"Именины"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Рассадина Ольга Михайловна

Рассказывание сказки с использованием мнемотаблицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imeniny_u_o.m.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

 по речевому развитию

в средней группе

 

Тема: «Именины»

Цель: формирование навыка связной речи.

Программные задачи:

Учить детей пересказывать сказку «Жихарка», с помощью мнемотаблицы, эмоционально воспринимать и понимать содержание и идею сказки.

Обучать детей умению давать полные ответы на вопросы, используя в

речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных

предложений.

Воспитывать у детей правильное физиологическое и речевое дыхание,

интонационную выразительность речи.

Учить классифицировать предметы по принадлежности.

Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста.

Развивать и систематизировать представления о взаимосвязи прошлого и

настоящего.

Расширять словарный запас за счет слов: оберег, имянины

Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук

Формировать у детей мотивации на доброе отношение друг к другу и

культуру поведения в гостях, навыки гостеприимства. Воспитывать желание сделать приятное близким людям.

Словарная работа: оберег, имянины

Предварительная работа:

чтение русских- народных сказок, беседа о семье, рассматривание семейных альбомов, иллюстраций, просмотр диафильмов, прослушивание аудиозаписей, проведение фольклорных праздников, экскурсия в музей русского быта.

Материал:

Изба, печь, предметы русского быта, прялка, каравай, обереги, атрибуты к дидактической игре, блюдо, корзинка, кукла-зернушка, свечка.

Ход занятия.

/Дети входят в зал. Воспитатель в русском сарафане сидит за прялкой и поёт песню «Прялочка».

Прялочка моя, пряди.

Гость хороший, в дом приди.

Прялочка, прялочка,

Золотая прялочка.

Воспитатель встречает детей:

Гости в дом ко мне пришли.

Поклонюсь я до земли.

Дети отвечают:

До земли и наш поклон.

Здравствуйте, ведите в дом.

Воспитатель: И вам, здравствуйте! Проходите, проходите, гости дорогие.

Ох, заждалась я вас, ведь у меня сегодня   праздник - ИМЕНИНЫ.   А знаете

ли вы, что такое именины?

Ответы детей.

Всё вы правильно сказали. Именины - это праздник особенный.

Раньше никто не отмечал свой День рождения,   а   праздновали только День

Имени, которое давали человеку в день его крещения. Вот потому он так и

назывался - Именины.

А какой же праздник без угощения! На Именины всегда пекли каравай. Вот и

мы сейчас будем его печь все вместе.

Дидактическая игра «Испечём каравай».

/У воспитателя в корзинке: открытый мешочек с мукой, крынка молока,

яйца,   сахар,   варенье,   лук,   картофель,   соль/ Дети  выбирают  нужные

продукты для выпечки каравая. /

Воспитатель: Посмотрите, что в моей корзинке находится.  Какие же

продукты нужны, чтобы испечь каравай?

Ответы детей.

А теперь нужно приготовить тесто. Я буду замешивать в большом блюде, а вы

помогайте мне своими пальчиками.

/Дети выполняют пальчиковую гимнастику/

К нам скорее прибегай,           /Дети водят по левой руке указательным и

                                                          средним пальцами правой руки./

Испечем мы каравай                 Левую ладонь растирают кулачком правой         руки./

Мы играем и поём                       /Стучат всеми пальцами подряд по столу/

Каравай из печки ждём.            /Соединяют в «кружочек» пальцы обеих рук    содновременным нажимом./

Воспитатель: Вот и замесили мы тесто, поставим в печку и будем ждать.

Ребята, прежде, чем поставить каравай на стол, в день Именин обращались к

праздничному столу с приговоркой. Давайте и мы её выучим. Слова простые:

  Ла-ла-ла-ла -

  Приговорка для стола.

  Дай нам каши, дай нам хлеба

  Для богатого обеда.

/Дети с воспитателем учат приговорку. /

Воспитатель: Ну, что ж, выучили. А теперь вам нужно залезть под стол, да

там ее и проговорить , как  это делали все дети в старые времена. А я пока

ножки стола обвяжу специальным поясом, который будет охранять дом от

злых сил.

