"Заучивание стихов в ДОУ"
статья по развитию речи по теме
Статья по развитию речи на тему : "Заучивание стихов в ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья по развитию речи на тему "Заучивание стихов в ДОУ". | 24.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Заучивание стихотворений.
«Если …. Хотите, чтобы дитя усвоило что- нибудь прочно, то заставьте участвовать в этом усвоении как можно большее число нервов, заставьте участвовать зрение, показывая карту или картинку… Призовите к участию осязание, обоняние, вкус. При таком дружном содействии всех органов вы победите самую ленивую память… »
К.Д. Ушинский
В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
При заучивании стихотворений с детьми воспитатель ставит перед собой сразу несколько задач:
- вызвать интерес к стихотворению и желание знать его,
- помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов,
- обеспечить запоминание,
- научить выразительно читать перед слушателями,
- воспитывать любовь к поэзии.
Все эти задачи определяют построение занятий и выбор основных приемов для лучшего усвоения и заучивания детьми текста.
Какие же методы применяются при заучивании стихов в ДОУ?
1)Визуальный
Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и тоже. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память. Итак, после рассмотрения иллюстраций к стихотворению, мы даем малышу установку на запоминание. «Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Ты будешь запоминать, а я - тебе помогать». Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Затем, по вашему «картинному плану» ребенок несколько раз воспроизводит стихотворение и через некоторое время опора убирается. 2)Двигательный
Опять же, после проведения предварительной работы, вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Тут основной принцип в том, что ребенку -кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом.
3)Слуховой
Это самый распространенный метод. Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть он включит в головке магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Таким ребятам два вышеописанных способа заучивания не только не помогают, но порой даже мешают запоминать стихотворение. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком .
4)Логический
Не у многих дошколят ведущая - логическая память, но есть и такие. Для них предлагается следующий метод. После предварительной работы, вы читаете первые строки произведения, а потом останавливаетесь и предлагаете малышу своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читаете строку произведения, а потом снова предлагаете рассказать, что было дальше. Вы побуждаете ребенка опираться на смысловые связи. Во второй раз, после вашего прочтения четверостишия, пусть он вспомнит, как точно автор говорит, какими словами, об этом явлении или событии.
5)Пересказываем стихи своими словами.
Читается все стихотворение, и ребенок рассказывает, о чем в нем говорится, кто действующие лица, что они делают, как выглядят. Можно помочь малышу наводящими вопросами. Цель «пересказа» в том, чтобы ребенок как можно глубже проник в смысл того, о чем говорится в стихотворении, установил различные смысловые связи между элементами текста. Такая смысловая обработка материала тоже значительно облегчает его последующее запоминание.
Приемы, способствующие заучиванию стихотворений
- игровые (стихотворение А. Барто «Мячик» читается и обыгрывается с куклой и мячиком);
- досказывание детьми рифмующегося слова;
- чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме;
- частичное воспроизведение текста всей группой;
- драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку;
- воспроизведение игровых стихов методом игры («Телефон» К. Чуковского, «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака)
- использование мнемотаблиц;
- использование музыки в качестве фона;
- рисование и лепка детьми того, о чем говорится в тексте;
- создание мысленного образа;
- Изображение в действии. (К слову или строке подбираются движения, которые взрослый, а затем и ребенок самостоятельно выполняют по ходу чтения текста)
На формирование выразительности направлены следующие приемы:
- образец выразительного чтения,
- пример выразительного чтения ребенка,
- оценка чтения,
- подсказ нужной интонации.
Напоминание о похожем случае из жизни ребенка, оживляющее пережитые чувства; объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения; характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации.
Выразительное чтение ребенка зависит от правильного речевого дыхания (глубокий вдох, длительный выдох), умения регулировать силу голоса, темп речи, от хорошей артикуляции звуков и слов. Выразительность исполнения требует развития техники речи: дикции, дыхания; овладения орфоэпией.
