Краткосрочный проект "Скороговорка- поговорка"
проект по развитию речи (средняя, старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Брусничка» общеразвивающего вида
города Губкинский
Краткосрочный проект
«Скороговорка-поговорка»
Подготовила:
Дускарова Аимкуль Мурзабековна
воспитатель
2016 год
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
«Скороговорка-поговорка»
Вид проекта: коррекционно-познавательный, детский с участием родителей.
Выявление проблемы: недостатки в развитии дикции старших дошкольников, которые снижают уровень развития коммуникативной компетентности; человек не должен быть «Иваном, родства не помнящим».
Цель: развивать коммуникативные способности детей с речевыми дефектами, воспитывать уважение к великому культурному наследию России;
Задачи:
1. Закреплять навык звукопроизношения наиболее трудных по артикуляции звуков, воспитывать красивую и правильную дикцию.
- совершенствовать звуковую сторону речи, улучшать дикцию детей;
- развивать слуховое внимание и память;
- развивать артистические способности;
2. Осуществлять взаимодействие семьи и детского сада развивать познавательные и творческие способности детей средствами совместного творческого взаимодействия с родителями и педагогами.
3. Формировать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Развивать умение детей работать в группе.
Интеграция ОО «Коммуникация», «Художественное творчество», «Познание», «Чтение художественной литературы».
Продолжительность: краткосрочный – 2 недели
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Актуальность темы:
Дикция является неотъемлемой частью воспитания звуковой культуры речи и характеризует произносительные качества звучащей речи.
В тоже время в каждом возрастном периоде у детей имеются свои недостатки в развитии дикции. У детей дошкольного возраста отмечается быстрая нечеткая речь, при которой ребенок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки. Эти особенности не являются патологическими, они объясняются медленным развитием моторики речедвигательного аппарата.
В старшем дошкольном возрасте выработка внятности произношения является специальной задачей занятий по развитию речи. Для её решения в старших группах используют специальные методы и приемы.
Недостатки в развитии дикции неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становиться замкнутым, резким, неусидчивым. У него падает любознательность, что значительно влияет впоследствии на успеваемость в школе, а также на психосоматическое здоровье ребенка.
В последнее время идет спад заинтересованности к устному народному творчеству. У детей неполное представление о многообразии жанров русского творчества. Увлечение детьми просмотров зарубежных мультфильмов, комиксов негативно сказывается на его эмоциональную сферу, оказывает влияние на поведение, забываются народные традиции, снижается читательский интерес.
Этапы реализации проекта
1 этап: подготовительный
- опрос детей;
- анкета для родителей «Зачем нужна скороговорка?»
Беседы с родителями об актуальности создания проекта
2 этап: пути решения проблемы и обсуждение идей реализации:
- внутригрупповые конкурсы «Лучший чтец скороговорки», «Нарисуй иллюстрацию к любимой скороговорке»;
- совместно детско-родительский конкурс на придумывание скороговорки с определенным звуком;
- мастер-класс для родителей «Веселые скороговорки»;
- подборка скороговорок для родителей;
- информационный лист для родителей «Вместе учим скороговорки»;
- памятка для педагогов «Методика работы со скороговорками»;
- картотека скороговорок для педагогов;
- стенд «Семейное чтение»;
- выставка литературы по теме для педагогов.
3 этап: реализация проекта
Формы работы с детьми: беседа о видах устного народного творчества, заучивание скороговорок, посещение библиотеки, оформление мини книг «Любимые скороговорки», проведение коррекционных интегрированных занятий по теме, логоритмика «Покажем скороговорку», викторина, разгадывание кроссвордов, придумывание рассказов по скороговорке, сочинение скороговорок.
4 этап: заключительный
Организация выставки победителей в конкурсе «Домашняя скороговорка».
КВН «Всех скороговорок не перескороговоришь не перевыскороговоришь».
Ожидаемый результат проекта:
- улучшение состояния дикции у детей с речевыми нарушениями, повышение интереса к устному народному творчеству.
- повышение активности, заинтересованности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей в нравственном воспитании дошкольников базирующихся на исторически сложившихся народных принципах.
Продукты проекта:
• фотоматериалы;
• видеоматериалы;
• стенд «Домашняя скороговорка»;
• проектная папка: сценарий развлечения, конспект интегрированного занятия, картотека скороговорок для родителей;
• памятка для педагогов «Методика работы со скороговорками»;
• две книги со скороговорками, изготовленные с детьми;
• информационный лист для родителей;
• разработанная анкета для родителей «Зачем нужна скороговорка?»
Литература:
1. Куликовская Т. Л. 40 новых скороговорок. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2005.
2. Куликовская Т. Л. Скороговорки и Чистоговорки. М. : Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ. Издательство «ГНОМ – ПРЕСС», 1997.
3. Куликовская Т. Л. Птичьи скороговорки. М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
4. Лаптева Е. В. 600 упражнений для развития дикции – М. : АСТ: Астрель: профиздат, 2007.
5. Мазнин Н. А. 500 скороговорок, пословиц, поговорок. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
6. Сухин И. Г. Веселые скороговорки для «непослушных звуков». – Ярославль: Академия развития, 2006.
7. Шанина С. А., Серова Е. Д. 100 скороговорок для развития речи – М. : ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.
8. Гридина В. Т. Читай, играй, веселись. – М. : ЗАО «БАО-ПРЕСС», 2005.
9. Семеренко Н. В., Семеренко И. Г. Программа развития и обучения дошкольника. – М. 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пословицы и поговорки для детей
подборка...
Подборка материалов на тему «Цифры рядом с нами» (цифры в пословицах, поговорках, загадках, стихах)
Данная подборка предназначена для воспитателей подготовительных групп детского сада и для учителей начальной школы. Загадок, пословиц и поговорок с использованием цифр можно найти немало в различных и...
Приложение1 к проекту Пословицы и поговорки о хлебе
Пословицы и поговорки о хлебе...
"Валеология от А до Я" (физкультминутки, загадки, пословицы и поговорки)
Мини - сборникс подборкой физкультминуток, загадок, пословиц и поговорок на тему ЗОЖ...
Пословицы и поговорки, загадки и стихи о семье.
Пословицы и поговорки, загадки и стихи о семье....
Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры
В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....