МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ «ВЕСЕЛОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

Калининская Марина Владимировна

Речевой и практический материал, который используется на занятии, должен не только удерживать внимание и интерес детей, но и сохранятся в их памяти и использоваться в новых условиях. Поэтому, мы, учителя – логопеды находимся в постоянном творческом поиске адекватных, актуальных, эффективных методов и приёмов работы с детьми, которые соответствуют современным условиям и стандартам образования. наглядность — один из основных дидактических принципов коррекционной педагогики. Поэтому нами было разработано многофункциональное пособие «Веселое путешествие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1.docx296.69 КБ

Предварительный просмотр:

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ

«ВЕСЕЛОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

Изучение общего недоразвития речи является одной из сложных медико-социальных и психолого-педагогических проблем.  Распространённость ОНР достаточно высока, причём частота этого диагноза с каждым годом не уменьшается, а возрастает. По статистике, 70-90% детей, посещающих дошкольные учреждения, имеют проблемы с речевым развитием – от темповой задержки нарушений звукопроизношения до моторной алалии. И среди этих детей лидирующее место занимают дети с общим недоразвитием речи различной степени выраженности.  

Общее недоразвитие речи сложное речевое расстройство, при котором нарушены все структурные компоненты речи. Поэтому, кроме устранения звукопроизношения в коррекционно – логопедической работе большое внимание уделяется обогащению и активизации словаря, развитию  навыков словоизменения и словообразования, формированию грамматического строя речи.  Речевой и практический материал, который используется на занятии, должен не только удерживать внимание и интерес детей, но и сохранятся в их памяти и использоваться в новых условиях. Поэтому, мы, учителя – логопеды  находимся в постоянном творческом поиске адекватных, актуальных, эффективных методов и приёмов работы с детьми, которые соответствуют современным условиям и стандартам образования. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Следовательно, наглядность — один из основных дидактических принципов коррекционной педагогики.

В связи с этим, нами было разработано многофункциональное пособие «Веселое путешествие».

C:\Users\Вячеслав\Desktop\фото\рис 1.JPG

Оригинальность пособия заключается в том, что оно представляет собой магнитную доску с красочным и динамичным сюжетом. Возможность свободного действия с магнитными картинками, простота их перемещения повышает интерес детей, активизирует их речевую деятельность.

 «Веселое путешествие»  помогает логопеду работать по всем направлениям коррекции речи ребенка, а ребенку усваивать материал в игровой форме. Стимульный материал меняется в зависимости от  направления деятельности и поставленной цели. Все предметные картинки, наглядные модели легко снимаются и могут быть перенесены в любое место.  Дидактическое пособие позволяет решать нам следующие задачи:

  1. Коррекция звукопроизношения
  2. Формирование лексико – грамматических категорий языка
  3. Обучение элементам грамоты
  4. Развитие связной речи

Учитывая индивидуальные речевые возможности детей, варианты игр можно варьировать – от упрощенного до более усложненного. Пособие рекомендуется использовать на индивидуальных и подгрупповых занятиях.      

Инновационный характер пособия заключается в целесообразном слиянии наглядности (С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин, плана высказывания (Л.С. Выготский) и практических действий. Действуя с ним, дети получают возможность использовать три сенсорных канала (кинестетический, визуальный, аудиальный). Данное пособие индивидуализирует коррекционный процесс: позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка в области познания. Используемые в пособии приемы ориентированы на наглядно – образное мышление детей дошкольного возраста.

Авторское наглядно – игровое пособие «Веселое путешествие» обладает целым рядом достоинств, позволяющих широко применять данный материал в коррекционно – логопедической работе:

• доступность переводит  учебную ситуацию в план знакомой и любимой игры, поддерживает положительный эмоциональный фон на занятиях;

• вариативность использования позволяет индивидуально подойти к особенностям восприятия разных детей, осуществить ненавязчивое повторение и закрепление нужных учебных навыков;

• богатство лексического содержания игр создаёт необходимую базу для развития языкового вкуса и чутья, обогащения картины мира и развития мышления воспитанников;

• высокий уровень оформления наглядно — игрового пособия стимулирует процесс освоения языкового материала, способствует развитию эстетического вкуса и творческого мышления.

На магнитной доске разворачивается сюжет «веселого путешествия», каждый «фрагмент» которого несет определенное задание.

Рассмотрим один из вариантов использования данного многофункционального пособия на этапе дифференциации звуков [р-р’].

Задание №1. Назвать предметные картинки, закрепленные на магнитной доске.

Задание №2. Выбрать картинки, в названиях которых есть звук [р] или [р’]

C:\Users\Вячеслав\Desktop\фото\рис2.JPG

Задание №3. Расставить картинки на дорожки: на длинную дорожку – слова, состоящие из трех слогов, на среднюю – из двух, и на короткую – из одного слога.

Задание №4. Поместить картинки в домиках: синем и зеленом (дифференциация звуков по твердости - мягкости)

Задание №5. Расставить картинки в окошках (определение позиции звука в слове)

Задание №6 Подарить картинки мальчику и девочке (подбор предметов – слов к мужскому и женскому родам.)

C:\Users\Вячеслав\Desktop\фото\рис3.JPG

Задание №7. Поместить предметные картинки в вагончики «веселого» поезда и посчитать их в соответствии с номером вагона (Например, один карандаш, два жирафа, три рюкзака и т.д.). Согласование существительных с числительными.

Задание №8. Подобрать к словам – предметам слова – действия и проговорить полученные словосочетания.

Задания №9. Подобрать к словам – предметам слова – признаки и проговорить полученные словосочетания.

C:\Users\Вячеслав\Desktop\фото\рис4.JPG

Применение  магнитной доски «Веселое путешествие» в логопедической работе повышает мотивацию детей к занятиям, поддерживает их внимание на всех этапах. Использование магнитной доски предотвращает утомление детей и значительно сокращает время формирования новых речевых навыком.

Литература

  1. Акименко, В.М. Новые логопедические технологии [Текст] / В.М.Акимеко // — Ростов н/Д, 2008. – С. 71 – 83.
  2. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова //  –  СПб., 2001. – 222 с.  
  3. Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст]  / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши // – М., 2008. – С. 17 – 27

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое многофункциональное пособие «Веселый паровозик» для детей дошкольного возраста

Дидактическое  многофункциональное пособие  «Веселый паровозик»  для детей дошкольного возраста...

Многофункциональное дидактическое пособие (панно) «Веселое путешествие»

Для повышения результативности коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, мною, учителем – логопедом Кустовой Ольгой Юрьевной, разработано, изготовлено и...

Многофункциональное пособие-панно "Путешествие по городу"

Цель: создание условий для развития познавательных способностей у детей в процессе игры.Задачи: -составлять рассказ и придумывать сказку, закреплять правильное звукопроизношение, обогащать и активизир...

Паспорт Дидактического пособия Многофункциональное пособие сенсорная подушка «Морское путешествие»

Обучающее, развивающее полифункциональное дидактическое пособие сенсорная подушка «Морское путешествие»....

Методические рекомендации по использованию дидактического игрового пособия «Веселое путешествие Звездочки»

Методические рекомендации по использованию дидактического игрового пособия «Веселое путешествие Звездочки»Целевая аудитория: дидактическое игровое пособие «Веселое путешествие Звездо...

Игровое многофункциональное пособие "Веселая Улиточка" для развития тактильного восприятия

Игровое многофункциональное пособие "Веселая Улиточка" для   развития тактильного восприятия...

Многофункциональное пособие "Веселые затеи"

Многофункциональное пособие "Веселые затеи"...