Проект "Посуда"
проект по развитию речи на тему
Дошкольное детство самый важный период становления личности ребенка. В эти годы ребенок приобретает первоначальное представление об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, труду, и всему, что его окружает в жизни. Дети учатся рассматривать и обследовать предметы, выделять их особенности, развитие познавательных и творческих способностей детей. Связывая их качества и свойства с назначением и разумным способом поведения в предметном мире (в частности в мире посуды). Воспитывается бережное отношение к предметному миру. И формируется осознанный способ безопасного для ребенка поведения в этом сложном и разнообразном окружающем его мире предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 873.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в подготовительной группе « Посуда »
Проектная деятельность в подготовительной группе «Для чего нужна посуда?»
Образовательная область: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Ознакомление с окружающим», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность».
Тип проекта: информационно – творческий, познавательный
Вид проекта: групповой
Длительность проекта: средней продолжительности (3 месяца).
Состав участников проекта: дети, воспитатели, родители, педагоги.
Состав проектной группы:
Руководители проекта – воспитатель и учитель – логопед.
Дети и родители подготовительной логопедической группы.
Заказчик проекта: воспитатель и учитель – логопед.
Сроки реализации проекта: октябрь 2016 – декабрь2016 уч. г.
Актуальность: Речевое развитие рассматривается в психологии и педагогике как общая основа обучения и воспитания. Проблема формирования словарного запаса и развитие лексико-грамматического строя занимает важнейшее место в современной логопедии, Богатая и грамматически развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей с привлечением различных специалистов: логопедов, психологов, воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов физвоспитания, при необходимости, врачей. Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов. Воспитатель всем содержанием своей работы обеспечивает полное практическое знакомство с предметами, с применением их в быту по назначению. Логопед на своих занятиях углубляет словарную работу, формирование у детей лексико-грамматических категорий, а в ходе специальных упражнений обеспечивает их сознательное применение в речевом общении.
Дошкольное детство самый важный период становления личности ребенка. В эти годы ребенок приобретает первоначальное представление об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, труду, и всему, что его окружает в жизни. Дети учатся рассматривать и обследовать предметы, выделять их особенности, развитие познавательных и творческих способностей детей. Связывая их качества и свойства с назначением и разумным способом поведения в предметном мире (в частности в мире посуды). Воспитывается бережное отношение к предметному миру. И формируется осознанный способ безопасного для ребенка поведения в этом сложном и разнообразном окружающем его мире предметов.
Тема «Посуда» мной была выбрана не случайно, т.к. дети ежедневно несколько раз в день дома и в ДОУ могут наблюдать, использовать в разговорной речи и на практике названия посуды
Обследуя детей подготовительной логопедической группы, было выявлено что
дети затрудняются в:
- определении частей посуды
- предназначении предметов посуды
- подборе предметов посуды для приема пищи
- способности дать полный ответ на поставленный вопрос
Проанализировав данные, выявилась проблема: у детей не сформированы знания по данной теме в нужном объеме.
Цель проекта:
формирование у детей познавательного интереса к окружающему их миру вещей, созданных людьми, через ознакомление с историей возникновения и усовершенствования посуды и организацию познавательной, продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта:
Образовательные:
- уточнить представления детей о мире предметов;
- обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы посуды;
- обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов посуды;
- отработать умение образовывать прилагательные от существительных;
- закреплять диалогическую речь;
- стимулировать собственные высказывания детей;
- формировать умение различать и называть предметы чайной, столовой и кухонной посуды;
- развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы, классифицировать их;
- закреплять знания детей о русском народном искусстве через украшение предметов посуды из тестопластики узорами по мотивам хохломской росписи, рисование «Чайник «гжель»»;
- вызывать интерес детей к изучаемой теме посредством разучивания музыкальных произведений, игры на ложках;
- закрепить умения ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений;
- систематизировать знания детей о правильном обращении с горячими предметами.
Развивающие:
- продолжать развивать познавательный интерес, творческие способности;
- развивать у детей познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство помощи, желание сделать доброе дело, доставить радость своим друзьям.
- продолжать работу над развитием таких качеств, как сочувствие, отзывчивость, коллективизм.
Ожидаемый результат проекта:
• Знакомство детей с разнообразием посуды;
• Сформировать представление о русской народной посуде и ее росписи; особенностях ее изготовления и оформления (разные виды росписи);
• Формирование навыков продуктивной деятельности.
I. Этап реализации проекта. Подготовительный.
• Подбор методической литературы;
• Сообщение темы педагогам, родителям;
• Подбор художественной литературы по теме;
• Подбор иллюстраций по теме;
• Подбор различной посуды, для создания музея.
• Выявление знаний и опыта детей по изучаемой теме
II. Этап реализации проекта. Основной
Разработка плана мероприятий с детьми, педагогами и родителями.
План работы с педагогами:
• Сообщение темы и сроков реализации проекта;
• Консультация «История вопроса. О возникновении столовых приборов.»
• Защита проекта. Презентация.
План работы с детьми:
• Чтение художественной литературы;
• Беседы: «Для чего нужна посуда», «Из чего ели наши предки», «Народные умельцы» (различные виды росписи);
• Безопасность: беседа «Что делать, если разбилась посуда»;
• Рассматривание иллюстраций по теме «Посуда»;
• Загадывание загадок по теме «Посуда»;
Занятие-беседа по презентации "История ложки".
Занятие по лепке «Лепим чашку».
Занятие-беседа «История чашки».
Занятие по аппликации «Ваза».
Занятие по конструированию "Куклы из одноразовых ложек»
• Д/игры: «Из чего сделана посуда?», «Чайная пара», «Опиши и угадай»;
• Опыты «Как отличить фаянсовое блюдце от фарфорового?», «Как звучат глиняная, фаянсовая и фарфоровая чашки?», "Какой ложкой есть удобнее: деревянной или металлической?"игры-эксперименты;
• Сюжетно-ролевая игра «Цех украшения посуды»;
• Экскурсия на пищеблок детского сада;
• Музыкальная деятельность;
• Социально – бытовой труд в группе;
• Культура поведения за столом;
• Презентация: «Посуда. От истоков к современности».
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ: НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «СНОВА ГОРЕ У ФЕДОРЫ»
План работы с родителями:
• Сообщение темы проекта и сроки его реализации;
• Совместное рисование на тему: «Посуда в моем доме»;
• Консультация «Истоки гончарного искусства».
III. Этап реализации проекта. Заключительный.
• Представление результатов работы, продуктов деятельности;
Работа с детьми:
Чтение художественной литературы:
• К. Чуковский «Федорино горе», «Муха – цокотуха»
• Русские народные сказки: «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин», «Три медведя»
• Н. Носов «Мишкина каша»
• В. Осеева «Почему?»
• Братья Гримм «Горшок каши»
Беседы:
• «Для чего нужна посуда»
• «Что делать если разбилась посуда!»
• «Народные умельцы»
Загадки:
Младшая сестра граблей,
Четыре зуба есть у ней.
Но на кухне жизнь её,
И дело знает лишь своё!
Вилка
Никогда во мне не варят,
Запекают — иногда,
А обычно просто жарят,
Так, как я …
Сковорода
Если пуст, то я прозрачный,
Но бывает все иначе,
Я с напитками другой —
Соблазнительно цветной.
Стакан
Я пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
Чайник
Чайника подружка
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её…
Кастрюлей
Всех кормлю с охотой я,
А сама безротая.
Ложка
Скажите, как назвать ее:
Все в дырках зубы у нее,
Но свеклу, редьку, хрен, морковку
Она перетирает ловко.
Терка
Купили новенькое,
такое кругленькое,
качают в руках,
а оно все в дырках.
Сито
Среди ложек я полковник.
И зовут меня…
Половник
Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло.
Нож
Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждет лошадка у ворот –
Открывай пошире рот.
Ложка
Проведение опытов:
«Как отличить фаянсовое блюдце от фарфорового?»
Задачи: опытным путем определить, чем отличается фарфоровое блюдце от фаянсового, если их поднести к источнику света; опытным путем определить, какой звук издают чашки из разных материалов при ударе по ним деревянной палочкой.
Опыт: дети брали сначала фарфоровое блюдце и направляли на источник света, потом брали фаянсовое блюдце и направляли на источник света.
Вывод: через фарфоровое блюдце видны пальцы рук. Через фаянсовое блюдце пальцы рук видны не были. Значит, фарфор отличается от фаянса тем, что на свету он прозрачный.
«Как звучат глиняная, фаянсовая и фарфоровая чашки?»
Опыт: дети деревянной палочкой ударяли по краям глиняной, фаянсовой и фарфоровой чашки и слушали звук.
Вывод: глиняная чашка не звучит вообще, фаянсовая чашка издает низкий дребезжащий звук, фарфоровая чашка звенит высоко и долго. Значит, по звуку можно определить, из какого материала сделана чашка.
Работа в книжном уголке: подбор иллюстраций и картинок на тему: «Какой бывает посуда?».
Задачи: закреплять знания, полученные во время занятий по проекту; расширять представления детей по теме «Посуда»; поддерживать интерес к теме проекта.
Дидактические игры:
• «Из чего сделана посуда?»
Цель: закреплять знания о разных видах посуды; продолжать учить составлять описательные рассказ; развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы, классифицировать их; отработать умение образовывать прилагательные от существительных.
Ход игры: Дети выбирают предмет посуды, называют и описывают его, а также материал из которого он изготовлен.
• «Чайная пара»
Цель: развивать наблюдательность, внимание, зрительное восприятие, мышление.
Ход игры: 1. Детям даются чашки с различными узорами, им нужно найти блюдце с таким же узором.
2. Детям даются карточки с изображением орнамента (узора, им нужно найти чайную пару с таким же орнаментом.
• «Опиши и угадай»
Цель: развивать связную речь, учить выделять главное
Ход игры: Дети по желанию, описывают различные предметы посуды не называя их, при этом используя опорную схему (из какого материала сделана, к какому виду посуды относиться (кухонная, столовая, чайная, и характерные отличия, другие выслушав рассказ – загадку, отгадывают какая посуда была описана.
Организация выставки-музея «Такая разная посуда»
Подбор посуды из различных материалов: керамическая, деревянная, стеклянная, и т. д., а также посуды расписанной в различных техниках: хохлома, гжель, жостовская.
Цель: расширить кругозор детей; привлечь родителей к созданию выставки, развивать эстетические качества у детей; вызвать интерес у детей к народным промыслам.
Сюжетно – ролевая игра:
Тема «Цех украшения посуды»
Объем навыков и умений: Работник приносит готовые тарелки и разделочные доски в цех по росписи посуды. Художники по росписи принимаются за работу. Другой работник забирает готовую посуду и уносит на склад.
Методические приемы, формы деятельности: Рассматривание иллюстраций и папок передвижек с изображением посуды; беседа «Народные умельцы»; продуктивная деятельность: рисование в технике «Гжель», «Хохлома», «Жостовская», лепка из соленого теста «Тарелка», «Разделочная доска».
Художественно – эстетическое развитие.
Лепка:
• Тестопластика «Тарелки»
• Тестопластика «Разделочные доски»
Рисование:
• «Чайник. Гжель»
• «Роспись разделочных досок, тарелок из теста»
Аппликация:
• «Её величество - тарелка» в технике декупаж
Музыка:
• Разучивание песни «Пых, пых самовар» Ю. Энтин, Д. Тухманов
• Игра на деревянных ложках
Социально – бытовой труд:
- Экскурсия на кухню
- Дежурство по столовой
- Мытье кукольной посуды. Мытье блюдец из под горшков комнатных растений.
Культура поведения:
• Беседа «Как вести себя за столом»;
• Беседа «Гости в дом – радость в нем».
Итоговые мероприятия:
• НОД по развитию речи «Снова горе у Федоры»
• Конкурс рисунков родителей и детей на тему: «Посуда в моем доме».
• Мини выставка «Музей посуды»
Список используемой литературы:
1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Подготовительная группа.
2. К. Чуковский «Федорино горе». Издательский дом «Проф-Пресс», 2010.
3. Русские народные сказки «Лиса и журавль», «Три медведя».
4. Братья Гримм «Горшок каши».
5. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Подготовительная группа. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 40 с.
6. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет. – М. : Мозайка – Синтез, 2007. – 176 с. Морозова И. А., Пушкарева М. А.