Консультация
консультация по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №9 «РАДУГА»
249000, Калужская обл., Боровский р-он, г. Балабаново, ул. Московская,15
Тел: 8-48438-2-18-67, e-mail: raduga-bal9@yandex.ru
Консультация для педагогов ДОУ на тему:
«Речевая готовность ребёнка к школе».
Подготовила:
учитель-логопед
высшей кв. категории
Серкова И.И.
Педагогам, которые провели с детьми в детском саду не один год, хочется, чтобы они учились с интересом, были трудолюбивы в учении.
Но надо задаться вопросом: «Всё ли я как педагог сделал для этого? Достаточно ли развиты мышление, память, внимание, речь воспитанников?»
Итак, попробуем разобраться в одном из аспектов: развита ли речь дошкольника, «стоящего на пороге школы». Найдём взаимосвязь развития речи и подготовки к школе.
Ребёнок седьмого года жизни – будущий первоклассник должен быть максимально приближен в своём речевом развитии к нормам родного языка: правильно произносить все звуки, грамотно составлять предложения и фразы, чётко выражать свои мысли. Кроме этого, ребёнка старшего дошкольного возраста может использовать в своей речи: различный темп, тембр, интонацию речи.
Проверить соответствие речевого развития можно с помощью различных тестов (Приложение 1).
Итак, мы обнаружили, не всё в порядке! Что же делать?! Ведь, развитие речи – важный фактор подготовки к школе, а, как известно ДОУ является первой ступенью общего образования.
Также, адекватная возрасту, устная речь создаёт базу благополучного формирования письменных видов речи – чтения и письма.
Анализируя современную коррекционно-педагогическую литературу, можно сказать о том, что первостепенным условием развития речи является формирование фонематических процессов: восприятия, слуха, анализ-синтеза. Таким образом. Дошкольник седьмого года жизни должен слышать фонему, уметь выделять её из ряда фонем и слова, сравнивать фонемы и т. п..
Фонематические процессы лежат в основе правильного звукопроизношения, чтения и письма. Следовательно, развивая их, мы готовим детей к школе.
Пример упражнений на развитие фонематических процессов (Приложение 2).
Между тем нормальное развитие грамматической, лексической, синтаксической сторон речи также непременное условие подготовки ребёнка к систематическому обучению в школе. Так, обогащая словарный запас дошкольника и формируя правильную грамматическую основу, мы готовим базу для развития последовательного связного устного высказывания, а, следовательно, создаём предпосылку для навыка грамотного письма. Показывая ребёнку пример нормативно оформленного предложения, высказывания с точки зрения синтаксических правил, мы также проводим пропедевтическую работу. В процессе этого педагог «заставляет» ребёнка воспринимать, мыслить, запоминать, анализировать и делать какие-либо выводы.
Таким образом, оказывается влияние на совершенствование высших психических функций детей дошкольного возраста, доказывая, что формирование и развитие ВПФ невозможно без развития речи.
Пример упражнений на развитие речи детей дошкольного возраста (Приложение 3).
Итак, подводя итог всему выше сказанному, надо сказать, что совершенствование речевой функции у детей дошкольного возраста, несомненно, влияет на готовность ребёнка к школьному обучению,ведь, развивая речь дошкольника в целом, мы формируем предпосылки к усвоению знаний, умений и навыков в школьной жизни.
Приложение 1.
Тест на определение уровня сформированности речевого развития дошкольников.
- ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
ЗАДАНИЕ 1. Составление рассказа по сюжетной картинке
Вам понадобится любая сюжетная картинка с несколькими действующими лицами, это может быть и иллюстрация к какой-нибудь сказке.
- Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинку и рассказать что на ней нарисовано. Не надо задавать малышу наводящие вопросы. Пусть он самостоятельно попробует свои силы в этом нелегком деле. Хорошо, если Вы запишете рассказ ребенка дословно. Это поможет позже его спокойно проанализировать и у Вас появится материал для размышлений.
- Попросите ребенка описать какое-либо изображенное на картинке лицо – человека или животное.
Как вариант, Вы можете попросить ребенка описать любой предмет или игрушку, которые находятся в комнате, не называя их. Попробуйте угадать – о чем (о каком предмете) рассказал Ваш ребенок.
ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ :
1. Ребенок составил рассказ самостоятельно. Вы ему не помогали.
2. В рассказе были использованы слова точные по смыслу ( богатый словарный запас).
