проект "Учимся вежливости"
проект по развитию речи (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Автор проекта Щербак З.Ф. ГБДОУ детский сад №112 Выборгского района СПб
Возрастная группа младшая «Берёзка»
Вид проекта: познавательно - творческий
Тема проекта: «Учимся вежливости»
Цель проекта: воспитание любви и уважения к окружающим людям.
Задачи проекта:
Образовательные: учить употреблять различные формы этикетных выражений; знакомить с правилами культурного поведения; формировать навыки вежливого, доброжелательного обращения друг с другом.
Развивающие: развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого речевые средства.
Воспитательные: воспитывать дружеские отношения со сверстниками, воспитывать скромность, умение соблюдать речевой этикет.
Форма итогового мероприятия: развлечение «Если добрый ты»
Длительность проекта- 3 недели
Интеграция образовательных областей (Указаны образовательные области) | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей (формы организации) | Обогащение развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Взаимодействие с родителями, социальными партнерами |
1 | 3 | 4 | 5 |
1 этап Мотивационно-диагностический | |||
Речевое развитие Худ.-эст. развитие Познание Соц.-комм. развитие | Педагогическая ситуация: «Как и чем можно порадовать близких». Цель: выявить уровень умения детей пользоваться формами словесной вежливости. Рассматривание плаката : « Хорошие манеры для малышей». Цель: изучение представлений детей по тематике проекта. Чтение: « Что такое хорошо и что такое плохо». Цель: определить уровень умения анализировать поступки литературных героев. |
Плакат « Хорошие манеры для малышей» Книга В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» | Памятки для родителей в родительский уголок «Как помочь ребёнку быть вежливым» |
2 этап Организационный | |||
Речевое развитие Худ.-эст. развитие Познание Соц.-комм. развитие | Хороводная игра : « Если нравится тебе». Цель: учить доброжелательности в игре, умению действовать вместе, без конфликтов. Сюжетно- ролевая игра « У зайчонка день рождения». Цель: учить умению использовать средства общения, принятые в обществе, проявлять вежливость и доброжелательность по отношению к остальным участникам игры. Составление рассказа из личного опыта « Наши добрые поступки». Цель: вызвать желание у детей совершать только добрые поступки, уважать окружающих. | все атрибуты для СРИ. «У зайчонка день рождения» | Консультации для родителей:
|
3 этап Содержательно-практический | |||
Речевое развитие Худ.-эст. развитие Познание Соц.-комм. развитие Физическое развитие | НОД « Правила вежливости». Цель: обучение этическим правилам поведения, употреблению в речи вежливых слов. Показ инсценировки «Кто спасибо потерял». Цель: воспитание желания создавать радостное настроение всем окружающим. Организация выставки «Добрая книга». Цель: воспитание чувства доброты, любви и уважения к окружающему миру, людям. Чтение
Цель: воспитывать умение анализировать поступки героев, сочувствовать, сопереживать. Слушание музыкальных произведений :
Цель: создание радостного настроения, воспитание дружелюбия. Театрализация «Капризка» Цель: сопереживание героям. Коммуникативные этюды:
Цель: обучать культуре поведения, правилам общения с людьми. Дидактические игры:
Цель: воспитание чувства доброты, любви. Подвижная игра « Если дружно нам живётся» Цель: учить умению налаживать отношения. Рисование « Солнышко радуется, солнышко грустит» Цель: учить самостоятельно показывать эмоции в рисунке. Лепка «Угостим зайку морковкой» Цель: воспитывать желание делать добрые дела. Конструирование «Мебель для гостей» Цель: развивать конструкторские способности, формировать умение обыгрывать постройку, при этом соблюдать все правила этикета при приёме гостей. | Макет «Волшебный цветок» Человечки из картона с эмоциями: грустит, веселится. Сюжетные картинки о добре и зле. Сказки, художественные произведения, изображающие добрых и злых героев. Развивающие игры: «Мир эмоций» «Что доброго делают люди?» | Родительское собрание « С чего начинать воспитание культуры» Семейные рисунки « Весёлый человечек» |
4 этап Итоговый | |||
Речевое развитие Худ.-эст. развитие Познание Соц.-комм. развитие Физическое развитие | Организация выставки детских работ « Солнышко радуется, солнышко грустит» « Морковки для зайки» Развлечение «Если добрый ты» Цель: воспитание эмоциональной отзывчивости. | Привлечение родителей к участию в развлечении. |
Приложение 1.
