Проект "Злаки"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Сидорова Надежда Алексеевна

Наблюдая за детьми, я пришла к выводу, что не всем детям в семье  прививают бережное отношение к хлебу, а иногда и сами родители показывают пример неуважения к хебу. 

В этом проекте  дети выращивали пшеницу, рожь, ячмень, овёс. Дети сеяли их, ухаживали за растениями, собирали урожай, учавствовли в нелегком труде выращивания и изготовления хлеба, а также научились бережно и трепетно относиться к хлебу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-zlaki.docx73.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

Починковский детский сад № 7

Проект по социально- коммуникативному развитию

Тема:  « Злаки»

(старшая группа)

                                                                           Подготовила воспитатель Сидорова Н.А.

Починки 2017год

«Проект «Злаки»

Цель: воспитывать уважение к труду людей, участвующих в процессе выращивания и изготовления хлеба.

Задачи: учить детей работать коллективно; развивать познавательный интерес; воспитывать бережное отношение к хлебу.

Перспективный план работы над проектом «Злаки»

Первый подпроект. «Зёрнышко»

Срок

Мероприятие

Цель мероприятия

Место проведения

Март,

3-я неделя

Беседа о злаках с рассматриванием зёрен пшеницы, овса, ржи, ячменя

Познакомить детей с зёрнами пшеницы, овса, ржи, ячменя; рассказать, какой длинный путь проходит зёрнышко к караваю; проследить за превращением зерна в хлеб

Групповая комната

Март,

4-я неделя

Беседа «Что необходимо для роста растений?». Посадка зёрен в горшочки

Учить работать детей работать сообща, учить проверять семена на всхожесть, прививать практические навыки посадки семян, расширять кругозор природы

Уголок природы

Апрель,

2-я неделя

Занятие « Хлеб- всему голова , или как наши предки выращивали хлеб»

Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлеборобов и к труду вообще, познакомить с методами выращивания хлеба, с орудиями труда

Групповая комната

Апрель,

3-я неделя

Беседа, чтение стихов, пословиц и поговорок о труде

Воспитывать у детей трудолюбие, уважение к труду хлебороба, учить анализировать, устанавливать простейшие причинно- следственные связи, делать обобщения

Групповая комната

22 апреля

Донести до сознания детей, что Земля – наш общий дом и её нужно беречь, учить радоваться красоте природы, помочь почувствовать красоту и щедрость родной земли

Групповая комната

Беседа о злаках с рассматриванием зёрен пшеницы, овса, ржи, ячменя

Цель: Развивать познавательный интерес; формировать представления о злаковых культурах; воспитывать уважение к труду хлеборобов; учить различать семена пшеницы ,овса, ржи, ячменя, сравнивать, анализировать; рассказать, какой длинный путь проходит зёрнышко к караваю; предложить понаблюдать за превращением зерна в хлеб; рассказать о предстоящей работе.

Ход беседы

Дети вместе с воспитателем сидят за столом, на котором стоят ваза с колосками злаковых культур и вазочки с их семенами.

Воспитатель. Я расскажу вам сегодня о злаках. Злак-это растение со стеблем в виде полой соломины, заканчивающейся колоском или метёлкой. К злакам относятся пшеница и рожь, овес и ячмень, а также просо, кукуруза и рис.

Мы о злаках вам расскажем,

Что в полях у нас растут.

Из крупы их варят каши,

Из муки блины пекут.

Мы расскажем о пшенице

И о ржи- её сестрице.

Они кормят за обедом

Нас душистым, пышным хлебом.

Вы узнаете, ребятки,

Про зерно и про початки,

И запомните всё мигом,

Коль прочтёте эту книгу.

Воспитатель показывает книгу о злаках.

Воспитатель. Как вы думаете, какой злак чаще всего можно увидеть на полях? ( Ответы.) Верно, в нашей местности это  пшеница, рожь, овёс, ячмень. Все злаки содержат полезные для человека вещества: углеводы, растительные жиры, витамины, минеральные соли и аминокислоты.

Злаки- древнейшая пища человека. Из злаков люди научились готовить множество вкусных и полезных блюд: каши, запеканки, пудинги, кисели, а из муки- выпекать хлеб и изготавливать, макаронные изделия, пирожные, торты, сдобные булочки пряники и другие кондитерские изделия. Попробуйте представить себе завтрак , обед, ужин без хлеба, булочек или печенья… Нет ,это невозможно!  Когда мы завтракаем на хлеб мы кладём кусочек сыра, колбасы, или намазываем хлеб маслом. И суп, и второе блюдо мы едим с хлебом, вечерний чай, как правило, сопровождают бутерброды с вареньем или мёдом. Как вы  думаете, что нужно для того, чтобы на нашем столе появились хлеб, печенье или булочки? (Ответы.) Для этого необходимо долго и много работать. Попробуем сами посадить зёрна и посмотрим, что из этого получится. Но мы это сделаем в следующий раз, а сейчас внимательно рассмотрим и сравним зёрна пшеницы, ржи , овса, ячменя.

 Спелые зёрна пшеницы- желтовато- золотистого цвета, окружены твёрдой оболочкой, защищающей зерно от высыхания. Зёрна имеют продолговатую форму. Летом пшеничный колос наливается  золотой спелостью, становится крупным и тяжёлым.

У созревшей пшеницы

Стебелёк клонится,

Он не может устоять,

Тяжкий колос удержать.

У ржи высокий, плотный и жёсткий стебель, на котором после того , как он отцветёт, образуется колос, полный желтовато- золотых зёрен. У ржи зерно немного продолговатое и сероватое. Колосья у ржи не такие, как у пшеницы- рожь можно узнать по усикам.  Рожь бывает яровой и озимой. Яровую сеют весной, а урожай собирают осенью. Озимую сеют во второй половине августа. К осени она подрастает, начинает куститься, и ржаное поле становиться ярко- зелёным. Озимая рожь зимует под пуховым, снежным одеялом, а весной, когда пригреет солнышко, рожь начинает быстро расти.

И поднимется рожь спелым колосом

Над полями влагой напоёнными.

Уродится в поле ржаной хлебушко,

Рожь накормит вволю наших детушек!

У овса колоски совсем другие- они расположены наветочках метёлок, каждый колосок содержит два или три зёрнышка, зёрнышки удлинённые, продолговатые. Из овсяной муки варят вкусную и полезную овсяную кашу, пекут овсяное печенье и овсяные хлопья, которые называют «Геркулес». Геркулесовая каша придаёт организму много сил и здоровья. Овёс любимый корм лошадей.

Любят ребята овсяную кашу,

Вкусная каша- кормилица наша!

Любит овёс и гнедая лошадка:

Резвою станет,весёлой и гладкой,

Если овсом я её покормлю,

Пышную гриву рукой потреплю!

Вот сколько всего интересного вы узнали сегодня о злаках! А сейчас я предлагаю вам поиграть.

Игра «Из чего сварили кашу?». Овсяную кашу – из овса, гречневую из гречихи, пшённую из проса и т.д.

Беседа «Что необходимо для роста растений?»

Ход беседы

Воспитатель. Посмотрите внимательно на растения в уголке природы .Как вы считаете: растения живые существа или нет? Конечно, живые! И как всем живым существам, им необходимы хорошие условия. Какие? Как вы думаете? Давайте по порядку: сначала растения сажают ; значит для этого нужна земля. А если растение не поливать, что с ним может случиться? Оно завянет. Значит необходима вода. В темное место растения не ставят; значит им нужен свет. А ещё им необходимо тепло, потому что на холоде ничего не растет. А в чём ещё нуждаются растения? За ними нужно ухаживать- рыхлить землю, пропалывать её, удобрять, укрывать растения от холода, обрабатывать от вредителей. А если просто посадить и не ухаживать за ними, растения погибнут.

Сейчас мы посадим в горшочки семена злаковых культур, чтобы проверить их на всхожесть, потому что семена хранятся определённое время и могут не взойти, но сначала вы должны определить, какие это семена, а я подпишу горшки с землёй.

Дети вместе с воспитателем сеют зёрна пшеницы, овса, ржи, ячменя в горшочки, накрывают их плёнкой, чтобы земля не высохла и семена взошли быстрее, и ставят на подоконник, на солнечную сторону.

Воспитатель. Давайте заведём дневник наблюдений и будем записывать внего изменения, которые произойдут с зёрнами. Посмотрим, вырастут у нас в группе колоски или нет. А сейчас давайте вспомним пословицы и поговорки о злаках, о труде, о хлебе.

До поры до времени не сеют семени.

Сей в срок- будет прок.

Хорошо зерно в землю спать уложишь- хорошо и разбудишь, сыт будешь.

Какова земля, таков и хлеб.

Весной пролежишь- зимой с сумой побежишь.

Труд кормит, а лень портит.

Кто весной не сеет, тот осенью жалеет.

Земля- матушка, а хлеб –батюшка.

Молодцы, а теперь объясните их значение.

В конце детей похвалить за старательность.

Занятие« Хлеб – всему голова , или как наши предки выращивали хлеб»

Цель. Развивать познавательный интерес, укреплять бережное отношение к хлебу и уважение к труду хлебороба; учить систематизировать знания о процессе выращивания хлеба; познакомить с орудиями труда, которыми пользовались наши предки при выращивании и переработке хлеба: соха, борона, серп, жернова; сравнить их с техническими средствами хлеборобов; закреплять полученные знания в процессе моделирования.

Предварительная работа. Посадка зерен пшеницы, овса  ржи , ячменя в горшочки, чтение пословиц и поговорок о хлебе.

Ход занятия

Воспитатель поэтапно рассказывает ,как наши предки выращивали хлеб, об орудиях труда и сравнивает их с современными орудиями труда.

Воспитатель. 1.Пахота

Воспоминанья о былом

Мы ворошим теперь все реже

И за обеденным столом

Не делим хлеб, а просто режем,

Притом забыв про нож неострый,

Ворчим, что хлеб немножко черствый,

А сами, может в этот час

Черствей его во много раз.

Представить жизнь современного человека, который может приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. Хлеб – всему голова. А как же обходились без хлеба наши предки?  И когда они научились его печь?

Уже в каменном веке люди подметили, что зерна некоторых растений очень сытные, к тому же они в отличие от плодов и грибов долго не портятся. Эти растения – дикие злаки: рожь, пшеница, ячмень, овес.

Племена первобытных  собирателей селились неподалеку от полей диких злаков. Каменными серпами они срезали зрелые колосья. Постепенно люди изобретали различные инструменты, с помощью которых обрабатывали землюю, убирали зерно, мололи муку.

Подготовка земли под посев – работа тяжелая. На большей части Руси в давние времена росли могучие непролазные леса. Крестьянам приходилось выкорчевывать деревья, освобождать почву от корней. Даже равнинные территории вблизи рек обрабатывать для сева непросто.

« Земля слежалась: никогда не ворочанная, она  мертва, потому что в нее нет доступа воздуху, а без воздуха не могут жить растения… всем нужен воздух для дыхания. Чтобы дать земле жизнь, надо ее выворотить наружу, надо открыть в нее доступвоздуху,  то есть разбить, размельчить» ( С.В. Максимов). Чтобы земля «ожила», надо было ее вспахать и  не раз: сначала осенью, потом  весной перед севом. Пахали в те давние времена сохой или косулей. Эти простые инструменты, которые каждый крестьянин мог смастерить сам.

Позднее появился плуг. Хотя он не полностью заменил соху. Чем пахать, решал крестьянин. Это зависело от почвы. Плуг чаще использовали на тяжелых плодородных почвах. В отличии от сохи плуг не только подрезал пласт земли, но и переворачивал его.

После того как поле вспахано. Надо его «причесать». Делали это при помощи вот какого орудия: «Сито вито о четыре угла, пять пятков, пятьдесят прутков, двадцать пять стрел». Это борона. Иногда в качестве бороны использовали еловое бревно с большим количеством длинных сучков. «Модернизированная» борона- это решетка из четырех брусьев, к которым крепились деревянные или железные зубья.

При боровании все комья разбивались , а камушки удалялись. Земля становилась рыхлой, готовой для сева.

( Дети подбирают картинки, где изображена пахота земли).

2.Сев

На Руси год начинался весной. От сева во многом зависела жизнь крестьянина. Урожайный год- это безбедная, сытая жизнь. В годы неурожая приходилось голодать.

Крестьяне бережно хранили семена для будущего сева в сухом прохладном месте, чтобы они не проросли раньше времени. Не раз проверяли. Хороши ли семена. Зернышки клали в воду – если они не всплывали, а опускались на дно, значит хорошие. Зерна должны быть не лежалыми, то есть храниться не больше одной зимы, чтобы им хватило сил справиться с сорняками.

В те давние времена не было никаких прогнозов погоды, поэтому крестьяне полагались на себя и народные приметы. Наблюдали за народными приметами . Чтобы вовремя начать сев.

Утверждали, что если повнимательнее прислушаться, то можно услышать, как лягушка будто выговаривает: пора сеять. Если первая вода во время речных разливов велика- яровой посев ранний, а нет поздний.

День сева – один из самых ответственных, но и самых торжественных дней в земледельческом году. Потому и выходил первый сеятель босиком ( земля должна быть теплой, прогретой)  в поле в белой или красной ( нарядной ) рубашке, на груди у него висело лукошко с семенами. Разбрасывал семена ровно, с «тайной неслышной молитвой». После сева зерна нужно было заборонить.

В давние времена крестьяне отдавали предпочтение ржи: она надежнее, устойчива к холодам и перемене погоды. Пшеничный хлеб вкуснее,хлопот с этим злаком больше. Пшеница капризна, теплолюбива, может не уродиться. Да и от земли пшеница все силы забирает. Два года подряд пшеницей одно и тоже поле засеивать нельзя.

Крестьяне сажали зерновые культуры не только весной, но и осенью. До наступления сильных холодов сеяли озимые зерновые. Эти растения успевали до зимы дать росток и появиться на поверхности. А когда вокруг желтела листва, то озимые ростки начинали блекнуть и опадать. Если же  долго стояли теплые осенние дни, то крестьяне специально выгоняли на озимое поле скот. Животные съедали ростки. И тогда  растение более активно укоренялось. Теперь крестьяне надеялись на снежную зиму. Снег- это шуба для растений. На поля клали ветви деревьев, различные предметы, чтобы снег задерживался за них и оставался на полях.

Падай, падай, белый снег!

Хватит, хватит всем на всех!

Падай, падай на село,

На гусиное крыло!

Поле белым укрывай-

Будет летом урожай.

( Дети выбирают картину где изображен сев).

3. Хлеб растет

С того момента как зернышко попало в землю, оно стремиться выбраться наружу.

«Земля озимь кормит, небо дождем поит, солнышко теплом греет, а лето – знай, хлеб растит». Солнышко светит согревает землю и дает зернышку тепло. В тепле зернышко начинает прорастать. Но не только тепло нужно зернышку, ему еще необходимо « поесть, попить». Накормить зернышко может мать- сыра-земля. В ней находятся все необходимые питательные элементы для роста зерновых. Чтобы зерна росли быстрее, урожай был большой, землю удобряли. Удобрения в те времена были натуральные. Землю удобряли навозом, который скапливался за год от содержания скота. И золой от топки печей.

Мочи, мочи дождь,

На нашу рожь;

На бабушкину пшеницу,

На дедушкин ячмень

Поливай весь день.

Так закликали дождик. Без дождя хлеб никак не вырастет. Но и дождика должно быть в меру. Если дождь шел слишком часто и мешал созреванию урожая, то дети произносили другую закличку:

Радуга- дуга,

Перебей дождя,

Подай солнышка.

Солнышко дает растениям не только тепло , но и свет. Первые листочки прорастают вертикально вверх, а вот последующие растут в противоположном направлении и потом дают корешки. И из одного зернышка вырастает целый кустик. В старину июнь еще называли хлеборост. Крестьяне даже сосчитали, сколько нужно теплых дней, чтобы злаки поспели: «Затем в 137 дней поспевает озимая рожь и на столько же градусах тепла вызревает озимая пшеница, но дозревает медленнее, не раньше 149 дней».

«Синец да звонец, и хлебу конец». Кто же это такие – злобные «синец и звонец» и чем вооружены, как они могут погубить хлеб? Это растения, которые появляются на хлебном поле самостоятельно, хотя их никто там и не сажал и начинают отбирать у зерновых питательные вещества- сорняки.

Без помощи крестьян зерновым не обойтись. Крестьяне «вооружались» различными приспособлениями и боролись с сорняками- «осокой, разными мятами, метлами или метелками и травой костра». Трудиться приходилось много, но победить сорняки не всегда удавалось. Например, если пырей появляется в поле. То вывести его уже очень трудно. Нужно собрать все кусочки корней пырея, иначе из небольшой частички может вырасти новый пырей.

Большой вред зерновым наносили мыши – полевки, устраивали во ржи гнезда, подъедали корни. Настоящее бедствие для злаков представляла саранча, стаи которой могли совсем ничего не оставить от растений. С насекомыми крестьянам помогали сражаться птички- воробьи и особенно скоростеле.

(Дети подбирают картинки ,где показано созревание зерна).

4.Жатва

Когда хлеб поспевал, в поле выходили жнецы.

Жатва – пора ответственная. Крестьянам надо было точно опредилить время, когда её начинать, - чтоб и в срок, и в хорошую погоду. И тут уж земледельцы наблюдали за всем и вся: за небом, звёздами, растениями, животными и насекомыми. Спелость хлеба проверяли на зуб: рвали колоски, вышелушивали – в рот: если зёрнышки хрустят , значит, поспели.

День начала жатвы назывался «Зажинки».Учёный- этнограф А.Терещенко в книге «Быт русского народа» так описывает Зажинки: «Когда поспевает жатва, зажиточный хозяин даёт пир своим соседям: угощает водкою и пирогами и просит помочь ему в собирании хлеба. Многие служат молебны и потом окропляют поля и жнецов святою водой. Хозяин или священник берет серп и делает начаток; первые снятые колосья называют зажинками. Их хранят до будущего года».

«Рожь  поспела – борись за дело». За дело брались все вместе, всей семьёй выходили в поле. А если понимали, что не управятся с урожаем сами, то звали на подмогу.

Работа была очень трудная. Приходилось вставать до рассвета и отправляться в поле. «Некогда лежать, когда пора жать. А урожай соберём, хоровод заведём».

Самое главное было вовремя собрать урожай. Все забывали о своих болезнях. Что соберёшь, тем и весь год живёшь. Уборка урожая – труд, хоть и тяжкий, но приносящий радость. « Собирание хлеба сопровождается пением, исполненной душевной радости. По полям раздаются  безотчётно игривые песни; сама природа, кажется, веселится с жнецами: всё им благоухает и всё живёт упоительной весёлостию», - писал А. Терещенко о деревенской жатве.

Убирали зерновые косами и серпами. Если рожь вырастала высокой и густой, предпочитали использовать серп, а низкую и редкую ниву косили косой. Скошенные растения увязывали в снопы.

(Дети подбирают картинку с жатвой хлебов.Воспитательпоказывает  серп.)

5.Обмолот зерна

Крестьяне скрупулёзно рассчитывали сроки жатвы, и если погода не позволяла дождаться, пока зерно поспеет, то его убирали недозрелым. Зелёные колосья срезали и в северных регионах, где они просто не успевали созревать.

Обычно жатву заканчивали ко дню Успения Пресвятой Богородицы – 28 августа. Народное название – Спожинки.

Снопы сначала везли на овин или ригу. Овин – хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой. Овин обычно состоял из ямы, где располагалась печь без трубы, а также из верхнего яруса, куда складывали снопы. Рига – постройка с печью для сушки снопового хлеба и льна. Рига была больше овина. В ней сушили до 5 тыс. снопов, тогда как в овине – не более 500.

