Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Теремок"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Болховитина Елена Анатольевна

Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотехники

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_v_sredney_gruppe_teremok.docx176.16 КБ

Предварительный просмотр:

           Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Теремок».

           Цели: вспомнить с детьми содержание сказки «Теремок», учить видеть разницу между реальностью и вымыслом, волшебством, развивать языковое чутьё, связную монологическую речь, формировать интерес к лексической стороне слова, развивать комбинаторные способности: умение составлять схему и читать её, развивать моторику, воспитывать чувство сострадания. Желание помочь в трудной ситуации.

           Оборудование: иллюстрации к сказке «Теремок», незаполненная схема из восьми квадратов, черный маркер, квадрат картона, покрытый пластилином,10 на 10 сантиметров на каждого ребёнка, фонарь, тарелочка под горох на каждого ребёнка, изображение теремка без окон на листе А2, магнитофон, игрушки: лягушка, заяц, лиса, волк, горшок глиняный.

Ход занятия

           Дети под музыку заходят в группу.

         -Посмотрите внимательно на предметы и игрушки, расположенные на столе. Какая сказка пришла к нам в гости? ( Теремок).

-Объясните, как вы догадались? Какие герои и предметы помогли вам дать правильный ответ? ( лягушка – квакушка, зайчик – побегайчик, лисичка – сестричка, волчок – серый бочок, глиняный горшок). Все ли герои здесь представлены? Назовите остальных. В какое время года происходит действие в сказке? Почему вы так решили?

-Вспомните, как начинается сказка?  Куда мог ехать мужик? Зачем? Где скорее всего он потерял горшок – в деревне? В поле? На лесной дороге? Можно ли в начале сказки сказать, какой это был горшок: большой или маленький? А как вы думаете, это был волшебный горшок? Почему? Знаете ли вы другие истории о волшебных горшках? Какие?

-Кто первый прилетел в горшок – теремок? Почему горюха? Почему горевала? Как можно схематично изобразить муху?

-Кто вторым прилетел в теремок? Почему пискун? Как пищит комар? Давайте вместе с комаром проговорим чистоговорку ( дети встают):

За – за – за, за – за – за,

Начинается гроза.

Зу – зу – зу, зу – зу – зу,

Не гуляйте вы в грозу!

-Зачем муха пригласила жить комара к себе? Ей было скучно одной? Может быть, она видела в комаре своего защитника? Знаете ли вы сказку, где комар защитил, спас муху? Назовите. Как схематично изобразим комара?

-Кто третьим пришел к теремку? Почему норушка? Посмотрите на рисунок: что несёт на плечах мышка? Как вы думаете, что могло быть у неё в узелке?

Воспитатель подзывает детей к столу, где стоит таз с горохом, предлагает потрогать его, ощутить, какой он маленький и круглый, покатать горошины пальцами. Дети садятся.

  -Как изобразим мышку на схеме?

-Кто был четвёртым героем сказки? Почему квакушка? Лягушка хочет, чтобы вы с ней сделали зарядку для язычка.

Воспитатель произносит слова, дети выполняют движения языком.

Вверх – вниз,

           Вверх – вниз,

           Поднимись, опустись.

           Вправо, влево,

           На бочок,

           Покусайте язычок. ( Два раза)

           -Где в обычных условиях живёт лягушка? А чем питается? Так почему же герои пустили лягушку в теремок? Как на схеме изобразим лягушку?

-Кто пятым прибежал в теремок? Почему побегайчик? Придумайте, откуда и куда мог бежать зайчик? Зачем ему понадобилось проситься жить вместе с мухой, комаром, мышкой и лягушкой? Где в обычных условиях живёт заяц? Может ли заяц поместиться в горшке – теремке? Или это случается только в сказке? Как изобразим зайца на схеме?

-Зайчик  приготовил нам игру «Поймай зайку». Следите глазками за солнечным зайчиком.

Воспитатель фонариком светит на стену, дети следят за «солнечным зайчиком». (30 – 45 секунд).

-Кто следующим пришел в теремок? Почему сестричка? Пройдём за лисичкой (речь с движениями):

       Хоровод, хоровод                                хлопки

       Пляшет маленький народ                 «пружинка»

       Танцевать, скакать и прыгать            прыжки

       Мы готовы круглый год                      приседания

       Под кустом, под кустом                      наклоны вправо – влево

        Кто – то с рыженьким хвостом        повороты вправо – влево

        Это – рыжая лисичка -                        прыжки на месте

        Под кусточком – лисий дом             присесть, погрозить пальцем

- Почему лиса остановилась возле теремка? Кто мог привлечь её внимание? Почему? А почему же впустили лису в теремок? На что надеялись? Что могли вместе делать обитатели теремка, чем заниматься? Как изобразим лису на схеме?

-Хитрая лисичка приготовила нам хитрые загадки. Отгадайте их, но будьте внимательны!

В малине понимает толк

Хозяин леса страшный…(медведь)

Кто любит по ветвям носиться?

Конечно, рыжая…(белка)

 

Клубком свернулся, ну – ка тронь!

Со всех сторон колючий…(ёж)

Кто стучит, как в барабан?

На сосне сидит…(дятел)

 

Под луною песню петь

Сел на веточку…(медведь)

-Кто вслед за лисой пришёл в теремок?

Речь с движениями:

            Вот он серый волк, волк,                   ходьба широким шагом

            Он зубами щёлк, щёлк!                     хлопки

            А теперь и я, и ты                                бег мелкими шагами

            Быстро прячемся в кусты!                  дети садятся на стулья

- Почему волка так называют? Как изобразим волка на схеме?

-Кто же последним пришёл в теремок? Почему его не пригласили войти? Что случилось с теремком? Как изобразим медведя на схеме?

-Мы вспомнили сказку «Теремок» и нарисовали схему к ней. Кто хочет рассказать сказку по схеме? (2 – 3 ребенка пересказывают  с опорой на схему.)

-Посмотрите на рисунок. Что мог сказать заяц медведю? А медведь зайцу?

-А кто из животных умеет строить дом? К кому можно обратиться за помощью? Из чего можно построить дом теперь? От чего может защитить деревянный дом?

-Наши герои дружно принялись за работу. Посмотрите в подзорную трубу, как они трудятся.

-Чтобы дело спорилось быстрее, поможем нашим героям: сделаем окошки для теремка.

Дети садятся за столы. Перед каждым бархатная бумага и тарелочка.

-Вот нам и пригодился горошек, что принесла мышка.

Воспитатель высыпает горох на тарелочки.

               Мы зверюшкам помогали,

               Горсть горошинок достали.

-И мы возьмём горсть горошинок. Захватите всеми пальцами и ладонью горошины. Вот так. Это называется – горсть. Возьмите все горсть горошин из своих тарелочек и положите на коврик из бархатной бумаги. Вот мы узнали ещё одно новое слово – горсть. Повторите его и запомните. А теперь поиграем с горошком.

Дети говорят слова и выполняют соответствующие движения:

              Покатаем по ковру мелкие горошинки,

              Станут ловкими у нас пальцы и ладошки. (два раза)

Дети берут заготовки – окошки и украшают их по периметру горохом.

Воспитатель обращает внимание, что горошинки надо прилеплять близко друг к другу, чтоб было красивее. Для создания соответствующей атмосферы включает  негромко музыку.

По окончании работы дети прилепляют заготовки на общий теремок, а в окошки помещают обитателей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»

Конспект занятия по развитию речи в средней группеНОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для дете...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Домашние животные»

Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Домашние животные». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспек...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре"

Цель занятия: Познакомить детей с русской народной традицией празднования обрядового праздника "Екатерина Санница"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Описание внешнего вида животных.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Занятие 27 Описание внешнего вида животных.Возраст воспитанников: средний дошкол...