Конспект НОД «Правила вежливости»
Цель: закреплять знания детей об этических правилах поведения: дома, в гостях, в общественных местах, во время разговора.
Задачи:
- образовательная: учить употреблять в речи вежливые слова;
- развивающая: развивать элементарные представления об этикете;
- воспитательные: воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками, желание создавать радостное настроение окружающим, относится друг к другу доброжелательно.
Материал к НОД:
- серединка цветка на палочке;
- разноцветные лепестки с картинками;
- весёлые и грустные человечки;
- две коробки синего и жёлтого цвета;
Предварительная работа:
- Беседы с детьми о вежливых словах и правилах поведения;
- Чтение стихов о вежливых словах, отгадывание загадок, заучивание пословиц;
- Чтение художественной литературы: С.Прокофьев «Машины сказки»: «Сказка о грубом слове «Уходи», «Сказка о невоспитанном мышонке»
- Русская народная сказка «Заюшкина избушка»
Ход НОД.
Ребята, давайте мы сейчас с вами поиграем, чтобы у всех было хорошее настроение.
Игра называеется «Не сердись – улыбнись» (дети по очереди поворачивают голову к соседу и говорят: «Оля, не сердись, улыбнись». Игра заканчивается, когда все дети улыбнутся)
В-ль: Ребята, мы с вами знаем много волшебных слов. Посмотрите, на столе лежит много разноцветных лепесточков. Каждый лепесточек – это волшебное слово. На лепесточке есть картинка, она подскажет вам. Какое слово нужно сказать, Давайте соберем с вами волшебный цветок. ( Ребенок берет лепесток, называет слово и ставит лепесток в серединку цветка. Воспитатель в это время читает стихотворение об этом слове.)
Если бабушка с утра
Пирожок тебе дала,
Ты возьми, скажи «Спасибо» -
Станет бабушка счастливой!
Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем «До свиданья».
Другу уходить пора –
Скажем мы ему «Пока».
Чтобы что-то попросить,
Нужно вежливыми быть.
Мы «пожалуйста» добавим –
Будут все довольны нами.
«Добрый вечер», «Добрый день»
Говорить нам всем не лень!
«Утро доброе» мы скажем,
Поутру проснувшись, маме.
«Приятного аппетита!» -
Блюдо первое налито.
Супчик скушали мы с вами,
Скажем все «Спасибо» маме.
«Спокойной ночи» говорим,
В кроватке глазки закрывая,
И поцелуй нам подарив,
Обнимет мама нас родная.
«Добро пожаловать» гостям,
Говорят и тут, и там.
Домой гости уезжают
«Доброго пути!» желаем.
Если испечем печенье,
Всем друзьям на угощенье,
Скажем мы им: «Не стесняйтесь,
На здоровье угощайтесь!».
- Ребята, посмотрите, какой красивый цветок у нас получился, с волшебными словами. Словом «Здравствуйте», мы желаем здоровья. Пожелаем «Доброго утра» и весь день будет добрый. «До свидания», значит, скоро снова увидимся. Скажем «Спокойной ночи» и будут сниться красивые, добрые сны. Мы поселим цветочек в нашей группе. Давайте выберем для него место.
- Д/ игра «Грустно – весело». Ребята, у меня есть 2 коробочки. Эта коробочка, какого цвета (синего), а эта – (желтого). В коробочках живут человечки. Посмотрите внимательно, а какое настроение у человечка из желтой коробочки? (веселое), а у человечка из синей коробочки – (грустное). Давайте покажем друг другу какое у нас бывает настроение.
Мимическая гимнастика (показ воспитателя – дети повторяют)
Мы умеем улыбаться, мы умеем хмуриться.
Мы умеем удивляться, мы умеем жмуриться.
Давайте всех грустных человечков соберем в синюю коробку, а веселых – в желтую. (Человечки разложены на полу. Под музыку дети собирают их в коробки.)
- Может быть, мы грустных человечков унесем из группы, чтобы у нас всегда было хорошее настроение? А веселых человечков я подарю вам.
