Конспект ОД "В мире звуков"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Цель: уточнение характеристики гласных, согласных звуков, формирование умения определять первый звук в слове
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_od_v_mire_zvukov.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» города Кирсанова Тамбовской области
Конспект
образовательной деятельности
по развитию речи
«В мире звуков»
Подготовила воспитатель 1 категории: Юмашева М.М.
Цель: уточнение характеристики гласных, согласных звуков, формирование умения определять первый звук в слове.
1.Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона. Закрепление правильного произношения свистящих и шипящих звуков.]
. Здравствуйте, дети, меня зовут Абвгдейка! И сегодня мы с вами отправимся путешествовать в волшебный мир звуков. Скажите, кто издает такой звук? Ш-ш-ш-ш?
Дети. Змея
Давайте вместе пошипим. Сделаем чашечку, спрячем ее за зубы и подуем: ш-ш-ш-ш…
Дети. Ш-ш-ш-ш…
А кто издает такой звук? Ж-ж-ж-ж…
Дети. Ж-ж-ж-ж….
. А как водичка льется?
Дети. С-с-с-с…
Комар летит?
Дети. З-з-з-з…
2. Подвижная игра «определи звук» [дифференциация гласных - согласных звуков, твердых - мягких].
Молодцы! Скажите, пожалуйста, что мы сейчас слушали?
Дети. Звуки
Правильно – звуки. И речь наша тоже состоит из звуков. Речевые звуки складываются в слова. А слова строятся в предложения. Скажите, а на какие две группы мы делим звуки?
Дети. Гласные и согласные.
. Правильно, а что умеют делать гласные звуки?
Дети. Они умеют петь.
Давайте вместе тихонечко споем.
Дети. [А-а-а-а], [О-о-о-о], [У-у-у-у], [И-и-и-и] (воспитатель беззвучно показывает артикуляцию звука, дети тянут нужный звук).
. Когда мы пели гласные звуки, была у нас во рту преграда?
Дети. Нет.
Врспитатель. Правильно. Гласные звуки тем и отличаются от согласных, что, когда мы их произносим, во рту нет никакой преграды. А согласные звуки умеют петь?
Дети. Нет.
. Точно они не поют, они только пыхтят, шипят, свистят, мычат, и, когда мы их произносим, во рту у нас преграда – или зубы, или губы, или язык, или небо. А вот все ли согласные одинаковые? Что мы знаем про согласные звуки? На какие группы делятся согласные звуки?
Дети. Твердые и мягкие.
Точно. Звук [Б] какой?
Дети. Твердый.
А звук [Б‘]?
Дети. Мягкий.
. Правильно! Давайте поиграем в игру? Я буду произносить звуки. А вы будете слушать. Если услышите гласный звук, вставайте на носочки и тяните руки вверх. Если услышите твердый согласный звук – руки по швам и стойте, как солдатики. А если услышите мягкий звук – садитесь на пенечки.
[А], [Б], [Б’], [У], [И], [Т’], [П], [П”].
Дети выполняют движения в соответствии с заданием.
Молодцы! Отлично!
3. «Что общего и что лишнее» [дифференциация гласных - согласных звуков, твердых – мягких в начале слова].
. Посмотрите у нас тут три домика: синий, зеленый и красный. В каком домике живут гласные звуки?
Дети. В красном.
. Правильно. А твердые согласные звуки?
Дети. В синем.
А мягкие согласные звуки?
Дети. В зеленом.
. Возьмите красный, зеленый и синий кружочек и садитесь, будем смотреть картинки.
Просмотр презентации.
Назовите, пожалуйста, что изображено на картинках.
Ребенок. Утка, утюг, улитка, удав.
. Правильно. Теперь каждый подумает, с какого звука начинаются слова, и поднимет нужный кружочек.
Дети поднимают красный кружок.
На следующем слайде: Топор, трактор, тапки, торт.
Дети поднимают синий кружок.
На следующем слайде: Тигр, тень, терка, телефон.
Дети поднимают зеленый кружок.
А теперь внимательно посмотрите на картинки и скажите, что лишнее?
На следующем слайде: Кошка, корабль, кенгуру, карандаш.
Дети. Кенгуру.
Почему?
Дети. В слове кенгуру первый звук – мягкий согласный. А остальные слова начинаются с твердого согласного звука.
Правильно, молодцы.
