Дети в детском саду: особенности и содержание общения со сверстниками
статья по развитию речи

Бочакова Наталья Анатольевна

Дети в детском саду: особенности и содержание общения со сверстниками

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дети в детском саду: особенности и содержание общения со сверстниками

Дети в детском саду, как и взрослые люди в любом коллективе, переживают целую гамму чувств и отношений: они ссорятся, дружат группами, обижаются, мирятся или делают мелкие "пакости". Однако общение детей со своими сверстниками имеет целый ряд особенностей, которые качественно отличают детское общение от общения между взрослыми.

Особенности детского общения

Первое характерное отличие детского общения заключается в его интенсивной эмоциональной насыщенности. Отсутствие полутонов в общении и раскованность контактов со сверстниками  существенно отличает детское общение от взаимодействия взрослых. Как показали наблюдения специалистов, в процессе общения между собой дети переживают до 10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, которые являются выражением самых разных эмоциональных состояний: от бурного проявления радости до яростного негодования, от трогательного сочувствия до ожесточенной драки. 

Другой отличительной особенностью детского общения является нерегламентированность и нестандартность. Если взрослые при общении друг с другом придерживаются определенных норм и правил поведения, то дети между собой могут использовать самые оригинальные и неожиданные действия и движения. Причем этим действиям и движениям присуща особая ненормированность и раскованность: дети кривляются, принимают причудливые позы, придумывают небылицы и т.д. Необходимо отметить, что свобода и нерегламентированность общения позволяет детям проявить свою оригинальность и продемонстрировать свое "Я".  

Еще одной характерной особенностью общения детей между собой является преобладание инициативных высказываний или действий над ответными. Проще говоря, для ребенка намного важнее его собственное действие, чем поддержка действий своего сверстника. Особенно ярко это выражается в диалоге, когда дети, перебивая друг друга, рассказывают каждый о своем, совершенно не заботясь об эмоциях и впечатлениях своего собеседника. Примечательно, что такая несогласованность коммуникативных действий достаточно часто приводит к обидам, конфликтам и протестам. 

Все эти особенности отражают специфику общения детей в детском саду. Необходимо отметить, что в возрасте от трех до шести-семи лет содержание детского общения значительно меняется.

Содержание детского общения

Содержание детского общения на протяжении всего дошкольного возраста претерпевает существенные изменения. Эти изменения можно условно поделить на три этапа (или формы общения).

С двух до четырех лет - это возраст, когда ребенок жаждет самовыражения и ожидает от сверстников соучастия в своих забавах. При этом каждый участник детского общения озабочен преимущественно тем, чтобы получить эмоциональный отклик партнера и привлечь к себе внимание. Для этого возраста характерно индифферентно-доброжелательное отношение между детьми. То есть, дети в этом возрасте безразличны к успехам своих сверстников, и, одновременно с этим, легко решают проблемные ситуацию "в пользу" другого ребенка (например, отдают свои игрушки, уступают очередь в игре и т.д.). В то же время, сверстники еще не играют важной роли в жизни ребенка, и он одинаково комфортно чувствует себя как в коллективе сверстников, так и в одиночестве или в окружении взрослых.

С четырех до шести лет - начиная с трехлетнего возраста сверстники для ребенка становятся важнее, и дети предпочитают играть коллективно, а не по одиночке. При этом главным содержанием детского общения становится деловое сотрудничество, в процессе которого дети согласовывают свои действия и учитывают активность своего партнера при достижении общего результата. Одновременно с этим появляется потребность в признании и уважении со стороны сверстников, а успехи и промахи других детей приобретают особое значение. Именно в этот период появляется соревновательное, конкурентное начало: дети активно интересуются успехами своих сверстников, демонстрируют свои преимущества и пытаются скрыть свои неудачи и промахи. 

Шесть-семь лет - несмотря на то, что конкурентное начало продолжает доминировать, в детском общении появляется способность к взаимопомощи и доброжелательность к сверстникам. Дошкольники этого возраста способны не только рассказывать о себе, но и умеют "слышать" сверстника, интересоваться его предпочтениями и желаниями. В этом возрасте появляются привязанности между детьми, которые впоследствии могут перерасти в настоящую, крепкую дружбу. Примечательно, если дети четырех-пяти лет вслед за взрослыми охотно осуждают действия своего сверстника, то шестилетние могут объединиться для того, чтобы "противостоять" мнению взрослых. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание работы воспитателей на всех этапах формирования условий успешной адаптации детей к детскому саду

Вашему вниманию предлагается описание содержания работы воспитателей на всех этапах формирования условий успешной адаптации детей к детскому саду....

родительское собрание : «Итоги адаптации детей к детскому саду. Задачи воспитания. Возрастные особенности детей 2-3 лет»

Протокол родительского собрания во второй группе раннего возраста «Итоги адаптации детей к детскому саду. Задачи воспитания. Возрастные особенности детей 2-3 лет»...

Консультация для родителей «Единые требования семьи и детского сада в воспитании культуры общения детей дошкольного возраста».

Семья и детский сад – два важных института воспитания  и развития ребенка, каждый из которых вносят свой вклад в становление его личности. Однако наиболее ценный вклад в развитие ребе...