Спелое зерно везли сразу на гумно – огороженный участок земли, предназначенный для хранения, молотьбы и другой обработки зерна, - и там обмолачивали. Это был один из самых тяжелых этапов труда. Люди побогаче старались пригласить кого-нибудь помочь выполнить эту работу.

А состояла работа вот в чём: брали колотило ( молотило) или цеп и ударяли по снопам, чтобы зерно «высвободить». Для получения лучших семян и не битой соломы применяли околот снопа о бочку. Позднее эти способы стали заменяться обмолотом с помощью молотилок, которые работали на конной или паровой тяге. Создавался особый промысел  молотильщиков, которые работали на своих машинах по найму.

Обмолот хлеба происходил не всегда сразу, иногда этот процесс затягивался, молотили и осенью, и в начале зимы. После обмолота зерно веяли – обычно стоя на ветру с помощью лопаты.

Лады, лады – ладушки,

Рада нам хозяюшка,

Мы о хлебушке поём,

Разговор ведём о том.

Убран хлеб, и тише стало,

Жарко дышат закрома,

Поле спит, оно устало,

Приближается зима.

Над селом дымки плывут,

Люди хлеб в домах пекут.

Заходите, не стесняйтесь,

Хлебом нашим угощайтесь.

6. На мельнице

Хлеб, как известно, пекут из муки. Чтобы получить муку, зерно

нужно измельчить – перемолоть.

Первым инструментами для измельчения зерна были каменная ступка и пестик. Затем зерно стали не толочь, а перетирать. Процесс перемола зерна постоянно совершенствовался.

Значительным шагом вперед стало изобретение ручной перетирной мельницы. Её основа – жернова – две тяжёлые плиты, между которыми растиралось зерно. Нижний жернов устанавливали неподвижно. Зерно засыпалось через специальное отверстие в верхнем жернове, который приводился в движение мускульной силой человека или животных. Большие тяжёлые жернова вращали лошади или быки.

Молоть зерно стало легче, но эта работа по - прежнему оставалась тяжёлой.Ситуация изменилась только после того, как была сконструирована водяная мельница. В равнинных местностях скорость течения рек мала для того, чтобы вращать колесо силой водяной струи. Для создания нужного напора реки запруживали, искусственно поднимали уровень воды и направляли струю по желобу на лопатки колеса.

С течением времени мельницы совершенствовалось, появились ветряные мельницы, их лопасти вращал ветер. Ветряные мельницы строили там, где поблизости не было водоёмов. В некоторых местностях жернова приводили в движение животные – лошади, быки, ослы.

(Дети подбирают картинки с мельницами).

7. Выпечка хлеба

В давние времена хозяйки пекли хлеб практически ежедневно. Обычно тесто начинали замешивать еще на рассвете. Надевали чистую одежду, молились и  приступали к работе.

Рецепты теста были разные, но основными компонентами оставались мука и вода. Если муки не хватало, то покупали на базаре. Для проверки качества муку пробовали «на зубок». Брали щепотку муки и разжёвывали. Если получившееся «тесто» хорошо тянулось и не очень липло к рукам, значит, мука хорошая.

Перед замесом теста муку просеивали через сито. Мука в процессе просеивания должна «надышаться».

На Руси пекли чёрный кислый «кислый» хлеб. Чёрным он назывался потому, что для его приготовления использовалась ржаная мука,а она имеет более темный цвет, чем пшеничная. «Кислый» - потому что использовалась кислая закваска. Замесив в квашне – деревянной кадушке – тесто и сформовав округлые хлеба, хозяюшка собирала остатки теста со стенок в комочек, присыпала мукой и оставляла для закваски до следующего раза.

Готовое тесто отправляли в печь. Печи на Руси были были особенные. Они обогревали помещение, на них пекли хлеб, готовили пищу, спали, иногда даже мылись и лечились.

Стали хлеба в печь с молитвой. Ни в коем случае, пока хлеб в печи, нельзя было ругаться или ссориться с кем – нибудь. Хлеб тогда не получится.

Необходимо было соблюдать правила выпечки хлеба. Пекли хлеб строго при определённой температуре. Как измерить температуру, если нет термометра? Хозяйки дожидались , пока в горниле оставались одни угли. Подметали под – так называлась поверхность, на которую клали тесто. Потом бросали напод щепотку муки: если мука становилась чёрной, то жар в печи слишком сильный и надо подождать. Спустя время под смачивали водой и пробовали ещё раз. Если мука становилась коричневой, значит, пора сажать хлеба. Делали это с помощью хлебной лопаты.

(Дети рассматривают сито для просеивания муки, муку; подбирают картинки, где изображена выпечка хлебов)

8. Хлеб на стол

Вот он хлебушек душистый, вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал пришёл.

В нем здоровье наше , сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем- земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырём!

                                                                             С. Погоревский

Хлеб был кормильцем русского народа, главным лакомством на столе.

В деревнях крестьяне сами пекли хлеб.В городах строили пекарни, которые назывались хлебными избами. С  16 века пекари на Руси подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников, ситников.

При царском дворе была своя хлебная изба, вернее дворец. Государев хлебный дворец находился в Кремле на месте, где сейчас расположена Оружейная палата. Там изготовлялся хлеб для царского стола, именуемый басманом. На этот хлеб особым образом наносился узор «басма».

Большие пекарни работали также в русских монастырях. Там выпекали ржаной хлеб, просфоры. Пекли в те времена, калачи и другие хлебные изделия. В летописях 10-13 веков упоминаются «хлебы с мёдом, маком, творогом», ковриги, разнообразные пироги со всевозможной начинкой, являющиеся непременной частью русского праздничного стола. Изделиями из выпечки было принято украшать праздничные столы. А на такое торжество, как свадьба, пекли каравай. Он считался символом счастья, достатка и изобилия. Каравай выносили на рушнике – расшитом полотенце. Чем пышнее каравай- тем счастливее и богаче буду жить молодожёны.

Поскольку хлеб был основным продуктом питания, а хлеборобство – основным занятием славян – наших предков, то с хлебом связано много традиций и обычаев, а уж стихов, песен, пословиц и поговорок не счесть.

Встретить гостя с хлебом –солью означало проявить уважение и почёт гостю. Разделить хлеб – признать человека другом.

(Дети подбирают картинки с изображением каравая, хлебопекарней).

Конкурс «Кто больше знает стихов, пословиц и поговорок о труде, о хлебе?»

Задачи.Развивать речь, коммуникативные качества; вызвать желание поделиться информацией; доставить эмоциональное удовольствие; предложить детям создать книгу «Народные поговорки, пословицы, загадки, стихи, приметы про хлеб, про труд».

Предварительная работа. За неделю до конкурса воспитатель даёт детям и родителям задание: выучить стихи, пословицы, поговорки о хлебе, о труде, вспомнить народные приметы и сделать к ним рисунки ( на усмотрение детей), просит родителей приготовить для детей призы.

