Интегрированный педагогический проект "В сказку новогоднюю снова загляну"
проект по развитию речи (средняя группа) на тему
Данный педагогический проект реализован в течение трех месяцев учителем-логопедом и воспитателем средней группы. Цель:развитие речевой активности детей 4-5 лет посредством театрализованной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_proekta.docx | 40.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 2»
УЧЕБНЫЙ КОРПУС, РАСПОЛОЖЕННЫЙ ПО АДРЕСУ
Г.ТУЛА, УЛ.ДЕМЬЯНОВА, 26
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«В СКАЗКУ НОВОГОДНЮЮ СНОВА ЗАГЛЯНУ»
Авторы проекта:
Романова Т.А., учитель-логопед
Демкова Н.Д., воспитатель средней
комбинированной группы
«Солнышко»
г.Тула, 2016
ВВЕДЕНИЕ
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ педагога с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только—что услышанное.
За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на логопедических занятиях.
Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, нами были использованы следующие методы: здоровьесберегающие технологии, технология ТРИЗ, обогащать занятия играми-драматизациями, театрализованной деятельностью.
Актуальность темы. Уровень речевого развития дошкольника в значительной мере зависит от его достаточной речевой практики. Дети среднего дошкольного возраста испытывают чувство неуверенности, закомплексованности в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми. Особенно трудно дается таким детям участие в праздниках. Чтение стихотворений, участие в сценках, диалогах – все это вызывает у детей не только определенное психо-эмоциональное напряжение, но и речевой дискомфорт. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывает театрализованная деятельность - игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Используемые в работе приемы позволяют добиваться положительных результатов в коррекционно-речевом развитии детей-логопатов, максимально реализуя их потенциальные речевые возможности.
Тип проекта: среднесрочный, групповой, творческий. Срок реализации: 3 месяца (ноябрь, декабрь 2016 г., январь 2017 г).
Участники проекта: воспитанники средней комбинированной группы «Солнышко», их родители, учитель-логопед, воспитатель группы, музыкальный руководитель.
Цель интегрированного педагогического проекта: развитие речевой активности детей 4-5 лет посредством театрализованных игр.
Задачи проекта:
-создать развивающую предметно-пространственную среду, побуждающую ребенка к использованию активной речи;
- формировать навыки устной речи детей средней комбинированной группы;
- приобщать родителей к повышению речевой активности детей;
-формировать у дошкольников орфоэпические, лексико-грамматические, интонационно-просодические компоненты речи;
-развивать у воспитанников социально-коммуникативные навыки.
Гипотеза исследования состоит в том, что целенаправленная, систематическая работа педагогов с детьми среднего дошкольного возраста с помощью различных развивающих технологий, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.
Новизна: комплексный подход для эффективного взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников. Теоретическая значимость заключается в разработке:
— системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников;
— разработка картотеки по различным инновационным и развивающим технологиям.
Практическая значимость:
— внедрение системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в педагогическую работу ДОУ;
— обогащениеразвивающей предметно –пространственной среды по развитию речи дошкольников;
- обобщение и распространение опыта работы.
Предполагаемые результаты окончания интегрированного педагогического проекта. - Дошкольники средней комбинированной группы: у детей обогатится активный, нноминативный, предикативный словарь, повысится уровень речевой активности и звуковой культуры речи, познавательных процессов, творческой активности; дети получат представления о передаче мимикой и пантомимикой эмоциональное состояние героев сказки, использовать образные выражения при пересказе сказок, доброжелательно относится ко взрослым и друг другу, выразительно передавать голосом интонацию героев сказки, повыситься социально-коммуникативный уровень общения дошкольников в коллективе.
- Родители: проявляют активность в образовательно-воспитательном процессе, реализуют условия по развитию речи дошкольников в домашних условиях;
- Педагоги: реализуя педагогический проект, насытится развивающая предметно-пространственная среда группы, пополнится речевой уголок, обогатится картотека подвижных, музыкальных, дидактических, дыхательных, мимических, артикуляционных фонематических, лексико-грамматических игр и упражнений, обновится речевой материал (стихотворения, потешки, загадки) о диких животных.
СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
ИНТЕГРИРОВАННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
«В СКАЗКУ НОВОГОДНЮЮ СНОВА ЗАГЛЯНУ»
Принципы организации непрерывной образовательной деятельности.
Наглядность, сознательность и активность, доступность, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.
Методы, используемые в проектной деятельности:
Наглядный метод используется в ходе:
- чтения педагогом рассказов и сказок;
- наблюдений;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- проведения дидактических игр;
- моделирования сказок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
- чтения литературных произведений воспитателем;
- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя, учителя-логопеда;
- ответы на вопросы педагога, детей;
- проведения разнообразных игр (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- загадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- проведения досугов;
- чтения литературных произведений родителями.
Практический метод используется во время организации:
- продуктивной деятельности детей;
- игр (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
- постановки сказки
- изготовления детьми наглядных пособий.
Формы работы с детьми:
- НОД, беседы, ролевые игры и игры-драматизации нравственного содержания.
- Рисование, лепка, игра-драматизация, игра-театрализация, организация досуговой деятельности.
- Выставка продуктов детской деятельности, фоторабот.
- Слушание и разучивание музыкальных произведений, песен.
- Проведение досуга.
- Просмотр слайд-фильмов, мультфильмов использование аудиозаписей и технических средств обучения.
- Рассказывание сказок с героями по сказке «Теремок»;
- Рисование детьми героев сказок.
- Разучивание поговорок, пословиц о сказках, о сказочных героях.
- Инсценировка прочитанной сказки.
- Иллюстрирование прочитанных сказок.
- Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
- Загадки о сказках, героях сказок.
- Выполнение совместно с родителями творческих работ.
- Театрализация сказки «Теремок»
Этапы проекта:
I этап – подготовительный (ноябрь 2016 г.).
Цель:
- изучение психолого-педагогической методической литературы по данной тематике;
- разработка цикла мероприятий, направленных на развитие речи дошкольников;
— создание речевой среды в группе дошкольников 4-5 лет.
II этап– формирующий (декабрь 2016 г.).
Цель: Проведение серии мероприятий, направленных на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста, взаимодействие с родителями, педагогами. Разработка системы организации образовательной деятельности детей 4-5 лет по развитию речи.
Обогащение пространственной предметно – развивающей среды:
-оформление книжного уголка, приобретение, изготовление дидактического, наглядного материала по данной теме;
- обновление речевого уголка различными видами театра, дидактическими играми, картотекой речевого материла, мнемотаблицами;
— оформление памяток для родителей и педагогов.
Работа с детьми:
— занятия по перспективному плану по развитию речи по лексическим темам с применением здоровьесбрегающих технологий.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные игры, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика артикуляционная и дыхательная.
С применением мнемотехники: включение элементов моделирования в познавательные занятия и занятия по развитию речи; заучивание стихотворений с помощью мнемотехники.
Пополнение развивающей среды мнемотаблицами, схемами, мнемодорожками, интеллект картами.
С применением ТРИЗ-технологии придумываниеначала и окончание рассказа, рассказывание от имени кого-либо персонажа, дикого животного, придумывание сказки и рассказа на различные лексические темы, составление рассказа по пословице, придумываниеисторий, составление рассказов, небылиц.
С применением ИКТ организованы занятия, собрания, семинары.
III этап – заключительный. Цель: Рефлексия деятельности по реализации проекта:
—презентация проекта (итоговое совместное мероприятие с детьми, родителями, педагогами);
— анализ проведенного проекта.
Перспективы развития проекта
Разработка системы организации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по развитию речи в ДОУ. Система взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи через использование инновационных и развивающих технологий будет применяться педагогическими работниками в рамках сотрудничества, обмена опытом работы.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ
ИНТЕГРИРОВАННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
«В СКАЗКУ НОВОГОДНЮЮ СНОВА ЗАГЛЯНУ»
Этапы проекта, срок реализации | Деятельность педагогов и родителей | Деятельность детей группы |
1 этап. Подготовительный (ноябрь, 2016 г.) | Педагоги. Определение темы (проблемы проекта); подготовка материальной и технической базы по теме проекта; разработка планирования; обсуждение проекта с родителями;обновление развивающей предметно-пространственной среды группы дидактическими играми, заданиями по развитию мелкой моторики, мнемотаблицами, различными видами театра по сказкам «Зимовье зверей», «Теремок», речевого уголка; оформление наглядной информации для родителей; подбор речевого материала; отбор дидактических, подвижных игр и упражнений для реализации НОД и прогулок. Чтение сказок с героями: мышка, лягушка зайчик, лиса, волк, медведь. Родители. Чтение сказки «Теремок», просмотр мультипликационного фильма «Теремок»; фотосъемка | Чтение сказок, прослушивание аудиосказок, просмотр мультипликационного фильма «Теремок»; рассматривание иллюстраций к сказкам, рисование диких животных, их жилища; раскрашивание диких животных; конструирование, лепка, пластилинография «Герои сказки «Теремок»; НОД (развитие речи, ФЭМП, музыка, рисование (по мотивам сказок), логопедический практикум) по содержанию проекта; изготовление книжки «Теремок»; организация и проведение ролевых, подвижных, дидактических, коммуникативных игр и упражнений; изготовление книжки «Теремок». Игра-драматизация по сказке «Теремок» (настольный, пальчиковый театр) |
2 этап. Формирующий (декабрь 2016 г.) | Педагоги. Подготовка атрибутов, декораций к игре-драматизации «Теремок»; пополнение мнемотаблицами, речевым материалом уголка по развитию речи, обновление развивающей предметно-пространственной среды группы: пальчиковый, настольный театр, Бибабо «Теремок». Родители. Раскрашивание вместе с детьми иллюстраций с героями из сказки «Теремок», игры-драматизации | Досуг. Игра-драматизация по сказке «Теремок» (театр Бибабо) |
3 этап. Заключительный (январь 2017 г.) | Подготовка атрибутов, декораций к игре-театрализации «Теремок»; пополнение речевым материалом уголка по развитию речи, обновление развивающей предметно-пространственной среды группы | Театрализованное представление «Теремок» Оформление фотоколлажа |
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С СЕМЬЕЙ
№ | Форма работы | Тема | Срок исполнения |
1 | Брифинг | «Воспитательное и образовательное значение сказки в дошкольном детстве» | 1 неделя ноября |
2 | Оформление папки-передвижки. Изготовление буклета | «Сказка в жизни ребенка» «Речевое развитие детей 4-5 лет» | 2 неделя ноября 4 неделя ноября |
3 | Информационное сообщение для передачи по электронной почте | «Проектная деятельность – инновационная технология обучения и воспитания дошкольников» | 2 неделя ноября |
4 | Беседа | Чтение сказки «Теремок», просмотр мультфильма «Теремок»;«Вечерний досуг: «Мама, почитай-ка» | 2-4 неделя ноября |
5 | Родительское собрание | Игровая деятельность и социально-коммуникативное взаимодействие дошкольников 4-5 лет | 4 неделя января |
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
«В СКАЗКУ НОВОГОДНЮЮ СНОВА ЗАГЛЯНУ»
Образовательные области | Виды детской деятельности | Формы организации работы с дошкольниками |
Познавательное развитие | Познавательная
| Рассказывание сказок «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Колобок», «Репка», «Три медведя»; заучивание, отгадывание загадок, просмотр мультипликационного фильма, НОД, дидактические, лексические игры и упражнения: лото «Дикие животные», «Кто где живет», «Кто у кого»; «Назови ласково», «Чьи уши», «Чей хвост», «Кто где находится», коммуникативные игры, этюды: «Злой волк», «Хитрая лиса», «Трусливый зайка», «Мои любимые сказки», «Превращение», «У мишки лапка болит», «Лиса и волк»; режимные моменты (потешки) |
Социально-коммуникативное развитие | Коммуникативная, социально-игровая | Игра-драматизация, театрализация по сказке «Теремок». Дидактические игры: «Мои любимые сказки», Лото «Сказки», «Кто-кто в теремочке живет?», «Кто где живет»; ролевая игра «В детском саду»; конструирование «Теремок»; коммуникативные игры, этюды: «Злой волк», «Хитрая лиса», «Трусливый зайка», «Мои любимые сказки», «Превращение», «У мишки лапка болит», «Лиса и волк», «Мешок смеха» |
Речевое развитие | Восприятие художественной литературыи малых фольклорных жанров, театрализованная деятельность, игры-драматизации, ролевые игры, чтение стихотворений, рассказывание сказок, НОД, логопедический практикум | Прослушивание аудиосказки «Теремок». Рассказывание сказок «Теремок», «Колобок»; «Репка», «Три медведя». Разучивание стихотворений о диких животных: лягушка, заяц, лиса, волк, медведь. Отгадывание загадок, заучивание потешек, НОД (развитие речи, ФЭМП, музыка, логопедический практикум: составление рассказов-описаний о диких животных, составление загадок о животных и их детенышах, дидактические игры и лексические упражнения: «Подбери признак, слово-действие, предмет», «Где спрятался мишка», «Назови соседей», «Где находится мышонок», «Который по счету», «Кого больше, чего меньше»; разучивание и исполнение песен: «Зайчик серенький сидит», «Раз морозною зимой»; режимные моменты (потешки) |
Художественно- эстетическое развитие | Музыкальная деятельность | Разучивание М-РД: медведь, мышка, волк, лиса, заяц, лягушка. Прослушивание музыкальных произведений: «Колыбельная медведицы» Ю. Яковлев; «Раз морозною зимой»; разучивание и исполнение песен: «Зайчик серенький сидит», «Раз морозною зимой»
|
Изобразительная деятельность, конструирование | Конструирование из строительного материала домиков для животных, теремка; лепка, пластилинография:теремок, лиса, лягушка, заяц, медведь, волк(«Герои сказки «Теремок», «Зимовье зверей», «Три медведя») Рисование: «Кто где живет», деревья, елка, герои сказки «Теремок». Пластилинография «Дикие животные»; лепка «Кто в теремочке живет» | |
Физическое развитие | Двигательная | Подвижные игры, динамические паузы: «Три медведя», «Зайчик», «Аккуратные зайчата», «Зайка зимой», «Медведица и медвежата», «Медвежата», «Зайка серенький сидит», «Хитрая лиса», «Лиса и зайчата», «Медвежонок Жак», «Волк и лисичка». Пальчиковая гимнастика: «Зайка», «Волк», «Медведь», «Зайчонок наряжается»
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду», М.: ТЦ
- Сфера, 2009 г.
- Додокина Н.В., Евдакимова Е.С. «Семейный театр в детском саду:
- совместная деятельность педагогов, родителей и детей». М.: Мозаика-Синтез,
- 2008 г.
- Енедова О.Л., Майданюк Л.Е. «Театрализация сказок в коррекционном
- детском саду», СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2007 г.
- «Логопед» научно-методический журнал №4, 2007 г.
- Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду», М.: ТЦ Сфера,
- 2004 г.
- Мигунова Е.В. «Театральная педагогика в детском саду», М.: ТЦ Сфера,
- 2009 г.
- «Организация театральной деятельности детей дошкольного возраста» М.В.
- кратова, Н.Б. Дубинина, г. Тамбов, 1995 г.
- Сборник русских народных сказок. Издательство Хорвест, 2010 г.
- «Секреты кукольного театра» Н.А. Ян, ТОИПКРО, г. Тамбов, 2004 «Театр сказок» Л. Поляк, «Детство-Пресс», г. Санкт - Петербург, 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Новогодняя сказка" новогодний утренник
Предлагаю методическую разработку проведения новогоднего утренника "Новогодняя сказка" с группой дошкольников с нарушением интеллекта (подготовительная группа)....
"Новогодняя сказка" новогодний утренник
Предлагаю методическую разработку новогоднего утренника "Новогодняя сказка" (подготовительная группа детей с комплексными нарушениями в развитии)...
"Новогодняя сказка" Новогодний праздник для старшей и подготовительной групп
Новогодняя сказка Новый год в старшей и подготовительной группах Действующие лица: Дед Мороз, Снегурочка, Ведущий Ход праздника: Звучит музыка, в зал входит Ведущий. Ведущий: Под новый год как в...
Конспект интегрированного педагогического мероприятия по образовательной области «Речевое развитие» На тему: сказка «Теремок»
План игровой развивающей ситуации.1.Внесение судучка2.Рассматривание. отгадывание загадок3.Просмотр сказки4.Вопросы5.Аппликация6.Итог...
Муниципальный конкурс педагогических разработок "Новогодняя сказка" Новогодняя композиция "Танец снежинок"
Hовогодний утренник это праздник с волшебством, дети приходят в нарядных костюмах и готовы к сюрпризам. Жили-были снежинки.Они были легкие,как пушок.Сверкающие и блестящие,как звездочки н...
Конспект интегрированной НОД «Новогодний Шар желаний» (декоративное рисование по мотивам авторской сказки «Новогодний Шар желаний») для детей подготовительной группы
Конспект интегрированной НОД «Новогодний Шар желаний» (декоративное рисование по мотивам авторской сказки «Новогодний Шар желаний») для детей подготовительной группы...