3. Ребенок строил фразы грамматически правильно, без ошибок (в его речи не было грамматических неправильностей).
4. Ребенок использовал предложения, состоящих из 4-х и более слов.
5. Все звуки и слова ребенок произносил правильно.
6. Речь была в нормальном темпе, плавная, выразительная.
Такой рассказ составит ребенок, речевое развитие которого соответствует возрастной норме.
Если Вам что-то не понравилось в рассказе ребенка, то, наверное, своими сомнениями было бы хорошо поделиться с логопедом.
ЗАДАНИЕ 2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Вам понадобится любая серия сюжетных картинок. Это могут быть «Рассказы в картинках» Н. Радлова, «Забавные истории» В. Сутеева, «Про девочку Машу и куклу Наташу» В. Чижикова, «Кирюшка помогает маме» Ю. Черепанова или другие истории в картинках, которые есть у Вас дома.
Хорошо, если последовательность событий, изображенных на картинках, ребенок будет устанавливать самостоятельно. Для этого картинки, которые обычно располагаются на одном листе в определенном автором порядке, необходимо разрезать, чтобы Ваш малыш смог найти начало истории, ее продолжение и конец. У Вас получится 3-4 картинки и уже по тому, как ребенок их раскладывает, Вам станет понятно – смог ли он обнаружить причинно-следственные, логические связи между событиями, изображенными на картинках. Но не спешите поправлять малыша, если, по-Вашему мнению, он разложил картинки «не так». Выслушайте сначала его рассказ, может быть, его логика покажется Вам вполне убедительной.
Вас должно насторожить, если:
- ребенок не смог обнаружить никакой связи между картинками;
- ребенок часто отвлекался от темы рассказа, не выделял «главных» событий, или в рассказе было много повторов;
- ребенок только перечислял предметы на картинках, использовал отдельные, короткие (нераспространенные) предложения;
- значения слов были приблизительными, ребенок редко использовал прилагательные, наречия, слова обобщающего характера;
- речь ребенка была ускоренной, Вы услышали в речи запинки.
В этих случаях Вам, безусловно, нужна консультация специалиста, даже если в остальном (звукопроизношение, слоговая структура слова, грамматика) речь ребенка Вам показалась правильной. Обратиться нужно к логопеду и, возможно, к психологу.
2. ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
ЗАДАНИЕ 1. Составление предложений по картинкам
Вам понадобятся 3-4 картинки, по которым можно было бы составить несколько предложений так, чтобы получился короткий рассказ.
Например, на картинке изображен сидящий мальчик, рядом с ним сломанная игрушечная машинка. Ребенок составляет примерно такой текст: «Мальчик играл с машинкой. Машинка сломалась, у нее отлетело колесо. Мальчик огорчен, потому что это была его любимая игрушка. Теперь ее надо починить».
Если:
- ребенок не может самостоятельно составить предложения;
- ребенок только перечисляет предметы на картинке ("Вот мальчик. Машинка");
- ребенок составляет очень короткие предложения;
- ребенок допускает ошибки грамматического характера ("У машинки нет колесов"),
то Вашему ребенку необходима консультация логопеда.
ЗАДАНИЕ 2. Согласование имени приплагательного или местоимения с именем существительным в роде, числе
Вам понадобятся предметные картинки или какие-то игрушки, предметы. Имена существительные, обозначающие предметы, должны быть женского, мужского и среднего рода (кошка, стол, солнце). Кроме того, должны быть существительные, которые используются только во множественном числе (ножницы, очки, колготки, брюки и т. п.) или на картинке должно быть несколько однородных предметов (цветы, жуки и т. п .).
Поиграйте с ребенком в игру «Жадина». Вариантов очень много. Например, «жадный дракончик» не любит ни с кем делиться. Что он ни увидит, обо всем говорит «мой», «моя», «мое» или «мои». «Мой мяч», «мои игрушки». Попросите ребенка побыть таким ужасным дракончиком.
Вас должно насторожить, если ребенок не смог составить большинство словосочетаний правильно и не замечает своих ошибок.
Трудности могут возникнуть при согласовании с именами существитвительными среднего рода или множественного числа. В этих случаях потренируйтесь составлять словосочетания с этими словами. Если Ваши успехи не значительны и ребенок по-прежнему ошибается, лучше обратиться за консультацией к логопеду.
