Консультация для воспитателей "Учим стихи к праздникам"
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Гимадеева Раиса Михайловна

Консультация предназначена для воспитателей и педагогов образовательных учреждений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchim_stihi_k_prazdnikam.doc187.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

 «УЧИМ СТИХИ К ПРАЗДНИКАМ»

Музыкальный руководитель

Р.М.Гимадеева

Наизусть? С удовольствием!

Ну вот, снова приближается очередной утренник в садике!

А значит, опять предстоит разучивать стихотворение,

а то и несколько!

Конечно, в каждой группе встречаются

везунчики со стопроцентной памятью,

которые за одну-две репетиции выучивают

не только свою роль, но и текст всего представления.

Ну, а прочим приходится изрядно попотеть,

прежде чем злополучные строчки,

наконец, улягутся в голове.

Зачем учить стихи?

Намучившись с подготовкой к очередному детсадовскому торжеству, родители нередко задумываются: а надо ли вообще подвергать себя и ребенка этой пытке? Может, лучше как-нибудь тихо-мирно «заболеть» на пару предпраздничных недель? И все же учить наизусть стихи нужно не только для того, чтобы блистать на очередном торжестве. Это очень полезно для развития малыша, как интеллектуального, так и эмоционального.

Гимнастика для мозга.

При заучивании стихов активизируется сразу несколько важных мозговых центров, расположенных в разных полушариях, вследствие чего интенсивно формируются межполушарные связи и гармонично развивается весь мозг. Дети, знающие много стихов наизусть, как правило, вообще обладают высоким интеллектуальным потенциалом.

Расширение лексического запаса

Даже самое простенькое детское стихотворение содержит множество слов и выражений, которые мы нечасто употребляем в повседневной жизни. Да и речевые конструкции в поэтическом тексте сложнее и интереснее, чем в обыденной речи. Ребенок, многократно проговаривая стихотворение, активизирует целый пласт сложной лексики, его речь становится более богатой и сложно организованной.

Развитие языкового и текстового мышления.

Стихи учат активно прислушиваться к звучащему слову, улавливать взаимосвязь между звуком и знаком, приучают к тому, что существуют разные слова с одинаковым звучанием и разные слова с одинаковым значением. Таким образом, развивается фонематический слух, формируются важнейшие навыки текстового мышления.

Формирование правильной артикуляции

В стихах, особенно детских, очень много созвучий, аллитераций, которые великолепно развивают язычок.

Хитросплетения слов.

Часто дети неохотно учат стихи просто потому, что не вполне понимают, о чем в них говорится: поэтический язык иносказателен, в нем много метафор, редких и устаревших слов. Справиться с этой проблемой не так уж сложно:

• Убедитесь, что ребенок точно знает смысл каждого слова и всего стихотворения в целом.

• Когда все станет ясно, обязательно прочтите стихотворение еще раз: медленно и выразительно, чтобы у ребенка в сознании успел сформироваться образ каждой поэтической строки.

Важно!

С самого начала приучайте ребенка читать стихи эмоционально и выразительно, воспроизводить ритмический рисунок стиха, правильно ставить логические выражения, выдерживать, где это необходимо, паузы.

Домашнее задание?

Нет, волшебное заклинание!

С чего начать? Грудничку читайте вслух детские стишки и свои любимые стихотворения. Сейчас важно, чтобы малыш уловил интонации, почувствовал ритм и рифмы. Пушкин, Ахматова, Есенин, Цветаева, Бродский — доставьте удовольствие себе, а малышу тоже понравится.

Малыш подрос и по-прежнему любит слушать стихи в вашем исполнении? Как уговорить выучить его самому? Ну, зачем, скажите, ему учить это стихотворение, если мама или бабушка прочтут его снова и снова? Чтобы когда-нибудь в далеком будущем — стать ужасно умным? Маленький ребенок «живет здесь и сейчас», с трудом представляя себе, что это волшебное «когда-нибудь» вообще наступит.

Но зато дети обладают удивительной способностью мгновенно включаться в любую игровую ситуацию. Этим-то и стоит воспользоваться:

• предложите малышу выучить заклинание, которое расколдует принцессу;

• подберите и выучите гимн вашего с ним тайного государства;

• беспроигрышный вариант – домашний спектакль. Это может быть и крошечная мини-сценка с пальчиковыми или перчаточными куколками, и полномасштабное театральное действо, готовиться к которому придется долго и основательно.

Звучащее слово.

Малышу-аудиалу, ведущий канал восприятия у которого — слух, важно услышать и повторить текст несколько раз подряд.

• Прочтите ребенку первое четверостишие несколько раз, акцентируя рифмы. Опираясь на них, он быстрее запомнит текст.

• Попросите его повторить первую строчку. Если есть неточности — поправьте и прочтите еще раз всю строчку. Когда она будет воспроизведена без ошибок — переходите ко второй.

• Повторите первую и вторую вместе, и так — пока не уляжется в голове все четверостишие.

• Попробуйте сочинить вместе с малышом нехитрую мелодию к словам: поскольку дети-аудиалы, как правило, обладают хорошим слухом, они легко выучивают тексты, положенные на музыку.

Визуалу, чтобы запомнить стихотворение, необходимо как можно ярче и полнее зрительно представить себе все, о чем в нем говорится.

• Прочтите стихотворение и разберите все непонятные места.

• Предложите малышу закрыть глаза и попытаться представить себе все, о чем вы будете читать. Еще раз очень медленно прочтите стихотворение, чтобы у малыша успел сформироваться визуальный образ каждой строфы. Повторите упражнение дважды.

• Попросите его открыть глаза и нарисовать, что он видел. В результате у вас получится своеобразный комикс: графический конспект стихотворения. Опираясь на этот «картинный план», ребенок должен попытаться воспроизвести текст. Самые удачные «комиксы» можно сохранить и сделать из них целую книгу.

Сложнее всего заучивание стихов дается кинестетикам, которым, к тому же, вообще бывает довольно сложно надолго сосредоточиться на каком-нибудь деле. Чтобы помочь малышу, можно воспользоваться следующим приемом.

• Прочитав и разобрав стихотворение, дайте малышу в руки палочку, на которой закреплена длинная толстая нитка.

• Предложите ему «смотать клубочек из стихотворения». Пусть он наматывает нитку на палочку, а вы в это время еще раз, медленно и, главное, ритмично повторяете текст. Пусть малыш попробует повторить с вашей помощью небольшой кусочек текста, разматывая клубочек. Повторите несколько раз, пока дело не пойдет на лад.

• Убираем клубочек, прячем ручки за спину и «наматываем понарошку».

• Если ребенку не нравится сматывать клубочек, предложите ему складывать на блюдо шарики или камушки, нанизывать бусы или пирамидку, главное, чтобы каждая стихотворная строчка подкреплялась действием. Так даже самый невнимательный и неусидчивый шалун справится с заданием весело и без особого труда.

Аудиалы, визуалы и кинестетики запоминают информацию совершенно по-разному.

Это стоит учитывать, чтобы заучивание стихотворений не превращалось в мучение и не вызывало у малыша отторжения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихи к празднику Великой Победы

Подборка стихов поможет детям подробно узнать о Великой отечественной войне...

Стихи к празднику 8 Марта

Стихи для праздника 8 Марта....

стихи и праздник

В. Берестов «Первый листопад»Быть может, первый листопадВстречает этот клён.Впервые праздничный нарядПодставил ветру он.Надеты на его сучкиШесть листьев вырезных.Они красны и широки –Совсем как у боль...

стихи и праздник

                                          Стихи для заучивания  « Сентябрь». К. Бал...

Стихи для детей, стихи о ФГОС, стихи о празднике 8 марта, стихи

Сочиняю стихи для детей и  для взрослых, пишу сказки....

консультация для родителей "Учим стихи к празднику"

несколько рекомендаций от музыкального руководителя в помощь родителям в разучивании стихов к праздникам в детском саду...