Консультация для педагогов ДОУ по сотрудничеству с родителями воспитанников.
консультация по развитию речи на тему
Работа по социально-коммуникативному развитию дошкольников выстраивается только в тесном сотрудничестве с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_dou.doc | 141 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие педагогов и родителей по формированию личностной культуры ребенка-дошкольника
Взаимодействие с семьей в формировании личностной культуры ребенка является одним из актуальных направлений в работе дошкольного образовательного учреждения. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку-дошкольнику социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Изменение направленности работы дошкольного учреждения, его ориентация на семью, как основного заказчика и потребителя предоставляемых образовательных услуг были вызваны изменением статуса семьи и стали причиной кардинальных перемен в характере взаимодействия детского сада с родителями воспитанников. Современные родители стали полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса [4], так как в дошкольном возрасте мировоззрение, характер, нравственные основы закладываются родителями, и этот процесс зависит от того, какую позицию занимают родители по отношению к своему ребенку.
Как отмечают ученые, взрослый выступает «полномочным представителем» культуры для ребенка, детское развитие совершается не в вакууме, оно протекает в особом «пространстве», которое задается контекстом той исторической эпохи, в которой вырос и живет ребенок. Путь активного вхождения в культуру, присвоения культурно-исторического опыта ребенком происходит через различные виды деятельности, общение и познание (Божович Л.И., Выготский Л.С., Запорожец А.В., Мальковская Т.Н. и др.). Овладевая при помощи взрослого укорененными в культуре способами практического действия с вещами, нормами морали и правилами языка, формами эстетического созерцания и многим другим, ребенок проходит нелегкий, подчас драматичный путь становления человеком. По мнению А.В. Запорожца, всегда необходимо помнить, что дети очень подражательны, и если в раннем детстве подражают внешней стороне деятельности, то в дошкольном возрасте начинают осваивать путем подражания внутренний нравственный смысл поступков.
Взаимодействие семьи и системы дошкольного образования предполагает межличностное сотрудничество педагогов и родителей с целью создания оптимальных условий для формирования личностной культуры ребенка дошкольного возраста. К признакам такого сотрудничества, как отмечает Е. Коротаева, относятся:
- соприсутствие участников деятельности во времени и пространстве;
- наличие единой цели, общей для всех участников мотивации;
- разделение процесса деятельности между участниками;
- совмещение прав и обязанностей родителей и педагогов в совместной деятельности, которая определена единой целью – создания оптимальных условий для развития и воспитания ребенка;
- получение единого конечного результата - формирование функционально-грамотной гармоничной личности дошкольника;
и др.[2].
Результатом взаимодействия педагога и родителя можно считать создание оптимальных условий для развития ребенка в детском саду и дома, обеспечение тесной взаимосвязи дошкольного учреждения и семьи, которая реализуется через речевую деятельность всех участников педагогического процесса – детей, родителей и педагогов.
Процесс взаимодействия воспитателя и родителя в условиях детского сада осуществляется с помощью речи. В разговоре воспитателя и родителя всегда присутствуют сущностные признаки диалога, к которым относятся:
- эмпатийность, то есть способность сопереживать, почувствовать, понимать собеседника, мир его ценностей;
- толерантность; или опыт принятия других культур: осознание права другого «иметь право»;
- конгруэнтность, основу которой, по К.Роджерсу, составляет умение настроиться на актуальное состояние собеседника, его «принятие» и «безусловное положительное отношение» к нему;
- конструктивность, или позитивный опыт преодоления противоречий, причем имеется в виду не уход от конфликтов, а умение разрешать возникающие разногласия, переориентируя разрушительную энергию в созидательную;
- рефлексивность, то есть опыт самоанализа и анализа процесса взаимоотражения личностей и контактов, окружающих личность; преодоление монологичности в объяснении происходящих событий и явлений [1].
Вступая в диалог с родителями воспитанников, педагог определяет свое коммуникативное намерение, которое соответствует разработанной в педагогической риторике типологии: проинформировать, убедить, внушить, побудить к действию собеседника. Этот процесс зависит от развития коммуникативно-речевых умений педагога, так как воспитательно-образовательные задачи реализуются с помощью коммуникативных (речевых) умений профессионального характера и в основе педагогической деятельности лежит коммуникативная деятельность [3].
