Формирование творческой личности ребенка и развитие речи средствами театральной деятельности
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему
Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Её исследовали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Венгер,Н.А. Ветлугина, А.И. Волков и многие другие. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка. Игры и игровые упражнения повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Как показывают практические наблюдения, особая роль в этом принадлежит театрализованным играм. Тематика театрализованной деятельности разнообразна: наш детский сад, семья, труд людей и др. При выборе игр мы руководствуемся рекомендациями программы («Воспитание и обучение детей в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, и «Театральная деятельность в детском саду» А.В. Щеткиной) обучения и индивидуальными возможностями каждого ребенка, практической значимостью для группы в целом. Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитие коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок – игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры. Развитие эмоций, познавательной деятельности, с одной стороны и решения задач обучения (в том числе и коррекционного)расширение знаний об окружающем мире, развитие речи: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения – с другой, тесно взаимосвязаны между собой в театрализованных играх.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_tvorcheskoy_lichnosti_rebyonka.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование творческой личности ребенка и развитие речи средствами театральной деятельности
Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – это составная часть социальных и духовных направлений современного общественного устройства. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое, несущего в себе отражение личностного «Я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человека самого себя.
Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Её исследовали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Венгер,Н.А. Ветлугина, А.И. Волков и многие другие.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой.
Занятия театрализованной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требует от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствует речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений.
Театрализованные игры и спектакли позволяют детям с большим интересом и легкостью погрузиться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка. Игры и игровые упражнения повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность.
Как показывают практические наблюдения, особая роль в этом принадлежит театрализованным играм. Тематика театрализованной деятельности разнообразна: наш детский сад, семья, труд людей и др. При выборе игр мы руководствуемся рекомендациями программы («Воспитание и обучение детей в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, и «Театральная деятельность в детском саду» А.В. Щеткиной) обучения и индивидуальными возможностями каждого ребенка, практической значимостью для группы в целом. Практический материал для театрализованных игр распределяется так, что каждая тема пронизывает все этапы работы – от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами, контактировать с участниками игр.
Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитие коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок – игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры. Развитие эмоций, познавательной деятельности, с одной стороны и решения задач обучения (в том числе и коррекционного)расширение знаний об окружающем мире, развитие речи: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения – с другой, тесно взаимосвязаны между собой в театрализованных играх.
В процессе театрализованной деятельности решаются следующие задачи:
* В процессе театрализованной деятельности расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.
* Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции.
* Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного, кинестетического.
* Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.
* Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целеноправленность движений
* Развивается эмоционально-волевая сфера.
* Происходит коррекция поведения
* Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.
* Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.
* Участие в театрализованной деятельности доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
Основные направления работы с детьми
Театральная игра
Задачи:
- учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке;
- развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц;
- строить диалог с партнером на заданную тему, запоминать слова героев спектаклей;
- развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление;
- развивать интерес к сценическому искусству;
- упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию;
- воспитывать нравственно-этические качества.
Ритмопластика
Задачи:
- развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действия одновременно или последовательно;
- развивать координацию движений;
- учить запоминать позы и образно передавать их;
- развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию;
- учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, свободы и выразительности телодвижений, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Культура и техника речи
Задачи:
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи;
- связную образную речь, творческую фантазию;
- учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы;
- произносить скороговорки и стихи;
- тренировать четкое произношение согласных в конце слова;
- пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
- пополнять словарный запас.
Данный раздел работы объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Основы театральной культуры
Задачи:
- познакомить детей с театральной терминологией;
- с основными видами театрального искусства;
- воспитывать культуру поведения в театре.
В этом разделе работы следует знакомить детей с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства, виды театрального искусства, основы актерского мастерства, культура зрителя).
Работа над спектаклем
Задачи:
- учить сочинять этюды по сказкам, басням;
- развивать навыки действий с воображаемыми предметами;
- учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом;
- развивать умения пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно и т.п.);
- пополнять словарный запас, образный строй речи.
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Задачи по формированию творческой личности и развитию речи средствами театрализованной деятельности.
- Активизировать познавательный интерес детей.
- Развивать зрительное и слуховое внимание, память, внимание, воображение, фантазию, образное мышление.
- Снимать зажатость и скованность.
- Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал.
- Учить согласовывать свои действия с другими детьми.
- Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
- Учить импровизировать игры - драматизации на темы знакомых сказок.
- Развивать чувство ритма и координацию движений.
- Развивать пластическую выразительность и музыкальность
- Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
- Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов.
- Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.
- Пополнять словарный запас.
- Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
- Знакомить с театральной терминологией.
- Знакомить с устройством зрительного зала и сцены.
- Воспитывать культуру поведения в театре.
Консультация составлена на основе материалов научно-методических журналов:
1. Дошкольное образование. Издательский дом «Первое сентября».
2.Воспитатель дошкольного образовательного учреждения.
3. Дошкольное воспитание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование творческой личности ребенка и развитие речи средствами театральной деятельности"
Консультация для воспитателей...
Формирование творческой личности ребенка и развитие речи средствами театральной деятельности.
Консультация для воспитателей и родителей...
Консультация для воспитателей «Формирование творческой личности ребенка и развитие речи средствами театральной деятельности»
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стих...
Формирование творческой личности ребенка и развитие речи средствами театральной деятельности.
Консультация для родителей...
Формирование творческой личности ребенка и развитие речи средствами театрализованной деятельности.
Консультация для воспитателейФормирование творческой личности ребенка и развитие речи средствами театрализованной деятельности.Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека &nda...
Консультация для воспитателей «Формирование творческой личности ребенка и развитие речи средствами театральной деятельности».
Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – это составная часть социальных и духовных направлений современного общественного устройства. Творческая деятельность &ndash...
Консультация для воспитателей "Формирование творческой личности ребенка и развитие речи через театрализованную деятельность"
quot;Формирование творческой личности ребенка и развитие речи через театрализованную деятельность"...