путешествие по островам речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
ОД по образовательной области «Речевое развитие»
«Путешествие по островам речи»
Возрастная группа: логопедическая подготовительная к школе группа ФФНР
Интеграция образовательных областей: познание; социализация; коммуникация; физическая культура; музыка.
Виды деятельности детей: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Цель: активизировать умственные способности детей, логическое мышление, творческие способности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_ostrovam_rechi.docx | 31.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Яграшева Алина Михайловна
воспитатель первой кв. категории
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 23 «Светлячок»
г. Набережные Челны РТ
ОД по образовательной области «Речевое развитие»
«Путешествие по островам речи»
Возрастная группа: логопедическая подготовительная к школе группа ФФНР
Интеграция образовательных областей: познание; социализация; коммуникация; физическая культура; музыка.
Виды деятельности детей: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Цель: активизировать умственные способности детей, логическое мышление, творческие способности детей.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
1. Обеспечить повторение, обобщение и систематизацию знаний.
2. Формировать фонематическое восприятие.
3. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей.
4. Закреплять умения производить звукобуквенный анализ слова;
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать умение применять знания на практике.
2. Развивать фонематическое восприятие, умение слушать друг друга;
3. Добиваться понимания инструкций и четкого их выполнения.
4. Способствовать развитию памяти, связной речи, воображения.
5. Совершенствовать мелкую моторику, зрительное восприятие, логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитание навыков сотрудничества на занятии, самостоятельности, инициативности, ответственности.
2. Воспитывать умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
3. Продолжать воспитывать интерес и внимание к слову, собственной речи и речи окружающих.
4. Воспитывать умение быть доброжелательными, вежливыми собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса.
Планируемый результат: самостоятельное решение поставленных перед детьми задач.
Методы: игровые, наглядные, словесные, практические.
Приёмы: вопросы, указания, поощряющая оценка.
Индивидуальная работа:
Стимулировать речевую активность у Артура, Зарины.
Совершенствовать координацию движений у Анатолия, Алины.
Предварительная работа:
1.Чтение художественной литературы: Бианки «На великом морском пути»;
2. Дидактическая игра «Найди лишнее», «Тайна морей и океанов».
3. Просмотр мультфильма «Восемьдесят дней вокруг света»
4. Организация сюжетно-ролевой игры «Путешественники»
Работа с родителями: изготовления атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Путешественники»
Материал к занятию:
демонстрационный: географические атласы, карты; бинокль, компас, подзорная труба; таблица со слогами-бабочками; картина со слогами-нотами; таблицы: звуки-буквы, гласные-согласные, мягкие-твердые, звонкие-глухие; острова: звук, слог, слово, предложение, речь.
раздаточный: кассы букв, тетради, ручки, звуковые коробочки, полоски с предложениями, фишки: красного, зеленого, синего цветов.
Ход занятия:
-Дети, обратите внимание на эти предметы (географические карты – плакаты, бинокль, компас, подзорную трубу).
-Для чего, люди пользуются этими предметами? (чтобы не заблудиться в путешествие)
-Как называют людей, которые путешествуют? (Путешественники).
-Значит, мы с вами станем (путешественниками).
-Вот и у нас карта (показ на доске островов без названий), только она немного необычная, я бы даже сказала загадочная. Как вы думаете, что в ней необычного? Чего в ней не хватает? ( Названий)
-Как называются острова в этом чудесном море, вы догадайтесь сами. Вот послушайте (произношу звуки «А», «К», «У», «Р», «Щ».)
-Как выдумаете, что вы услышали? Как назвать их одним словом? (звуки).
-А может это были буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем, видим и читаем), (показываю табличку, где все это описывается.)
-Молодцы! А какие бывают звуки?
-Сколько гласных звуков в русском языке? (всего 6: А, У, О, И, Ы, Э)
-А что вы можете рассказать о согласных звуках?
-А есть ли звуки, которые всегда звучат твердо? (да, Ш, Ж, Ц), а какие звуки всегда звучат мягко? (Ч, Щ, Й).
- Первый остров «Звуки»
-Какие вы молодцы! Теперь мы можем дать название 1 острову - «Звуки». На этом острове нас ждет интересная игра, но сначала мы сделаем дыхательную гимнастику: вдох через нос на счет 1-3, выдох через рот 1-5. (2 раза)
Игра «Звуковая мозаика»
(называю слова, дети определяют первый звук и заменяют его фишками: гласный-красный, твердый согласный - синий, мягкий согласный-зеленый. Таблица 3х3. В конце показываю, образец мозаики).
- Дыхательная гимнастика: вдох через нос на счет 1-3, выдох через рот 1-5 cо звуком С (2 раза).
- Второй остров «Слоги»
-Теперь мы отправляемся на второй остров, вам предстоит дать ему название, но сначала ответьте на вопрос: когда согласный с гласным подружились сразу что получились? (слоги)
Правило: без гласного звука слоги не получаются, а одни согласные, слоги не образуют. Слоги не обозначают предмет, это только часть слова.
Игра «Ноты
-Это остров музыкальный. Это ноты: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
-Посмотрите внимательно, здесь все слоги? Может здесь что-то спряталось? Да здесь среди слогов спряталось слово «соль» – это приправа к пище, без которой сваренная пища будет не вкусной.
- Упражнение на релаксацию «Палуба».
Стало палубу качать. | Подул ветер. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги по шире и прижмите к полу. Руки сцепите за спиной. |
Ногу к палубе прижать! | Качнуло палубу - прижимаем к полу правую ногу. Правая нога напряжена, левая расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола. Выпрямились! Расслабились! |
Крепче ногу прижимаем, | Качнуло в правую сторону — прижимаем левую ногу. |
А другую – расслабляем! | Напряжена левая нога, правая нога расслаблена. Выпрямились. Вдох-выдох! |
-Наши острова-слоги объединяются в более крупные острова. Что можно составить из слогов? (слова)
- Третий остров «Слова»
-Вот вы и дали название третьему острову. Здесь вас ждет не простая игра «Бабочки». На этом острове летают бабочки-слоги, но снова подул ветер, разыгрался настоящий шторм.
Упражнение на дыхание: вдох, выдох на звук Ш.
-Бабочки вы подружите и в слова их превратите (дети составляют слова из слогов).
- Звуковой анализ и синтез слова «Весна»
(дети работают со звуковыми коробочками и выкладывают слово звуками, а затем заменяют звуки буквами, работая с кассой букв).
- Гимнастика для глаз.
-А сейчас мы с вами сделаем гимнастику для глаз. Посмотрите на доску, и начинаем движения глазами с верхнего левого угла, правый верхний угол, нижний правый, нижний левый. А сейчас посмотрите на часы – делаем круговые движения.
- Четвертый остров «Предложение»
-Снова подул ветер и слова стали объединяться. Что можно составить из слов? (Предложение). Посмотрите этот остров еще больше, чем слова. Как мы его назовем?
«Предложение».
-Задание: У вас на столе полоски, на которых написаны предложения, и стоит цифра - это порядок прочтения своего предложения. Будьте внимательны, смотрите, какую цифру я поднимаю (дети по очереди читают своё предложение).
-Что получилось из ваших предложений? (ответы детей)
-Молодцы! Когда звучит много предложений, как можно назвать наше сказочное море?
- Итог.
-Когда люди между собой общаются, звучит что?
Из чего состоит речь? Из чего состоят предложения? А слова? Слоги?
Что понравилось? Что было трудным?
Список литературы
1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.; Просвещение, 2001.
2. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Обследование грамматического строя речи. М.; Владос -2002.
3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.; - 2001.
4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Изд. - во «СОЮЗ», 2001. - 224 с.
5. Методика развития речи детей дошкольного возраста / под ред.Л.П. Федоренко и др. - М.: Просвещение, 2004.
6. ФГОС «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
7. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у дошкольников.- М., 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник красивой и правильной речи "Путешествие по островам"
В конце каждого учебного года в на учителем-логопедом проводится праздник красивой и правильной речи- как итого логопеддической работы за учебный го в праздничной обстановке. .Я очень люблю своих подо...
Конспект ОД по развитию речи на тему " Путешествие по островам"
Конспект ОД по зазвитию речи на тему " Путешествие по островам"...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие по острову Вежливости"
Воспитание культуры общения. Систематизация правил доброго, вежливого поведения....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие по острову Вежливости"
Конспект занятия по развитию речи....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Путешествие по острову Вежливости».
- Воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом, вежливо обращаться. -Дать представление о специфических сторонах общения девочек и мальчиков и формировать у девочек...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе : «Путешествие по острову Вежливости».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группеПо теме: «Путешествие по острову Вежливости»....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе По теме: «Путешествие по острову Вежливости»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Путешествие по острову Вежливости»Задачи:- Воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с ...