Ход конкурса

Воспитатель.Мы много говорили о хлебе, труде хлеборобов, знакомились с народными приметами, а сейчас мы проверим, кто из вас их запомнил. Может быть, кто-то из вас знает стихи о труде, хлебе, а того кто больше всех вспомнит, ждут призы.

Дети читают стихи , пословицы, поговорки, вспоминают народные приметы.Далее рассматривают рисунки и подбирают к ним пословицы, поговорки, стихи. В конце воспитатель спрашивает детей, что им больше всего понравилось и запомнилось. Предлагает сделать свою книгу пословиц, поговорок, народных примет, загадывает загадки об орудиях труда.

  • Баба – яга, вилами нога: весь мир кормит, сама голодна.(Соха)
  • Ходит в поле из края в край, режет чёрный каравай. (Плуг)
  • В поле едет на спине, по полю на ногах. (Борона)
  • Щука ныряет, весь лес валяет, горы подымает. (Коса)
  • Маленький, горбатенький, всё поле обскакал (Серп)
  • Стоит Андрюха набитое брюхо (Овин)
  • Весь мир кормит, сама не ест.

Всю жизнь крыльями машет,

А улететь не может.( Мельница)

  • Ходит полем из края в край, режет чёрный каравай. (Трактор)
  • Ни свет ни заря, пошло, согнувшись со двора.(Коромысло)

Праздник «День Земли»

Задачи. Развивать представления о жизни на Земле, об общих условиях для развития растений, животных и людей (воздух, вода, пища, температура); воспитывать чувство гордости за свою планету ( единственную в Солнечной системе «живую» планету, общий дом для всех, который надо беречь);  пробуждать желание сделать для Земли что- либо приятное, например сказать хорошие слова; учить тому, что в разных местах условия разные: есть территории, где жить легко (плодородные земли лесистые местности, умеренный климат), но есть места, где человеку, животным и растениям жить трудно; подвести к пониманию, что нам повезло, -  мы живём в более благоприятных условиях, чем многие другие люди.

Ход праздника

Праздник проводится в поле или на огороде.

Ребенок.

Здравствуй, матушка – Земля!

Здравствуйте, луга, поля!

Здравствуй, речка, здравствуй луг,

Всё, что видим мы вокруг!

Ведущий. Сегодня мы празднуем День Земли. Мы Землю славим и за всё благодарим. Все живые существа на Земле находят для себя пропитание. Всё, что нужно для жизни, дает нам Земля:  пищу, материал для одежды, воду. Земля – прекрасная планета! Люди должны любить и беречь ее, ведь она – наш общий дом. Я вас всех поздравляю с праздником Земли! Отгадайте мои загадки!

  •  Никого не родила, а все матушкой зовут.
  • В долг зерном берёт, караваем отдаёт.
  • И топчут её, и режут её, а она не серчает, добром отвечает.
  • Весь мир кормлю, а сама не ем.
  • Кто в году четыре раза переодевается?

Далее дети читают стихи о Земле А. Масленской.

Многогранна жизнь- Земная,

На Земле, с Землёй мы процветаем.

Мир людской взрастила ты, Земля.

Счастливы мы здесь- и ты, и я.

Ты всё даешь, всего на всех хватает.

В обилии всего нам поставляешь.

Не платим мы тебе – но ты прощаешь,

Хоть от людей так часто ты страдаешь,

Как благодарны мы тебе, Земля, что ты такая,

Щедрая, родная.

Хвала тебе, любимая Земля!

Будем беречь её, все мы- и ты, и я.

Ведущий. А сейчас давайте  споём для Землю- матушки песню.

(Исполняется русская народная песня «Земелюшка- чернозём».)

Далее дети поочередно говорят пословицы о родной земле.

  • Всем мила родная сторона.
  • Своя сторона не бывает холодна.
  • Родная землица и во сне снится.
  • Возвращая земле долг – будет толк.
  • Кто землю лелеет, того и земля жалеет.
  • Земля – тарелка, что положешь, то и возьмёшь.

Инсценируется потешка « Трактора».        

Тара-тара –тара-ра,

Как из нашего двора

Выезжают трактора.

Будем землю пахать,

Будем рожь засевать,

Будем хлеб молотить,

Малых детушек кормить.

Ведущий. Вы уже большие и понимаете, что Земля – наша кормилица и  поилица.

Давайте будем беречь планету,

Ведь другой такой на свете нету!

Развеем над нею и тучи , и дым.

В обиду её никому не дадим!

Второй подроект «Огород»

Срок

Мероприятие

Цель мероприятия

Место

проведения

Май,

1-я неделя

Подготовка грядки для посадки семян, посадка семян в грунт

Прививать практические навыки зёрен в землю; приучать к коллективному труду; вызывать желание самим сажать семена

Огород

Май,

2-я неделя

Наблюдение «Здравствуй, росток!»

Уход за всходами

Вызывать интерес к тому, что в земле все семена и зёрна дают ростки; формировать  желание ухаживать за ростом; учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно- следственные связи, делать обобщения

Огород

Июль,

1-я неделя

Наблюдение «Здравствуй, колосок»

Развивать наблюдательность; учить радоваться результатам своего труда и различать злаковые  культуры

Огород

Посадка зёрен злаковых культур в грунт

Цель. Развивать интерес к труду  хлеборобов; воспитывать трудолюбие;  прививать практические навыки посадки зёрен в землю; приучать к коллективному труду; формировать желание сажать семена своими руками; учить наблюдать и ухаживать за всходами.

Предварительная работа. Воспитатель вместе с детьми подготавливает грядку для посадки (вскапывают землю, накрывают грядку плёнкой, чтобы земля прогрелась).

Воспитатель. Отгадайте мою загадку.

Там морковка, там капуста,

Там клубничкой пахнет вкусно.

И козла туда, друзья,

Нам никак пускать нельзя.

Правильно, это огород!  У кого есть огород? Что выращивает ваша семья на огороде? Сейчас мы пойдем на огород и посеем на нашей грядке зёрна пшеницы, овса, ячменя и ржи. А теперь проверим, узнаете ли вы их, ведь мы их уже сажали в горшочки.

Дети по внешнему виду определяют, зерна каких культур держат в руках.

Воспитатель.( на огороде).Что нам предоставляет природа для того , чтобы вырастить урожай?

Почву -  плодородную,

Воду – дождевую,

Солнце – теплое, жаркое,

Воздух – свежий, теплый,

Ветер – ласковый,

Насекомых  - трудолюбивых.

Все действия детей воспитатель сопровождает словами.

Воспитатель.

Грабли в руки взяли,

Грядки причесали,

Мы водой прохладной

Грядки поливали!