На следующем слайде: мяч, машина, медведь, месяц.
Теперь, посмотрите, какой предмет лишний?
Дети. Машина.
Почему?
Дети. В слове машина первый звук – твердый согласный. А остальные слова начинаются с мягкого согласного звука.
Правильно, молодцы.
4. Игра «Сложи букву» [Закрепление образа букв, профилактика оптической дисграфии].
Ребята, скажите, а звуки можно увидеть?
Дети. Нет.
А с помощью чего, можно записать слова на бумаге?
Дети. С помощью букв.
Точно. Сейчас мы с вами превратимся в волшебников. Подойдите к столу. (На столе рассыпаны палочки Кьюзенера.) И сделайте мне букву А. Сколько понадобится палочек?
Дети. Три.
А теперь превратите эту букву в букву П, Т, М, У, Н, Г.
Дети последовательно выполняют задание.
5. Игра «Звуки подружились» [формирование навыков фонематического синтеза].
. Хотите, я расскажу вам сказку? Однажды согласные звуки загрустили, что они не умеют петь. Грустно жить без песен, правда? И заплакали: [П-п-п-п], [К-к-к-к], [Х-х-х-х]. Услышали это согласные звуки и пожалели своих соседей. Звук [А] подбежал к звуку [П], встал после него, и они вместе запели – [Па]. [О] подбежал к звуку [Х], встал перед ним, и получилось – [Ох]. А теперь поиграем в игру. Я буду кидать свой волшебный кубик и называть какие звуки подружились, а вы будете петь их песенку.
[Т], [О].
1-ый ребенок. [То].
[Ш] [А].
2-ой ребенок. [Ша].
. [С], [У].
3-ий ребенок. [Су].
. [А], [К].
4-ый ребенок. [Ак].
[Д], [О], [М].
5-ый ребенок. [Дом].
Отлично!
6. Упражнение «Посчитай слоги». [Совершенствование навыка слогового анализа слов.]
Видите, какие гласные звуки нужные. А еще по количеству гласных звуков мы делим слова на части. Помните? Сколько в слове гласных, столько и слогов. Давайте отхлопаем слово – девочка.
Дети. Де-воч-ка.
Воспитатель. Сколько частей?
Дети. Три.
Книга.
Дети. Кни-га. Две части.
Мышь.
Дети. Мышь. Одна часть.
Велосипед.
Дети. Ве-ло-си-пед. Четыре части.
. Мо-лод-цы! А теперь, поиграем. Я раздам вам карточки с картинками. Вы посмотрите на предмет, который там изображен. Подумаете сколько слогов в его названии и выберете нужную карточку с соответствующим количеством кружочков.
На ковре разложены карточки с одним – четырьмя кружками. Детям раздаются картинки с одно-двух-трех-четырехсложными словами. Они ищут нужную карточку. Затем воспитатель с детьми проверяет правильность выполнения задания.
7. Игра «Слова рассыпались». [Совершенствование навыка фонематического синтеза слов.]
Ребята ветер пошалил и рассыпал все слова. Помогите мне, пожалуйста, собрать слова. Ковь-мор.
Дети. Морковь.
Те-фон-ле.
Дети. Телефон.
. Ва- тра.
Дети. Трава.
. Ныш-сол-ко.
Дети. Солнышко.
Ре- во-де.
Дети. Дерево.
Молодцы!
8. Окончание занятия. [Оценка работы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Занятие по развитию речи в средней группе на тему: «В мире звуков» (звуковая культура речи).
Занятие по развитию речи в средней группе ...
Конспект занятия в разновозрастной группе по обучению грамоте на тему "В мире звуков и слов"
Коспект занятия по обучению грамоте...
Конспект НОД по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста(4-5 лет) «В мире звуков»
Конспект НОД по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста(4-5 лет) «В мире звуков»...
Конспект НОД по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет) "В мире звуков"
Занятие с детьми среднего дошкольного возраста...
Конспект "В мире звуков"
На занятии дети знакомятся с шумовыми звуками...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В мире звуков. Не речевые звуки"
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В мире звуков. Не речевые звуки"...
Конспект фронтального логопедического занятия в средней группе комбинированной направленности «В мире звуков. Звук [А]. Буква [А]»
Конспект фронтального логопедического занятия в средней группе комбинированной направленности«В мире звуков. Звук [А]. Буква [А]»...