Рефлексия. - Из каких слов мы сегодня с вами вырастили цветочек? Каких человечков мы собирали в коробочки? А какое у вас настроение?
\
Приложение 2.
Развлечение «Если добрый ты…»
Цель: познакомить детей с правилами дружеских отношений.
Задачи:
- образовательная: познакомить детей с элементарными правилами поведения, этикой общения. Приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе.
- развивающие: развивать эмоциональную отзывчивость, речевую активность, расширять словарный запас.
- воспитательные: воспитывать у детей любовь и уважение к окружающему миру, культуру поведения,
- формировать нравственные качества, в том числе чувство ответственности за собственные поступки.
Предварительная работа:
- Чтение книги «Я расту хорошим»
- Г.Цыферов «Жил на свете слонёнок»
- Беседа на тему: «Волшебные слова»
- Рассматривание сюжетных картинок о добре и зле.
Материал и оборудование:
- телевизор,
- картинки – цветы, бабочки,
- фуражка для машиниста,
- костюм лисы,
- сундучок.
Музыкальное сопровождение:
- музыка В. Шаинского сл. М.Пляцковского «Улыбка»
- музыка Б.Савельева, сл. М.Пляцковского «Настоящий друг».
Ход развлечения:
Воспитатель:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Я улыбнусь Вам, а вы улыбнетесь, друг другу, чтобы у нас с вами было весь день хорошее настроение.
Ребята, давайте улыбнёмся нашим гостям и поздороваемся с ними.
(звучит музыка о дружбе).
Воспитатель: ребята, о чём эта песенка?
Дети: о дружбе!
Воспитатель: удивительное, волшебное слово! Давайте хором повторим и внимательно вслушаемся в это слово – дружба. (совместное озвучивание слова).
Воспитатель: а, как вы понимаете, что такое дружба?
Дети: когда мы делимся игрушками, не обижаем, друг друга, когда вместе что-то делаем.
Воспитатель: дружба это, когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют, не ссорятся. Дружба – это улыбки друзей. Значит, друзья это люди, с которыми нам интересно играть. Друзья на то и существуют, чтобы помогать друг другу. Дружба это, когда умеешь без крика и ссор договариваться; вежливо обращаться с просьбой, делиться игрушками, не хвастаться, то есть быть скромным, разговаривать вежливо и не грубить, быть внимательным к другу; уметь посочувствовать другу (если радость у друга, то порадоваться вместе с ним, если беда, то вместе погрустить).
Сюрпризный момент (прилетает воздушный шарик).
Воспитатель: ребята, посмотрите к нам прилетел воздушный шарик. А в нём, что - то лежит. Давайте посмотрим.
Дети: давайте.
Воспитатель: это письмо. Сейчас прочитаем, что в нём написано.
Ребята, нас с вами приглашают в гости лесные жители. Они просят помочь им научить лисичку быть доброй и вежливой. Она не с кем не дружит, ссорится и обижает. Дети нам нужно отправится на лесную полянку, и научить лисичку со всеми дружить и быть доброй. Поможем ребята?
Дети: Да, поможем.
Воспитатель: На чём же мы будем добираться до лесной полянке (ответы детей).
Воспитатель: Дети, а давайте построим поезд. Строить нам нужно вместе, не ссориться, помогать друг другу, для того, чтобы поезд был крепким и не развалился (дети из стульчиков строят поезд). Посмотрите, какой получился у нас поезд, вам нравиться? (ответы детей).
Но паровозик не поедет без машиниста. Давайте посчитаемся и выберем машиниста, который будет управлять паровозом.
Считалочка
Раз, два, три, четыре, пять
Нам друзей не сосчитать
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга
Воспитатель: Машиниста выбрали, остальные ребята будут пассажирами, поудобнее усаживаемся, и отправляемся в путешествие к лесной полянке.
(музыка «Паровозик из Ромашкова»).
Воспитатель: Вот мы и приехали. Посмотрите, как красиво на полянке: красивые цветы, бабочки летают, птицы поют. Вам нравится на лесной полянке?
Дети: Да!
Появляется сказочный герой (лиса).
Лиса: А, вы кто такие? И откуда? (ходит, рассматривает детей, дёргает за косичку, другого тянет за рубашку).
Дети: Мы дети из детского сада,.