ЗАДАНИЕ 3. Употребление предлогов
Вам понадобится любая небольшая игрушка или мяч. Поиграйте с ребенком, Вам нужно проверить – насколько он понимает значения пространственных и временных предлогов и правильно ли употребляет их в собственной речи.
Сначала игрушку будет прятать Ваш малыш. Попросите его спрятать «мишку» в коробку, положить на стол, под стол, между стульями и т.п. Вы усложните задание, если попросите малыша - «перед тем как положить мишку перед коробкой, прыгнуть на правой ножке два раза». Придумайте и другие сложные инструкции. В школе Ваш ребенок будет часто с ними сталкиваться – «Возьми карандаш после того, как откроешь тетрадь».
Очень хорошо, если Вы убедились – Ваш ребенок Вас понимает, он легко удерживает в памяти инструкцию из трех элементов, уверенно выполняет ее.
Во второй части задания игрушку прячете Вы. Ребенок говорит – где она. Требовать полных ответов необязательно. Главное, чтобы ребенок в ответе использовал предлоги и правильно употреблял падежные окончания существительных. Самые сложные, в речи появляющиеся позже остальных (к 5,5 – 6 годам), предлоги «из-за», «из-под», «между», «через».
ЗАДАНИЕ 4. Словообразование и словоизменение
В этой игре слова изменяются по образцу. Ребенок внимательно слушает, как изменяются слова в первой паре, и по аналогии пытается изменить другие слова. Каждый раз, переходя к другой модели, внимание ребенка необходимо активизировать. Среди слов могут попадаться бессмысленные слова (квази- слова), слова «тарабарского» языка. Если ребенок освоил отрабатываемую лингвистическую модель, то и эти слова он, не задумываясь, будет изменять по этой модели.
1). Книга – книги 2). Стул – стулья 3). Рот - рты
Чашка – Перо - Лев -
Нож – Копье - Огурец -
Компьютер – Ком - Конец -
Вук - Вуло - Бармалец –
4). Лев – львица – львенок – львята
Тигр –
Лиса –
Медведь –
Заяц – зайчиха – зайчонок – зайчата
Еж –
Бокр –
5).Шкаф – шкафчик 6). Яблоко - яблочный
Цветок – Виноград -
Стул – Апельсин -
Ларец – Морковь -
Помидор – Бумага -
Кар - Вода –
Можете проверить – как ребенок справляется с трудными случаями.
Мех – из меха какой? – меховой
Слива – из сливы какой? -
Груша – из груши какой? -
Молоко – из молока какой? -
Свекла – из свеклы какой? -
Если ребенок в каждой серии делает ошибки, то Вам нужна консультация логопеда.
3. ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
Слог – минимальная произносительная единица. Ребенок осваивает слова, состоящие из разного количества слогов, из слогов со стечениями согласных звуков. Нарушения слоговой структуры слова чаще всего проявляются в перестановке, в пропуске, добавлении звуков или слогов. Поэтому необходимо проверять, как ребенок произносит слова различной слоговой структуры – со стечением согласных в начале, середине и конце слова, многосложные слова и слова, состоящие из сходных звуков. Вот примерный перечень «трудных» для ребенка слов. Хорошо, если к каким-то из них Вы сможете подобрать картинки, но можно обойтись и без них. С некоторыми словами придумайте предложения.
Медведь, дверь, дерево, трамвай, верблюд, виноград, сахарница, корзинка, скатерть, ласточка, черепаха, хворост, аквариум, холодильник, перекресток, фотография, под мухомором, балерина, милиционер, регулировщик, парикмахерская, сковородка, со сковородки, полотенце, ящерица.
Какие могут быть трудности:
- ребенок прозносит только отдельные слоги;
- ребенок меняет слоги местами;
- ребенок один слог произносит многократно, заменяя им другие слоги;
- ребенок сокращает слово, пропускает некоторые слоги или не договаривает слово до конца;
- ребенок пропускает согласные там, где они стоят рядом;
- ребенок произносит слово всякий раз по-разному.
4. ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Этот раздел, при всей его кажущейся простоте и дсступности, пожалуй, один из самых сложных. Связано это прежде всего с тем (и это отмечают многие логопеды), что многие родители привыкают к звучанию речи ребенка и просто не слышат дефектное произнесение каких-то звуков. Поэтому, если у Вас есть даже небольшие сомнения – правильно ли «звучит» речь малыша, лучше посоветоваться со специалистом.
