"Роль сказки для развития речи"
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему
При работе со сказками у детей формируется положительная мотивация к выполнению заданий, повышается эмоциональный фон занятия. Занятия приобретают необычную окраску, переставая быть скучными и однообразными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_skazki_dlya_razvitiya_rechi.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение ГБОУ
СОШ №1847 ( дошкольное отделение
Улица Черняховского д.15 корпус3)
Выступление на педагогическом совете «Сказкотерапия, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
Тема:«Использование дидактических сказок на занятиях по речевому и познавательному развитию»
Составила дефектолог Зайцева Е.А.
Декабрь, 2014г.
«Использование дидактических сказок на занятиях по речевому и познавательному развитию »
Мы предлагаем более подробно остановиться на дидактических сказках, так их применения наиболее необходимо в процессе педагогического воздействия.
Дидактические сказки создаются педагогом для подачи учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, складывается сказочный образ мира, в котором они живут. Этот вид сказок помогает раскрывать смысл и важность определённых знаний.
Алгоритм дидактической сказки – задания:
1. Создания образа сказочной страны, в которой живёт одушевлённый символ. Рассказ о нраве, привычках, образе жизни в этой стране.
2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи (дракон, Кощей), стихийные бедствия (ураган, ливень), тяжёлое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие друзей).
3. Восстановление страны, чтобы восстановить благополучие в стране необходимо выполнить определённое задание (упаковка учебного материала).
При работе со сказками у детей формируется положительная мотивация к выполнению заданий, повышается эмоциональный фон занятия. Занятия приобретают необычную окраску, переставая быть скучными и однообразными.
Важнейшее место в организации совместной деятельности по сочинению (передаче) сказочного сюжета отводиться коммуникативной, диалогической составляющей. Взрослый ведёт сказку, задаёт интонацию: выступая одновременно в роли доброжелательного, мудрого носителя эталонов, заинтересованного слушателя. Подхватывает, воспроизводит ситуацию ребёнок – рассказчик. Таким образом, сказка предоставляет возможность ввести ребёнка в мир знаний, успеха, добра и красоты.
Дошкольный возраст, является сензитивным периодом в развитии речи. У ребёнка необходимо вырабатывать и совершенствовать умение рассказывать и рассуждать вслух, специально побуждая его к этому. В рамках работы по сказкотерапии можно решать и данную проблему: применять различные виды работы с текстом, помогая детям проникнуться сюжетом сказочной ситуации (помощь герою, разрешение конфликта).
Сказкотерапия по своей сущности не может обойти стороной приёмы драматизации и использования различных видов театрализованной деятельности. «Проживание» множества жизней персонажей значительно обогащает интеллектуальный, эмоциональный и поведенческий багаж человека. Слушая сказку, ребёнок проигрывает её в своём воображении. Он представляет себе действие и героев сказки. Таким образом, он в своём воображении видит целый спектакль. Находясь достаточно длительное время в активном состоянии, выполняя определённые действия, связанные с показом и передачей сюжета, дошкольник осваивает новые умений и навыков речевой и двигательной выразительности.
Сказкотерапевтические постановки не допускают «мучительного выучивания» ролей и длительных репетиций. Во главу угла ставиться идея экспромта. Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Ценность его не в результате, не в продукте творчеств, а в самом процессе.
Важное значение в работе над сказкой приобретает социально – личностный аспект формирования личности ребенка.
Терпимость к ближнему, сопереживание - обязательный компонент коммуникативных способностей и полноценного социального общения. Эти качества можно сформировать путём «мягкого» влияния на поведение ребёнка. Необходимо пытаться «заменить» неэффективный стиль поведения на более продуктивный, объясняя дошкольникам, с помощью сказки, смысл происходящего. Здесь пригодится не только «взрослый» опыт педагога, но и опыт общения детей в своих семьях, в группе и т.д. Главное – заронить в душу ребёнка зерно осмысления: «А почему?». Слушая сказочные истории, составленные педагогом и товарищами, дети накапливают некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости. В основе работы лежит процесс переноса сказочных смыслов в реальность, как один из факторов эффективного осуществления социально – личностного развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей "Роль сказки для развития речи детей"
Сказки служат могучим и действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Они оказывают огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах с...
Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста
Опыт работы...
Мой педагогический опыт работы "Роль сказки в развитии речи младших дошкольников"
Сказка - эффективное средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста....
Консультация на тему: «Роль сказки в развитии речи детей раннего возраста».
Материал может использоваться для сообщения на педагогическом совете для воситателей или как информация для родителей....
Статья. Роль сказки в развитии речи детей
Роль сказки в развитии речи детей...
Консультация для родителей по теме «Роль сказки в развитии речи ребенка» (младший дошкольный возраст)
Консультация для родителей по теме «Роль сказки в развитии речи ребенка» (младший дошкольный возраст)Мир детей не похож на мир взрослых. В нём тесно переплелись фантазия и реальность. Многие проблемы ...
Роль сказки в развитии речи детей
Роль сказок в развитии речи детей...