Диалог воспитателя с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои специфические черты:
постоянный и непосредственный контакт участников педагогического процесса, индивидуальный подход в решении ежедневно возникающих вопросов различного характера для создания благоприятных условий личностной культуры ребенка, наличие каждодневной «обратной связи», в отличие от профессионального педагогического общения с родителями на других ступенях образования (школа, колледж).
В условиях дошкольного образовательного учреждения особенно ярко проявляются следующие характеристики диалога взрослых:
- во-первых, ситуативность, когда участники лишь намечают общую стратегию, коммуникативную цель будущего разговора (обсудить что-то, проинформировать, побудить к речевому или какому-либо другому действию, выразить одобрение или несогласие и т.п.);
- во-вторых, непроизвольность (нередко случайно возникшая мысль тут же высказывается в разговоре) и реактивность (речевые действия коммуникантов оказываются прямой и незамедлительной реакцией на высказывание партнера по общению);
- в-третьих, дискурсивность (участники диалога знают, о чем идет речь, но предмет разговора не всегда понятен постороннему);
- в-четвертых – непредсказуемость речевого поведения общающихся, так как в ходе разговора могут возникнуть как положительные, так и отрицательные реакции собеседников.
Безусловно, диалог в педагогической практике - дело весьма сложное, требующее не рецептурного воспроизведения тех или иных приемов, а мастерского владения каждой новой ситуацией. Ведь каждый диалогический опыт в определенном смысле эксклюзивен, у каждого он свой, и каждый проявляет в этой сфере деятельности безграничное творчество. Но только гармонизирующий диалог взрослых (ДОУ и семьи), объединенных заботой о развитии ребенка, способен компенсировать и смягчить несовершенство друг друга, создать оптимальные условия для формирования личностной культуры ребенка-дошкольника.
И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт, уровень культуры и нравственной позиции, и собственное видение проблем, связанных с процессом развития их ребенка. Эффективность образовательного процесса детского сада во многом определяется тем, насколько удается педагогу разрешить возникшие противоречия, эффективно и целесообразно выстроить свое речевое поведение в различных ситуациях профессионального общения.
Мы выявили стереотипы речевого поведения воспитателя в диалоге с родителями, определили речевые формулы, которые способствуют конструктивному разрешению конфликтной ситуации и организации оптимального общения взрослых ради общей цели – создание благоприятных условий для формирования личностной культуры ребенка.
Стереотипы речевого поведения педагогов в общении с родителями
(по типам личности)
Таблица 1 (а)
Тип личности (по К.Ф.Седову) | Кооперативный тип личности педагога | |
кооперативный актуализатор | кооперативный конформист | |
Краткая характеристика речевого поведения педагога | Позиция в общении: рядом и «на равных» Демонстрирует установку на себя и партнера коммуникации. Идеальный тип речевого поведения педагога спо-собного понять и принять точку зре-ния собеседника, владеющего комму-никативно-речевыми умениями, кото-рые способствуют эффективному общению с родителями. Проявляется в доброжелательном отношении к собеседнику и стремле-нии найти точки соприкосновения интересов каждого. Способы общения: диалог, поддержка, понимание, неподдельный интерес к собеседнику | Позиция в общении: «на равных», но не вместе Демонстрирует установку на партнера, которая подавляет его собственную точку зрения, что выступает следствием боязни возникновения конфликта. Проявляется в неуверенном речевом поведении, приспособлении к дейст-вительности, растерянности в речевых ситуациях, постоянно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, коллег, администрации. Способы общения: диалог, вопросы, проявление сочувствия, интереса к собеседнику, отстраненность, беспомощность |
