Презентация "Развитие мелкой моторики"
презентация по развитию речи на тему
Тренировка мелкой моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие речи ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki.pptx | 2.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Канадским нейрохирургом Уайлдером Грейвсом Пенфилдом было установлено, что в коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной, а рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки. Именно величина проекции кисти руки, близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка мелкой моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие речи ребенка.
Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М.Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи . Исследования М.М.Кольцовой доказали, что развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов у малыша. Она говорила о том , что благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев . Л.В.Фоминой была выявлена общая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Цель занятий по развитию мелкой моторики : развитие памяти, внимания, речи, мышления; р азвитие точности и координации движений рук, гибкости пальцев рук, ритмичности движений; формирование готовности руки к письму . Развитие мелкой моторики можно начинать с самого раннего возраста.
Для того, чтобы работа по развитию мелкой моторики была эффективной, целенаправленной, необходимо следовать ряду требований : - работа должна быть систематичной и постоянной ; -работа должна соответствовать уровню общемоторного , психического развития ребенка ; -работа должна соответствовать возрастным требованиям ; -работа должна приносить ребенку радость .
Развитие мелкой моторики делится на 2 направления: Кинестетическая основа движения (удержание позы пальцами) Кинетическая основа движения (динамическая организация движений пальцев, кистей рук)
Театр теней
«Коза» - вытянуть указательный палец и мизинец правой (левой) руки, остальные сжаты.
«Зайчик» - поднять указательный и средний пальцы правой (левой) руки, остальные сжаты в кулак.
«Ромашка» - соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны.
«Тюльпан» - полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя чашечку цветка.
«Кот» средний и безымянный пальцы правой (левой) руки прижать к ладони большим пальцем, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять руки вверх.
«Ножницы» - указательный и средний пальцы правой (левой) руки имитируют стрижку ножницами.
«Очки» - согнуть большой и указательный пальцы обеих рук, образовав два кружка, соединить их.
Пальчиковая гимнастика ФОНАРИКИ . Вариант 1. Исходное положение. Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами . Вариант 2 (усложнённый). Поочерёдно сжимать и разжимать пальцы рук на счёт «раз—два». На «раз»: пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты. На «два»: пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты. Выполнять упражнение сначала медленно, затем ускорить темп. Упражнение можно выполнять сначала на счёт, а потом сопровождая движения ритмично проговариваемыми строчками: Мы фонарики зажжём, А потом гулять пойдём! Вот фонарики сияют, Нам дорогу освещают !
ЗАГОТАВЛИВАЕМ КАПУСТУ. Руками имитируем соответствующие действия : — Мы капусту рубим! (2р .) прямыми , напряжёнными ладонями имитируем движения топора:вверх-вниз . -Мы капусту режем! (2 р .) энергичные движения прямыми ладонями вперёд,назад . -Мы капусту солим! (2 р .) пальцы собраны «щепотью», «солим капусту ». -Мы капусту жмём! (2 р .) энергично сжимаем пальцы в кулаки то одновременно на двух руках, то поочерёдно. -Мы морковку трём! (2 р.) пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают ритмичные движения вверх-вниз по ладони другой руки. Затем меняем руки.
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Массаж кистей рук, который можно начинать с самого младенчества. Это занятие и приятно, и полезно как для развития пальчиков, активизации речевых центров головного мозга, так и для общего развития ребёнка. Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук: массаж тыльной стороны кистей рук массаж ладони массаж пальцев рук
Массажеры Упражнения с массажерами : катать по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти. Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди. Упражнения с мячами учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его; катать мяч по часовой стрелке; держать одной рукой – другой рукой выполнить ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания. Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.
Игры с пуговицами Пуговичный массаж: Заполните просторную коробку пуговицами. Опустите руки в коробку; Перетирайте пуговицы между ладонями; Пересыпайте их из ладошки в ладошку; Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.
Игры с песком - Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь? Какой песок? Как его сделать сырым? Попрыскай из пульверизатора. Положи свою ладонь на песок. Это след от твоей ладони. А это след от моей ладони. Чей след больше? Чей меньше? Посмотри, какие следы можно сделать с помощью крышек от бутылок, палочек. Попробуй изобразить след кошки. Сделай большой след и маленький. Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.
Игры с прищепками Игры с прищепками прекрасно развивают мускулатуру пальчиков ребенка, способствуют координации движения рук .
Игры с пластилином.
Для развития мелкой моторики рук также применяют следующие традиционные и нетрадиционные формы работы: Предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём; Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда; Игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы , пирамиды, волчок и т.д . Кукольные театры: пальчиковый, перчаточный; Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка
Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...
консультация для родителей:"Что такое мелкая моторика. Игры и упражнения для развития мелкой моторики"
В статье рассказывается о мелкой моторики. Приведены примеры различных игр и упражнений на развиттие мелкой моторики....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Развиваем мелкую моторику и координацию движения рук Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук.
В данном материале родители могут найти много полезной информации по развитию мелкой моторики рук малышей, познакомиться с подборкой развивающих игр и упражнений для развития пальчиков....
Развиваем мелкую моторику. Зачем необходимо развивать мелкую моторику?
Аудитория: родители (законные представители) воспитанников, воспитанники, учитель-дефектолог, воспитатель.Цели:1. Повысить педагогическую грамотность родителе...
Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...
Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».
Стартовая диагностика. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев». Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...