Напомним, что формирование звукопроизношения обычно заканчивается к пяти, пяти с половиной годам. К этому возрасту ребенок должен все звуки родного языка произносить правильно, т.е. правильно использовать их в собственной речи и не смешивать между собой. Это значит, что если Вашему малышу еще нет пяти, он вполне на законных основаниях может не произносить звук «р», заменяя его другим звуком или совсем пропуская его. Но если ему уже больше пяти лет, а звук так и не появился, пора идти к логопеду. Специалист решит, что делать именно в Вашем случае.
Однако, если у ребенка независимо от возраста, отмечаются искажения какого-то звука – он есть, но звучит «неправильно» или заменяется другим «неправильным» звуком, Вашему ребенку срочно требуются логопедические занятия.
Самым простым способом обследования звукопроизношения является такой: ребенку показывают картинки и просят их назвать. В словах звук должен находиться в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова. Потом попросите ребенка придумать короткую фразу с этим словом. Если ему трудно – помогите, придумайте фразу вместе. Если нужные картинки подобрать не удалось, то просто попросите ребенка повторить слова с разными звуками.
Примерный список слов:
«с» - санки, оса, нос
«сь»- семь, апельсин, гусь
«з» - замок, коза
«зь»- зима, магазин
«ц» - цапля, овца, палец
«ш»- шапка, машина, мышь
«ж»- жук, лыжи
«ч» - чайник, качели, мяч
«щ»- щука, овощи, плащ
«л» - лампа, балалайка, дятел
«ль»- лимон, пальма, фасоль
«р» - ракета, картошка, комар
«рь»- репка, карета, дверь
Приложение 2.
игровые упражнения для развития фонематических процессов
Упражнение № 1. «Назови слова»
Задание №1. «Назови слова, которые начинаются на звук А» (Т, О, Р, Ш, У, С, М, Ф и т.д.).
Задание №2. «Назови слова, которые заканчиваются на звук П» (И, О, С, Л, Т, М, Ч и т.д.).
Задание №3. «Назови слова, в середине которых есть звук Л» (Н, А, Г, Б, Ф, И, Р и т.д.).
Упражнение № 2. «Длиннее - короче»
Задание. «Сейчас мы будем сравнивать слов. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают. Стол – столик, карандаш – карандашик, усы – усики, пёс – собака».
Упражнение № 3. «Хлоп-хлоп»
Задание №1. «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В, О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши: дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т.д.»
Задание №2. «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз, звук Г - хлопни 2 раза: корова, рука, гора, норка, рука, радуга, город и т.д. »
Упражнение №43. «Поиграем со словом»
Задание № 1. «Придумай слово, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как и в слове «лягушка», «дом», «стол» и т.д.».
Задание № 2. «Назови, какой звук первый (последний) в слове «луч», «сила», «диван» и т.д.».
Задание № 3. «Назови все звуки по порядку в слове «небо»,«туча», «крыша» и т.д.»
Задание № 4. «Какой звук в слове «рыбка» стоит вторым, четвертым, первым, третьим? (Стул, ковер, ракушка, туча и т.д.)».
Упражнение № 5. «Придумай новое слово»
Задание №1. «Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нём второй звук так, чтобы получилось новое слово. Например: дом – дым». (Сок, сон, пил, мел и т.д.)
Задание №2. «Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нём первый звук так, чтобы получилось новое слово. Например: точка – бочка». (Лук, лак, день, тень, макет, педаль и т.д.)
Приложение 3.
«Угадай игрушку»
Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.
Взрослый показывает ребенку 3—4 игрушки, он называет их. Надо сразу научить правильно называть предмет: «Это... (заяц, лиса, утенок)». Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их.
«Про кого я говорю»
Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.
Взрослый описывает сидящего перед ним ребенка, называя детали его одежды и внешнего вида, например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней».
«Скажи какой»
Цель: учить выделять и называть признаки предмета.
Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша»), а ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». — «Он... продолговатый, зеленый, хрустящий»).
«Исправь ошибку»
Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.
Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т.п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.
«Кто больше увидит и назовет»
Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.
Взрослый и ребенок рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно... ухий (длинноухий). А хвост у зайца... (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она... белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки).
«Что напутал Буратино?»
Цель: находить ошибки в описании и исправлять их.