Воспитатель: Ребята, а когда гости приходят, что нужно сказать?
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: А лисичка поздоровалась с нами?
Дети: Нет!
Воспитатель: Она хорошо поступила?
Дети: Нет, не хорошо!
Воспитатель: Давайте скажем лисичке, зачем мы приехали на лесную полянку.
Дети: Научить лисичку добрым делам, быть вежливой и дружить со всеми.
Лисичка: Меня!!! Добрым делам!?
Дети: Да, тебя!
Воспитатель: ребята, научим лисичку здороваться? Что нужно сказать при встречи?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, давайте покажем, как можно здороваться без слов? Присядем на пенёчке все в кружок, а теперь поздороваемся глазками, улыбаясь друг другу, слегка кивнув головой, приветствуем друг, друга (дети выполняют задание).
Воспитатель: Чудесно, замечательно! Вот мы и поздоровались.
Обращение к лисе: ты поняла лисичка, как нужно здороваться?
Лиса: Поняла.
Воспитатель: Ребятки, давайте с нашей лисичкой не много поиграем физ.минутка:
«Мы по лугу прогулялись»
Мы по лугу прогулялись и немножко отдохнём (шагаем на месте),
Встанем, глубоко вздохнём, руки в стороны, вперёд (развели руки в стороны и вперёд).
Чудеса у нас на свете: стали карликами дети (присели),
А потом все дружно в великанами мы стали. (встали)
Дружно хлопаем (хлопаем в ладоши)
Ногами топаем (топаем ногами),
Хорошо мы погуляли и не сколько не устали (шагаем на месте).
Лиса: Вижу вы дружные ребята и подарили мне хорошее настроение.
Воспитатель: Лисичка, а ребята знают ещё стихи о дружбе и могут тебя научить.
Стихи детей о дружбе:
Инга: Наша группа дружная, умная, послушная.
Песни распевальная и очень рисовальная.
Рома С.: В садик я давно хожу и со всеми здесь дружу
Вот сегодня я с Серёжей, взявшись за руки хожу.
Кира: Дружит с солнцем ветерок, а роса с травою,
Дружит с бабочкой цветок , дружим мы с тобою.
Лисичка: Ну, спасибо научили меня дружить. Теперь я буду доброй, со всеми буду дружить, не ссориться, помогать, а за это вам от меня подарок СУНДУЧОК. Как в детский сад приедете, там и откроете, а теперь прощайте, я пойду мириться со своими друзьями. (уходит).
Воспитатель: Отправляемся обратно в д/сад. Занимайте свои места и мы отправляемся в путь. (звучит музыка).
Вот мы и в детском саду. Понравилось ли вам ребята наше сегодняшнее путешествие? (ответы детей).
Сюрпризные моменты. (Открывается сундук и каждому ребёнку дарят по воздушному шарику).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вежливость - воспитывается вежливостью.
"Все мыслители, я думаю, пришли к тому заключению, что воспитание нужно начать с колыбели"Н.И. Пирогов...
Статья: "Вежливость воспитывается вежливостью".
В детском саду мы воспитатели, особое внимание обращаем на воспитание вежливости, учим правилам р...
"Вежливость воспитывается вежливостью" Рекомендации для родителей
Именно с детского возраста закладываются первые ростки в воспитании вежливости. Недаром говориться: "Какого семя, таково и племя"....
Консультация для родителей "Вежливость воспитывается вежливостью"
Вежливость воспитывается вежливостью...
«Вежливость воспитывается вежливостью» (рекомендации для родителей) Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна. Город Кропоткин МАДОУ ЦРР детский сад №14
«Вежливость воспитывается вежливостью»(рекомендации для родителей)Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна.Город Кропоткин МАДОУ ЦРР детский сад №14...
«Вежливость воспитывается вежливостью» (рекомендации для родителей) Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна. Город Кропоткин МАДОУ ЦРР детский сад №14
«Вежливость воспитывается вежливостью»(рекомендации для родителей)Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна.Город Кропоткин МАДОУ ЦРР детский сад №14...
Консультация для родителей: «Вежливость воспитывается вежливостью»
Важный этикет человеческой культуры - речевой этикет. В детском саду воспитатели обращают особое внимание на обучение детей вежливости, учат их правилам речевого этикета. ...