Пальчиковая гимнастика для 2 младшей группы
картотека по развитию речи (младшая группа) на тему

Банкаева Виктория Анатольевна

В младшем дошкольном возрасте желательно выполнять простые упражнения-игры. Они могут сопровождаться стихотворениями, песнями, веселыми шутками.  

Используемая литература:

1)   журнал «Ребенок в детском саду».

2)    Приложение к журналу «Воробышек», «Бродит дрема возле дома».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika_dlya_mladshey_gruppy.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

«Ой, бычок, мой бычок»

Ой, бычок, мой бычок,

(показываем рожки)

Золотистый бочок,

(наклон вправо-влево)

Рога твои бодливые,

(бодаемся указательными пальцами)

Копытца топотливые.

(топаем ножками)

Ты иди, не топочи,

Не бодайся (показываем рожки), не мычи:

Спят еще ребятки,

Утром спится сладко!

(ладошки вместе, кладем под щечку)

«Митя, Митенька, проснись»

Митя, Митенька, проснись!

(потягиваемся)

Да с полатцев - то спустись!

(приседаем, руки на поясе)

Слышишь, крикнул петушок,

(указательные и большие пальцы вместе, 3, 4, 5 пальцы поднимают вверх)

За селом поет рожок,

(имитируем игру на дудочке)

На крылечке дверь скрипит,

У колодца гусь трубит,

(большой палец соединяем с остальными и опять отодвигаем вниз)

Журавли в бору курлычут.

А с реки утята кличут:

«Митя, Митенька, вставай,

(потягиваемся)

Светлый день не прозевай!»

«Травка-муравка»

Травка-муравка

Со сна поднялась,

(пальцами совершаем хаотичные движения)

Птица-синица

За зерно взялась,

(взмахиваем кистями рук)

Зайки – за капустку,

(указательным и средним пальцами показываем ушки)

Мышки – за корку,

(двигаем пальцем как хвостиком)

Детки – за молоко.

(кисти рук образуют чашечку)

«Сорока – сорока»

Сорока – сорока

(взмахиваем кистями рук)

Кашу варила,

(указательным пальцем рисуем круг на ладони другой руки)

Деток кормила, -

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

(загибаем по одному пальцу поочередно, кроме мизинца)

А этому не дала:

(двигаем мизинцем из стороны в сторону)

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил –

Тебе нет ничего!

(грозим указательным пальцем).

«Барашеньки»

Барашеньки

Крутороженьки

(пальцами показываем рожки)

По горам ходят,

(топаем ножками)

В дудочку играют,

(имитируем игру на дудочке)

Васю потешают.

А сорока-белобока

(машем руками как крыльями)

Стала примечати,

А совища из лесища

Глазами – то хлоп, хлоп!

(держим пальцы возле глаз)

А козлище из хлевища

(пальцами рук показываем рожки)

Ногами – то топ, топ!

«Ходит гусь босой»

Ходит гусь босой,

(руку изгибаем, словно шею гуся)

Студит лапы росой,

(большие пальцы сцепляем, остальные расставляем в стороны, машем ими)

А ястреб летит –

(машем кистями рук)

Сапожка не запылит!

(топаем ножками)

Ласточка в небе

(двигаем кистями рук вправо и влево)

Милей ястребка,

(машем кистями рук)

Краше гусака.

(руку изгибаем, словно шею гуся).

А индюк чем гордится?

(ладони прижимаем друг к другу, пальцы – один к другому, наклоняем ладони)

Ни с кем во дворе

Не желает водиться,

(двигаем пальчиком)

Кричит – бренчит:

(соединяем большой и указательный пальцы)

- У меня гребень набекрень,

(хлопаем ладошками)

У меня гребень набекрень!

(соединяем ладошки, пальцы переплетаем).

«Гуси, вы, гуси»

Гуси, вы, гуси, красные лапки!

(руку изгибаем, словно шею гуся)

Где вы бывали? Что вы слыхали?

Где вы видали Ванюшину мать?

(разводим руками, плечи приподнимаем – 2 раза)

А Ванюшина мать в поле гуляет, -

(«идем» по поверхности стола)

Цветы собирает,

(крутим кистями рук)

Венок завивает

(запястья соединяем, пальцами изображаем бутон цветка)

Ванюше своему.

«Белые гуси»

Белые гуси

(соединяем большой палец с остальными прямыми пальцами)

К ручейку идут, -

(ладошками «шагаем» по столу)

Гусяток ведут.