Ролевая позиция в общении | «взрослый» | «ребенок» |
Тактики речевого поведения | сотрудничество | уклонение |
Речевые клише | «Вы всегда можете на меня рассчитывать!» | «Если бы я могла вам чем-то помочь!» |
Типичный пример речевой ситуации профессионального общения | Мама обещала забрать ребенка после обеда, но пришла только вечером. Девочка в слезах легла спать и была весь вечер очень грустной. Воспитатель обращает внимание мамы на настроение дочери и спрашивает: -Вы обещали забрать дочку сегодня пораньше? -Да, я сказала это, чтобы она не капризничала утром. -Вы понимаете, что обманули своего ребенка. Вам нужно попросить у нее прощения и постараться выполнять свои обещания в будущем. Вы же не хотите, чтобы она, когда вырастет, поступала с Вами так, как Вы сейчас – обещала и не сделала? -Просить прощения у ребенка? Зачем? -Да, она такой же человек, как и Вы, только маленький. Посмотрите на нее, она переживает до сих пор! -Я полностью с Вами согласна. Спасибо. Я бы и не подумала, что ее настроение связано с моим поступком. -Вы всегда можете на меня рассчи-тывать!(Мама подошла к дочке, обняла и попросила прощения.) | Воспитатель интересуется у мамы: -Скажите, пожалуйста, как Женя ведет себя дома и во дворе. В детском саду он часто обижает детей. -Дома он чаще всего с бабушкой, но не слушается ее, тоже обижает. -Тяжело Вам с ним, наверное? А какой Вы используете подход к ребенку, когда он не слушается? Как справляетесь с ним дома? -Ну, чаще всего обижаюсь и не разговариваю или же пляшу под его дудку. Бить бесполезно - я пробовала! Как раз с Вами хотела поговорить об этом, ведь уже не могу справиться с ним сама. - Вот и в группе всех обижает, никого не слушает, говорит что хочет. Если бы я могла Вам помочь! Сама не знаю иногда, как поступить. Если с ним не договориться с утра, что «он большой и сегодня будет в группе за главного отвечать за порядок», то ничего поделать нельзя. -Ой, я тоже уже замучилась! |
Таблица 1(б)
Тип личности (по К.Ф.Седову) | Центрированный тип личности педагога | |
активный эгоцентрик | пассивный эгоцентрик | |
Краткая характеристика речевого поведения педагога | Позиция в общении: «над собеседником» Демонстрирует установку на себя при игнорировании партнера комму-никации. Самоутверждается за счет собеседника, считая себя умнее, образованнее и воспитаннее. Характеризуется отсутствием гиб-кости речевого поведения и неспо-собностью встать на точку зрения партнера. Способы общения: наставления, советы, запрет, требование, педантичность, снобизм | Позиция в общении: «рядом с собеседником», но не вместе Демонстрирует характерную «за-цикленность на себя», проявляет нежелание общаться с родителями, редко выступает инициатором общения и делает это лишь в случае крайней необходимости очень кратко. Соблюдает позицию пассивного созерцателя, перекладывая ответ-ственность на плечи родителей. Способы общения: пассивный собеседник |
Ролевая позиция в общении | «родитель» | «ребенок» |
Тактики речевого поведения | соперничество | приспособление (уступка) |
Речевые клише | «Учишь вас, учишь, а вы все как дети!» | «Вы сами все знаете!» |
