« По следам гусей-лебедей»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Орленко Лариса Валентиновна

Программное  содержание:

продолжить знакомство детей с изобразительной техникой - отпечатыванием;

развивать мелкую моторику рук;

закрепить знания детей русского народного фольклора;

способствовать развитию мышления и эстетического вкуса.

Оборудование:

макет печки, пирог, загадки, макет яблони, гимнастический мостик, макет избушки на курьих ножках, листы бумаги голубого цвета, гуашь белого и красного цвета, салфетки, книга сказок с иллюстрациями сказки «Гуси-лебеди», 4 ортопедические дорожки.

Ход  занятия:

n  Дети заходят в зал, воспитатель рассаживает их на скамейки со словами:

n  Воспитатель:   У нас сегодня день чудес,

У нас радость до небес,

 К нам гости пришли,

 Дорогие пришли!

Будем мы гостей встречать,

 Радовать да привечать.

 Ой-дуду-дуду-дуду!

 Сидит ворон на дубу,

 Он играет во трубу,

Во серебряную!

Эта присказка ведётся,

Сказка далее начнётся!

Сядем рядком да поговорим ладком О сказках, вами любимых,

С давних времён хранимых!

n  Воспитатель открывает волшебную книгу: Буду я слова

волшебные говорить, а вы припомните из какой они  сказки: Жили у бабуси очень злые гуси,

       На село летали детей воровали.

n  Дети:   Это сказка «Гуси-лебеди»

n  Воспитатель: Да только остались мы сегодня без сказки. Обиделись  гуси на Бабу-Ягу, улетели от неё прочь, не хотят больше злой хозяйке помогать. Баба Яга без них много слёз лила всю вредность и злость из себя выплакала, а гусей всё нет и нет. Давайте-ка мы с вами в сказку отправимся, по­можем гусей домой вернуть. Только путь в сказку не­простой, не боитесь (ответы детей)?  Закройте глаза, я сейчас скажу волшебные слова:

n  Влево, вправо повернись, В сказке очутись!

  ( слова сопровождаются соответствующими движениями)

n  Воспитатель: Вот мы с вами и в сказке. Смотрите, нас ждёт волшеб­ная дорожка, чтобы отвести к Бабе Яге. Дети друг за другом идут по 1-ой дорожке.

n  Воспитатель: Ребята, кто встречает нас ( ответы детей)? Давайте поздороваемся.

n   Дети (кланяются) Здравствуй печка!

n   Печка: « Здравствуйте ребята!»

n   Дети: Пропусти нас печка!

n   Печка: Отведайте моего пирожка, тогда пропущу!

n  Воспитатель: Ребята, посмотрите, каким пирожком угостила нас печка. А пирожок не простой, а с загадками. Если мы правильно отгадаем их, то сможем отправиться дальше.

  1. Трудно дедушке седому
    С грядки урожай собрать
    Он решил семью позвать.
    Друг за друга взявшись крепко
    Тянут все из грядки

                                    (Репку)

2.     Мышка дом себе нашла,

        Мышка добрая была,

        В доме том в конце-концов

        Стало множество жильцов

                                           ( «Теремок»)

З.     От родной своей сторожки

        Убежал он по дорожке

        Бегать он ушёл без ног

        Кто же это?

                                    ( Колобок)

4.     А дорога далека,

        А корзина нелегка!

       Сяду на пенёк,

       Съем пирожок.

                         («Маша и медведь»)

5.   Добрый маленький герой

      Разделил свой дом с лисой,

      А лисица злой была

      И героя прогнала.

      Сам вернуть свой дом не смог,

      Петушок ему помог.

                             («Заюшкина избушка»)

n  Воспитатель: Молодцы, ребята, отгадали все загадки. А ведь мы с вами ещё и пословицы о  хлебе знаем, давайте их печке расскажем.

n   Дети:    Хлеб- всему голова.

n  Хочешь есть калачи - не сиди на печи.

n  Не красна изба углами, а красна пирогами.

n   Хлеб да вода_ богатырская еда.

n  Воспитатель: Отгадали мы все загадки. Спасибо тебе, печка, за угощение. А нам пора дальше в путь отправляться.

n  Дети (кланяются): До свидания, печка! Дети идут по 2-ой дорожке, подходят к яблоньке.

n  Воспитатель: Ребята опять нас кто-то встречает на нашей дорожке.

n  Кто это ( ответы детей)?  Давайте поздороваемся.

n  Дети ( с поклоном): Здравствуй яблонька!

n   Воспитатель: Ребята, яблонька, жалуется что очень хочет пить, а  дождика всё нет, Давайте позовём для яблоньки дождя.

n  Дети:   Дождик, дождик дождик, лей!

                 Нам с тобою веселей!

                 Не боимся сырости,

                 Только лучше вырастим.

n   Воспитатель: Давайте дождик песенкой позовем:

n  Дети ( поют по аккомпонимент музыкальных инструментов)

n  Дождик-дождик пуще

                    Дадим тебе гущи,

                    Дадим тебе ложку,

                   Хлебай понемножку.

n   Воспитатель: Вот и дождик пошёл

                                    Дождик-дождик, полно лить,

                                    Малых детушек мочить.

                                    Пора нам дальше в путь дорогу отправляться.

n  Дети (кланяются) До свидания, яблонька.

n   Дети идут по 3-ей дорожке, подходят к мостику.

n  Воспитатель: Ребята, кто нас встречает ( ответы детей)?

Давайте поздороваемся.

n  Дети:    Здравствуй речка! Пропусти нас речка, пожалуйста,  через мостик!

n  Воспитатель: Речка пропустит нас, если мы сможем её развеселить.

А мы с вами знаем весёлую игру «Смешные чело­вечки» Давайте сыграем в неё.

Пальчиковая  гимнастика «Смешные человечки»

-бежали мимо речки      («человечки»- пальчики бегут по «дорожкам»-

смешные человечки      рукам детей, стоящим друг напротив друга)

прыгали- скакали       (пальчики «прыгают» по плечам друг друга)

солнышко встречали   (ласково положить ладошки на щёки друг

друга)

забрались на мостик    ( сложить мостик из рук)

и забили гвозди        ( постучать по кулачкам друг друга)

а потом- бултых в речку ( наклониться и свободно покачать руками)

n  Воспитатель: Понравилась речке наша игра, разрешила она нам через   мостик перейти

n  Дети : Спасибо, речка, до свидания (кланяются)!

n  Дети переходят по мостику, подходят к избушке.

n  Воспитатель: Куда это мы с вами попали? Как вы думаете чей это  домик? ( ответы детей) Давайте постучимся.

Пальчиковая игра « Дом»

n  на опушке дом стоит (сложить ладони домиком)

n  на дверях замок висит ( сомкнуть ладони в «замок»)

n  за дверями стоит стол ( накрыть правой ладонь сделаем кулачок левой руки)

n  вокруг дома - частокол (руки перед собой, пальца рас-

    топырить)

n  тук-тук-тук, дверь открой (постучать кулачком
по ладони)

n  открывайте, я не злой (руки развести в стороны)

n  Воспитатель: Никого нет дома. Наверное, Баба Яга опять улетела гусей-лебедей искать. Давайте мы ей сюрприз сделаем- вернём Гусей- лебедей! Ведь у нас есть волшебные ладошки. Они умеют   превращаться в зайчика (дети показывают фигуры вместе с вос­питателем, в цветок.

n  Если отогнуть большой палец в сторону, а четыре оставить вместе, то наша ладошка превратиться в птицу. Хотите, чтобы птица слетела с ладони и превратилась в нарисованную? Обмак­ните ладонь в ванночку с белой краской, осторожно стряхните Лишнюю. Затем раскройте ладонь так, чтобы получилась, фигура «птица» и отпечатайте её изображение на листе цветной бумаги.

n  Вот и наши гуси - лебеди вернулись (воспитатель демонстрирует способ отпечатывания). Осталось нарисовать красной краской лапки и клюв, а ладошки вытереть салфеткой. Давайте положим их рядом с избушкой. Какие красивые гуси у нас получились. Теперь их надо оживить, а поможет нам это сделать весёлая песенка.

n  Дети встают в хоровод и исполняют песенку, сопровождая показом.

n  Гуси под окошком 

                    Поднимали ножки

                    Вот так, вот так,

                   Поднимали ножки

                   Крылышки хвалили,

                  Головой крутили

                  Вот так, вот так

                 Головой крутили

n  Воспитатель: Какие вы молодцы. Вернётся Баба Яга, а гуси у избушки Гуляют, целые и невредимые. А нам с вами пора домой. Возвращаться. Дорожка ждет нас, чтобы отвести домой. Дети по 4-ой дорожке возвращаются на свои места, садятся.

n  Воспитатель: Вот мы с вами и в сказке побывали  и гусей домой вернули.

В сказку нас никто не звал,

 Помощи от нас не ждал,

Сами мы туда попали

И героям помогали

Нас вели по сказке печка,

Яблонька лесная, речка

 И дорогу указали

 И удачи пожелали

Бабка -  Ёжка удивилась:

Гуси с нею помирились!

 Я скажу вам, в чем секрет-

Без зла причин для ссоры нет.

Сказка вся, а в ней- намёк,

 Добрым молодцам урок:

В мире все должны мы жить

 И друг другом дорожить.

n  Вот и сказки конец, а кто слушал молодец!