Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
статья по развитию речи (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Организация работы по формированию грамматического строя речи детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы по формированию грамматического строя речи детей дошкольного возраста

В работе над формированием грамматического строя речи можно выделить следующие направления:

- предупреждение появления у детей грамматических ошибок, особенно в трудных случаях морфологии и словообразования;

- исправление ошибок, существующих в речи детей;

- совершенствование синтаксической стороны речи;

- развивать чуткость и интерес к форме своей речи;

- способствовать грамматически правильной речи окружающих ребенка взрослых.

На каждом возрастном этапе решаются основные задачи работы по формированию тех или иных грамматических форм. В работе с детьми младшего и среднего возраста главное внимание обращается на усвоение морфологической стороны речи: согласование слов, чередование звуков в основах, образование сравнительной степени прилагательных. В старших группах, помимо этого идет совершенствование, усложнение синтаксиса детской речи, запоминание единичных форм, исключение морфологического порядка, усвоение способов словообразования всех частей речи, в том числе причастия.

Исследования, проведенные под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой, позволили по-новому сформулировать задачи грамматической работы с детьми. Ими являются:

― обогащение речи дошкольников грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными, синтаксическими) на основе активной ориентировки в окружающем мире и в звучащей речи;

― расширение сферы использования грамматических средств языка в различных формах речи (диалог, монолог) и речевого общения (Эмоциональное, деловое, познавательное, личностное речевое общение);

― развитие у ребенка лингвистического отношения к слову, поисковой активности в сфере языка и речи на основе языковых игр.

Как показали исследования А. Г. Тамбовцевой–Арушановой, при организации обучения следует учитывать следующие моменты:

― разные стороны грамматического строя языка (синтаксис, морфология, словообразование) ребенок усваивает по-разному. Поэтому на каждой возрастной ступени на передний план выступает какая-то одна его сторона. В младшем возрасте дети главным образом овладевают системой словоизменения; на пятом году жизни особое внимание уделяется поощрению словообразования, словотворчества; на шестом году – элементарному анализу структуры предложения; на седьмом году – осознанию грамматических связей между производными словами, произвольному построению сложных синтаксических конструкций.

― грамматическую работу с детьми не следует рассматривать как решение задачи предупреждения и исправления грамматических ошибок, «затверживания» отдельных трудных грамматических форм. Речь должна идти о создании условий для полноценного освоения грамматического строя языка на основе развития и поощрения самопроизвольной поисковой активности ребенка в сфере грамматики.

― в процессе занятий дошкольников следует обучать тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения. Однако не все трудные грамматические формы и категории подлежат усвоению на занятиях.

Методы формирования морфологической стороны речи. Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение, которое проводится на занятиях. Занятия по формированию грамматически правильной речи во всех возрастных группах носят характер дидактических игр и упражнений с наглядным материалом и без него. Игры и упражнения занимают 5-10 минут, т.е. составляют лишь часть занятия.

На любом занятии необходимо исправлять ошибки в речи детей. Но особое значение имеют такие занятия, где осуществляется специальная работа по предупреждению того или иного отрицательного качества детской речи, интенсивно и целенаправленно исправляется уже появившаяся грамматическая ошибка. На таких занятиях все внимание детей бывает привлечено только к нужной грамматической форме. Слово, его изменение, словосочетание или предложение становятся содержанием их умственной работы. Ребёнок начинает осознавать, как надо говорить, стремится сказать правильно, грамотно, красиво. Удобная, деловая обстановка занятия способствует тому, что дети не отвлекаются, все слышат объяснения и указания воспитателя, сознательно следят за качеством речи товарищей. Разные стороны грамматического строя языка — синтаксис, морфологию, словообразование — ребёнок усваивает по-разному, и на каждом возрастной ступени на передний план выступает что-то одно. Например, системой словоизменения — правилами склонения и спряжения, многообразие грамматических форм слов дети овладевают главным образом в младшем и среднем дошкольном возрасте.

Заниматься грамматикой следует, не принуждено, так как материал сложен. Играм и упражнениям отводится, как правило, 5 — 10 минут, таким образом, они составляют лишь часть занятия по развитию речи. Занятия должны проходить непринужденно, живо; воспитателю не следует при объяснении употреблять грамматическую терминологию. В младших группах можно использовать игровые персонажи.

Для занятия выбирается только одна задача. Узкое содержание позволит сконцентрировать внимание детей на нужном материале. В работе над грамматикой важно дифференцировать различные формы, чтобы ребенок, сопоставив речевой материал, учился подмечать разницу в произношении, улавливать довольно тонкие отличия при изменении слов .

Чтобы ребенок более внимательно следил по ходу упражнения за особенностями грамматических форм, наряду с трудной формой полезно использовать и более легкие, уже твердо усвоенные детьми. Одно и то же программное содержание повторяется на занятиях до полного исчезновения данной грамматической ошибки в речи детей. Работа над какими-то двумя-тремя формами может быть программным содержанием занятий в течение месяца; занятия по различным частям речи чередуются.

В процессе формирования грамматического строя речи используется различные методы. Рассмотрим их.

Рассматривание картинок. Закреплению правильных форм существительных среднего рода (у детей младшего возраста) способствует рассматривание картинок, на которых изображены различные предметы. Родовую принадлежность существительного ярче выявляет согласованное с ним прилагательное, поэтому воспитатель предлагает в качестве образца предложения из двух слов, в которых существительное согласовывается с прилагательным.

Игровые упражнения с куклами. Для закрепления формы множественного числа глагола хотеть в младших и средней группах можно проводить игровые упражнения с куклами: используя образец вопроса воспитателя, ребёнок обращается гостям-куклам: «Вы хотите сесть на стулья?» и т. д.

Словесные упражнения. В старших группах значительное место занимает словесные упражнения. Для закрепления умения определять род имен существительных полезны словесные упражнения типа «Назови какой». Более сложными являются упражнения на подбор к прилагательному существительного соответствующего рода. Для этих упражнений целесообразней использовать прилагательные, в которых ударение падает на окончание (Например, большой, голубой, меховой) или притяжательные местоимения (Например, мой, твой), так как в этом случае лучше слышится окончание. Например, педагог, обращаясь к детям говорит: «Голубой бант». Затем спрашивает: «О чем еще можно сказать голубой?» (интонационно подчеркивает окончание прилагательного). Далее он предлагает вспомнить: «О чем можно сказать голубое, голубая?» и т. д. В дальнейшем дети могут подбирать к существительному сразу несколько определений (например, чистое голубое небо).

Подсказывающие вопросы-загадки. Задавая вопросы, педагог слегка подчеркивает (интонации) окончание прилагательных: «голубое, кружевное, нарядное — это платье или кофта?».

Руководствуясь образцами, предлагаемыми в педагогической литературе, воспитатель с помощью методиста может придумывать свои словесные упражнения с разнообразными частями речи. Например, с помощью упражнения типа «закончи упражнения» можно тренировать детей в образовании сравнительной степени прилагательных, в употреблении существительных в родительном падеже множественного числа, в употреблении глагольных форм.

Дидактические игры. Во всех группах проводиться дидактические игры, в том числе сюжетно-дидактические, с участием ведущего игрового персонажа. В игре «Теремок», например, двери домика не открываются, если не правильно сказать, кто пришел. С этой целью в играх предусматриваются проблемные ситуации, побуждающие детей ориентироваться в слове. Например, в игре «Магазин» выставляются парами предметы и игрушки (большое зелёное ведерко и малое голубое и т. д.), и продавец не поймёт, чего хочет покупатель, если тот не расскажет о вещи подробно. В подобных играх и упражнениях ребёнок приобретает грамматические знания и умение как бы помимо сознания. Вместе с тем уже пятилетние дети способны осознавать отдельные конкретные грамматические правила и нормы разговорной речи.

Важную роль играют приёмы обучения, предупреждающие появление ошибки, концентрирующие внимание детей на правильности словоформы, словосочетания. Рассмотрим их.

Образец речи педагога. На первых занятиях ведущую роль играет образец речи педагога. Особенно подчеркнуто произноситься затрудняющая детей часть слова.

Указание. Возможно прямое указание, выделяющее трудное слово из контекста, предложений его запомнить, поучиться правильно, говорить.

Мотивировка учебного задания. В старших группах уместно дать мотивировку учебного задания: «Придумайте предложения со словом пианино. Напомню вам, что это слово всегда говориться одинаково. Запомните это. Ведь каждый хочет скорее научиться говорить правильно, без ошибок».

Сравнение. В работе над правильной речью находит место такой прием, как сравнение (сопоставляются окончание прилагательных разных родов и т. д.). Сравнение помогает дифференцировать грамматические формы и на основе этой дифференциации вырабатывать условные речевые рефлексы. Сопряженная и отраженная речь. Эти приемы употребляют, если ребенок «не слышит» правильной формы слова (например, скакать — скачу, чулки — чулок и т.д.).