Типичный пример речевой ситуации профессионального общения | Родитель обращается к педагогу с просьбой не брать ребенка сегодня на прогулку, объясняя это тем, что он немного приболел. Воспитатель назидательным тоном: - Сколько раз я уже всем говорила, что, если болеет, оставайтесь дома и лечите ребенка! Вы знаете, сколько детей у меня в группе? Что, если все будут просить делать что-то, что не входит в наши планы? Мне что, разорваться что-ли тогда? Учишь вас, учишь, а вы все как дети! Неужели Вы не понимаете, что я отвечаю за детей! (Не давая родителю вставить хоть слово, продолжает). Кто будет следить за ним, если я его оставлю? Няня? Так у нее своих дел полно, и она не отвечает за детей как воспитатель. Вам что дороже -работа или здоровье ребенка? Советую Вам хорошенько подумать! | Вечером, забирая ребенка, мама спрашивает у воспитателя: -Так, что там сегодня на обед? (Смотрит меню). Мясо не ел, наверное. -Нет, Вы же сами знаете, не ел. -Так я и думала! Мама Влада интересуется у воспитателя: - Как он на занятии себя ведет? Отвечает хоть? -Да, конечно. -А что вы сегодня проходили? Чем нам заняться дома? - Вон там все написано! (Показывает на стенд «Вести с занятий») Читайте. |
Таблица 1 (в)
Тип личности (по К.Ф.Седову) | Конфликтный тип личности педагога | |
конфликтный агрессор | конфликтный манипулятор
| |
Краткая характеристика речевого поведения педагога | Позиция в общении: «над собеседником» Демонстрирует в отношении ком-муникативного партнера негатив-ную иллокуцию (агрессию), которая выражена стремлением видеть в его поведении враждеб-ную или конкурирующую интен-цию и проявляется в инвективах (прямых оскорблениях), колкос-тях, упреках, насмешках и т.п.; может демонстрировать в темати-ческом развитии жанрового взаимодействия такие черты, как коммуникативный саботаж (часто это проявляется в ответе вопросом на вопрос) Способы общения: требование, запрет, угроза, оскорбление | Позиция в общении: «над собеседником» Демонстрирует установку на себя и одновременно против партнера по коммуникации. Он стремится к доминированию в общении и отли-чается эгоцентричностью высказы-ваний, навязыванием своего мне-ния и преувеличением авторитет-ности своего жизненного опыта (Я считаю; Я советую Вам…; Я бы на вашем месте … и т.п.); Способы общения: поучения, совет, нотация, назидание, наставления, манера - задать вопрос, не дослушать ответ на него или же самому дать ответ, в бесцеремонно перебивая собеседника или сменяя тему |
Ролевая позиция в общении | «родитель» | «родитель» |
Тактики речевого поведения | соперничество, противоборство, диктат, контроль | соперничество, высокомерие, надменность |
Речевые клише | «Что вы за родители такие…! | «Знаете ли Вы, что ваш ребенок…!» |
Типичный пример речевой ситуации профессионального общения | Воспитатель интересуется у мамы двойняшек (4,5 года): -Почему так долго не ходили в детский сад? С кем были ваши дети? -Одни, они же самостоятельные. Мне было некогда их отводить и приводить сюда. Я им во всем доверяю! Дверь никому не открывают, кушают самостоятельно. А что в этом плохого? -Да Вы что?! Как Вы могли?! Знаете ли вы, сколько опасностей их может подстерегать дома! Что за родители такие пошли! Им просто лень при-вести ребенка в детский сад и они оставляют детей дома. Как, по-вашему, это нормально? Безусловно, нет, это только говорит о вашей материнской позиции. Вы – плохая мать, если подвергаете детей такой опасности и оставляете их дома одних. | Воспитатель в дверях группы встречает маму Саши, который сегодня нашалил и начинает разговор: -Ваш ребенок обидел девочку, ударив ее за то, что она не хотела с ним играть. Знаете ли Вы, чем чревато такое поведение ребенка? Я бы советовала вам обратить внимание на его поведение и поговорила бы с ним сегодня же. Вот из таких мальчишек вырастают грубые мужчины! Ваш муж так же себя ведет? (Не дожидаясь ответа, сам же твечает).Скорее всего… Поэтому и Саша не просит прощения у девочки ни за что! Что ж яблоко от яблони недалеко падает. (Затем обращается к ребенку). – Иди домой, Саша, за тобой пришли. (Уходит в группу) |
Стереотипы речевого поведения родителей в общении с воспитателем.
