Статья :"Когда следует обучать чтению вашего ребенка?"
статья (подготовительная группа) по теме
Статья:
«Когда следует обучать чтению вашего ребенка?»
Читать для ребенка дошкольного возраста – дело не простое, это не игра, а довольно серьезный и сложный процесс, для формирования которого необходимы определенные представления: представление о языке, понятия о слове и предложении, слоге и ударении, звуке и букве.
Что такое слово, ребенок к 5-6 годам обычно уже знает. Слово - это то, с помощью чего названы все предметы, люди, действия, их свойства. Точно так же с самого начала нужно объяснить ребенку, что такое предложение. Предложение - это завершенное высказывание, мысль. Так по картинке можно описать сюжет несколькими словами: кто, что делает.
Навык деления на слоги формировать лучше с простых примеров: ма-ма, па-па. Отмечаем каждый слог хлопками и практикуем в этом как можно чаще. Старайтесь при делении на слоги сразу делить слово, оставляя закрытые слоги: маль-чик, де-воч-ка.
Присутствие гласной – обязательное условие образования слога, поэтому лучше если ребенок будет сразу знать, различать и читать гласные буквы (см. дидактическую игру «Теремок»).
Объяснить ударный слог тоже несложно, он особенно акцентирован в слове. Объяснить, что такое ударение и для чего оно очень просто на примере изменения смысла слов в зависимости от ударения (замок-замок, кружки-кружки).
При знакомстве со звуками и буквами постарайтесь четко сформировать представления о понятии «буква», «звук». Буква - это то, что мы видим и пишем. Звук – это то, что мы слышим и произносим.
Начиная обучение чтению, не называйте «буквы» полными именами: «бэ», «пэ» и т. д. Это путает ребенка и затрудняет процесс чтения («мама» ребенок прочитывает как «мэамэа»).
Желательно сразу учить ребенка различать гласные и согласные звуки. Гласные произносятся с голосом, их можно тянуть, петь, а выдыхаемый воздух при этом не встречает во рту никаких препятствий.
Приложив руку к горлу при произнесении гласных, мы чувствуем, что оно дрожит. Это происходит и при произнесении звонких согласных. НО при этом воздух на выдохе встречает во рту препятствия (зубы, губы, язык). При произнесении глухих согласных, горло не дрожит.
Знакомство с каждым звуком (с каждой буквой) начинаем с вопросов: спросите у ребенка, как ему кажется, гласный это звук или согласный, если согласный – то звонкий он или глухой. Научите ребенка несложному приему с наложением ладони на горло.
Учим узнавать на слух звук в начале, конце, середине слова. Учим находить знакомую букву в начале, конце, середине слова. Медленно и четко произнося слова, старайтесь, чтобы ребенок действительно научился слышать и узнавать звук.
Учим называть первый, последний звук в слове. Очень полезная игра на узнавание данного звука в ряде слов (если в слове есть этот звук, то хлопаем в ладоши). При этом следите, чтобы в предлагаемых словах звук был в сильной позиции, произносился четко.
Следует сразу закреплять знакомые буквы на письме: обводим буквы на бумаге, на крупе, пишем в воздухе и т. д.
Создавайте и заполняйте разрезную азбуку по мере изучения букв. Это бесценно, если в этом участвует сам ребенок. После составляйте слова из разрезной азбуки.
Твердость и мягкость согласных звуков давайте в игре «Кулак - ладонь» сначала на слогах: ма – мя, ду-дю; после на простых словах: мал – мял, угол-уголь. Обратите внимание ребенка на то, какая буква стоит после согласной: а, о, у, ы,э, или я, ё, е, ю, и, ь. Очень полезны в этот момент «Кубики Зайцева».
Говоря о «Кубиках Зайцева», отмечу, что это отличный помощник при подготовке к обучении грамоте детей в целом, формировании представлений о парности согласных по глухости – звонкости, твердости – мягкости. Строим с ребенком 2-этажные домики.
Здесь же ребенок наглядно выделяют исключения: ВСЕ непарные согласные, что дает в дальнейшем школьном обучении объяснение многих правописаний русского языка (жи-ши, ча-ща и т. д.). Это непарные согласные по звонкости (р, л, м, н, глухости (ц, ж, ц, всегда твердые (ж, ш, ц, всегда мягкие (й, ч, щ) .
Обращайте внимание на сознательность чтения, опирайтесь на картинки, беседуйте о содержании.
Помните о том, как важно не столько научить ребенка читать, сколько сформировать у него интерес к детскому чтению, слушанию. Полюбить чтение крайне важно с самого начала, с самого детства! Читайте детям как можно больше хороших сказок, учите стихи. У нас богатая детская художественная литература!
РОДИТЕЛИ, конечно, Вам решать, когда наступает время учить читать Вашего ребенка, но будьте предельно внимательны, не навредите, гоняясь за ранним обучением, всегда помните о важности своей роли в целом: Вы первые и главные РУКОВОДИТЕЛИ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендация для родителей "Детей дошкольного возраста следует обучать нетрадиционным техникам рисования".
Дети любят рисовать, но их пугают предложенные штампы. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные техники рисования....
когда стоит ребенка обучать чтению
Из этой статьи вы узнаете, когда можно начинать обучать чтению детей...
Статья «Когда следует обратится за помощью к логопеду»
Год от года родители и педагоги всё больше жалуются на то, что дети позже начинают говорить, плохо и мало разговаривают. Таким детям нужна специальная логопедическая помощь. Когда и зачем родителям сл...
Когда начинать обучать ребёнка музыке?
Материал адресован родителям, которые хотят дать своим детям музыкальное образование, но не знают, когда начинать обучение ребёнка музыке....
«Когда начинать обучать ребёнка математике?»
Чем раньше малыш научится считать, тем легче ему будет учиться дальше. Самое главное в этом деле - заинтересовать кроху, а не заставлять. Несколько советов помогут вам учиться считать, играя....
"Когда начинать обучать ребёнка математике"
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников отводиться важное место в дошкольном учреждении....
Когда нужно обучать ребенка финансовой грамотности?
Экономическое воспитание – важная составляющая развития ребенка. Если вовремя не обучить чадо планированию расходов, совершению покупок, получению и проверке сдачи, то рынок его научит сам. Прав...