Материал Всероссийской научно-практической конференции ,прошедшей в ГАПОУ СО "Вольский педагогический колледж" 2014г
статья по развитию речи на тему

Корнева Юлия Михайловна

Материал Всероссийской научно-практической конференции ,прошедшей в ГАПОУ СО "Вольский педагогический колледж"2014

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.77 КБ

Предварительный просмотр:

 Корнева Ю.М.

К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется коммуникативная функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи, мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).

Речь детей тесно связана с общением. Развитие речи идёт в нескольких направлениях: совершенствуется её практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Поэтому проблема развития связной речи у детей дошкольного возраста не теряет своей актуальности

Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).

Анализ психологической, лингвистической, педагогической литературы  показал важность и необходимость речевого воспитания в дошкольном детстве. Именно в этот  период происходит активное усвоение разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Упущенные возможности этого развития в последующем не восполняются, поэтому необходимо своевременное речевое воспитание, которое включает в себя развитие интереса, чуткости и любви к родному слову, стремления к точному его употреблению в зависимости от контекста и ситуации общения.

Развитие речи осуществляется в разных видах  НОД(непосредственной образовательной деятельности) детей: по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Однако обучение родному языку, развитие речи  в процессе НОД является главной, центральной задачей. Необходима система работы по развитию речи дошкольников,   в основе   которой  должен  лежать комплексный подход, разработана методика, которая направлена на решение поставленных задач, охватывающих все стороны речевого развития - фонетическую, лексическую, грамматическую, и на их основе - развитие связной речи. Ведущим принципом  такой системы будет  являться взаимосвязь речевых задач, которые на каждом возрастном этапе будут грамотно осуществляться. От группы к группе  будет идти  постепенное усложнение материала внутри каждой задачи, варьироваться и сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь. Вместе с тем в этом усложнении на каждом этапе обучения будет  сохраняться  программное ядро: в  развитии связной речи - это связывание предложений в высказывание, в словарной работе - это работа над смысловой стороной слова, в грамматике - это формирование языковых обобщений.

Последовательное осуществление преемственности в обучении (и особенно в обучении дошкольников родному языку) позволяет не только опираться на прошлое, но и строить обучение с широкой ориентировкой на  последующее развитие речевых умений и навыков.

Развитие связной монологической речи, являясь главной задачей, вбирает в себя все речевые достижения ребенка. Стрежнем формирования языковой способности является семантический компонент. Поэтому в становлении лексической стороны речи на первый план выступает работа над семантикой слова - формирование понимания синонимических антонимических и полисемических отношений, использование ассоциативного принципа усвоения лексики. Работа над расширением семантического поля, упражнения, показывающие детям движение многозначного слова от словосочетания к предложению и от него - к связному высказыванию - играет большую роль в ориентировке ребенка на смысл высказывания в целом.

В совершенствовании грамматического строя речи центральной становится формирование языковых обобщений, которое строится на обучении детей самостоятельному образованию новых слов, пониманию смысловых оттенков слова, а также на использование в связном высказывании разнообразных грамматических конструкций и способов связи между предложениями. 

В воспитании звуковой культуры речи важное место отводится работе над интонационной выразительностью, темпом, дикцией и плавностью изложения высказывания, поскольку в осознании четкости звукового оформления высказывания заложено условие становления развития связной монологической речи.

В центре развития связности речевого высказывания находится формирование у дошкольников представлений о структуре разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение), обучение умению использовать разнообразные средства связи (между словами, предложениями и частями текста). Важной составной частью развития связной речи является воспитание образности речи, которое составляет основу культуры речи в широком смысле этого слова.

Таким образом, овладение всеми сторонами речи, развитие языковых способностей  в свете ФГТ рассматривается как стержень полноценного формирования личности дошкольника, который предоставит большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в международных научно-практических и всероссийских научно-практических конференциях.

Участие в международных научно-практических и всероссийских научно-практических конференциях...

Актуальные проблемы воспитания и обучения одаренных детей и детей с ОВЗ в период детства Материалы Всероссийской научно-практической конференции (интернет-конференция), 30 марта 2016 г. Бирск

Актуальные проблемывоспитания и обученияодаренных детей и детей с ОВЗв период детстваМатериалы Всероссийской научно-практической конференции (интернет-конференция), 30 марта 2016 г. Бирск...

Статья для Х Всероссийской научно-практической научной конференции:"Особенности развития детей в двуязычной семье"

Детское двуязычие в настоящее время охватывает почти половину детей в нашей стране. Это позволяет прийти к выводу о необходимости активизации обучения русскому языку как неродному, а основному, начина...

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ (Новосибирск, 15 марта 2019 г.) НОВОСИБИРСК 2019

quot;РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ". В данной статье обсуждается роль организационной культуры в дошкольном образовательном учреждении. Автор рассматри...

Статья во Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Подготовка педагогических кадров технологического профиля в условиях реиндустриализации региона"

В статье рассматривается вопросы формирования творческой активности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности. Проанализировано влияние музыкальной культуры на творческое самовыражение дет...