В гости к ребенку приходит Буратино со своим другом утенком. Рассказывая про своего друга, Буратино делает ошибки и допускает неточности в описании, например: «У утенка синий клюв и маленькие лапы, он кричит «мяу!». «У зайца маленькие ушки, он зеленый». «У кошки колючая шубка». Ребенок исправляет неточности.
«Какая кукла»
Цель: учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.
Взрослый говорит, что куклу назвали некрасивой, и она огорчилась. Надо ей помочь и все рассказать о ней, какая она красивая.
— Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.) Что Таня умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.) Давай вместе расскажем про Таню. Взрослый начинает: «Наша Таня... (самая красивая). У нее... (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)».
От называния видимых и ярких признаков (цвет, форма, величина) нужно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике, сравнению (например, в игре «Кто больше скажет слов о яблоке, какое оно, а какой апельсин?»; «Сравните апельсин и яблоко. Чем они похожи и чем отличаются?»).
«Сравни кукол»
Цель: учить детей соотносить предметы с разными характеристиками.
Взрослый предлагает рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Ребенок дает куклам имена (Катя и Таня) и говорит: У Тани светлые и короткие волосы, у Кати — темные и длинные, у Тани голубые глаза, у Кати — черные, Таня в платье, а Катя в брюках, у кукол разная одежда.
— Куклы захотели поиграть, они взяли... (мячики). Этот мячик... (круглый, резиновый, синий, маленький). А другой мячик... (большой, красный). Что можно делать с мячами… (кидать, бросать, ловить, подкидывать, подбрасывать)?
— Посмотрите на этот мячик. Он больше, чем синий, но меньше, чем красный. Какой он? (Средний.)
«Сравни медвежат»
Цель: учить различать предметы (игрушки) по характерным признакам.
Взрослый предлагает рассмотреть двух медвежат разной окраски: один черный и большой, другой — коричневый и маленький.
— Назови, кто это и чем они отличаются. Один медведь большой, он черный.
— Как его можно назвать, чтобы было видно, что он черный? (Черныш.) Что он может делать? (Рычать, есть малину, мед, бегать.)
— Как назвать другого медведя, чтобы было понятно, что он маленький? (Малыш.)
«Сравни разных зверят»
Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.
Педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку.
— Мишка большой, а мышка... (маленькая). Еще какой Мишка… (толстый, толстопятый, косолапый)? А мышка какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка… (мед, малину), а мышка любит... (сыр, сухарики).
— Лапы у Мишки толстые, а у мышки... (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка... (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки... (короткий).
Аналогично можно сравнить и других животных — лису и зайца, волка и медведя.
На основе наглядности дети учатся называть слова с противоположным значением: кукла Катя большая, а Таня... (маленькая); красный карандаш длинный, а синий... (короткий), зеленая лента узкая, а белая... (широкая); одно дерево высокое, а другое... (низкое); волосы у куклы Кати светлые, а у Тани... (темные).
У детей формируется понимание и употребление обобщающих понятий (платье, рубашка — это... одежда; кукла, мяч — это игрушки; чашка, тарелка — это посуда), развивается умение сравнивать предметы (игрушки, картинки), соотносить целое и его части (паровоз, трубы, окна, вагоны, колеса — поезд).
Детей учат понимать семантические отношения слов разных частей речи в едином тематическом пространстве: птица летит, рыба... (плывет); дом строят, суп... (варят); мяч сделан из резины, карандаш... (из дерева). Они могут продолжить начатый ряд слов: тарелки, чашки... (ложки, вилки); кофта, платье... (рубашка, юбка, брюки).
На основе наглядности проводится работа и с ознакомлением с многозначными словами (ножка стула — ножка стола — ножка у гриба; ручка у сумки — ручка у зонтика — ручка у чашки; иголка швейная — иголка у ежа на спине — иголка у елки).
«Кто лучше похвалит»
Цель: уметь называть признаки животных по образцу взрослого. Взрослый берет себе одну игрушку (медведя), а ребенку дает зайца. И начинает: «У меня медведь».
Ребенок: А у меня заяц.
— У медведя коричневая шубка.
— А у зайца белая.
— У медведя маленькие круглые ушки.
— А у зайца уши длинные.
«Куклы рисуют и гуляют»
Цель: обратить внимание на слова, близкие и противоположные по смыслу, а также на промежуточные признаки.
В гости к ребенку снова приходят две куклы: большая и маленькая. Воспитатель говорит, что куклы захотели рисовать. Большая кукла возьмет длинный карандаш, а маленькая... (короткий). Большая кукла нарисовала большой дом, а маленькая... (маленький). Как по-другому можно назвать маленький дом? (Домик, домишко.)
— Куклы пошли гулять, а зонтик с собой не взяли. Тут пошел сильный дождь, они спрятались под елочку. Большая кукла спряталась под высокой елкой, а маленькая... (под низкой). Дождь кончился, пошли куклы домой. Большая кукла пошла по широкой дороге, а маленькая... (по узкой). Пришли они домой, стали мыть руки. Сначала куклы повернули кран с горячей водой, а потом... (с холодной). А если смешать холодную воду с горячей, то какая вода получится? (Теплая, прохладная.) Пошли куклы спать. У них были разные кроватки. Какие? (Высокая и низкая, большая и маленькая, широкая и узкая.)
«Куклы: веселая и грустная»
Цель: познакомить детей с противоположными состояниями: веселый — грустный.
Стала девочка Маша играть со своими куклами Катей и Таней и заметила, что Катя все время веселая, а Таня грустная. Как ты думаешь, почему? (Катю обидели, ей стало больно, она загрустила.) Какими другими словами сказать, что Катя грустная, какая она? (Печальная, расстроенная.) Что Катя делает? (Грустит, печалится, огорчается.) Что надо сделать, чтобы развеселить Катю? (Рассказать веселую сказку, поиграть с ней, посмотреть мультфильм.) Какими стали Катя и Таня? (Веселыми, радостными.)
«Назови одним словом»
Цель: закрепить представления детей об обобщающих словах.
— Вспомни, на чем у нас спали куклы? (На кровати.) Куда они кладут свои вещи? (В шкаф, в гардероб.) На чем они сидят? (На стульях.) Я начну говорить, а ты продолжи: кровать, шкаф... (стол, стул, диван, кресло). Как назвать все эти предметы одним словом? (Мебель.) Какая мебель у тебя в комнате?
— Что куклы кладут в шкаф? Что там лежит и висит? Продолжи: платье, брюки… (юбки, кофты, рубашки). Все эти вещи называются... (одежда). Какая одежда надета на тебе?
— Сели куклы за стол. А там стоят... (тарелки, чашки, блюдца, ложки, вилки). Это... (посуда). Из какой посуды ты ешь суп, кашу? (Из тарелок, глубокой и мелкой.)
— Наши куклы очень любят играть. Что им для этого нужно? (Игрушки.) Назови, какие игрушки ты знаешь и любишь?
В целом словарная работа направлена на подведение ребенка к пониманию значения слова, обогащение его речи смысловым содержанием, т.е. на качественное развитие словаря.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста большой удельный вес занимает работа над развитием понимания и использования в речи грамматических средств, активный поиск ребенком правильной формы слова, т.е. формирование грамматического строя речи. Эта задача тесно связана с обогащением и активизацией словарного запаса ребенка.
Обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных в роде и числе проводится в специальных играх и упражнениях. (Маленькая лошадка, длинный хвост, длинные уши.)
«Чего не стало?»
Цель: упражнение в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.
Взрослый подбирает пары предметов: матрешка с вкладышами, большая и маленькая пирамидки, ленточки (разного цвета и разного размера — длинная и короткая), лошадки (или утята, цыплята).
Сначала взрослый предлагает ребенку рассмотреть игрушки:
— Что это? (Матрешка.) Давай посмотрим, что у матрешки внутри. (Еще матрешка.) Она меньше или больше первой? (Меньше.) Теперь посмотри на пирамидки: какие они? Одна большая, другая... (поменьше, маленькая).
Аналогично рассматриваются другие игрушки.
— Запомни, какие предметы на столе. Здесь матрешки, пирамидки, ленточки, утята. Сейчас ты закроешь глаза, а я буду прятать игрушки, затем ты скажешь, каких игрушек не стало. (Матрешек, пирамидок, ленточек.) «Кого не стало?» (Лошадок, утят, цыплят.) В конце убираются все игрушки, ребенка спрашивают: «Чего не стало?» (Игрушек.) «Каких игрушек не стало?»
Так в играх с предметами («Чего не стало?», «Чего нет у куклы?») дети усваивают формы родительного падежа единственного и множественного числа («не стало утят, игрушек», «нет тапочек, платья, рубашки»).
«Прятки»
Цель: упражняться в понимании и употреблении пространственных предлогов: в, на, за, под, около.
На столе расставляется кукольная мебель: стол, стул, диван, шкаф, кровать.
— В этой комнате живет девочка. Ее зовут... (ребенок дает имя, например, Света). Здесь ее комната. Назови все предметы. Как их назвать одним словом? (Мебель.) К Свете в гости пришли друзья. Это... котята, зайчата, лягушата. Стали они играть в прятки. Котята залезли под... (кровать), лягушата прыгнули на… (диван), зайчата спрятались за... (шкаф).
— Света стала искать зверят. На стуле нет, под столом нет, около дивана нет. Помоги Свете найти малышей. Где котята? Где лягушата? Куда спрятались зайчата?
Игра повторяется несколько раз. Малыши прячутся в разные места, которые называет сам ребенок. Котят можно спрятать... Лягушонок решил спрятаться... А в конце котята так далеко спрятались, что Света долго их искала, затем попросила: «Подайте голос!» Котята стали... (мяукать). Как они мяукали? (Мяу-мяу.) Лягушата стали... (квакать). Как они квакали? (Ква-ква.)
— Давай с тобой вместе расскажем, как Света играла со своими друзьями в прятки. Однажды к Свете... (пришли друзья). Стали они... (играть в прятки). Котята залезли... (под кровать), лягушата прыгнули... (на диван), а зайчата спрятались... (за шкаф). А Света... (всех нашла).
Активизация пространственных предлогов (в, на, за, под, около) подводит ребенка к употреблению падежных форм, а игра в прятки помогает освоить эти грамматические формы (игрушки прячутся в разных местах, ребенок, находя их, называет правильно слова с предлогами: в шкафу, на стуле, за диваном, под столом, около кровати).
Особое место занимает работа с глагольной лексикой. Необходимо научить детей правильно употреблять форму повелительного наклонения глаголов единственного и множественного числа (беги, лови, потанцуйте, покружитесь), спрягать глагол по лицам и числам (бегу, бежишь, бежит, бежим), образовывать видовые пары глаголов (один ребенок уже встал, а другой только встает; умылся — умывается, оделся — одевается). Для этого проводятся разнообразные игры («Летает — не летает», «Кто что делает?»).
«Поручения»
Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов.
В гости к ребенку на машине приезжают игрушки: Мышка и Мишка.
— Хочешь, чтобы Мишка покатал Мышку? Надо попросить его: «Мишка, поезжай!» А сейчас ты попроси Мишку, чтобы он спел, потанцевал, а мышке скажи, чтобы она спряталась, легла на бочок, на спинку. (Мышка, ляг на бочок! Мишка, спой!)
Можно давать Мышке и Мишке разные задания: попрыгать, поскакать, побегать, поиграть и т.п.
Так в играх ребенок овладевает умением образовывать слова суффиксально-префиксальным способом (выйди — войди — отойди; залезь — вылезь; закрякай, закукарекай, зафыркай; спрыгнуть, наклониться, перепрыгнуть, присесть).
При назывании действий объекта (предмета) или действий с этим предметом детей учат видеть начало, середину и конец действия, — для этого проводится игра с картинками («Что сначала, что потом?»). На одной картинке девочка стирает белье куклы, на другой — развешивает его. Ребенок не только называет действия (стирает, развешивает), но и может рассказать о девочке, как она играла с куклой. Действия на картинках могут быть самые разные (спит — делает зарядку, обедает — моет посуду).
«Разложи картинки»
Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их.
Детям раздают по две картинки, изображающих два последовательных действия (рис. 1) (мальчик спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; мама стирает и вешает белье и т.п.). Ребенок должен назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть четко видны начало и конец действия.
«Кто что умеет делать»
Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.
Ребенку показывают картинки животных, а он говорит, что они любят делать, как кричат (рис. 2). Например, кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.
Такую игру можно проводить на разные темы. Например, животные и птицы: воробей чирикает, петух кукарекает, свинья хрюкает, утка крякает, лягушка квакает.
Ресурсы:
- Карабатова А.А., Щетинина И.Ф. Игровые упражнения для развития фонематических процессов// Интернет ресурс. - http://tinyurl.com/pbtbrao
- Ушакова О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста// Интернет ресурс. -http://tinyurl.com/qaowqxj
- Экспресс - тест уровня сформированности речи у дошкольников// Интернет ресурс .- http://tinyurl.com/nenrf7s
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
- Мне нравится (1)