«Эта загадочная тундра»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе по краеведению «Эта загадочная тундра»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konopleva.docx | 26.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «СКАЗКА»
«Эта загадочная тундра»
Непосредственно образовательная
деятельность по краеведению
Воспитатель: Коноплева О.А.
Лабытнанги
Цель: познакомить детей с поэзией народов Севера.
Задачи:
- Через поэзию познакомить детей с традициями и народными приметами жителей Крайнего Севера.
- Развивать речевой этикет.
- Пополнить словарь детей новыми словами.
- Понимать поэтические сравнения в стихах и народных приметах, понимать их смысл.
- В подвижной игре учить говорить в разных темпах, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на сигнал.
- Учить воспринимать монолог героя в поэтической форме.
- Воспитывать культуру общения и любовь к Родному Краю.
Костюмы (народные)
Асьойки – мудреца
Ойки – богатыря-охотника
Старухи Пурги
Солнце
Для проведения подвижных игр
Обручи
Шарики белого цвета
Рожки оленей – шапочки
Атрибуты
Чум, олени, костер (имитация)
Полярная звезда
Гирлянда на стене – имитация багряного заката
Дети входят в музыкальный зал, украшенный в северном зимнем стиле, у чума сидит Асьойка (старый мудрец хант).
- Воспитатель: Добрый день мудрый Асьойка, разреши нам с ребятами пройти по лесным и тундровым тропам, полюбоваться белыми ночами, восхититься чудом планеты – северным сиянием, удивиться богатству Заполярья. Не откажи ребятам.
- Асьойка: Да и как отказать, если так просятся. Присаживайтесь у моего огня. (Дети садятся на ковер кому как удобно). А стихи вы знаете о тундре?
- Дети: Да!
- Асьойка: прочитайте мне ребята стихи, здесь у моего стойбища, мне станет теплее.
Леонид Васильевич Лапцуй.
«Тундра – моя любовь»
Тундра,
Я к тебе любви не прячу,
Да и разве может быть иначе,
Если, усадив меня на нарты,
Ты учила брать любые старты!
Где в году по двести дней бураны
Пляшут, как истошные шаманы,
А ветра голодною волчицей,
Воют так, что даже и приснится.
Тундра,
Я тебя и на мгновенье
Не могу представить без оленей, -
С их извечно гордою походкой,
С их красивым бегом, как полетом.
Вдаль, где горизонт из дымки соткан
И озвучен гулом самолета,
Дома не засиживаюсь долго –
Я всегда ищу своей победы…
И опять зовет меня дорога, -
Я всегда куда-нибудь да еду.
-Асьойка: Ну спасибо вам ребята за прекрасные стихи. Так хотите в тундру? (обращается к детям).
-Дети: Да!
-Асьойка: Пустить вас в тундру я могу, да вот не знаю, сможете ли вы общаться с моим северным народом на нашем языке?
Воспитатель: А ты проверь Асьойка!
-Асьойка: Что обозначает слово «анки»? Проводится словесная игра «Что бы это значило?» Дети по очереди отвечают.
Анки – (хант) – мать,
Ягушка – меховая шуба,
Ань-торово (ненецкий) – здравствуй,
Ас – река Обь,
Чум – жилище в форме конуса покрытое шкурами оленей,
Ойка – мужчина – богатырь,
Шаман – злой дух,
Сакуй – верхняя одежда ненцев,
Ушкан – заяц,
Майна – прорубь,
Туесок – ведерко из бересты,
Сохатый – лось,
Каюр – человек, управляющий собачьей упряжкой.
-Асьойка: Молодцы ребята, вам будет легко разговаривать с моим народом. Да вот волнуюсь я за вас, тундра очень капризная девица и идя к ней в гости нужно знать много разных народных примет, их веками собирал мой народ.
-Воспитатель: Асьойка, мы знаем приметы, вот послушай:
Агдо Аксенова
«Долганские приметы».
- Если рано-рано утром
Стелется весной туман
Значит, жди крикливых уток
Из далеких теплых стран.
- Если чайки разгалделись
На разбойном языке.
Значит, рыбы, в самом деле
Густо водится в реке.
- Если днем погожим тундра
Не звенит от комара,
Значит, жди, что завтра утром
Разожжет костры жара.
- Если в теплый день нежданно,
Гуси к югу повернут,
Значит, ветры с океана
Снег и холод принесут.
- Если малость попритихла
Только к вечеру пурга,
Значит, жди, неделю лихо
Будут вновь гулять снега.
Все вместе: так говорят очень старые, мудрые люди.
-Асьойка: Да разве вам можно отказать? Читает строки поэта Ивана Ругина.
Пойдем со мной в наш тихий лес,
Там есть черника и морошка,
Там всевозможнейших чудес
Сто тысяч и еще немножко!
Итак, в добрый путь ребята, к нашим северным просторам, путь вам укажет полярная звезда. До свидания (уходит).
На главной сцене зала загорается полярная звезда, дети радуются, хлопают в ладоши.
Из-за ширмы появляется охотник Ойка (мужчина – богатырь хант).
-Ойка: Кто по лесу тут гуляет и зверей моих пугает? (сердито)
Воспитатель: Не сердись, Ойка, нам позволил погулять в тундре сам Великий Асьойка. Мы знаем, что ты самый лучший охотник. Поучи ребят охотиться на оленя, куропатку.
-Ойка: Ладно, вы готовы?
Дети: Да!
Ойка предлагает детям поиграть в игру «Куропатки и охотники»
Ход игры: все играющие – куропатки, трое из них – охотники. Куропатки бегают по полю, охотники сидят за кустами.
Ведущий: Куропатки по поляне весело летают,
Ойка ходит за кустами тихо наблюдает,
Берегитесь куропатки, метко он стреляет,
Точно попадает! Охотники!
На сигнал «Охотники!», все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают.
Правила игры: убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять только в ноги убегающих.
-Ойка: Молодцы ребята, вы быстрые и ловкие. А у меня есть еще одна игра «Важенка и оленята».
Важенка (объясняет значение этого слова) – это взрослая самка оленя или у которой уже появились оленята.
Ход игры: на полу в музыкальном зале выкладываем несколько кругов. В каждом из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит под сопкой (ширмой) на другом конце площадки. На слова Ойки или ведущего:
Бродит в тундре важенка,
С нею оленята,
Объясняет каждому
Все, что непонятно…
Топают по лужам
Оленята малые.
Терпеливо слушая
Наставленья мамины. –
Играющие оленята бегают свободно по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенка убегают в свои домики – круги. Пойманного олененка волк уводит с собой.
Правила игры: движения выполнять в соответствии с текстом игры. Волк начинает ловить по сигналу вне домика.
-Ойка: Вы отличные ученики. Хорошо потрудились. Делу время, а потехе час. Давайте с вами присядем и отдохнем у костра. (имитация) Дети садятся кому как удобно.
-Ойка: Сказки любите?
-Дети: Да!
-Ойка: Тогда слушайте. А называется она «Свинцовая муха», (инсценировка взрослых, можно детей подготовительной к школе группы).
(На поляне Медведица с Медвежонком собирают ягоды, медвежонок играет, кувыркается, зверей и птиц пугает)
-Ойка: Пошла Медведица по ягоды, Медвежонка с собой взяла. Играет Медвежонок, бегает, кувыркается, то птицу вспугнет, то на зверька рыкнет «Весело!».
Вот попался ему пенек трухлявый. Ударил Медвежонок по нему лапой, вывернул пенек, обрадовался.
-Медвежонок: Я сильный! Я смелый! Птицы и звери меня боятся (кричит). Я деревья с корнями выворачиваю! Встречу человека – одной лапой повалю!
-Ойка: Послушала Медведица глупого сынишку и говорит:
-Медведица: Глупый ты похвальбишка! На человека вздумал замахиваться.… Самого его, может быть и можно свалить, да есть у человека муха свинцовая, как он выпустит ее из норки, она тут же прилетит, и ты не заметишь, как свалишься…
(Медведица обнимает Медвежонка и он засыпает)
-Ойка: Послушал Медвежонок свою мать и, сколько жил, обходил человека стороной. (Медведица с Медвежонком исчезают)
-Ойка: Ребята! О какой свинцовой мухе говорила Медведица своему сынку?
-Дети: О пуле.
-Ойка: Верно, ребята, о пуле. Ведь ружье и нож – это главное оружие охотника.
-Воспитатель: Ойка! Кто помог тебе стать в жизни смелым, сильным и выносливым?
-Ойка: Главные свои жизненные уроки я получил от отца. (Читает строки из стихотворения Леонида Лапцуя)
...У отца учился я выслеживать песца,
Учился понимать, какая птица
Кричит, когда пурга поднимет вой.
По бездорожью приходить домой,
Чтобы мне ветер парусом был верным.
Отец хотел, чтоб я в свои семь лет
Умел любой разгадывать секрет,
Стал пастухом, охотником примерным.
Взгляните ребята на небо, оно стало багряным. Мой отец мне говорил:
Если солнце, как брусника,
Станет красным на закате,
Утром ветер заиграет
Тучи в небе закачает.
Ну, а мне пора друзья, до свиданья детвора. (Ойка уходит, дети его благодарят, прощаются).
-Ведущий: Ребята! А ведь и правда погода должна измениться, нам уже тоже пора домой.
(Звучит фонограмма «Пурги», дети имитируют состояние непогоды)
Выходит старуха Пурга и читает стихотворение Любви Нянчи «Песня старухи Пурги»
Выв, выв, выв (воет)
Дни пошлю короче,
Выв, выв удлиню я ночи,
Небо тьмой укрою,
Непогодь устрою, -
Выв, выв, выв,
Кто в тундре ленив,
Пусть меня боится,
Я умею злиться. ( звучит фонограмма Пурги).