Методы формирования синтаксической стороны речи. Последовательность становления грамматической стороны речи обусловлена строением языка, а так же традиционными способами организации детской игровой, практической и познавательной деятельности. Работа по грамматики в детском саду должна строиться так, чтобы предоставить каждому ребёнку возможность решать посильные речевые задачи. На первых этапах усвоение грамматических средств и способов языка перед ребенком, прежде всего, ставят задачу понимать смысл сказанного. Следующая задача — Использовать то или иное грамматическое средство собственной речи, говорить так, как говорят другие. Более трудная задача — оценивать грамматическую правильность речи, определять, можно или нельзя так сказать (1.9,38).

Во всех возрастных группах проводят непродолжительные по времени упражнения на составление предложений с трудными словами. Этому помогают картинки и предметы. Так, например, разнообразные упражнения с рассмотрением картинок и игрушек служат основным средством для исправления ошибок детей в употреблении несклоняемых имен существительных. Эффективность этих упражнений зависит от того, правильно ли сформулированы вопросы. Необходимо добиваться, чтобы дети давали полные ответы на вопросы. Проводя такие упражнения в младших группах, воспитатель может применить прием отраженной речи, предлагая формулировку вопроса, с которым нужно обратиться к персонажу игры.

Синтаксическая сторона речи совершенствуется, прежде всего, в процессе обучения связной речи и рассказывание. Рассматривая произведение живописи, участвуя в беседе о прочитанном ребенок общается к взрослым, отвечает на разнообразные вопросы, побуждающие использовать разные части речи, различные конструкции предложений. Особенно важны так называемые проблемные вопросы («Почему?», «Зачем?», «Как?»), побуждающие устанавливать причинно-следственные, временные и другие существенные связи и зависимости и использовать для их обозначения в речи сложноподчиненные предложения.

Учитывая особенности формирования синтаксической стороны речи дошкольников, можно выделить следующие задачи, которые должны решаться с помощью упражнений:

― контроль над правильным построением предложения;

―закрепление умения пользоваться распространенными предложениями с второстепенными и однородными членами (особенно следует обращать внимание на использование определений и обстоятельств);

― воспитание умение выражать одну и ту же мысль в разных формах.

Упражнение проводится в старших группах. Для обучения детей распространение простых предложений и по строению сложных служат упражнения типа «Один начинает — другой продолжает». В качестве обучающих приемах воспитатель использует образец правильно построенного предложения и различные указания.

Составление предложений по образцу и самостоятельно. Упражнять детей следует в употреблении таких синтетических конструкций, которых как отмечают психологи, не достаточно распространены в речи дошкольников, например однородных определений. Упражнение на подбор однородных определений на первых занятиях можно проводить с наглядным материалом. Перед детьми последовательно ставят ряд предметов, о которых нужно придумать любое предложение с несколькими определениями. Полезны упражнения в употреблении обобщающих слов перед однородными членами предложения.

Кроме составления предложений по образцу, следует практиковать самостоятельно придумывание детьми предложений. Помимо предложений с простыми легкими словами, можно предлагать детям составлять предложения с трудными для них в морфологическом плане словами.

Ответы на вопросы. Для формирования грамматического строя речи применяются и такое упражнение, как построение предложений путем полных ответов на вопросы, требующие подборов новых слов или предложений (например, Почему мы сегодня не ходили гулять?). Воспитатель должен следить, чтобы дети употребляли слова в правильном порядке (например, Мы не ходили гулять, потому, что шёл дождь).

Иногда педагоги допускают ошибку, требуя от старших детей полных ответов на любом речевом занятии

Таким образом, основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение. При формировании грамматического строя речи ребёнка следует различать работу над её морфологической и синтаксической стороной Процесс обучения следует организовать так, чтобы с самого начала овладение грамматическим строем языка носило творческий характер, опиралось на ориентировочную активность ребенка в окружающем мире и в слове, на языковые обобщения, экспериментирование со словом. В процессе формирования грамматического строя речи необходимо использовать разнообразные методы и приемы обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой тест "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста" (для воспитателей)

Данный материал предлагается для воспитателей с целью выявления знаний, умений, навыков по разделу грамматический строй речи типовой программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. К...

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений.

материал по теме "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений."...

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.            В дошкольном учреждении о...

Способы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

       Формирование грамматического строя языка (синтаксиса, морфологии, словообразования) старшего дошкольника имеет свою специфику, и для его развития должны применяться р...

Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Становление и развитие речи на первоначальном этапе овладения родным языком рассматривается в современной дошкольной педагогике, психологии и психолингвистике во взаимосвязи с общим психическим развит...

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

      Грамматический строй в процессе становления речи , если у ребенка нет соответственного диагноза, усваивается детьми самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Пр...