Презентация "Развитие мелкой моторики"
презентация по развитию речи на тему
Тренировка мелкой моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие речи ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Канадским нейрохирургом Уайлдером Грейвсом Пенфилдом было установлено, что в коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной, а рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки. Именно величина проекции кисти руки, близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка мелкой моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие речи ребенка.
Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М.Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи . Исследования М.М.Кольцовой доказали, что развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов у малыша. Она говорила о том , что благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев . Л.В.Фоминой была выявлена общая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Цель занятий по развитию мелкой моторики : развитие памяти, внимания, речи, мышления; р азвитие точности и координации движений рук, гибкости пальцев рук, ритмичности движений; формирование готовности руки к письму . Развитие мелкой моторики можно начинать с самого раннего возраста.
Для того, чтобы работа по развитию мелкой моторики была эффективной, целенаправленной, необходимо следовать ряду требований : - работа должна быть систематичной и постоянной ; -работа должна соответствовать уровню общемоторного , психического развития ребенка ; -работа должна соответствовать возрастным требованиям ; -работа должна приносить ребенку радость .
Развитие мелкой моторики делится на 2 направления: Кинестетическая основа движения (удержание позы пальцами) Кинетическая основа движения (динамическая организация движений пальцев, кистей рук)
Театр теней
«Коза» - вытянуть указательный палец и мизинец правой (левой) руки, остальные сжаты.
«Зайчик» - поднять указательный и средний пальцы правой (левой) руки, остальные сжаты в кулак.
«Ромашка» - соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны.
«Тюльпан» - полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя чашечку цветка.
«Кот» средний и безымянный пальцы правой (левой) руки прижать к ладони большим пальцем, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять руки вверх.
«Ножницы» - указательный и средний пальцы правой (левой) руки имитируют стрижку ножницами.
«Очки» - согнуть большой и указательный пальцы обеих рук, образовав два кружка, соединить их.
Пальчиковая гимнастика ФОНАРИКИ . Вариант 1. Исходное положение. Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами . Вариант 2 (усложнённый). Поочерёдно сжимать и разжимать пальцы рук на счёт «раз—два». На «раз»: пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты. На «два»: пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты. Выполнять упражнение сначала медленно, затем ускорить темп. Упражнение можно выполнять сначала на счёт, а потом сопровождая движения ритмично проговариваемыми строчками: Мы фонарики зажжём, А потом гулять пойдём! Вот фонарики сияют, Нам дорогу освещают !
ЗАГОТАВЛИВАЕМ КАПУСТУ. Руками имитируем соответствующие действия : — Мы капусту рубим! (2р .) прямыми , напряжёнными ладонями имитируем движения топора:вверх-вниз . -Мы капусту режем! (2 р .) энергичные движения прямыми ладонями вперёд,назад . -Мы капусту солим! (2 р .) пальцы собраны «щепотью», «солим капусту ». -Мы капусту жмём! (2 р .) энергично сжимаем пальцы в кулаки то одновременно на двух руках, то поочерёдно. -Мы морковку трём! (2 р.) пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают ритмичные движения вверх-вниз по ладони другой руки. Затем меняем руки.
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Массаж кистей рук, который можно начинать с самого младенчества. Это занятие и приятно, и полезно как для развития пальчиков, активизации речевых центров головного мозга, так и для общего развития ребёнка. Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук: массаж тыльной стороны кистей рук массаж ладони массаж пальцев рук
Массажеры Упражнения с массажерами : катать по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти. Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди. Упражнения с мячами учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его; катать мяч по часовой стрелке; держать одной рукой – другой рукой выполнить ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания. Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.
Игры с пуговицами Пуговичный массаж: Заполните просторную коробку пуговицами. Опустите руки в коробку; Перетирайте пуговицы между ладонями; Пересыпайте их из ладошки в ладошку; Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.
Игры с песком - Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь? Какой песок? Как его сделать сырым? Попрыскай из пульверизатора. Положи свою ладонь на песок. Это след от твоей ладони. А это след от моей ладони. Чей след больше? Чей меньше? Посмотри, какие следы можно сделать с помощью крышек от бутылок, палочек. Попробуй изобразить след кошки. Сделай большой след и маленький. Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.
Игры с прищепками Игры с прищепками прекрасно развивают мускулатуру пальчиков ребенка, способствуют координации движения рук .
Игры с пластилином.
Для развития мелкой моторики рук также применяют следующие традиционные и нетрадиционные формы работы: Предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём; Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда; Игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы , пирамиды, волчок и т.д . Кукольные театры: пальчиковый, перчаточный; Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка
Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/06/picture-132350-1352213863.jpg)
консультация для родителей:"Что такое мелкая моторика. Игры и упражнения для развития мелкой моторики"
В статье рассказывается о мелкой моторики. Приведены примеры различных игр и упражнений на развиттие мелкой моторики....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/21/picture-55728-1453366437.jpg)
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/01/picture-374966-1388591855.jpg)
Развиваем мелкую моторику и координацию движения рук Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук.
В данном материале родители могут найти много полезной информации по развитию мелкой моторики рук малышей, познакомиться с подборкой развивающих игр и упражнений для развития пальчиков....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/02/picture-276042-1375462271.jpg)
Развиваем мелкую моторику. Зачем необходимо развивать мелкую моторику?
Аудитория: родители (законные представители) воспитанников, воспитанники, учитель-дефектолог, воспитатель.Цели:1. Повысить педагогическую грамотность родителе...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/30/picture-1052779-1543571805.jpg)
Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/17/picture-1251056-1634464748.jpg)
Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».
Стартовая диагностика. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев». Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...