Зёрна в землю мы бросали

И земелькой укрывали.

Чтоб скорее прорастали,

Сверху пленкой укрывали.

Молодцы, работники!

Ну и огородники!

Будем чаще приходить,

 За посевами следить!

Наблюдение за всходами пшеницы, овса, ячменя, ржи и уход за ними

Цель. Развивать любознательность, интерес к жизни растений; воспитывать трудолюбие; вызвать интерес к тому, что в земле все семена и зёрна дают ростки;  формировать желание ухаживать за растениями и наблюдать за их ростом;  учить сравнивать , анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, делать обобщения.

Ход наблюдения

Воспитатель. ( через несколько дней после посадки зёрен в грунт).

Кто из вас помнит, через сколько дней проросли зёрна в горшочках в группе? Посмотрим, не появились ли ростки на грядке?

Дети вместе с воспитателем идут на огород.

Воспитатель( снимает с грядки плёнку).

Посмотрите, посмотрите,

Проросла у нас пшеница!

Очень слабые ростки

Показались из земли.

Будем их мы поливать

И за ростом наблюдать.

И наверно из ростков

Мы дождёмся колосков!

Дети вместе с воспитателем рассматривают всходы.

Вопросы детям

  • Какого цвета ростки?
  • На что они похожи?
  • Смогут ли выжить без участия человека?
  • Где взошли быстрее взошли семена- в группе или на грядке? Почему?

Воспитатель.Ростки такие маленькие, хрупкие, беззащитные. Они нуждаются в нашем уходе, ведь они тоже живые. Давайте за ними ухаживать! Для начала польём их. Будем наблюдать за их ростом. Помните, что необходимо для роста растений? ( Свет, тепло, вода, уход.)

Дети возвращаются на участок.

Наблюдение «Здравствуй, колосок!»

Цель. Развивать наблюдательность, интерес к жизни растений; воспитывать чувство ответственности за них;  учить радоваться результатам своего труда, различать злаковые культуры по колосьям; фиксировать изменения внешнего вида растения в «Дневнике наблюдений».

Предварительная работа. Уход за посевами, наблюдение за их ростом.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает загадки.

Золотист он и усат,

В ста карманах сто ребят.

Вырос в поле дом –

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

И стоит новый дом

На столбе золотом!

Воспитатель. Давайте поищем отгадку на нашем огороде. Да вот же она!

Здравствуй, здравствуй колосок!

Был вчера ещё росток,

А сегодня посмотрите,

Вырос чудо- колосок!

Вы догадались, какой это колосок? Конечно, это овес, ведь у пшеницы, ячменя и ржи колоски другие. К тому же их ещё нет, хотя мы сеяли все семена одновременно. Зёрна овса проросли последними, но колоски появились первыми. Вот так чудо!

Дети вместе с воспитателем делают отметку в «Дневнике наблюдений».

Воспитатель. Давайте его внимательно рассмотрим.

Вопросы

  • На что похож колосок овса?
  • Чем он отличается от зрелого колоска?
  • Можно ли сказать, что урожай уже созрел?

Воспитатель. А сейчас повнимательнее рассмотрите колосок,  потом мы нарисуем его по памяти и сравним, у кого из вас колосок больше похож на настоящий. Давайте понаблюдаем, какой колосок появится следующим: у пшеницы, ячменя или у ржи. Помните, на  этот случай есть народная поговорка: «Каждому семечку своё времечко».

Третий подпроект. «Урожай»

Срок

Мероприятие

Цель мероприятия

Место проведения

Август

Наблюдение

Проверить семена на зрелость. Показать детям, как можно определить, что семена созрели (1- по цвету колосков, 2- если колосок потереть в ладошке и он упадет – значит, зерна созрели). Расширять экологические знания в процессе практических действий

Огород

Август

« Колосок не упади , к нам в ладошки попади»

Познакомить детей с  орудиями труда для сбора урожая ( серпом, косой), рассказать о современной технике на полях при сборе урожая. Показать детям, как ими пользоваться. Напомнить о долгом пути зёрнышка к урожаю и вложенном труде детей вместе со взрослыми

Огород,

Групповая комната

Август

Беседа, труд

 Вспомнить, что в группе колоски не вызрели, дать возможность детям самостоятельно догадаться, почему они не вызрели

Огород

Проверка зерна на зрелость, уборка урожая ( наблюдение)

Цель. Развивать любознательность, интерес к тому, как растения меняются; воспитывать трудолюбие, ответственность за свои действия; учить определять семена на зрелость; углублять экологические знания на практике; накапливать сенсорный опыт.

Ход наблюдения

Дети вместе с воспитателем просматривают дневник наблюдений, народный календарь, знакомятся с приметами, пословицами и поговорками. Наводящими вопросами воспитатель подводит к тому, чтобы дети догадались, в каком месяце собирают урожай на полях, затем читает пословицы и поговорки, объясняет их значение.

  • Овсы да льны в августе смотри.
  • В августе серпы греют, а вода холодит.
  • Август – серпень, жнивень, хлебосол, все созревает в полях, садах и огородах.
  • Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь.
  • День прозевал – урожай потерял.
  • Август – собериха, припасиха.

Воспитатель. Летом хлеба наливаются зрелостью, поспевают. Колосья становятся тяжелыми, полными зерен, золотисто – желтыми.,Народ давно приметил: «Рожь две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливается, две недели подсыхает». А народная поговорка гласит: «Хлеб в колосу – пора жать полосу». У хлеборобов начинается горячая пора, которая издавна называется страдой. Зерно надо вовремя и без потерь собрать  с поля и убрать на хранение. Давайте вспомним, какой сейчас месяц. Верно, август, вернее конец августа. Значит, время собирать урожай. Мы пойдем на наше маленькое поле- огород и проверим: не пора ли собирать урожай?

На огороде воспитатель обращает внимание детей на то, что колосья стали крупными и тяжёлыми.

Воспитатель. Сейчас я вам покажу, как хлеборобы проверяют семена на зрелость: они растирают колосок в ладони;м  если зёрнышки высыпаются- значит, они созрели.

Даёт детям колоски и вместе с ними проверяет семена на зрелость.

Воспитатель.

Если зернышки созрели –

Значит, время подоспело

Урожай собирать

И на зиму запасать.

В старину колосья срезали острым серпом (показывает серп), потом связывали в снопы (показывает связанные друг с другом колоски). Снопы складывали в высокие скирды, напоминающие стога сена. Колосья молотили цепами (это ручное орудие для молотьбы), чтобы извлечь из них зёрна, провеивали их, очищая от шелухи, складывали в мешки и убирали в сараи для хранения зерна – амбары.

Был завет старинный – срезав хлеб серпом,

Первый именинный сноп вносили в дом.

Верили, что сила зерен золотых

Многих исцелила слабых и больных.

Давайте соберём наш урожай, не у

Уроним ни одного зёрнышка, ведь мы столько трудились, чтобы вырастить его.

Срезает стебли с колосьями и даёт детям, затем собирает их вместе.

Воспитатель. Мы собрали колоски, но это ещё не хлеб.   Зёрна могут клевать птицы, но люди зерно не едят, поэтому нам ещё предстоит много потрудиться, чтобы получить хлеб. Отнесём колосья в группу и поставим их в вазу, они должны просохнуть, а потом мы получим из них муку.

В группе дети ставят колосья в вазу. Воспитатель предлагает пригласить в гости детей младшей группы и рассказать о том, как они вырастили урожай. Вазу ставят на стол, дети вокруг стола водят хоровод, поют песню «Урожайная» (музыка и слова А.Филиппенко). На следующий день воспитатель показывает детям современные сельскохозяйственные машины на картинках и рассказывает об их назначении.

Четвёртый подпроект. «Каравай на столе»

Срок

Мероприятие

Цель мероприятия

Место проведения

2 –я неделя сентября

Беседа «Как превратить зерно в муку».

Чтение русской народной сказки «Колосок», белорусской народной сказки «Легкий хлеб»

Вспомнить сказки о хлебе, колоске; побеседовать о поведении мышат Крутя и Вертя; воспитывать трудолюбие, бережное отношение к хлебу; объяснить смысл пословицы « Труд кормит, а лень портит»

3 – я неделя сентября

Смолоть зерно в кофемолке

Расширять кругозор; показать как можно получить муку из зерна в домашних условиях

3 –я неделя октября

Итоговое занятие «В каждой крошке хлеба – труд»

Подвести итоги: вспомнить долгий путь хлеба от зернышка до стола; совершенствовать навыки связного высказывания; развивать внимание, память, мышление; продолжать воспитывать бережное отношение к хлебу; вызвать чувство гордости своим трудом и удовлетворения им,  желание угостить гостей выпечкой  из муки, которую дети сделали вместе с воспитателем.

« Как превратить зерно в муку» (беседа)

Цель. Развивать познавательный интерес; воспитывать трудолюбие, бережное отношение к хлебу, уважение к труду различных профессий; рассказать, как в старину получали муку и как ее получают сейчас; показать, как можно получить муку в домашних условиях; объяснить смысл пословицы «Труд кормит, а лень портит».

Предварительная работа. За один -  дня до беседы воспитатель читает русскую народную сказку «Колосок», белорусскую народную сказку «Лёгкий хлеб», беседует по их содержанию, подводит к пониманию; труд кормит, а лень портит.

Ход беседы

Дети вместе с воспитателем сидят за столом, на столе хлеб, мука и зерно.

Воспитатель. Как вы думаете, из чего пекут хлеб? (Из муки). А откуда берут муку? (Ответы). Конечно, чтобы превратить зерна злаков в муку, их нужно измельчить, смолоть. В старину для этого строили мельницы. В наших краях это обычно делали на берегу реки. Речная вода крутила большие мельничные колеса, а те приводили в движение тяжелые каменные жернова, перетиравшие зерна и превращавшие их в муку. А в степях, где вольно гуляли ветры, ставили ветряные мельницы. Порывы ветра вращали крылья мельницы, а те приводили в движение жернова.

Труженица мельница встала у реки.

Намели нам, мельница, из зерна муки!

Мельница не ленится – вертит жернова,

И шумит, и пенится быстрая вода.

А мука струится и бежит ручьем,

С медом и корицей коврижку испечем!

В наше время зерно перерабатывают на специальных заводах, где имеются большие электрические мельницы. Потом муку отвозят на хлебокомбинаты, где пекут хлеб и другие мучные изделия. Сейчас мы попробуем сами получить муку из зерна с помощью кофемолки. Представьте, что это маленькая электрическая мельница.

На столе приготовлены три блюда: для пшеничной, ржаной и овсяной муки.

Воспитатель объясняет детям, что им нельзя самостоятельно включать электрические приборы. После того  как зерна смололи, рассматривают и сравнивают муку по цвету. Воспитатель показывает манную крупу и объясняет, что ее тоже делают из пшеницы. Предлагает потрогать муку руками, спрашивает детей, какие ощущения они испытали.

Дети отвечают на вопросы, что и из какой муки выпекают.

  • Из пшеничной – хлеб пшеничный, булки, печенье.
  • Из ржаной – ржаной хлеб.
  • Из овсяной муки пекут овсяное печенье, а из овсяных зерен делают воздушные овсяные хлопья, которые называются «Геркулес».

Воспитатель. Иногда муку используют вместо клея, так как она содержит клейковину. Для этого муку разводят теплой водой, размешивают, и клей готов. Им можно склеивать бумагу, использовать его при наклеивании обоев. Сейчас я вам расскажу сказку о пшеничном зернышке.

После прослушивания сказки задает детям вопросы:

  • Как первобытные люди получали муку из зерна?
  • Каким был самый первый хлеб на Земле?
  • Как называлась дикая пшеница в те времена?

« В каждой крошке хлеба труд»

Цель: Развивать интерес к процессу выращивания хлеба; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду тех, кто растит хлеб; учить выразительно читать стихотворения, пословицы, отгадывать загадки; закрепить знания о долгом пути хлеба от поля до стола.

Последовательность работы

Дети стоят полукругом в зале и поют.

Уж мы песню поем,

Хлебу честь воздаем,

Хлебу долгий век,

А здоровья для всех.

( А. Куликова)

1-я девочка.

С караваем соль подносим,

Поклонясь отведать просим:

Дорогой наш гость и друг!

( А.Куликова)

2-я девочка. Наш  народ хлебосолен. Хлеб на праздничном столе всегда стоит на первом месте. Дорогих гостей встречают хлебом- солью (подносит хлеб-соль гостям).

Ведущий. Вы знаете, сколько людей  трудились, чтобы у нас был такой каравай? Чтобы хлеб появился на нашем столе, трудятся люди разных профессий, от пахаря до пекаря, поэтому к хлебу нужно относиться очень бережно. Вот об этом мы сейчас и поговорим.

В зал, ни с кем не здороваясь, заходит старушка с сумкой.

Ведущий. Здравствуйте, бабушка! Чем это вы расстроены?

Бабушка. Здравствуйте! Простите, я так расстроена, что не заметила вас.

Ведущий. И кто же вас так расстроил?

Бабушка. Мальчишки на улице. Они играли с хлебом, как с футбольным мячом. Я хотела с ними поговорить, но они убежали. Оказывается они еще и трусы. Видно, совсем не знают , как тяжело выращивать хлеб.

Ведущий. Те мальчишки, может и не знают, а вот наши дети хорошо знают, как тяжело выращивать хлеб, и сейчас об этом расскажут.

Дети читают стихи.

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Он не падает нам с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятков рук.

(Я. Аким).

Вот он хлебушек душистый, вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал пришёл.

В нем здоровье наше , сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем- земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырём!

                                                                           (  С. Погоревский).

Бабушка. Стихи вы знаете хорошие, но я все же посмотрю внимательнее,может, они здесь (рассматривает детей, разводит руками).Нет, вродебы нет.  А откуда вы знаете, как выращивают хлеб?

Ведущий. Мы сами его выращивали.

Бабушка. Не поверю, пока не увижу своими глазами.

Ведущий. Мы трудились целый год. И пусть урожай у нас небольшой, но мы его вырастили сами и , чтобы вы нам поверили, сейчас покажем.

Показывает презентацию с практическими работами в группе и на огороде.

Бабушка . Вы такие старательные и трудолюбивые – настоящие хлеборобы! Молодцы, ребята!

Ведущий. Бабушка, наши ребята знают пословицы и поговорки о хлебе, послушайте. Кому я брошу мяч, тот скажет поговорку.

  • Хлеб – всему голова.
  • Хлеб да вода – богатырская еда.
  • Хлеб с солью не бранится.
  • Хлеб сердце человеку укрепит.
  • Хлеб- соль кушай, а добрых людей слушай.
  • Хлеба ни куска- ив горле тоска.
  • Хлебу мера, а деньгам счет.
  • Хлеба нет – и друзей не бывало.
  • Без труда хлеб не родится никогда.
  • Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.

Бабушка. Спасибо, ребята ! Я люблю поговорки, они такие мудрые, и в них заложен глубокий смысл. Я вспомнила стихотворение из своего детства , послушайте!

« Хлеб не швыряйте, он святой, -

Бывало скажет дед седой

Нам, детворе проворной.

Затем, что труд и крепкий пот

И жита дух медовый

Всему живому жизнь дает».

( И. Сенченко)

Вопросы детям

  • О чем просил дед детей?
  • Что такое жито?

Ведущий .Чтобы вырастить хлеб, нужно потрудиться до крепкого пота. Хлеборобы очень любят землю, свою работу и жита дух медовый.

Бабушка. А загадки отгадывать вы умеете? Отгадайте!

  • Вырос в поле дом,

Полон дом зерном

Стены позолочены

Ставни заколочены

Ходит дом ходуном

На столбе золотом. ( Колос.)

  • Кольцо не простое,

Кольцо золотое.

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье,

Ну и объеденье. ( Бублик.)

  • Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу,

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня! (Тесто.)

В хорошее время вы живете, а мне в вашем возрасте приходилось голодать, потому что была война, а жила я в блокадном Ленинграде. Вам рассказывали о нем? Нам выдавали в день по кусочку черного хлеба, который совсем не похож на хлеб, который мы едим сейчас.

Ведущий. Чтобы представить себе, каким был тот хлеб, посмотрите, пожайлуста,  на экран.

 Дети просматривают презентацию о блокадном Ленинграде, беседуют по содержанию.

Бабушка. У некоторых народов сохранился обычай просить прощения у хлеба, если его случайно уронят. Очень добрый я думаю обычай, а вы как считаете?

Ведущий. Мы теперь ещё бережнее будем относиться к хлебу. А сейчас давайте немножко отдохнем и поиграем, и вы, бабушка, присоединяйтесь к нам!

Игра «Колоски»

По весне поле вспахали ( трут ладошки друг о друга),

Зерном поле засевали ( складывают ладошки в щепотки).

Солнце припекает (перекрещивают ладошки, раздвигают пальцы),

Землю согревает (поднимают руки к « солнцу»).

Высо ко поднялись колоски-

К солнышку тянутся они ( сгибают руки в локтях, разворачивают ладони друг к другу и медленно поднимают руки).

Ветер налетает, колосок качает (качают руками над головой),

И вправо пригнулись, и влево качнулись (наклоны туловища вправо – влево).

А как дождик идет, рожь водицу пьет (медленно опускают руки, быстро шевелят пальцами, складывают ладони чашечкой и поднимают ко рту – «пьют»).

Вот какая нива!

До чего ж красива!

Бабушка. Как отрадно на душе стало, прямо петь хочется.

Ведущий. Давайте споем, а вы бабушка, нам подпевайте.

Исполняют « Песню о хлебе» ( муз и слова А. Куликовой).

1.Выйду утром в чисто поле,

Золотая рожь шумит.

И мне каждый колосочек

«Здравствуй, здравствуй!» - говорит.

Припев.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля,

«Здравствуй, здравствуй!» - говорит.

2. Берегите хлеб, детишки,

В каждой крошке хлеба- труд.

Пусть девчонки и мальчишки

Эту правду сберегут.

Припев.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля,

Эту правду сберегу

3. Пахнет хлебушек родимый

Крепким потом и зерном.

Мы к своей земле любимой

Нежность в сердце бережем.

Припев.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля,

Нежность в сердце бережем.

Повторить первый куплет.

Бабушка. Спасибо, ребята! Вы меня успокоили, а то я уже думала, что все дети так относятся к хлебу, как те мальчишки.

Ведущий. Что вы, бабушка! Таких детей очень мало, а в нашем саду их совсем нет.

Бабушка. Вижу, что нет. А если вы таких ребят встретите, объясните им, что в каждой крошке хлеба – труд и его нужно беречь. Ой, ребята, у меня ведь есть для вас

Бабушка поет песню.

Я, ребятушки, из булочной шла,

Пирожков на три дня припасла.

И хочу сейчас я вас угостить,

Как же деточек таких не любить.

Очень рада встрече с вами, друзья.

Вы теперь вспоминайте меня.

Угощает детей пирожками, прощается и уходит.

Ведущий. И нам пора. Я думаю вы всегда будете бережно относится к хлебу и уважать труд людей, которые его выращивают. А сейчас, давайте попрощаемся с нашими гостями и пожелаем им крепкого здоровья.

Дети поют.

Уж мы песню поем,

Гостям честь воздаем.

В полях урожай –

На столе каравай.

Использованная литература

1.Масленникова О.М., Филлиппенко А.А.Экологические проекты в детском саду. Волгоград: Учитель, 2011.

2. Шорыгин Т.А. Злаки, какие они? Москва: Гном, 2011

3. Митяев А. Ржаной хлебушко – калачу дедушка. Москва «Детская литература» ,1990

4.Емельянова Э. « Как наши предки выращивали хлеб» Наглядно – дидактическое пособие, Москва «Мозаика – Синтез», 2012

5.Журнал «Дошкольное воспитание» , Москва, 2013 -  №2,№3,№4