Построение занятия по заучиванию стихотворения.
1.В начале занятия необходимо создать эмоциональный настрой, вызвать состояние, благоприятное для восприятия и запоминания поэтического произведения. 2.Проводится небольшая беседа, связанная с темой стихотворения. В ходе ее используются вопросы, напоминание о событии из детской жизни, близком к содержанию текста. Настроить детей можно загадкой, картинкой, игрушкой. Старшим детям можно дать литературный портрет поэта. Заинтересовав детей и создав у них настроение, воспитатель называет жанр, автора («Я прочитаю стихотворение Сергея Александровича Есенина «Поет зима – аукает».)
3.После такой беседы происходит выразительное чтение стихотворения (наизусть) без установки на запоминание, чтобы не отвлекать детей от восприятия музыкальности, напевности, красоты стихотворения. От того, насколько выразительно прочитан текст, зависит восприятие его детьми. Пауза после чтения педагога дает детям возможность пережить минуты эмоционального сопереживания, когда ребенок находится во власти поэзии.
С целью более глубокого восприятия стихотворения и подготовки к его воспроизведению проводится анализ произведения. Это беседа о стихотворении, которая ведется с опорой на текст: система вопросов, которая углубляет понимание содержания . В ходе беседы у ребенка вырабатывается личное отношение к героям и событиям, формируются эстетические оценки прекрасного. Анализ должен быть точным, кратким, эмоциональным, выясняется, о чем стихотворение, понравилось ли оно, что запомнилось.
Необходимо помочь детям понять трудные места, дать возможность еще раз их послушать. Вопросы лучше формулировать так, чтобы дети могли отвечать на них словами текста.
4.Повторно произведение читается с установкой на запоминание. Для того чтобы заучить стихотворение, ребенок должен овладеть приемами произвольного запоминания: неоднократно прослушивать текст, повторять его.
После повторного чтения следует воспроизведение стихотворения детьми. Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, воспитатель помогает детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи. Не следует оценивать выразительность исполнения, пусть даже она сначала будет и не очень удачна.
5.Занятие заканчивается выразительным чтением воспитателя или детей. В последующие дни следует вновь обратиться к этому произведению уже вне занятия, почитать его, оценить качество чтения. Необходимо добиваться, чтобы каждый ребенок запомнил текст и умел читать его выразительно.
Методические требования к заучиванию стихов:
Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума. Поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи (объем памяти у детей невелик), стихотворение заучивается целиком, именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.
Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего запоминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.
Завершить свое выступление хочу словами Белинского «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мнемосхем при заучивании стихов, составлении загадок.
Консультация для педагогов в форме презентации....
Развитие опосредованной памяти у дошкольников при заучивании стихов с помощью зрительных опор
При заучивании стихов с детьми - логопатами наиболее эффективно использование метода иллюстраций....
Использование презентаций - эффективный приём при заучивании стихов. Стихотворение автора "ЯНВАРЬ".
Использование презентаций во время заучивания с детьми стихов, позволяют делать такие занятия более увлекательными, красочными, интересными....
Использование презентаций - эффективный приём при заучивании стихов. Стихотворение автора "ЗИМА".
Одно из стихотворений автора для закрепления знаний детей об окружающем мире: явлениях природы, приметах зимы и зимних месяцев. Содержание стихотворения помогает не только запомнить зимние приметы, но...
Использование презентаций - эффективный приём при заучивании стихов. Стихотворение автора "ДЕКАБРЬ".
Использование презентаций во время заучивания стихов, делают занятия для детей более наглядными, красочными и интересными....
Использование презентаций - эффективный приём при заучивании стихов. Стихотворение автора "ФЕВРАЛЬ".
Использование презентаций во время заучивания с детьми стихов, позволяет делать такие занятия более увлекательными, красочными, интересными....
Методы заучивания стихов
В помощь воспитателям и родителям.Рекомендации по заучиванию стихотворений с детьми....