(большой палец соединяем с остальными чуть согнутыми)

Белые гуси

 (соединяем большой палец с остальными прямыми пальцами)

Вышли на луга,

(крутим кистями рук)

Крикнули гуси,

Белые гуси:

(соединяем большой палец с остальными прямыми пальцами)

- Га! Га! Га!

(раскрываем «клюв»).

«Идет коза рогатая»

Идет коза рогатая,

(пальцами бежим по столу)

Идет коза бодатая.

(изображаем рожки)

Ножками топ-топ,

(топаем ножками)

Глазками хлоп-хлоп.

(соединяем 3 раза большой палец с остальными)

Кто каши не ест,

Молока не пьет –

Забодает!

Забодает!

Забодает!

(бодаемся рожками).

«Курочка – тараторочка»

Курочка – тараторочка

(указательный и большой пальцы соединяем, 3-5 пальцы сгибаем)

По двору ходит,

(пальцами бежим по столу)

Цыплят водит,

(2-5 пальцы вместе и чуть согнуты, соединяем с большим)

Хохолок раздувает,

(разводим пальчики)

Малых деток потешает.

(крутим кистями рук).

«Николенька – гусачок»

Николенька – гусачок

(руки упираем в боки)

По бережку скачет,

(одну ладонь опускаем, сгибая в запястье, а другую в это время поднимаем)

Белу рыбку ловит,

(2-5 пальцы одной руки берем в кулачок другой)

Бабушку кормит.

(соединяем ладошки, сделав тарелочку)

Бабушка старенька,

Николеньку любит,

Все внучка голубит.

(гладим себя по голове ладошкой).

«Во реченьке-речке»

Во реченьке-речке

Купался бобер, -

(волнообразные движения руками)

Купался, купался,

Не выкупался,

На горку взошел, -

Весь вымарался,

(одну ладонь опускаем, сгибая в запястье, а другую в это время поднимаем)

Под горку сошел, - отряхивался.

(пальчиками бежим по поверхности)

Лисица добра будила бобра:

(сжимаем кулаки; прижимаем 2-5 пальцы большим и разжимаем все пальцы)

- Ты вставай, бобер,

Ты, вставай, молодой!

Охотники свищут, -

Тебя, бобра, ищут.

(хлопаем в ладоши).

 «Длинноногий журавель»

Длинноногий журавель

(одну руку поднимаем вверх)

На мельницу ездил.

(свободно вращаем руки вокруг туловища)

На мельницу ездил,

(свободно вращаем руки вокруг туловища)

Диковинку видел:

(поворачиваемся вправо-влево)

Коза муку мелет,

(показываем рожки указательным и безымянным пальцами)

Козел засыпает,

(показываем рожки)

А маленькие козленочки

(показываем рожки над головой)

Муку выгребают,

(пальчики разводим и сгибаем)

Сова из-за угла смотрит,

(показываем кружки у глаз)

Ногами топочет,

(топаем ногами)

Головою вертит.

(поворачиваем голову вправо-влево).

«Божья коровка»

Божья коровка,

(2-5 пальцы складываем в замочек, большие пальцы вверх)

Черная головка,

Улети на небо,

(машем руками)

Принеси нам хлеба,

(ладошки складываем тарелочкой)

Черного и белого,

(делаем волнообразные движения)

Только не горелого.

(грозим пальчиком).

«Петушок, петушок»

- Петушок, петушок,

(соединяем большой и указательный пальцы – «клюв»)

Золотой гребешок,

(ладони прижимаем друг к другу, пальцы одной руки – между пальцами другой руки)

Масляна головушка,

(проводим рукой сверху вниз по голове)

Шелкова бородушка,

(проводим рукой по подбородку)

Что ты рано встаешь,

Голосисито поешь,

Деткам спать не даешь?

(кладем ладошки под щечку).

«Свинка Ненила»

Свинка Ненила

Сыночка хвалила:

- то-то хорошенький,

(ладошки под щеками; наклоняем голову вправо-влево)

То-то пригоженький;

(поворот туловища вправо-влево)

Ходит бочком,

(ходим бочком; руки прижимаем к телу)

Уши торчком,

(ладошки с сомкнутыми пальцами на голове)

Нос пятачком!

(пальцами дотрагиваемся до носа).

«Водичка-водиченька»

Водичка-водиченька,

(пальцами дотрагиваемся до поверхности, двигаем ими из стороны в сторону)

Умой мое личико!

