Проект "Посуда"
проект по развитию речи на тему

Кизыма Галина Васильевна

Дошкольное детство самый важный период становления личности ребенка. В эти годы ребенок приобретает первоначальное представление об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, труду, и всему, что его окружает в жизни. Дети учатся рассматривать и обследовать предметы, выделять их особенности, развитие познавательных и творческих способностей детей. Связывая их качества и свойства с назначением и разумным способом поведения в предметном мире (в частности в мире посуды). Воспитывается бережное отношение к предметному миру. И формируется осознанный способ безопасного для ребенка поведения в этом сложном и разнообразном окружающем его мире предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx873.93 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в подготовительной группе « Посуда »


Проектная деятельность в подготовительной группе «Для чего нужна посуда?»

Образовательная область: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Ознакомление с окружающим», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность».

Тип проекта: информационно – творческий, познавательный

Вид проекта: групповой

Длительность проекта: средней продолжительности (3 месяца).

Состав участников проекта: дети, воспитатели, родители, педагоги.

Состав проектной группы:

Руководители проекта – воспитатель и учитель – логопед.

Дети и родители подготовительной логопедической  группы.

Заказчик проекта: воспитатель и учитель – логопед.

Сроки реализации проекта: октябрь 2016 – декабрь2016 уч. г.

Актуальность: Речевое развитие рассматривается в психологии и педагогике как общая основа обучения и воспитания. Проблема формирования словарного запаса и развитие лексико-грамматического строя занимает важнейшее место в современной логопедии, Богатая и грамматически развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей с привлечением различных специалистов: логопедов, психологов, воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов физвоспитания, при необходимости, врачей. Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов. Воспитатель всем содержанием своей работы обеспечивает полное практическое знакомство с предметами, с применением их в быту по назначению. Логопед на своих занятиях углубляет словарную работу, формирование у детей лексико-грамматических категорий, а  в ходе специальных упражнений обеспечивает их сознательное применение в речевом общении.

Дошкольное детство самый важный период становления личности ребенка. В эти годы ребенок приобретает первоначальное представление об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, труду, и всему, что его окружает в жизни. Дети учатся рассматривать и обследовать предметы, выделять их особенности, развитие познавательных и творческих способностей детей. Связывая их качества и свойства с назначением и разумным способом поведения в предметном мире (в частности в мире посуды). Воспитывается бережное отношение к предметному миру. И формируется осознанный способ безопасного для ребенка поведения в этом сложном и разнообразном окружающем его мире предметов.

Тема «Посуда» мной была выбрана не случайно, т.к. дети ежедневно несколько раз в день дома и в ДОУ могут наблюдать, использовать в разговорной речи и на практике названия посуды

Обследуя детей подготовительной логопедической   группы, было выявлено что

дети затрудняются в:

- определении частей посуды

- предназначении предметов посуды 

- подборе предметов посуды для  приема пищи

- способности дать полный ответ на поставленный вопрос

Проанализировав данные, выявилась проблема: у детей не сформированы знания по данной теме в нужном объеме. 

Цель проекта:

формирование у детей познавательного интереса к окружающему их миру вещей, созданных людьми, через ознакомление с историей возникновения и усовершенствования посуды и организацию познавательной, продуктивной и творческой деятельности.

Задачи проекта:

Образовательные:

- уточнить представления детей о мире предметов;

- обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы посуды;

- обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов посуды;

- отработать умение образовывать прилагательные от существительных;

- закреплять диалогическую речь;

- стимулировать собственные высказывания детей;

- формировать умение различать и называть предметы чайной, столовой и кухонной посуды;

- развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы, классифицировать их;

- закреплять знания детей о русском народном искусстве через украшение предметов посуды из тестопластики узорами по мотивам хохломской росписи, рисование «Чайник «гжель»»;

- вызывать интерес детей к изучаемой теме посредством разучивания музыкальных произведений, игры на ложках;

- закрепить умения ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений;

- систематизировать знания детей о правильном обращении с горячими предметами.

Развивающие:

- продолжать развивать познавательный интерес, творческие способности;

- развивать у детей познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Воспитательные:

- воспитывать у детей чувство помощи, желание сделать доброе дело, доставить радость своим друзьям.

- продолжать работу над развитием таких качеств, как сочувствие, отзывчивость, коллективизм.

Ожидаемый результат проекта:

• Знакомство детей с разнообразием посуды;

• Сформировать представление о русской народной посуде и ее росписи; особенностях ее изготовления и оформления (разные виды росписи);

• Формирование навыков продуктивной деятельности.

I. Этап реализации проекта. Подготовительный.

• Подбор методической литературы;

• Сообщение темы педагогам, родителям;

• Подбор художественной литературы по теме;

• Подбор иллюстраций по теме;

• Подбор различной посуды, для создания музея.

• Выявление знаний и опыта детей по изучаемой теме

II. Этап реализации проекта. Основной

Разработка плана мероприятий с детьми, педагогами и родителями.

План работы с педагогами:

• Сообщение темы и сроков реализации проекта;

• Консультация «История вопроса. О возникновении столовых приборов.»

• Защита проекта. Презентация.

План работы с детьми:

• Чтение художественной литературы;

• Беседы: «Для чего нужна посуда», «Из чего ели наши предки», «Народные умельцы» (различные виды росписи);

• Безопасность: беседа «Что делать, если разбилась посуда»;

• Рассматривание иллюстраций по теме «Посуда»;

• Загадывание загадок по теме «Посуда»;

 Занятие-беседа по презентации "История ложки".

 Занятие по лепке «Лепим чашку».

Занятие-беседа «История чашки».

Занятие по аппликации «Ваза».

Занятие по конструированию "Куклы из одноразовых ложек»

• Д/игры: «Из чего сделана посуда?», «Чайная пара», «Опиши и угадай»;

• Опыты «Как отличить фаянсовое блюдце от фарфорового?», «Как звучат глиняная, фаянсовая и фарфоровая чашки?», "Какой ложкой есть удобнее: деревянной или металлической?"игры-эксперименты;

• Сюжетно-ролевая игра «Цех украшения посуды»;

• Экскурсия на пищеблок детского сада;

• Музыкальная деятельность;

• Социально – бытовой труд в группе;

• Культура поведения за столом;

• Презентация: «Посуда. От истоков к современности».

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ: НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «СНОВА ГОРЕ У ФЕДОРЫ»

План работы с родителями:

• Сообщение темы проекта и сроки его реализации;

• Совместное рисование на тему: «Посуда в моем доме»;

• Консультация «Истоки гончарного искусства».

III. Этап реализации проекта. Заключительный.

• Представление результатов работы, продуктов деятельности;

Работа с детьми:

Чтение художественной литературы:

• К. Чуковский «Федорино горе», «Муха – цокотуха»

• Русские народные сказки: «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин», «Три медведя»

• Н. Носов «Мишкина каша»

• В. Осеева «Почему?»

• Братья Гримм «Горшок каши»

Беседы:

• «Для чего нужна посуда»

• «Что делать если разбилась посуда!»

• «Народные умельцы»

Загадки:

Младшая сестра граблей,

Четыре зуба есть у ней.

Но на кухне жизнь её,

И дело знает лишь своё!

Вилка

Никогда во мне не варят,

Запекают — иногда,

А обычно просто жарят,

Так, как я …

Сковорода

Если пуст, то я прозрачный,

Но бывает все иначе,

Я с напитками другой —

Соблазнительно цветной.

Стакан

Я пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!»

Чайник

Чайника подружка

Имеет два ушка,

Варит кашу, суп для Юли.

И зовут её…

Кастрюлей

Всех кормлю с охотой я,

А сама безротая.

Ложка

Скажите, как назвать ее:

Все в дырках зубы у нее,

Но свеклу, редьку, хрен, морковку

Она перетирает ловко.

Терка

Купили новенькое,

такое кругленькое,

качают в руках,

а оно все в дырках.

Сито

Среди ложек я полковник.

И зовут меня…

Половник

Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень –

Хлеб, картошку, свеклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло.

Нож

Длиннохвостая лошадка

Привезла нам каши сладкой.

Ждет лошадка у ворот –

Открывай пошире рот.

Ложка

Проведение опытов:

«Как отличить фаянсовое блюдце от фарфорового?»

Задачи: опытным путем определить, чем отличается фарфоровое блюдце от фаянсового, если их поднести к источнику света; опытным путем определить, какой звук издают чашки из разных материалов при ударе по ним деревянной палочкой.

Опыт: дети брали сначала фарфоровое блюдце и направляли на источник света, потом брали фаянсовое блюдце и направляли на источник света.

Вывод: через фарфоровое блюдце видны пальцы рук. Через фаянсовое блюдце пальцы рук видны не были. Значит, фарфор отличается от фаянса тем, что на свету он прозрачный.

«Как звучат глиняная, фаянсовая и фарфоровая чашки?»

Опыт: дети деревянной палочкой ударяли по краям глиняной, фаянсовой и фарфоровой чашки и слушали звук.

Вывод: глиняная чашка не звучит вообще, фаянсовая чашка издает низкий дребезжащий звук, фарфоровая чашка звенит высоко и долго. Значит, по звуку можно определить, из какого материала сделана чашка.

Работа в книжном уголке: подбор иллюстраций и картинок на тему: «Какой бывает посуда?».

Задачи: закреплять знания, полученные во время занятий по проекту; расширять представления детей по теме «Посуда»; поддерживать интерес к теме проекта.

Дидактические игры:

• «Из чего сделана посуда?»

Цель: закреплять знания о разных видах посуды; продолжать учить составлять описательные рассказ; развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы, классифицировать их; отработать умение образовывать прилагательные от существительных.

Ход игры: Дети выбирают предмет посуды, называют и описывают его, а также материал из которого он изготовлен.

• «Чайная пара»

Цель: развивать наблюдательность, внимание, зрительное восприятие, мышление.

Ход игры: 1. Детям даются чашки с различными узорами, им нужно найти блюдце с таким же узором.

2. Детям даются карточки с изображением орнамента (узора, им нужно найти чайную пару с таким же орнаментом.

• «Опиши и угадай»

Цель: развивать связную речь, учить выделять главное

Ход игры: Дети по желанию, описывают различные предметы посуды не называя их, при этом используя опорную схему (из какого материала сделана, к какому виду посуды относиться (кухонная, столовая, чайная, и характерные отличия, другие выслушав рассказ – загадку, отгадывают какая посуда была описана.

Организация выставки-музея «Такая разная посуда»

Подбор посуды из различных материалов: керамическая, деревянная, стеклянная, и т. д., а также посуды расписанной в различных техниках: хохлома, гжель, жостовская.

Цель: расширить кругозор детей; привлечь родителей к созданию выставки, развивать эстетические качества у детей; вызвать интерес у детей к народным промыслам.

Сюжетно – ролевая игра:

Тема «Цех украшения посуды»

Объем навыков и умений: Работник приносит готовые тарелки и разделочные доски в цех по росписи посуды. Художники по росписи принимаются за работу. Другой работник забирает готовую посуду и уносит на склад.

Методические приемы, формы деятельности: Рассматривание иллюстраций и папок передвижек с изображением посуды; беседа «Народные умельцы»; продуктивная деятельность: рисование в технике «Гжель», «Хохлома», «Жостовская», лепка из соленого теста «Тарелка», «Разделочная доска».

Художественно – эстетическое развитие.

Лепка:

• Тестопластика «Тарелки»

• Тестопластика «Разделочные доски»

Рисование:

• «Чайник. Гжель»

• «Роспись разделочных досок, тарелок из теста»

Аппликация:

• «Её величество - тарелка» в технике декупаж

Музыка:

• Разучивание песни «Пых, пых самовар» Ю. Энтин, Д. Тухманов

• Игра на деревянных ложках

Социально – бытовой труд:

  • Экскурсия на кухню
  • Дежурство по столовой
  • Мытье кукольной посуды. Мытье блюдец из под горшков комнатных растений.

Культура поведения:

• Беседа «Как вести себя за столом»;

• Беседа «Гости в дом – радость в нем».

Итоговые мероприятия:

• НОД по развитию речи «Снова горе у Федоры»

• Конкурс рисунков родителей и детей на тему: «Посуда в моем доме».

• Мини выставка «Музей посуды»

Список используемой литературы:

1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Подготовительная группа.

2. К. Чуковский «Федорино горе». Издательский дом «Проф-Пресс», 2010.

3. Русские народные сказки «Лиса и журавль», «Три медведя».

4. Братья Гримм «Горшок каши».

5. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Подготовительная группа. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 40 с.

6. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет. – М. : Мозайка – Синтез, 2007. – 176 с. Морозова И. А., Пушкарева М. А.

C:\Users\user\Desktop\DSCN5212.JPG

C:\Users\user\Desktop\DSCN5213.JPG

C:\Users\user\Desktop\DSCN5214.JPG

C:\Users\user\Desktop\DSCN5208.JPG

C:\Users\user\Desktop\DSCN5209.JPG