(по типам личности)
Таблица 2(а)
Тип личности (по К.Ф.Седову) | Кооперативный тип личности родителя | |
Кооперативный актуализатор | кооперативный конформист | |
Краткая характеристика речевого поведения родителя | Позиция в общении: «вместе и на равных» Адекватно воспринимает возни-кающие ситуации. Отношения с педагогами основаны на уважении, понимании, принятия и общности интересов в личностном развитии ребенка-дошкольника. Идеальный тип речевого поведения родителя, который любит своего ребенка и понимает меру своей ответственности. Способы общения: диалог, поддержка | Позиция в общении: «позиция не участия» Демонстрирует установку на партнера коммуникации. Речевое поведение характеризуется тем, что вся ответственность за воспитание ребенка возлагается на педагогов. Такие родители постоянно ссылаются на свою занятость и стараются избегать всех проблем, связанных с ребенком, в том числе и с его здоровьем. Способы общения: Манипулирование |
Ролевая позиция в общении | доброжелательный «взрослый» | беспомощный «ребенок» |
Тактики речевого поведения | сотрудничество, компромисс, уклонение | приспособление, уклонение, уход от проблем, невмешательство |
Речевые клише | «Вместе у нас все получится!» характерные речевые формулы: «Да, я все понимаю», «Вы поможете нам…»; «Я с Вами согласна…» | «Вы - воспитатели, вот и воспитывайте!» характерные речевые формулы: «Мне некогда…», «Я очень спешу…», «Я не могу…», «Я не умею..». |
Пример речевого поведения родителя данного типа личности в ситуации общения с педагогом | Воспитатель обращается к маме: - У Данила много дефектов речи, а ско-ро идти в школу. Нам нужно помочь ему подготовиться и исправлять поло-жение уже сейчас вместе с вами. В этом очень могут помочь занятия с логопедом и психологом. - Да, я все понимаю, но у меня нет вре-мени водить его к специалистам. Это на другом конце города, далеко от дома. -Тогда занимайтесь с ним дома сами по 10-15 минут каждый день. Я под-готовила описание упражнений дыха-тельной гимнастики, для развития речевого аппарата и др. -Вы думаете, что у меня получится?! Я же никогда этого не умела, не справлюсь. -Обязательно получится, главное захо-теть помочь ребенку, приучить себя уделять этому время ежедневно. Ведь другого выхода у нас с Вами нет. В школе ему будет тяжело учиться, если мы не сделаем это сейчас. -Спасибо, что помогаете нам. Вместе у нас все получится! | Весь тихий час Рома кашлял. «Покажитесь, пожалуйста, врачу.» – обращается педагог к маме ребенка. - Я не могу идти опять на больничный! Я не пойду, если уйду, то потеряю работу! -Но ваш ребенок болеет, ему трудно дышать. -А кто же нас прокормит? Папы у нас нет, а бабушка старенькая! -Что же для Вас дороже работа или здоровье ребенка? Воспитатель обращает внимание мамы на важность соблюдения правил поведения за столом и аккуратного приема пищи ребенком в условиях семьи. -Мы в детском саду уже учимся пользоваться и ложкой и вилкой. Необходимо предъявлять ребенку одинаковые требования в детском саду и дома. - Мне совершенно некогда и я, конечно, буду рада, если он всему этому научится, будет правильно сидеть за столом и вытирать губы салфеткой. Но у меня меньше времени, чем у Вас. Вот и учите его, вы же педагоги. |
Таблица 2 (б)
Тип личности (по К.Ф.Седову) | Центрированный тип личности родителя | |
Активный эгоцентрик | пассивный эгоцентрик | |
Краткая характеристика речевого поведения родителя | Позиция в общении: «сверху» иногда по своим речевым проявлениям напоминает конфликтного манипуля-тора, но в отличие от него он просто не способен встать на точку зрения другого участника общения; строит свое общение так, как дети, играющие в мяч со стеной: задает вопрос и сам на него отвечает, определяя тему разговора, и сам ее развивает, не давая педагогу вставить слово, высказать свое суждение. Субъективно он испыты-вает иллюзию полноценной коммуникации и, как правило, получает от общения удовольствие, не замечая дискомфорта, которое испытывает педагог. Способы общения: наставления, советы, запрет, требование, педантичность, снобизм | Позиция в общении: «снизу» демонстрирует характерную «зацик-ленность на себя», его речевое поведение содержит несоответствие выбранных говорящим тактик ситуации общения и интенции собеседника, неумение переключаться на точку зрения слушателя. Его речевое поведение наполнено коммуникативными неудачами и недоразумениями, факт возникновения которых часто им не замечается. Способы общения: пассивный собеседник |
Ролевая позиция в общении | «родитель» | «ребенок» |
Тактики речевого поведения | соперничество | приспособление (уступка) |
Речевые клише | «Вы же педагог, как так можно…!» характерные речевые формулы: «Я бы на вашем месте …» «Это Вы мне говорите?» «Вам следовало бы знать…!» | «Вам лучше знать, Вы же педагог…» характерные речевые формулы: «Я не знаю…»; «Если бы я мог(ла) …»; |
Пример речевого поведения родителя данного типа личности в ситуации общения с педагогом | Родительница требует от педагога объяснений по поводу разорванных брюк мальчика. Педагог объясняет: - Это произошло случайно, мальчишки просто играли и не поделили что-то. - Как так можно относиться к детям, Вы же педагог и должны следить за внешним видом каждого. Что шить не умеете? Не дав возможности высказаться педагогу, продолжает, рассматривая брюки: - Хорошо, что не зашили, еще не известно как бы это смотрелось. К тому же, хочу сказать, что я бы на вашем месте не позволяла драчунам распускать руки и наказывала за это как следует. С кем они сцепились? Снова, наверное, с Сашкой. Да, ладно, они и во дворе всегда вдвоем – друзья все-таки. А Вам я советую быть более внимательной, особенно к моему сыну. | Воспитатель, обращается к маме ребенка с просьбой помочь в утеплении окон группы: - Останьтесь на полчасика, …, просим вас с ребятками! - Я даже не знаю, смогу ли. -Вам некогда сегодня? -Да, некогда. -Тогда в любой день недели, когда Вам будет удобно, приходите. Хорошо? -А это обязательно? -Разве Вы не хотите, чтобы нам было тепло зимой в группе? -Хочу, конечно. Ладно, останусь. |
Таблица 2 (в)
Тип личности (по К.Ф.Седову) | Конфликтный тип личности родителя | |
конфликтный агрессор | конфликтный манипулятор | |
Краткая характеристика речевого поведения родителя | Позиция в общении: Демонстрирует установку на себя и одновременно против партнера по коммуникации. Постоянно критикует действия воспитателя независимо от ситуации. Требует немедленного исполнения всех требований, разбирательства его претензий у заведующего, хотя все можно решить в ходе конструктивного диалога. Способы общения: требование, запрет, угроза, оскорбление | Позиция в общении: Самоутверждается за счет собесед-ника, ставя его в конкретной ситуации общения на нижнюю по сравнению с собой статусную позицию. Доминирующая стратегия - навязывание своего мнения и преувеличение авторитетности своего жизненного опыта. Способы общения: поучения, нотация, назидание, наставления |
Ролевая позиция в общении | контролирующий «родитель» | назидательный «родитель» |
Тактики речевого поведения | соперничество, противоборство, диктат, контроль | соперничество, высокомерие, надменность |
Речевые клише | «Вы мне ответите за все!» характерные речевые формулы: «Что это такое…?»; «Я Вам покажу…!»; «Да Вы что!»; «Как Вы могли…!»; «Я пойду к начальству!» | «Мне лучше знать, что делать!» характерные речевые формулы: «Я считаю…»; «Я советую Вам…»; «Послушайте меня…». |
Пример речевого поведения родителя данного типа личности в ситуации общения с педагогом | Вечером, забирая ребенка, мама увидела грязь на штанах ребенка. Вбежав в группу, она возмущенно стала кричать: - Почему Вы не присматриваете за детьми, чем Вы только занимаетесь целый день? Ничего не делаете! Пойду и скажу заведующей, чтобы знала! - На улице стало грязно, дети иногда падают, когда играют. Мы несколько раз просили принести запасные штанишки для прогулки. - Я Вам что – миллионерша что ли по 10 штанов приносить? Следите за детьми лучше, а не сочиняйте на ходу! | Воспитатель предложила маме Саши убрать подтяжки с брюк для того, чтобы девочка сама научилась надевать их. Мама стала спорить: - Послушайте, я ведь с Вами ругаться не хочу, но без подтяжек у нее спускаются брюки. -Поменяйте, пожалуйста, ребенку штанишки. Мы сейчас учимся одеваться самостоятельно, а подтяжки мешают ребенку - она постоянно в них путается. -У меня нет других штанишек. -Если Вы принесете хотя бы старенькие, но без подтяжек, то Сашенька сможет одеваться на прогулку сама. - Приносить ничего не буду! Я лучше знаю, как одевать своего ребенка, а если Вам лень помогать ей одеваться, то купите их сами! |
У педагогов и родителей единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Поэтому современный воспитатель должен быть не только профессионально компетентным[1], но и способным показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников, что у них общая цель – успешное развитие ребенка. Взаимодействие воспитателя с родителями в условиях ДОУ протекает в форме диалога[2] и обусловлено совместной деятельностью для создания благоприятных условий развития личностной культуры ребенка. Содержанием конструктивного диалога педагога и родителя является обмен информацией, межличностное познание, организация и регуляция взаимоотношений с помощью различных коммуникативных средств.
Успешность педагогического общения педагога в значительной степени определяется умением не только говорить правильно и выразительно, но способностью выразить свои чувства и отношение к собеседнику взглядом, жестом, умением управлять своим психологическим состоянием, видеть себя со стороны. Практика взаимодействия с родителями воспитанников показывает, что для установления контакта в диалоге педагогам важно активно использовать язык поддержки и соучастия, давать понять родителям, что их внимательно слушают и слышат. Это возможно при помощи разнообразных способов коммуникации (активное слушание, визуальный контакт, уместный комплимент, улыбка и пр.) с целью создания эмоционально-положительной атмосферы заинтересованного разговора, совместного решения проблем, а не ради того, чтобы произвести хорошее впечатление или утвердить свою позицию в соответствии с ожиданиями семьи.
Главная задача взаимодействия педагогов с родителями - установление партнерских отношений, которые позволяют объединить усилия для воспитания и развития детей, создать атмосферу общности интересов. Поэтому важным критерием, определяющим характер взаимодействия с семьей, в первую очередь, выступает уровень сформированности профессиональной речевой личности педагога: его индивидуальные и профессиональные качества, особенности его профессиональной речи, отношение к родителям как партнерам по общению. Направленность общения воспитателя с родителями (сообщение о достижениях ребенка; о содержании занятий и происшествиях в группе; просьбы и сообщения административного характера), его содержательность должны способствовать оптимальному общению. Взаимодействие с семьей, безусловно, будет более успешным, если строить его с учетом характеристик каждого типа личности педагога и родителя.
Литература
- Белова, С.В. Диалог – основа профессии педагога. – М.: Академия АПК и ПРО, 2002.
- Коротаева,Е. Основы диалогических взаимоотношений дошкольного образовательного учреждения и родителей // Детский сад от А до Я. - 2008. - №5. - С.32-42.
- Риторика: учеб. / З.С. Смелкова, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская; под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006. – 448 с.
- Романова И.В. Речевая культура диалога педагога с родителями. –М: Баласс, 2012, - 250с.
[1] Коммуникативная компетенция педагога предполагает умение решать средствами языка задачи общения в конкретных, типичных для профессиональной деятельности коммуникативных речевых ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов по теме " Работа с родителями воспитанников. Сотрудничество, а не наставничество"
Консультация для педагогов, в которой рассматриваются вопросы эффетивного взаимодействия между педагогом и родителями воспитанников. Чем отличается форма работы в виде сотрудничества,а не наставничест...
Консультация для педагогов «Несколько правил общения с родителями воспитанников»
Уважаемые коллеги! На нас лежит огромная ответственность, которая ежедневно требует от нас высокого профессионализма и огромных душевных сил. Ни для кого не секрет, что воспитатели и родители ...
Консультация для педагогов «Несколько правил общения с родителями воспитанников»
Уважаемые коллеги! На нас лежит огромная ответственность, которая ежедневно требует от нас высокого профессионализма и огромных душевных сил. Ни для кого не секрет, что воспитатели и родители ...
Анкета для педагогов "Сотрудничество с родителями воспитанников"
Уважаемы коллеги в целях определения факторы, влияющих на качество взаимодействия детского сада и семьи, была разработана анкета. Просим Вас ответить на вопросы. Подходящий вариант отметьте галочкой.В...
Консультация для педагогов Тема: «Общение воспитателя с родителями воспитанников».
Уже давно в педагогических кругах стала расхожей фраза: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями». Практически у каждого педагога найдется масса примеров, как ...
Консультация для педагогов на тему: Сотрудничество педагогов с родителями воспитанников в адаптационный период
Наряду с различными педагогическими проблемами, требующими своего изучения и решения, одной из основных является проблема социально-педагогической адаптации детей в дошкольных образовательных учрежден...
Консультация для педагогов «Эффективные формы сотрудничества с родителями в аспекте современности»
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения....