Конспект НОД по "Речевому развитию"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме
Конспект занятия составлен в соответствии с Основной образовательной Программой ДОУ, в соответствии с Адаптированной Программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н. В.Нищевой, а также в рамках реализации группового долгосрочного проекта «Песочная терапия в развитии мелкой моторики рук и в развитии связной речи детей дошкольного возраста». Форма проведения НОД: игровая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod.docx | 50.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
организации интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе комбинированной направленности.
Тема: «Домашние животные».
Форма проведения НОД: игровая.
Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: Закрепление знаний по лексической теме «Домашние животные» и формирование у дошкольников умения строить постройки, используя кинетический и сухой песок в совместной творческой деятельности со сверстниками.
Задачи:
Образовательные:
•Формировать игровые навыки с песком; обогащение тактильного опыта у воспитанников;
•Учить детей отвечать на вопросы коротко и распространенно.
•Упражнять в образовании существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -онком, -енком.
Развивающие задачи:
•Развивать у детей связную речь, познавательные процессы (внимание, мышление).
•Совершенствовать слуховое восприятие с помощью чистоговорок на автоматизацию слога: ко; за; зу, зе, зой.
•Развивать воображение, наблюдательность, мышление, речь и творческую активность.
•Развивать речевую активность в процессе познавательной деятельности и игре.
•Развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь и заботливое отношение к домашним животным.
• Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
• Развивать аккуратность при работе с песком.
Здоровьесберегающие:
- Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход с учётом
функциональных и физиологических возможностей детей.
• Создать условия, способствующие устойчивой работоспособности и сопротивляемости организма утомлению (смена видов деятельности, формирование предпосылок здорового образа жизни, через подвижные игры и игры на развитие мелкой моторики руки).
• Формирование умения соотносить движения с текстом.
Методы и приемы:
Наглядные:
Рассматривание картинок из серии «Домашние и дикие животные»,
Словесные:
Решение проблемной ситуации – принимают решение построить ферму для домашних животных с помощью песка, загадывание загадок, беседа, вопросы, обсуждения, чистоговорки.
Практические:
Дидактические игры: «Раскопки», «Кто, где живет?», «Кто кем был?», «Назови пользу».
Пальчиковая игра «Два козленка», пальчиковая гимнастика «Руки трем…»
Напольная игра «Карусель».
Сооружение построек на песке и из песка, обыгрывание.
Словарная работа:
Активизация словаря: домашние животные, кошка была котенком, собака была щенком, лошадь была жеребёнком, корова была телёнком, овца была ягнёнком, пух, шерсть, мясо, молоко и т.д.
Обогащение: ферма, домашние животные.
Закрепление лексического запаса, имеющегося у детей по теме «Домашние животные».
Предварительная работа:
С детьми:
•Просмотр презентаций по теме «Домашние и дикие животные и их детеныши».
•Разучивание пальчиковой гимнастики «Довольная корова своими телятами».
•Рассматривание иллюстраций с изображениями домашних животных и их детенышах.
•Дидактические игры: «Найди по описанию», «Найди детенышей», «Все ли верно?», «Собери картинку», «Кто, где живет», «Угадай животное по описанию», «Кто спрятался?».
•Составление описательного рассказа «На ферме» по картине.
•Загадывание загадок о домашних животных.
•Разучивание чистоговорок и скороговорок.
•Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят», Братья Гримм «Бременские музыканты».
С родителями:
•Изготовление атрибутов к подвижной игре «Пастух и стадо».
•Создание презентации «Виртуальная экскурсия на ферму».
•Помощь в оформление песочницы для сухого песка.
Материал и оборудование:
•Песочница с сухим песком, песочница с кинетическим песком.
•Коробка-сюрприз с песком.
•Два магнитных мольберта (на одном картинка с изображением фермы, на другом картинка с изображением леса).
•Мяч для игры.
•Полотно для напольной игры «Карусель».
•Коробка с мелкими игрушками, предметами.
•Карточки-правила игры с песком.
•Наборы домашних животных.
•Картинки домашних и диких животных.
Планируемый результат:
•Дети имеют представление о домашних животных и их детенышах.
•Дети активно владеют словами по данной теме.
•Дети проявляют познавательный интерес к данной теме.
•Умеют строить постройки по замыслу, используя кинетический и сухой песок в совместной творческой деятельности со сверстниками.
•Дети активно взаимодействуют со сверстниками и взрослым.
•Дети могут выражать свои мысли и желания.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Напольная подвижная игра «Карусель» |
Игровая | Дидактические игры «Раскопки», «Кто, где живет?», «Кто кем был?», «Назови пользу» |
Познавательно-исследовательская | Решение проблемных ситуаций - принимают решение построить ферму для домашних животных с помощью песка |
Коммуникативная | Пальчиковая игра «Два козленка», пальчиковая гимнастика «Руки трем…», отгадывание загадок, вопросы, проговаривание чистоговорок. |
Этап занятия | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 ЭТАП Организационный | Установление зрительного контакта. -Ой, ребята, посмотрите, что это за коробка у нас появилась?!! Давайте посмотрит? -Ух, ты, вот это да!! -А я знаю, что в коробке! -Ребята, а вы хотите узнать, что в ней? Вы узнаете, если отгадаете загадку. Тогда рассаживайтесь удобней и слушайте внимательно загадку. -Это может быть сухим или мокрым. -Это можно пересыпать, насыпать, рассыпать. -Это можно увидеть на берегу реки, озера или моря. -Как вы думаете, что это? -Давайте посмотрим? (показывает детям содержимое коробки). -Молодцы! Совершенно верно! | Дети на ковре организуют пальчиковую игру по желанию. Стоя рассматривают коробку. Дети рассаживаются на ковре. Рассуждают, высказывают предположения, выражают собственные мысли. -Это песок! Убеждаются в правильности ответа. |
Мотивация, постановка и принятие детьми цели занятия | Начало выполнения действий по задачам НОД. -Но это еще не все! -Ребята, вы знаете, что песок хранит в себе много тайн и секретов! -Вот и у нашего песка есть н секрет! -Хотите узнать какой секрет? -Я предлагаю вам поиграть в игру «Раскопки». Вы по очереди опустите руку в коробку и достанете один предмет. -Ребята, что вы достали? -Молодцы! -Назовите животных? (Воспитатель следит за правильностью произношения) -Умнички! А можно назвать этих животных одним словом? -Ребята, а давайте мы с вами вспомним, чистоговорки про домашних животных. -Какие вы молодцы, ребята! -А скажите мне ребята, где могут жить домашние животные? -Правильно! -Ребята, давайте мы заселим этих животных на нашу ферму. -Молодцы! | Выполняют правила игры «Раскопки». -Это животные. По очереди называют животных. -Домашние. Проговаривание чистоговорок . Дети повторяют чистоговорки за воспитателем. Звук «К» Ко-ко-ко, ко-ко-ко пейте детки молоко. Ко-ко-ко, ко-ко-ко кто дает нам молоко. Звук «З» За-за-за – на лугу стоит коза. Зу-зу-зу – мы увидели козу. Зе-зе-зе – травку дали мы козе. Зой-зой-зой – бежит козленок за козой. Высказывают свои предположения, рассуждают. -На ферме, в деревне, у бабушке, дома и т.д. Дети относят животных на ферму, расставляют. |
II ЭТАП Основная часть Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний. | Дидактическая игра -А сей час, ребята, предлагаю вам сыграть в игру «Кто, где живет?» (на одном мольберте прикреплена картинка леса, на другом - фермы). -Ребята, обратите внимание на мольберты. -Что вы видите на мольберте справа? -Какая картинка прикреплена на мольберте слева? -Ребята, подойдите к столу, встаньте удобнее, чтобы все было видно. На столе лежат плоскостные картинки животных. -Выберите любую картинку животного, внимательно её рассмотрите и прикрепите на соответствующий мольберт. После выполнения задания: -Ребята, давайте проверим, правильно ли вы разместили животных? -Как называют этих животных одним словом? (показывает на мольберт справа) -Как вы думаете, почему их называют дикими животными? -Как одним словом назвать этих животных?