« По следам гусей-лебедей»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Программное содержание:
n продолжить знакомство детей с изобразительной техникой - отпечатыванием;
n развивать мелкую моторику рук;
n закрепить знания детей русского народного фольклора;
n способствовать развитию мышления и эстетического вкуса.
Оборудование:
макет печки, пирог, загадки, макет яблони, гимнастический мостик, макет избушки на курьих ножках, листы бумаги голубого цвета, гуашь белого и красного цвета, салфетки, книга сказок с иллюстрациями сказки «Гуси-лебеди», 4 ортопедические дорожки.
Ход занятия:
n Дети заходят в зал, воспитатель рассаживает их на скамейки со словами:
n Воспитатель: У нас сегодня день чудес,
У нас радость до небес,
К нам гости пришли,
Дорогие пришли!
Будем мы гостей встречать,
Радовать да привечать.
Ой-дуду-дуду-дуду!
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу,
Во серебряную!
Эта присказка ведётся,
Сказка далее начнётся!
Сядем рядком да поговорим ладком О сказках, вами любимых,
С давних времён хранимых!
n Воспитатель открывает волшебную книгу: Буду я слова
волшебные говорить, а вы припомните из какой они сказки: Жили у бабуси очень злые гуси,
На село летали детей воровали.
n Дети: Это сказка «Гуси-лебеди»
n Воспитатель: Да только остались мы сегодня без сказки. Обиделись гуси на Бабу-Ягу, улетели от неё прочь, не хотят больше злой хозяйке помогать. Баба Яга без них много слёз лила всю вредность и злость из себя выплакала, а гусей всё нет и нет. Давайте-ка мы с вами в сказку отправимся, поможем гусей домой вернуть. Только путь в сказку непростой, не боитесь (ответы детей)? Закройте глаза, я сейчас скажу волшебные слова:
n Влево, вправо повернись, В сказке очутись!
( слова сопровождаются соответствующими движениями)
n Воспитатель: Вот мы с вами и в сказке. Смотрите, нас ждёт волшебная дорожка, чтобы отвести к Бабе Яге. Дети друг за другом идут по 1-ой дорожке.
n Воспитатель: Ребята, кто встречает нас ( ответы детей)? Давайте поздороваемся.
n Дети (кланяются) Здравствуй печка!
n Печка: « Здравствуйте ребята!»
n Дети: Пропусти нас печка!
n Печка: Отведайте моего пирожка, тогда пропущу!
n Воспитатель: Ребята, посмотрите, каким пирожком угостила нас печка. А пирожок не простой, а с загадками. Если мы правильно отгадаем их, то сможем отправиться дальше.
- Трудно дедушке седому
С грядки урожай собрать
Он решил семью позвать.
Друг за друга взявшись крепко
Тянут все из грядки
(Репку)
2. Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была,
В доме том в конце-концов
Стало множество жильцов
( «Теремок»)
З. От родной своей сторожки
Убежал он по дорожке
Бегать он ушёл без ног
Кто же это?
( Колобок)
4. А дорога далека,
А корзина нелегка!
Сяду на пенёк,
Съем пирожок.
(«Маша и медведь»)
5. Добрый маленький герой
Разделил свой дом с лисой,
А лисица злой была
И героя прогнала.
Сам вернуть свой дом не смог,
Петушок ему помог.
(«Заюшкина избушка»)
n Воспитатель: Молодцы, ребята, отгадали все загадки. А ведь мы с вами ещё и пословицы о хлебе знаем, давайте их печке расскажем.
n Дети: Хлеб- всему голова.
n Хочешь есть калачи - не сиди на печи.
n Не красна изба углами, а красна пирогами.
n Хлеб да вода_ богатырская еда.
n Воспитатель: Отгадали мы все загадки. Спасибо тебе, печка, за угощение. А нам пора дальше в путь отправляться.
n Дети (кланяются): До свидания, печка! Дети идут по 2-ой дорожке, подходят к яблоньке.
n Воспитатель: Ребята опять нас кто-то встречает на нашей дорожке.
n Кто это ( ответы детей)? Давайте поздороваемся.
n Дети ( с поклоном): Здравствуй яблонька!
n Воспитатель: Ребята, яблонька, жалуется что очень хочет пить, а дождика всё нет, Давайте позовём для яблоньки дождя.
n Дети: Дождик, дождик дождик, лей!
Нам с тобою веселей!
Не боимся сырости,
Только лучше вырастим.
n Воспитатель: Давайте дождик песенкой позовем:
n Дети ( поют по аккомпонимент музыкальных инструментов)
n Дождик-дождик пуще
Дадим тебе гущи,
Дадим тебе ложку,
Хлебай понемножку.
n Воспитатель: Вот и дождик пошёл
Дождик-дождик, полно лить,
Малых детушек мочить.
Пора нам дальше в путь дорогу отправляться.
n Дети (кланяются) До свидания, яблонька.
n Дети идут по 3-ей дорожке, подходят к мостику.
n Воспитатель: Ребята, кто нас встречает ( ответы детей)?
Давайте поздороваемся.
n Дети: Здравствуй речка! Пропусти нас речка, пожалуйста, через мостик!
n Воспитатель: Речка пропустит нас, если мы сможем её развеселить.
А мы с вами знаем весёлую игру «Смешные человечки» Давайте сыграем в неё.
n Пальчиковая гимнастика «Смешные человечки»
-бежали мимо речки («человечки»- пальчики бегут по «дорожкам»-
смешные человечки рукам детей, стоящим друг напротив друга)
прыгали- скакали (пальчики «прыгают» по плечам друг друга)
солнышко встречали (ласково положить ладошки на щёки друг
друга)
забрались на мостик ( сложить мостик из рук)
и забили гвозди ( постучать по кулачкам друг друга)
а потом- бултых в речку ( наклониться и свободно покачать руками)
n Воспитатель: Понравилась речке наша игра, разрешила она нам через мостик перейти
n Дети : Спасибо, речка, до свидания (кланяются)!
n Дети переходят по мостику, подходят к избушке.
n Воспитатель: Куда это мы с вами попали? Как вы думаете чей это домик? ( ответы детей) Давайте постучимся.
n Пальчиковая игра « Дом»
n на опушке дом стоит (сложить ладони домиком)
n на дверях замок висит ( сомкнуть ладони в «замок»)
n за дверями стоит стол ( накрыть правой ладонь сделаем кулачок левой руки)
n вокруг дома - частокол (руки перед собой, пальца рас-
топырить)
n тук-тук-тук, дверь открой (постучать кулачком
по ладони)
n открывайте, я не злой (руки развести в стороны)
n Воспитатель: Никого нет дома. Наверное, Баба Яга опять улетела гусей-лебедей искать. Давайте мы ей сюрприз сделаем- вернём Гусей- лебедей! Ведь у нас есть волшебные ладошки. Они умеют превращаться в зайчика (дети показывают фигуры вместе с воспитателем, в цветок.
n Если отогнуть большой палец в сторону, а четыре оставить вместе, то наша ладошка превратиться в птицу. Хотите, чтобы птица слетела с ладони и превратилась в нарисованную? Обмакните ладонь в ванночку с белой краской, осторожно стряхните Лишнюю. Затем раскройте ладонь так, чтобы получилась, фигура «птица» и отпечатайте её изображение на листе цветной бумаги.
n Вот и наши гуси - лебеди вернулись (воспитатель демонстрирует способ отпечатывания). Осталось нарисовать красной краской лапки и клюв, а ладошки вытереть салфеткой. Давайте положим их рядом с избушкой. Какие красивые гуси у нас получились. Теперь их надо оживить, а поможет нам это сделать весёлая песенка.
n Дети встают в хоровод и исполняют песенку, сопровождая показом.
n Гуси под окошком
Поднимали ножки
Вот так, вот так,
Поднимали ножки
Крылышки хвалили,
Головой крутили
Вот так, вот так
Головой крутили
n Воспитатель: Какие вы молодцы. Вернётся Баба Яга, а гуси у избушки Гуляют, целые и невредимые. А нам с вами пора домой. Возвращаться. Дорожка ждет нас, чтобы отвести домой. Дети по 4-ой дорожке возвращаются на свои места, садятся.
n Воспитатель: Вот мы с вами и в сказке побывали и гусей домой вернули.
В сказку нас никто не звал,
Помощи от нас не ждал,
Сами мы туда попали
И героям помогали
Нас вели по сказке печка,
Яблонька лесная, речка
И дорогу указали
И удачи пожелали
Бабка - Ёжка удивилась:
Гуси с нею помирились!
Я скажу вам, в чем секрет-
Без зла причин для ссоры нет.
Сказка вся, а в ней- намёк,
Добрым молодцам урок:
В мире все должны мы жить
И друг другом дорожить.
n Вот и сказки конец, а кто слушал молодец!