-Ведущий: Да не злись ты бабушка Пурга, поиграй-ка с нами, просит детвора. ( звуки Пурги утихают).
-Пурга: Тогда давайте поиграем в мою любимую игру «Пурга, льдинки и мороз».
Ход игры: играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши:
Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки
Сверкают, звенят,
Пурга дунет, они и полетят.
Дети делают хлопок на каждое слово. Сначала в свои ладошки, затем в ладоши товарищам, пока не услышат слово «Пурга». Дети – льдинки разбегаются в разные стороны. По сигналу «Мороз!» выстраиваются в 2 круга (девочки и мальчики) взявшись за руки, кто опоздал – выбывает из игры.
Правила игры: выигрывают те, у кого в кругу оказывается большее число игроков.
-Пурга: Ох, устала я ребята дуть да шуметь,
Кто в труде ленится,
Пусть меня боится,
Я умею злиться.
Я того в снегу
Схоронить могу.
Тому кто к свету рвется,
Пусть легко живется,
И в пургу тому,
На упряжке быстрой
Пусть летит, как выстрел.
День ему – длиннее,
Ночь ему – теплее.
И, снега сложив,
У его порога
Я посплю немного
Выв, выв, выв (засыпает).
-Ведущая: Пусть бабушка Пурга отдохнет, а мы ей споем колыбельную (дети садятся вокруг Пурги и поют песню)
Юрий Анко «Колыбельная»
1. В тундре стало тихо-тихо.
Ветер к морю убежал…
Задремала мать-зайчиха,
И зайчонок задремал.
2. Гуа, гуа, гуа, гуа
Потянулся и зевнул.
Гуа, гуа, гуа, гуа –
Улыбнулся и заснул.
3. Мальчик тоже лег в кроватку.
Он набегался, устал.
И, как зайчик сладко-сладко
Рядом с дедом задремал.
Ведущая читает стихотворение Любви Ненянч «Хейра»
Что вокруг произошло?
Солнце первый раз взошло.
Озарило даль и снег.
Одарило светом всех
Дети: Хейра, Хейра
С каждым днем оно сильней,
Вот уж свет в груди моей.
И поет душа, поет!
Стало быть, весна идет.
Дети: Хейра, Хейра
Ненец, ханты и долган,
Русский, чукча, нганасан, -
Все пустились танцевать,
Чтоб весну приветствовать!
Исполняется танец-импровизация «Выглянуло солнце».
В этот момент появляется «Хейра» (солнце – хант) под спокойную музыку. Солнце становится в круг, проводится игра «Хейра».
Ход игры: играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, на каждый шаг говорят «Хейра». Водящий – солнце сидит в кругу на корточках, игроки разбегаются, когда солнце «встает», выпрямляется, расправляет руки в стороны.
Правила игры: все игроки должны увертываться от солнца, кого солнце задело, тот выбывает из игры. По сигналу: «Раз, два, три – в круг скорей беги!» тот, кого водящий не задел, возвращается в круг.
- Ведущий: Наконец-то мы дождались тебя Солнышко. С тобой нам жизнь красивей и весна милей, посиди с дороги, отдохни скорей (все присаживаются, звучит фонограмма капели, шум воды)
-Ведущий: Ребятишки нам пора (полушепотом)
Загулялись мы друзья
Скажем тундре до свиданья
И до скорого свиданья.
Дети спокойно уходят из музыкального зала под музыку П. И. Чайковского «Март».
Использованная литература:
- Стихи Леонида Лапцуя «Олений бег». 1986г.
- Стихи Агдо Аксеновой.
- Стихи Любви Нянги.
- Стихи Юрия Анко.
- Детские подвижные игры народов СССР.
Музыкальное сопровождение:
- Фонограмма вьюги, пурги, шума воды, капели.
- Запись мелодии П.И. Чайковского «Март» из цикла «Времена года».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Тундра-климатическая зона России."
Я хочу поместить в помощь воспитателям детских садов конспект по познавательно-речевому развитию на тему :"Тундра-климатическая зона России." В нём в занимательной интересной форме раскрыты особенност...
Мир тундры
Наглядный материал по миру тундры для старшей и подготовительной групп....
"Путешествие по тундре"
Сюжетно-игровое физкультурное занятие для детей старшего возраста....
"Тундра зовет"
Внедрение национально-регионального компонента в образовательный процесс повышает его уровень, обогащает духовные и социальные качества детей....
«Путешествие в Тундру»
Сценарий спортивно-познавательного досуга«Путешествие в Тундру» (С использованием здоровьесберегающих технологий:Гимнастика для глаз «Сова», массаж биологически активных точек «Снеговик», подвижные и ...
Любимая загадочная тундра
Содействовать развитию у детей интереса к родному краю;воспитывать бережное отношение к природе;развивать интеллект, творческое мышление и смекалку;способствовать сплочению детского коллектива;развива...
Конспект занятия по окружающему миру на тему: «Загадочная и неповторимая тундра».
Цель: расширить представления детей об особенностях природной зоны Земли – тундра, и её обитателями. ...