(показывает на мольберт слева) -Как вы думаете, почему их называют - домашние животные? (Если не точный ответ, вопрос: А точнее?) Дидактическая словесная игра «Назови пользу». -Ребята, где живут животные вы знаете, а знаете ли вы, какую пользу приносят человеку домашние животные. -А расскажите вы об этом с помощью игры. Становитесь в круг. -Я буду кидать вам мяч, называть животное, а вы называйте пользу, которую приносит это животное. (Воспитатель начинает игру, показывая пример ответа). -Какие вы молодцы! -Знаете, какую пользу человеку они приносят. -А знаете ли вы, как называли домашних животных, когда они были детёнышами? -А поможет нам об этом рассказать напольная игра «Карусель». Правила игры: под музыку вы двигаетесь по кругу, когда музыка затихнет, вы должны остановиться напротив картинки с изображением взрослого животного и говорите, кем это животное было. -Вы настоящие умники и умницы! -Давайте подойдем к нашей ферме. -Ребята, вы знаете, где живут домашние животные, какую пользу человеку они приносят, кем они были, когда были детёнышами. -Ребята, посмотрите, как много на нашей ферме животных! И я думаю, что им тесно, а вы как думаете? Что ж мы можем сделать, чтобы было животным свободнее. -Ребята, посмотрите по группе глазами и подложите, из чего можно построить новую ферму для наших животных. | Актуализация уже имеющихся знаний, представлений. Отвечают полным предложением. -На мольберте справа я вижу картинку, на которой изображен лес. На мольберте слева прикреплена картинка с изображением деревни. Крепят картинки с животными на мольберты, по местам обитания. Наблюдают за действием других детей. Проверяют свою работу. Выявляют ошибки. -Дикие животные. -Потому что они живут в лесу, сами добывают себе пищу и т.д. -Это домашние животные. -Домашние животные живут возле человека, человек за ними ухаживает и т.д. Например: Свинья - дает мясо, корова, коза -молоко, овца - шерсть, собака - охраняет дом от чужих, кошка – ловит мышей, курица – несет яйца, гусь – дает пух, лошадь – перевозит грузы. Раскладывают атрибут игры на ковре. Активно играют. Отвечают полным предложением, четко произносят слова. Например: Кошка была котенком, собака была щенком, корова была теленком. Предлагают построить ещё одну ферму. Предлагают варианты ответов. Один из вариантов - построить ферму из песка. |
-Здорово, мне очень нравиться эта идея!! -Мы еще ни когда не строили ферму из песка или на песке. | ||
-Прежде, чем начать строить, давайте повторим правила, которые нужно соблюдать во время игры с песком. -Правила мы с вами вспомнили, а теперь давайте подготовим наши пальчики к работе. Проводится пальчиковая гимнастика «Руки трем…» -Ребята, выбирайте каждый по желанию стол с сухим или с кинетическим песком и приступайте к строительству фермы! | Один ребенок приносит карточки с правилами и раздает детям. Рассказывают правила, крепят карточки к мольберту. Вспоминают правила при работе с песком: 1. Нельзя выбрасывать песок из песочницы. 2. Нельзя брать песок в рот 3. Нельзя бросать его в других людей. 4 Нельзя вдыхать. 5. После игры надо убрать все игрушки на свои места. 6. Поиграл с песком — помой руки и покажи чистые ладошки зеркалу. 7. Перед игрой с песком нужно смазать руки гелем. Выполняется пальчиковая гимнастика «Руки трем..» Делают свой выбор по желанию. Самостоятельная работа детей. Обыгрывание построек. | |
III ЭТАП Заключительная часть (открытый конец занятия) Итог основной части занятия. Систематизация знаний. | Во время роботы воспитатель подходит к детям, хвалит их, оказывает помощь. Спрашивает у детей: -Чем тебе сегодня было на интересно делать? -Что новое вы узнали? -Чем ещё хотелось бы заняться следующий раз? -Ребята, давайте попрощаемся с гостями и продолжим игру. | Выражают собственные мысли. Обобщают. Делятся впечатлениями. Высказывают желания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).
Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....
Занятие поречевому развитию Кафе "л
Закрепить умение детей связно и последовательно рассказывать о предмете развернутыми и полными предложениями. Закрепить умение составлять простые и сложные предложения. Активизировать словарный запас ...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер
1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка
1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица
1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...