 лет, имеющие речевые нарушения, воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, семьи детей.
Шаги реализации проекта:
- Мастер-класс для родителей “Предметно-развивающая среда как стимул речевого развития”.
- Разработка мини-проектов по каждой возрастной группе и утверждение их на педагогическом совете.
- Самообразование педагогов по изучению темы “Предметно-развивающая среда ДОУ”.
- Обсуждение с воспитателями путей реализации проекта.
- Мастер-класс для воспитателей “Изготовление дидактических пособий по развитию речи”.
- Презентация материала на родительских собраниях.
- Привлечение родителей к участию в изготовлении дидактических игр и пособий по развитию речи.
- Планирование и разработка сценария итогового мероприятия.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Педагогами изучены новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников
- Организована развивающая предметно-пространственная среда согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов
- У педагогов сформированы понятия: развивающей предметно-пространственная среда, принципы, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в группах развивающей среды соответственно ФГОС.
- Родители содействуют созданию комфортной развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ
Оценка эффективности реализации проекта
Реализуя проект по созданию предметно-развивающей среды, с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования был проведен мониторинг, в котором отражена положительная динамика речевого развития детей. Этот результат был, достигнут комплексным и системным подходом педагогического состава по развитию коммуникативных возможности детей с учетом предметно-развивающей среды дошкольного учреждения. В течение 6 месяцев мы достигли небольших, но значимых результатов по созданию благоприятной предметно-развивающей среды.
В группе оформлены познавательно-речевые уголки, представляющие возможность ребенку действовать индивидуально. Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации познавательных игр и занятий по развитию речи детей: нестандартные пособия для проведения артикуляционных упражнений, пальчиковых игр, дыхательной гимнастики, физкультминуток, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры. Широко внедряем информационные и коммуникационные технологии в образовательный процесс.
Театральный уголок – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.
В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, варежковый, перчаточный, пальчиковый и настольный виды театра. Педагог вместе с воспитанниками готовит костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.
Уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности:
- Кукольный театр (Теремок, Волк и семеро козлят, Кот в сапогах)
- Настольный театр (Три поросенка, Кот в сапогах, Колобок, Теремок, Зимовье, Маша и медведь)
- Театр лопаток (Вол и лиса, Колобок, Три медведя и т. д.)
- Настольные игры из серии «Играем в сказку»
- Пальчиковый театр
- Театр с игрушками Бибабо
- Театр картинок
- Перчаточный
- Гримм
- Маски персонажей и костюмы
- Музыкальные инструменты
- Диски с музыкой и сказками
- Декорации и ширма
- Портреты великих композиторов
- Картотека музыкальных и театрализованных игр
Природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Воспитателю необходимо подобрать и разместить в нем растения, требующие разных способов ухода, приготовить необходимое оборудование: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.
В природном уголке будут уместны детские поделки из природного материала, экспонаты природы, икебаны, гармонично расставленные на полках. Предусмотренные здесь же подставки на роликах для кашпо с цветами позволят даже детям легко перемещать растения по группе и ухаживать за ними.
С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера.
Рядом, под зеленым искусственным деревом причудливой формы, можно расставить пуфики и поиграть в свободные игры.
Уголок природы и экспериментирования с водой и песком:
- Календарь природы
- Картотека прогулок, опытов, экспериментирования
- Настольно-печатные игры по экологии (Ботаническое лото, лото растений и животных, В саду ли в огороде, Времена года)
- Домино (фрукты, овощи, животные и т. д.)
- Пазлы
- Таблицы
- Мини лаборатории
- Мини музей «Вода-волшебница»
Для центра искусства "Юный художник» отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, припасенные впрок, находятся в тумбах под навесными полками. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла.
Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде "Творческие идеи", к которому имеется свободный доступ. Нередко здесь же организуется персональная выставка работ того или иного ребенка. Наряду с детскими работами вывешиваются иллюстрации известных художников, что повышает самооценку воспитанников и способствует их самоутверждению.
Уголок для изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации, моделирования)
- Акварель
- Гуашь
- Кисти разных размеров и материалов
- Бумага разной фактуры
- Ножницы
- Трафареты
- Палитры
- Пластилин
- Глина
- Тесто для лепки
- Формы для лепки
- Карандаши
- Фломастеры
- Дидактический материал из серии «Искусство детям»
- Настольно-печатные игры (Чудо узоры, «Цветные карандашики»)
- Схемы смешивания красок
- Картины известных художников
- Образцы изделий декоративно -прикладного искусства
- Раскраски по темам
Уголок конструктивной деятельности:
- Конструктор разных размеров и форм и материалов
- Схемы построек
- Мозаики разных форм и размеров
- Бумага для оригами
- Природный материал
Неизменной популярностью у дошкольников пользуется центр науки или исследовательский центр, представляющий собой мебельный модуль со специально оборудованными стеллажами. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития воспитатель подбирает специальную детскую литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. На стенде в форме книги дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок, заметок и отчетов.
В группе также выделены зоны для сюжетно-ролевых игр – "Больница", "Семья", "Парикмахерская", "Ателье". Складные кровати позволяют освободить значительную площадь и перенести часть игрового оборудования в спальную комнату.
Тем самым решается проблема ограниченного пространства группы.
Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем более что для них созданы необходимые условия.
Яркий, веселый, с нестандартным дизайнерским решением, нетрафаретным оборудованием физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подрезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. п. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
Игры:
дидактические игры о спорте: настольно-печатные игры, парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками, спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).
Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук:
- мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;
- коврики массажные;
- бросовый материал (шишки, «яйца» от киндер-сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.
- нестандартное оборудование, сделанное своими руками; мячики – ежики;
Скакалки, обручи, ленточки с колечками, обручи малые, обручи большие, мячик для настольного тенниса с ракеткой, мяч на липучке с мишенью, мячи разного размера, кольцеброс, дорожки, кегли, кубики, канаты, верёвки, султанчики, флажки, погремушки, шапочки-маски, атрибуты и эмблемы для подвижных игр, бубен, различное массажное и нетрадиционное оборудование, диски с подборкой музыкального сопровождения физкультурных занятий, разных видов гимнастик
В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, как литературный центр (уголок уединения), который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Хотя он отделен от других зон легкой шторкой, ребенок чувствует себя здесь спокойно и уютно. Этому способствуют комфортное кресло, коврик на полу, мягкие игрушки. Заманчиво и волшебно выглядит дерево-книжка на стене. Его страницы, выполненные в пластике, можно листать, как настоящую книгу. Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг. Долгими зимними вечерами воспитатель может почитать детям их любимые сказки и рассказы, а также организовать в литературном центре выставку произведений того или иного автора (например, к юбилейным датам), провести литературные викторины и конкурсы.
К устройству книжного уголка предъявляется ряд требований:
- удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума;
- хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером), чтобы дети не портили зрение;
- эстетичность оформления – уголок книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением могут быть предметы народно-прикладного искусства. На стене можно повесить репродукции картин, а для детей 5-6 лет – портреты писателя.
В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции с картин известных художников. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта. В нем можно хранить персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа. Существуют разные варианты оформления уголка.
В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество. Однако существуют главные условия, которые должны быть соблюдены, - это удобство и целесообразность. Кроме того, уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.
Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.
Уголок наш город
- Символика нашей страны
- Карта России
- Глобус
- Настольно-печатные игры из серии «Достопримечательности России», «Волшебный Петербург», «Наш город»
- Пазлы «Герб России»
- Домино «Наш город», «Где я живу», «Мой дом»
- Книги по истории города.
Также широкое применение в работе с детьми с нарушениями речи имеет составление и использование мнемотаблиц.
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Она значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, связанные с развитием памяти, внимания, образного мышления; развитием мелкой моторики рук, при частичном или полном графическом воспроизведении.
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.
Организация работы с родителями, направленная на формирование познавательно-речевого развития в семье, также, является необходимым условием в нашей работе. Огромную помощь в сотрудничестве с родителями оказывают родительские собрания. Каждое родительское собрание, каждую встречу с ними мы стараемся превратить в праздник. Совместно с родителями занимаемся изготовлением и приобретением игр и пособий по познавательно-речевому развитию, готовим атрибуты к праздникам, просматриваем презентации по использованию нестандартного оборудования на занятиях.
Динамика уровней общего и речевого развития детей (январь-май)
Дальнейшее развитие проекта
В перспективе включить в проект развитие предметно-развивающая среда по технологии М. Монтессори.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»
Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников» Цель: Оказание помощи родителям ...
«Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»
Семинар-практикум...
«Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»
Сценарий практикума для родителей, подробное описание игр....
Практикум для родителей Тема: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»
Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на родном языке. Всю свою жизнь человек совершенствует речь, ов...
Практикум для родителей: "Игры, направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»
Оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи....
Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»
Оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи....
презентация по теме: «Предметно-пространственная среда, способствующая развитию связной речи дошкольников»
познавательная презентация, посвященная развитию речи детей....