/Дети    сидя    под    столом,    произносят    чистоговорку.    Воспитатель

опоясывает стол и приговаривает вместе с детьми./

Воспитатель: Дети, подойдите все ко мне. Пояс этот называется оберег.

Слово   для   вас   новое.   Запомните  его,   повторите.     /Дети  произносят:

ОБЕРЕГ/. Давным-давно    считали, что вот такой оберег сможет уберечь

человека от неприятностей, чего-то плохого, страшного. И сегодня я каждому

из вас подарю такой пояс- оберег.

Дети, сегодня у меня праздничный день. А в старину ни один праздник не обходился без веселого хоровода.

Каравай, каравай, выходи и запевай!

/Дети встают в круг поют «Каравай»

Как на Ваши именины

Испекли мы каравай

Вот такой вышины,

Вот такой низины,

Вот такой ужины,

Вот такой ширины.

Каравай, каравай,

Кого любишь, выбирай!

За такой веселый смех

Я люблю конечно всех.

 Воспитатель: Ребята, а что бы вы пожелали имениннику? Лера, что бы ты пожелала? / Ответы детей. /

Я знаю, что совсем скоро именинниками будут Лиза, Дима, Настя и мы снова встретимся и их будем поздравлять.

К самому вечеру игры стихали и все садились на лавочки поближе друг к другу. Садитесь и вы, ребята. В доме зажигали свечи, смотрели на огонь и рассказывали сказки. Они передавались от человека к человеку и дошли до наших дней, поэтому их знал весь народ.

 Давайте мы с вами вспомним сказку о человечке, про которого говорили маленький да удаленький.

Кто это?

Дети: Жихарка.

 Мы попробуем сейчас рассказать сказку. А поможет нам вот эта таблица.

Сказка в гости к нам приди

Дверь свою ты отвори   (Воспитатель ставит мольберт с мнемотаблицей)

Я начну, а вы продолжайте.

(Рассказывание сказки детьми).

Можно ли о Жихарке сказать, что он удалец. Почему?

Представьте, что могло случиться, если бы Жихарка был пугливым, плаксой. Как бы могла закончиться его встреча с лисой?

(воспитатель поощряет варианты придуманных детьми историй)

Воспитатель: Ребята, спасибо вам за то, что пришли ко мне в гости. Для меня это такая радость! И мне очень хочется, чтобы в память о нашем празднике вы нарисовали то, что вам больше всего понравилось на   моих именинах. Наташа, что ты нарисуешь? А ты, Алеша? А что нарисуешь ты, Настя? /Ответы детей/.

Вы чувствуйте, запах какой? Не иначе, как каравай поспел.

Мы сейчас пойдем с вами в группу и будем угощаться.  

Воспитатель: Вот и закончились мои Именины. И, как хорошая хозяйка я провожу вас до порога и скажу на прощанье: «Пусть и в вашем доме будет хлеб-соль - дар Божий. До встречи на ваших именинах».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Именины книги"

В интересной форме старшим дошкольникам рассказывается о истории появления книги....

Олины именины.

Автоматизация  [ ЛЬ]  во фразовой ренчи....

Сценарий осеннего развлечения для детей старшего дошкольного возраста "Именины у рябины"

Подведение итогов проектной деятельности для детей старшего дошкольного возраста в форме развлечения "Именины у рябины"...

"Книжкины именины" развлечение для детей старшего дошкольного возраста

На развлечение к детям приходит сама царица Книга с верными слугами - Поэтом, Сказочником и Иллюстратором. Сценарий для детей 5 - 7 лет....

Досуг "Дождинкины именины"

Внедрение  здоровьесберегающих технологий  в досуги  способствуют предотвращению состояния переутомления....

конкурсно-игровая программа для детей и родителей "Куриные именины"

Конкурсно-игровая программа "Куриные именины" для детей 4-6 лет и их родителей....

Сценарий праздника именины у Земли.

Сценарий праздника посвященный дню Земли....