(делаем движения рукой около лица)

Чтобы щечки алели,

(пальцами показываем на щеки)

Чтобы глазки блестели,

(пальцы у глаз)

Чтоб смеялся роток,

(пальцы у уголков рта)

Чтоб кусался зубок!

«Аленка-маленка»

Аленка-маленка

Шустра, быстра:

Воды наносила,

(складываем пальцы ковшиком)

Сарафан дошила,

(указательным пальцем «шьем» иголкой)

Носок довязала,

(пальцы сжимаем в кулаки, указательные вращаем вокруг друг друга)

Ягод насобирала.

(делаем широкое движение руками от боков к центру)

Везде поспела –

В охотку ей дело.

(руки вверху: движения рук вправо-влево).

«Во саду, садочке»

Во саду, садочке

Выросла малинка.

(потягиваемся)

Солнце ее греет,

(руки вытягиваем, пальцы сжимаем в кулаки)

Дождичек лелеет.

(руки опускаем и поднимаем вверх-вниз)

В светлом теремочке

(руки складываем «домиком» над головой)

Выросла Лизуша!

Люди ее любят,

Все ее голубят.

(поглаживаем себя по голове).

«Дождик, дождик»

Дождик, дождик, веселей

(руки вверху: прижимаем 2-5 пальцы большим и быстро разжимаем - «сбрызгиваем»)

Капай, капай, не жалей!

(грозим пальчиком)

Только нас не замочи!

(складываем ладошки над головой)

Зря в окошко не стучи –

Брызни в поле пуще:

(прижимаем 2-5 пальцы большим и быстро разжимаем - «сбрызгиваем»)

Станет травка гуще!

(держим ладошки вертикально перед собой, двигаем ими в разные стороны).

«Солнышко-ведрышко»

- Солнышко-ведрышко!

(поднимаем руки вверх, пальцы размыкаем)

Взойди поскорей,

(руки держим вверху)

Освети, обогрей

(опускаем руки, ладони раскрываем перед собой)

Телят да ягнят,

(показываем рожки)

Еще маленьких ребят.

(ладошки держим перед собой, большой и указательный пальцы наклонены друг к другу).

«Поет рожок»

Поет рожок, поет рожок!

(изображаем игру на дудочке)

Мы гоним стадо на лужок.

(топаем ногами)

Пасем коров мы целый день

Лишь станет жарко, гоним в тень.

(ладошкой проводим по лбу)

К студеной речке водим пить,

(ладони держим ковшиком)

А к вечеру спешим доить.

Поет рожок, поет рожок!

Неси-ка кружку, мой дружок!

(упираем руки в боки).

«Ножки, ножки, где вы были»

- Ножки, ножки, где вы были?

(топаем ногами)

- За грибами в лес ходили.

- Что вы, ручки, работали?

- Мы грибочки собирали.

(ладони сжимаем в кулаки)

- А вы глазки помогали?

- Мы искали да смотрели –

(руками дотрагиваемся до глаз)

Все пенечки оглядели.

(приседаем, руку держим ладошкой вниз)

Вот и Ванюшка с грибком,

(одна ладошка в кулаке, изображает ножку гриба, другая накрывает ее)

С подосиновичком!

«Бежала лесочком»

Бежала лесочком

(«бежим» пальчиками по столу)

Лиса (ладошки над головой как ушки)  с кузовочком.

(руки опускаем вниз, держим перед собой)

- А что в кузовочке?

- Лесные грибочки,

(одна ладошка в кулачке как ножка гриба, другая накрывает ее ладошкой)

Грибочки-груздочки

Для сына, для дочки.

(два раза показываем на себя).

«Котя, котенька»

Котя, котенька, коток,

(ладошки над головой как ушки)

Котя – серенький лобок,

Приди, котя, ночевать,

(ладошки кладем под щечку)

Мою детку покачать.

(пальцы в «замочек»; делаем движения руками как на качелях)

А как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

(показываем ладошками кусочек пирога)

И кувшин молока.

(ладошки держим перед собой, показываем кувшин).

«Ночь пришла»

Ночь пришла,

(тихонько изображаем шаги)

Темноту привела;

(закрываем глаза)

Задремал петушок,

(ладони прижимаем друг к другу, пальцы растопырены)

Запел сверчок.

Уже поздно, сынок,

Ложись на бочок,

(ладони под щекой)

Баю-бай,

Засыпай…

(движение, будто «укачиваем» ребенка).

«Богат Ермошка»

Богат Ермошка –

У него собака да кошка,

(большой палец выставляем вверх, указательный сгибаем; другой рукой – средний и безымянный прижимаем большим, указательный и мизинец чуть сгибаем)

Петушок да курочка,

(изображаем клюв)

Селезень да уточка.

(соединяем пальцы с большим)

Вот как кошка

На окошке

Шьет рубашку

(водим указательным пальцем)

Для Ермошки!

Собачка – пустолайка

Лепешки печет.

(«лепим» пирожок)

Кот в уголке

Сухари толчет.

(бьем кулачком одной руки по ладошке)

Утка в юбке

Холсты тачет.

(сжимаем и разжимаем кулачки)

Селезень – пирожник

Пироги печет.

(лепим «пирожок»)

Петушок в сапожках

Песни поет.

(соединяем и разъединяем пальцы)

Курочка в сережках

Избушку метет.

(«метем» ладошкой по столу)

Вымела избушку,

Положила голичок:

- Ляг, голичок,

Под порог на бочок!

«Улитка, улитка»

Улитка, улитка!

(кулачок одной руки обхватываем ладошкой другой)

Покажи рога,

(показываем «рожки»)

Дам кусок пирога,

(показываем «пирожок»)

Пышки, ватрушки,

Сдобной лепешки, -

(лепим «пирожок»)

Высуни рожки!

(показываем «рожки»).

«В нашей избушке»

В нашей избушке петух поет,

(руки складываем «домиком»)

Мышка – норушка избушку метет,

(«метем» ладошкой по столу)

Кошка на окошке штанишки шьет,

(указательным пальцем «шьем» иголкой)

Курочка на печке горшки скребет.

(ладошками сделать горшок, поскрести «коготками»).

«Воробей живет под крышей»

Воробей живет под крышей.

(помахать скрещенными кистями рук)

В теплой норке домик мыши.

(показать ушки мыши)

У лягушки дом в пруду,

(сделать руками круг перед собой)

Домик пеночки в саду.

(помахать «крыльями»)

- Эй, цыпленок, где твой дом?

- Он у мамы под крылом.

(помахать «крыльями»).

«Сел на ветку снегирек»

Сел на ветку снегирек.

(руки в стороны, потом помахать «крыльями»)

Брызнул дождик – он промок.

(руки вверх, соединить кончики пальцев, потом «сбрызнуть»)

Ветерок, подуй слегка,

(помахать руками над головой)

Обсуши нам снегирька.

(помахать «крыльями»).

«Жили – были зайчики»

Жили – были зайчики

(показать «ушки»)

На лесной опушке.

(ладошки положить на стол)

Жили – были зайчики

(показать «ушки»)

В беленькой избушке.

(ладошки сложить «домиком»)

Мыли свои ушки,

(потереть ладошки и пальчики)

Мыли свои лапочки.

(погладить ручки)

Наряжались зайчики,

(показать «ушки»)

Надевали тапочки.

(сложить ладошки).

«Вдоль по реченьке»

Вдоль по реченьке лебедушка плывет.

(«волны» руками, походить, плавно вытянув руки)

Выше бережка головушку несет.

(руки к щекам, наклон головы вправо-влево)

Белым крылышком помахивает,

(взмахи «крыльев»)

На цветы водичку стряхивает.

(кисти вместе, пальцы развести; стряхнуть кисти рук 2 раза).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковой гимнастики 1 младшая группа

Упражнения для детей 1 младшей группы «Здравствуйте, пальчики» Здравствуй, большой пальчик,Здравствуй, указательный,Здравствуй, средний,Здравствуй, безымянный,Здравствуй, мизинчик,Здравствуй...

Картотека пальчиковой гимнастики 2 младшая группа

Упражнения для детей 2 младшей группы  «Прилетели гули» русская народная потешка Прилетели гули, гули-голубочки.Сели на головку, на головку дочке.Ты, моя дочка, помаши ладошкой.Кыш-кыш-...

Пальчиковая гимнастика для младшей группы

Пальчиковая гимнастика для младшей группы...

инновационный проект по пальчиковой гимнастике в младшей группе

В проекте  представлен опыт построения обучающей работы с дошкольниками по формированию мелкой моторики. Раскрыта педагогическая система повышения уровня речевого развития детей при подготовке ру...

Сценарий "пальчиковая гимнастика" вторая младшая группа

В пальчиковых играх нужнозапоминать многое: и положение пальцев и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша....