Мои публикации.
статья по развитию речи на тему

Гарипова Ризяля Рифгатовна

новые методики в изучении татарского языка в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гарипова Р.Р.

Новые подходы и методы обучения детей государственным языкам в ДОУ Республики Татарстан

МБДОУ «Детский сад №78 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Авиастроительного района г.Казани

Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку (Вольтер).

Обучение языку — планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, усвоения ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словаря, формирования речевых умений и навыков.

В целях реализации первоочередных мероприятий Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы «Киләчәк» - «Будущее», утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 г. № 1174 Министерством образования и науки РТ сформированы творческие группы по разработке учебно-методических комплектов.

           Определены шесть областей по изучению государственных языков РТ:

- Обучение русскоязычных детей татарскому языку – УМК для детей 4-7 лет “Татарча сөйләшәбез” (Говорим по татарски), Зарипова З.М., Кидрячева Р.Г., Исаева Р. С.и др.

- Обучение детей татарской национальности родному языку – УМК для детей 2-7 лет “Туган телдә сөйләшәбез” (Говорим на родном языке), Хазратова Ф.В., Зарипова З.М.

- Обучение детей татарской национальности русскому языку – УМК для детей 4-7 лет “Изучаем русский язык” Гаффарова С.М.

- Подготовка к обучению грамоте детей татарской национальности – УМК для детей 6-7 лет “Мәктәпкәчә яшьтәгеләр әлифбасы” (Азбука для дошкольников), Шаехова Р.К.

- Ознакомление с художественной литературой - Хрестоматия для детей 2-7 лет “Балачак аланы” (На поляне детства) Закирова К.В.

- Музыкальное воспитание.

           Учебно-методический комплект “Татарча сөйләшәбез”, включает:

1.Пособие для воспитателей:

- тематический план;

- конспекты ОД;

- диагностический материал;

2.Рабочие тетради.

3.Аудиоматериалы.

4.Анимационные сюжеты.

5.Наглядно-демонстрационные, раздаточные материалы.

   Содержание УМК состоит из трёх проектов:

Средняя группа – “Минем өем” (Мой дом).

Старшая группа – “Уйный-уйный үсәбез” (Растем играя).

Подготовительная группа – “Без инде хәзер зурлар, мәктәпкә илтә юллар”.

  Принципы программы.

1. Коммуникативный принцип готовит детей использовать татарский язык, как средство общения. Обучать язык не как наука, а как средство общения.

2. Принцип осуществления задач в тесной связи друг с другом воспитания и развития ребенка.

3. Принцип преемственности предусматривает последовательность детского сада и начальной школы.

4. Принцип мотивации образовательной деятельности - ребенок принимает материал, когда он интересный и соответствует своим интересам. В процессе по обучению языку просмотр сказочных сюжетов, встреча с знакомыми интересными героями (Акбай, Мияу), использование игровых элементов обеспечивает мотивизацию обучения языкового материала. Обучение языка в общении, связывая в игровые ситуации, дети чувствуют практическое значение обучения языку, рождается эмоциональный подъем, и они с желанием изучают языковой материал.

5. Принцип индивидуализации предусматривает развитие социально- личностные качества в обучению языку. Рассчитывается возрастные особенности детей.

6. Принцип наглядности, обучение языку, образует разнообразную деятельность в повседневной жизни. Игра, как основное средство в познании детей.

7. Принцип интеграции – учитывает особенности разных видов речи, слушание речи воспитателя, при помощи технических средств (аудио, - видео, особенности языка дать в разных упражнениях, развивать диалогическую речь детей.

При выполнении задач программы большое значение имеют разные формы работы, практические навыки, виды. Основными видами работы являются следующее.

Работа с предметами: описание, составить диалог с игрушками, участие в игре и в сказках

1. Работа с рисунками : описание (развивающий диалог).

2. Сюжетно - ролевые игры (“Яшелчәләр кибете”, “Киемнәр кибете”, “Җиһазлар кибете”, “Ашханә”)

3. Разучивание хороводных игр (җырлы-биюле уен “Бар матур бакча”, “Кемгә нәрсә кирәк?”) (используя аудиодиски)

4. Театрализация, сценирование : пальчиковый театр (“Өч аю”, “Шалкан”), маски (бабай, әби, әти, әни, кыз, малай, эт, песи, аю, куян, төлке, бүре), костюмы, показать театр родителям, детям других групп (“Шалкан”, “Өч аю”, “Теремкәй” әкиятләрен сәхнәләштерү).

5. Подвижные игры: игры с мячом (“Хәрәкәтле уен “Туп”), игра «Командир», хороводная игра (җырлы – биюле уен “Матур”, “Әйдәгез биибез!”), зарядковые игры.

6. Творческие и ситуативные игры: ролевые игры, интервью, ситуативные упражнения (“Салат өчен нәрсә кирәк?”, “Туган көн табанында”, “Аюны сыйла”, “Мәктәпкә барам”) .

7. Выполнить ситуативные и логические упражнения, слушая и понимая.

8. Просмотр мультфильмов и анимационных сюжетов (“Күңелле ял итәбез”, “Безнең кунаклар”, “Тәмле кафесы”, “Кем нәрсә ярата”, “Җәнлекләр спорт бәйрәмендә”) .

9. Интерактивные игры (“Серле янчык”, “Нәрсә артык?”).

Основные виды, используемые в изучении татарского языка.

1. Разработки деятельности, диагностический материал.

2. Звуковая наглядность (аудиозаписи, анимационные сюжеты, мультфильмы).

3. Картинная и картинно-дидактическая наглядность (раздаточные и иллюстративные рисунки, хороводные игры, атрибуты для театральной деятельности).

4. Символическая, графическая наглядность (пиктограммы).

5. Объемная наглядность (макеты, муляжи, игрушки).

6. Интерактивные игры.

7. Рабочие тетради.

        В своей работе яполҗзуюсь формами обучения татарскому языку в дошкольных учреждениях такими: обучение в повседневной жизни и в непосредственно образовательной деятельности. Эффективной формой — обучение во время образовательной деятельностью, на которых решаются определенные задачи речевого развития в дошкольном детстве, в самом благоприятном периоде овладения языком. Главной целью по обучению татарскому языку является формирование правильной устной речи детей. Развитие устной речи, овладение элементарными формами разговорной речи, формирование речевых навыков и умений не происходит стихийно, а под руководством воспитателя. Ребенок в повседневной жизни (во время прогулок, одевания, умывания, организованной игровой деятельности и в других ситуациях) не обращает внимания на определенные языковые явления, речевые образцы и не следует им.

        Одна из важнейших форм обучения — игра. Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Она также является и методом обучения татарскому языку. Во время игры дети, сами того не замечая, усваивают определенную лексику, овладевают языковыми умениями, речевыми навыками и таким образом у детей развиваются основы коммуникативной компетенции. Они обучаются правильному произношению слов, построению связного высказывания, закрепляют и активизируют татарскую лексику. Один из эффективных методов обучения — использование информационных и коммуникативных технологий, то есть использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Применение данного метода в обучении татарскому языку способствует индивидуализации обучения и мотивированности речевой деятельности. Детям интересен материал с использованием ИКТ. Интерактивные дидактические игры способствуют всестороннему развитию творческой личности ребенка. У ребенка развивается: восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление; познавательная мотивация, произвольная память и внимание; умение построить план действий, принять и выполнить задание.

        Огромное значение в обучении ребенка языку имеют вопросы воспитателя ребенку, но данный метод не оценен практикой. Когда воспитатель ставит вопрос, ребенок думает, соображает и подбирает подходящее слово из своей лексики. (Диалог: - Син кем?  - Мин кыз (малай, әти, әни, эт, песи, төлке) – Син нишлисең?  - Мин ашыйм (эчәм, уйныйм, сикерәм, йоклыйм). Таким образом, мы упражняем ребенка в овладении языком. Беседа — богатый метод, применимый к большинству сторон развития языка ребенка. Рассказывание детей, в частности пересказ, успешно применяется для развития связной речи, активизации словаря.

        Выбор методов обуславливается возрастом детей и поставленными для решения задачами. Нужно строить обучение татарскому языку таким образом, чтобы упражнять детей в речевых умениях и навыках, чтобы формировать у них первые элементарные знания об окружающем.

Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. / Советский писатель М. А. Шолохов

Литература

1. Закирова К.В. Золотой ключик. Хрестоматия для воспитателей детских садов и родителей. – Казань: 2015. – 431с.

2. Закирова К.В. На поляне детства. Хрестоматия для воспитателей детских садов и родителей. – Казань: 2011. – 560с.

3.Зарипова З.М., Исаева Р.С., Кидрячева Р.Г. Обучение русскоязычных детей татарскому языку в детском саду: программа, методические  рекомендации, диагностический материал.– Казань: 2013. – 112с.

4.Хазратова Ф.В. Говорим на родном языке. Воспитание и обучение в детском саду: Методическое пособие для воспитателей. – Казань: 2012. – 191с.

5.Шаехова Р.К. Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами. – Казань: 2014. – 96с.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Распространение педагогического опыта воспитателя Белолюбской В.В. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.

laquo;Утверждаю»:заведующий МБДОУБаягинским детсадом «Ньургуьун»___________ /Мандаров К.К./«___» ____________ 2018 г.М.П.  Распространение педопыта воспитателя...

Наличие публикаций, включая интернет публикации.

Научная статья — возможность рассказать коллегам о своем открытии, повысить персональные наукометрические индексы и получить признание в научной среде.Публикации в научн...

Б10. Наличие публикаций, включая интернет публикации

Наличие публикаций, имеющих гриф и выходные данные; публикации в электронной форме на официальных сайтах...

X Критерий. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

2017 г. - Методический материал "Создание мини музея в ДОУ" (сайт Prodlenka)2018 г. - Международное сетевое издание "Солнечный свет" статья "Идем по жизни с добротой в сердце...

X Критерий «Наличие публикаций, включая интернет-публикации»

Публикации:2019г. – Участие в эфире детской передачи телеканала НВК «Саха»2020г. -Статья «Патриотическое воспитание посредством музыки» в международном научном журнале &l...

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации...