картотека Пальчиковая гимнастика
картотека по развитию речи по теме
Не секрет, что развитие мелкой моторики благоприятно влияет на развитии речи ребёнка. В связи с этим, я представляю вашему вниманию картотеку пальчиковой и ручной гимнастики.
Все упражнения в ней предложены в определённой последовательности, которая предусматривает освоение всё более сложных движений ручной моторики, способствующих становлению соответствующих речевых навыков.
1. Этап постановки гласных звуков:
ребёнку необходимо почувствовать кисти рук свободными и сильными, ловкими и умелыми. на этом этапе выполняются упражнения на сжимание и разжимание пальцев, а затем выполнение более сложных имитационных движений с участием всей руки.
2. Этап постановки свистящих и шипящих звуков:
особое внимание педагога уделяется дифференцированным движениям пальцев, которые являются проекцией кончика языка.
3. этап постановки звуков [л], [р]:
на этом этапе выполняются упражнения способствующие активизации кончиков пальцев. это упражнения на плоскости стола и упражнения с поочерёдным касанием.
Важно помнить, что самое главное при выполнении пальчиковой гимнастики - это согласование ритма движений со стихотворным ритмом. Чем младше ребёнок, тем темп выполнения движений медленнее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 28.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Прогулка
Текст | Движения |
Раз, два, три, четыре, пять - | Поочерёдно сжимать пальцы одной руки, помогая другой рукой. |
Вышли пальчики гулять. | С силой разжимать пальцы |
Раз, два, три, четыре, пять – В домик спрятались опять. | Повторить на другой руке |
Прятки
Текст | Движения |
В прятки пальчики играли И головки убирали | Сжимать и разжимать пальцы одной руки в ритме стихотворения |
Вот так, вот так, Так головки убирали. | Сжимать и разжимать пальцы другой руки в ритме стихотворения |
Дружба
Текст | Движения |
Дружат в нашей группе Девочки и мальчики, С вами мы подружимся, Маленькие пальчики. | Сцепить руки в замок и похлопать запястьями друг о друга. |
Раз, два, три, четыре, пять - | Сильно сжимать и разжимать кулачки двумя руками одновременно |
Начинай считать опять. | Выбросить напряжённые пальцы и удерживать их, на слово опять сжать. |
Раз, два, три, четыре, пять - | Сильно сжимать и разжимать кулачки двумя руками одновременно |
Мы закончили считать. | Выбросить напряжённые пальцы и удерживать их, на слово опять сжать. |
Кулачки мы вместе сложим
Текст | Движения |
Кулачки мы вместе сложим, Нашим пальчикам поможем. | Сжимать и разжимать кулачки |
Разогнуться и поняться. Пальчик к пальчику прижмём. | Развернуть ладошки от себя, и согнуть пальцы в верхних фалангах Разогнуть пальцы |
Снова в кулачки сожмём. Разгибаем, загибаем, Снова кулачки сжимаем. | Сжимать и разжимать кулачки |
Разгибание пальцев
Учимся разгибать пальцы по одному. Если сразу не получается, то можно помочь себе другой рукой.
Этот телёнок пьёт молоко
Текст | Движения |
Этот телёнок пьёт молоко. Этот телёнок ушёл далеко. Этот телёнок травку жуёт. Этот телёнок копытцами бьёт Этот телёнок мычит: «Почему | Разогнуть большой палец. 2-й 3-й 4-й 5-й |
Все разошлись? Скучно мне одному!» | Собрать все пальцы в кулачок |
День рождения
Текст | Движения |
На свой день рожденья Позвал я ребят. | Сжать руку в кулак |
Пять маленьких свечек На торте горят. | Показать пять пальцев. |
Я дунул- Сумел погасить лишь одну, Осталось четыре. Я снова подул. | Показать четыре пальца |
Осталась одна, А три свечки горят. | Показать три пальца |
Одну я задул, Гаснуть две не хотят. | Показать два пальца |
Но вот одну погасить удалось. Осталась одна, | Показать один палец |
Постараться пришлось: На пятую дул опять и опять. | Показать пять пальцев |
Погасла! Ура! | Сжать руку в кулак |
Мне исполнилось пять! | Показать пять пальцев |
Имитационные движения кистей рук
Учимся руками изображать то, о чём говорится в стихотворении.
Бутончик
Текст | Движения |
Каждый бутончик склониться бы рад. Направо, налево, вперед и назад. | Сложить обе ладошки в бутончик. |
От ветра и зноя бутончики эти | Локти соединить в стебель. |
Спрятались живо в цветочном букете. | Бутончик двигается в соответствии с текстом. |
Ладушки-хлопушки
Текст | Движения |
Ладушки – хлопушки, | Похлопать в ладоши. |
Где вы были? | Показать ладошки. |
Много работали! | Постучать ладошками по коленкам. |
Рылись в песочке, | Расставить пальцы, имитируя грабли |
Пекли пирожочки. | Делать пирожки. |
- Что ещё делали? | Показать ладошки. |
- Кубики сложили, | Ударять кулачок о кулачок |
Домик смастерили. | Показать крышу домика на уровне груди |
Тук-тук, тук-тук! | Молоточки – постучать кулачок о кулачок |
Вот какой большой домик с крышей и трубой. | Крыша- над головой |
Гриб
Текст | Движения |
Меж еловых мягких лап | Погладить кисти рук |
Дождик кап, кап, кап. | Встряхнуть кисти рук |
Где сучок давно засох. | Имитировать, будто ломают палочку. |
Серый мох, мох, мох. | Мягкие круговые движения кистями |
Где листок к листку прилип, | Похлопать в ладоши |
Вырос гриб, гриб, гриб | Мягкие круговые движения |
Дом и ворота
Текст | Движения |
На поляне дом стоит, | Соединить руки – крыша |
Ну а к дому путь закрыт. | Сцепить пальцы рук в замок. |
Мы ворота открываем, | Моталочка – вращать кисти рук одну относительно другой. |
В этот домик приглашаем. | С силой вытянуть руки вперёд и показать ладошки. |
Пила
Текст | Движения |
Заработала пила, Дружно пилят мастера. | Ребром ладоней делать «пилящие» движения. |
Раз, два, раз, два – Будут доски и дрова. | Ребром ладоней делать «рубящие» движения. |
Ягоды
Текст | Движения |
С веток ягоды снимаю | Кисть опустить (пальцы - ветки), другой рукой «срывать ягоды» с веток |
И в лукошко собираю. Ягод- полное лукошко! | Соединить две ладошки в лукошко. |
Я попробую немножко. | Раскрыть лукошко. |
Я поем ещё чуть – чуть. | По одной ягодке класть в рот (правая рука) |
Легче будет долгий путь. | То же левой рукой. |
Я поем ещё малинки. | По одной ягодке класть в рот (правая рука) |
Сколько ягодок в корзинке? | То же левой |
Раз, два, три, четыре, пять… | Раскрыть лукошко |
Буду снова собирать. | Закрыть лукошко. |
Упражнения для пальчиков на плоскости стола
Чтобы кончики пальчиков были ловкие и быстрые, чтобы они научились писать и рисовать, будем выполнять упражнения на столе
Футбол
Текст | Движения |
Пальчики в футбол играют, все друг друга обгоняют. Все – бегом, вприпрыжку, вскачь, Все хотят ударить мяч. Каждый забивает гол. Хорошо играть в футбол. | Все пальцы стоят на поверхности стола. Поочередно каждый пальчик делает движения, имитирующие удар по мячу. При этом остальные пальцы не отрываются от поверхности стола. |
Кружок
Текст | Движения |
Раз –кружок, два – кружок. Раз- шажок , два – шажок. Наши пальчики шагают, На кружочки наступают. Ра, два, три, четыре, пять… Ходят пальчики опять. От мизинца - до большого, А потом к мизинцу снова. Раз, два, три, четыре, пять… | На плоскости нарисованы кружки диаметром с пальчик ребёнка или чуть больше. Ребёнок согласно ритму стихотворения переходит с кружка на кружок. |
Толстяк
Текст | Движения |
Тик – так, тик- так, вставай, толстяк! Не спи, вставай! Играть давай! | Ладони на столе, каждый палец по два раза поочередно стучит по столу, большой лежит без движения. |
Встает толстяк, стучит толстяк: тук – так, тук-так, тук-так, тук-так! | Большой палец стучит в ритме стихотворения. |
Целый день
Текст | Движения |
Целый день, целый день Крутится скакалка. | Большие пальцы вращаются |
Целый день, целый день Скачет наша Галка | 2-й и 3-й пальцы стучат по столу |
Правой – скок, левой – скок, Сразу обе ножки. | Одновременно два пальца двигаются вправо и влево. |
То назад, то вперёд Скачут по дорожке. | Одновременно два пальца двигаются вперед –назад. |
Все быстрей, все быстрей Крутится скакалка, | Большие пальцы вращаются. |
Выше всех, выше всех Скачет наша Галка. | Все пальцы стучат. |
Две свинки
Текст | Движения |
Две свинки в загоне у фермера жили, И между собою толстушки дружили. | Кулачки лежат на столе, показать большие пальцы. |
У каждой росло по четыре ребенка, Четыре весёлых, смешных поросёнка. | Показать четыре пальца на правой руке, Показать четыре пальца на левой руке. |
И вместе все восемь любили играть, Плескаться в воде, кувыркаться, плясать. | Перебирать всеми пальцами. |
А вечер настанет – и к мамам бегут, | Все пальца двигаются навстречу друг другу. |
Улягутся тесно и вместе заснут. | Кулачки лежат на столе. |
Пять маленьких мышек
Текст | Движения |
Пять маленьких мышек Забрались в кладовку, В бочонках и в банках орудуют ловко. | пять пальцев «бегают» по столу |
На сыр забирается первая мышка. | Стучат 1-е пальцы |
В сметану ныряет вторая малышка. | 2-е |
А третья с тарелки всё масло слизала. | 3-и |
Четвертая в миску с крупою попала. | 4-е |
А пятая мышка медком угощается. | мизинцы |
Все сыты, довольны… | Гладят ладошками поверхность стола |
Вдруг… кот просыпается! -Бежим!- | Показать «когти» |
Пропищала подружкам малышка. | пять пальцев «бегают» по столу |
И спрятались в норку проказницы –мышки. | Норка –одной ладонью накрыть другую. |
Курочка
Текст | Движения |
Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать. А за ней цыплятки, Жёлтые ребятки. | Стучат клювики – поочерёдно соединить 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальчики. |
- ко, ко, ко да ко, ко, ко! Не ходите далеко! | Поочерёдно каждый палец «говорит» нельзя. |
Лапками гребите, Зёрнышки ищите! | Все пальцы гребут землю. |
Упражнения поочередного касания пальцами.
Все упражнения этой серии выполняются двумя руками одновременно. Ты должен делать «колечки» соединяя пальцы между собой.
Гости
Текст | Движения |
В гости к пальчику большому | Показать большой палец. |
Приходили прямо к дому | Показать всю ладонь. |
Указательный и средний, | Большого пальца коснуться 2-м и 3-м. |
Безымянный и последний, | Большого пальца коснуться 4-м и 5-м. |
Сам мизинчик – малышок | Все пальцы сжать в кулачок. |
Постучался на порог. | Сгибать и разгибать мизинчик. |
Вместе пальчики – друзья, | Сжать кулачки. |
Друг без друга им нельзя. | Разжать кулачки. |
Мальчик – с- пальчик, где ты был?
Текст | Движения |
Мальчик-с-пальчик, где ты был? | Большой палец левой руки сгибается, здоровается |
- Долго по лесу бродил. | Большой палец правой руки сгибается, здоровается |
Встретил я медведя, волка, Зайку, ёжика в иголках, Встретил белочку, синичку, Встретил лося и лисичку. Всем подарки подарил, | Поочередно сгибать пальцы. |
Всяк меня благодарил. | Соединить обе руки вместе, чтобы точно коснутся подушечками пальцев одной руки подушечек пальцев другой. |
В лавку ходил?
Текст | Движения |
- В лавку ходил? | Соединить большие пальцы обеих рук. |
- Ходил. | 2-е |
-Лопатку купил? | Соединить большие пальцы обеих рук. |
-Купил. | 3-е |
- Грядку вскопал? | Соединить большие пальцы обеих рук. |
- Вскопал. | 4-е |
-Картошку собрал? | Соединить большие пальцы обеих рук. |
- Собрал. | 5-е |
- И чисто помыл? | Соединить большие пальцы обеих рук. |
-Помыл. | 2-е |
- И много сварил? | Соединить большие пальцы обеих рук. |
- Сварил. | 3-е |
- Вот теперь отдохнуть тебе дам. | Соединить большие пальцы обеих рук. |
А уж съем я картошку сам! | Постучать запястьями рук |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека пальчиковой гимнастики
картотека пальчиковой гимнастики...
картотека пальчиковой гимнастики старшая группа
картотека пальчиковой гимнастики старшая группа...
картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа
картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа...
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам
Отличная картотека для практикующих логопедов. Пальчиковая гимнастика по всем лексическим темам. Могут даже использовать те, которые работают по Нищевой....
Картотека Пальчиковой гимнастики для 2 младшей группы
Картотека пальчиковой гимнастики для 2 младшей группы....
Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)
В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....
Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников. картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников.картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)Для чего нужна пальчиковая гимнастика?Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем...