Мама - самый лучший друг
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Ковальчук Валентина Александровна

Конспект 

НОД по познавательному развитию

в подготовительной группе «Мама - самый лучший друг»

     

    Цель: Формирование диалогической речи и активизации речевой активности детей.

Поддержка традиции бережного отношения к женщине. Закрепление семейных устоев для показа значения в нашей жизни главного человека – Матери; выражения любви и почтения.

    Интеграция областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

   Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие».

   Образовательные задачи:

-Учить детей ориентироваться в родственных отношениях, продолжать учить детей выразительно читать стихотворения; образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

-Упражнять в подборе прилагательных к слову («семья»).

-Активизировать словарь детей.

    Развивающие задачи: Развивать способность понимать слова народных пословиц, интерес к повседневному труду мамы, развивать общую и мелкую моторику рук, чувство гордости за свою семью.

     Воспитательные задачи: Воспитывать любовь и уважение к своей маме, членам своей семьи; желание выражать свои чувства близким людям, заботиться о них.

     Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов, фотографий, презентаций о маме. Дидактические игры на тему семьи, разучивание пальчиковой гимнастики «Наши мамы», «Подарок маме». Чтение рассказов о маме, стихов.

     Оборудование: компьютер, презентации «Моя мама лучше всех», «Семья Ксюши». Иллюстрации к рассказу «Упрямые козы». Слайды «Мамины помощники», бумага, краски.

    Словарная работа: родословная, род, фотографии, семья, традиции, хранительница очага, поколения.

ХОД НОД:

Дети играют на ковре. Подходит воспитатель, предлагая детям:

Станьте, дети, станьте в круг.

Ты мой друг, и я твой друг.

Дружно за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь!

     Воспитатель: Скажите, кто вас, дети, крепко любит?....

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_mama_luchshe_vseh.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  

НОД по познавательному развитию

в подготовительной группе «Мама - самый лучший друг»

     

    Цель: Формирование диалогической речи и активизации речевой активности детей.

Поддержка традиции бережного отношения к женщине. Закрепление семейных устоев для показа значения в нашей жизни главного человека – Матери; выражения любви и почтения.

    Интеграция областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

   Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие».

   Образовательные задачи:

-Учить детей ориентироваться в родственных отношениях, продолжать учить детей выразительно читать стихотворения; образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

-Упражнять в подборе прилагательных к слову («семья»).

-Активизировать словарь детей.

    Развивающие задачи: Развивать способность понимать слова народных пословиц, интерес к повседневному труду мамы, развивать общую и мелкую моторику рук, чувство гордости за свою семью.

     Воспитательные задачи: Воспитывать любовь и уважение к своей маме, членам своей семьи; желание выражать свои чувства близким людям, заботиться о них.

     Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов, фотографий, презентаций о маме. Дидактические игры на тему семьи, разучивание пальчиковой гимнастики «Наши мамы», «Подарок маме». Чтение рассказов о маме, стихов.

     Оборудование: компьютер, презентации «Моя мама лучше всех», «Семья Ксюши». Иллюстрации к рассказу «Упрямые козы». Слайды «Мамины помощники», бумага, краски.

    Словарная работа: родословная, род, фотографии, семья, традиции, хранительница очага, поколения.

ХОД НОД:

Дети играют на ковре. Подходит воспитатель, предлагая детям:

Станьте, дети, станьте в круг.

Ты мой друг, и я твой друг.

Дружно за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь!

     Воспитатель: Скажите, кто вас, дети, крепко любит? Кто вас нежно так голубит? Кто радуется больше всех, когда вы смеётесь? Кто сидит у вашей кровати, когда вы болеете?

     Дети: Это наша мама!

     Воспитатель: Вам сюрприз от ваших мам. Смотрите на экран.

    Приложение № 1. Идет демонстрация презентации «Моя мама лучше всех» с демонстрацией фотографий мам.

     Воспитатель: Верно, это наша мама. У каждого из нас есть мама. А знаете ли вы, что мама нам даётся однажды, когда мы появляемся на свет? И вот тогда появляется наша семья. Знаете ли вы, что такое семья?

     Дети: Мама, папа, брат, сестра, бабушка и дедушка. А как появились семьи?

     Воспитатель: Семья состоит из древнего рода. У наших мам и пап тоже есть родители, у этих родителей тоже были родители, а у них были свои родители и так много веков. Из поколения в поколения передаются традиции семьи. Эти семьи объединяет род. Что такое семья? Я отвечу вам: семья – это родные люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу с уважением. А какие бывают семьи?

     Дети. Семьи бывают большие и маленькие. Большие семьи – когда много взрослых и детей. Маленькие семьи – когда папа, мама, ребёнок. Семьи бывают дружные, спортивные, весёлые, трудолюбивые, многодетные. А давайте посчитаем свою семью.

                  Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять! Начинаю я считать.

Дети сжимают пальчики в кулачки на обеих руках.

Папа – раз!

Сгибают большой палец левой руки.

Мама – два!

Сгибают указательный палец левой руки.

Три – сестра!

Сгибают средний палец левой руки.

Деда с бабой не забудь!

Пять и шесть считать я буду!

Как я рад, что у меня

Сжимают и разжимают кулачки на обеих руках.

Очень дружная семья!

Сжимают обе руки в рукопожатии.

     Воспитатель: Верно. Вот такие родовые семьи и являются нашей родословной.

Считалось, что каждый мужчина должен посадить дерево, построить дом, вырастить сына или дочь. Так продолжался род.

Мы знаем много поговорок и пословиц о семье. Предлагаю вам игру. Я буду начинать фразу, а вы - заканчивать.

Игра «Закончи фразу»

При солнышке тепло -                   при матери добро.

Нет никого дороже -                     отца и матери.

В гостях хорошо,                         а дома лучше.

У кого есть бабушка и дед,      тот не знает бед.

На что клад,                                когда в семье лад.

     Воспитатель: У вас, ребята, тоже дружные семьи. Очень хорошая семья у Ксении. Давайте посмотрим и послушаем.

 Приложение № 2.Идёт демонстрация на экране презентации «Семья Ксюши» (см. запись на флэшке). После просмотра дети выражают свои впечатления.

 Воспитатель: Во все времена всегда в почёте, на первом месте была мама, хранительница домашнего очага. Это единственный человек, который нас любит по-настоящему просто за то, что мы её дети. Живём мы на свете, потому, что есть наши любимые мамы.  Что бы вы хотели сказать сейчас своим мамам?

Дети читают стихи:

Больше всех я люблю

Мамочку мою, папу, брата и сестру.

Мамочка милая! Ангел с небес!

Пусть твоя жизнь

Будет полна чудес!

Не найдёшь на свете глаз

Ласковей и строже.

Мама! Самый лучший друг

Лучше мамы нет!

Мамочка милая!

Самая красивая!

Нежная, любимая,

Мамочка моя!

Воспитатель:

Звенит звонок. (Используем ИКТ).

Дзинь, звенит звонок.

Это кто же, кто же, кто же?

Это гости к нам спешат…

Приглашаю на разминку

Наших любящих ребят.

Пальчиковая гимнастика «Наши мамы».

Много мама на белом свете,            Развести руки в стороны, крепко обхватив  

                                                             себя за плечи.  

Всех их очень любят дети!

Журналист и инженер,                      Начиная с мизинца, поочерёдно сгибаем  

                                                              пальцы рук.

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель –

Мамы разные нужны,                          Сжимаем ладони в «замок», разводим

                                                                руки, поднимаем ладони вверх.

Мамы разные важны.

      Воспитатель: Молодцы, ребята, я вижу, вы очень любите свою маму. А как вы думаете, можно ли потерять маму?

    Дети: Можно, если не слушать маму, а ещё в жизни бывают разные случаи, когда дети теряют маму.

    Воспитатель: Да, бывают иногда и печальные случаи, но мы будем думать, что всегда будет всё хорошо. А теперь подумайте и скажите, как можно ласково называть членов своей семьи?

              Дети называют ласково членов семьи.

 Ребята, что-то гости к нам не спешат.  Обратите внимание на компьютер, нам снова звонок. Кто же это? Ну-ка, Даниил, узнай.

                       Предлагается ребёнку открыть файл. На экране появляется письмо.

     Ребёнок: Здесь письмо, прочитаем?

     Воспитатель: Действительно, оно адресовано нам. Вот и адрес наш. Ребята, да тут загадка какая – то. Теперь мне понятно, если мы отгадаем загадку, то догадаемся, кто нам пишет. Слушайте внимательно:

Он один совсем остался,

Сам не знал, что потерялся,

Но не верит, что на свете

Есть потерянные дети…

И решил, один на льдине,

В путь отправится он длинный,

И во что бы то ни стало,

Отыскать родную маму.

С хоботом, но не слонёнок,

Кто же это?

    Дети: Мамонтёнок!

    Воспитатель: Верно, Мамонтёнок. Вот проказник, снова потерял маму, посмотрите:

    Включает на экран часть с мультфильма «Мама для Мамонтёнка».         Останавливает кадр с изображением Мамонтёнка – звучит голос:

-Здравствуйте, ребята! Я потерял свою маму. Я точно знаю, что мама должна быть у каждого, а я потерял накануне праздника. Я отправился на льдине в путешествие, не послушав маму. А мама волнуется. Помогите мне найти маму, а то льдина унесёт меня далеко от дома. На экране остаётся изображение Мамонтёнка.

    Воспитатель: Ребята, поможем Мамонтёнку, ведь и правда, так не бывает на свете, что бы были потерянные дети. Что же ты наделал, Мамонтёнок? Мы тебе поможем. Будь внимательным и слушай. Не теряйся больше. Ты сейчас далёко от дома.

Музыкальная физкультминутка-танец «Далёко от дома»

Мамонтёнок может не успеть без нашей помощи поздравить маму с праздником, а вы будете поздравлять свою маму? Расскажите, что бывает, когда мамы дома нет?

      Дети:

Без мамы в квартире

Печально и пусто,

Без мамы в квартире

И скучно и грустно.

А мама придёт –

Словно солнышко встретишь!

А вот как обидишь –

И сам не заметишь

     Воспитатель: Скажите, о каком празднике для мам, говорит Мамонтёнок?

     Дети: Он говорит о празднике День матери.

     Воспитатель: Верно. В последнее воскресенье ноября в России отмечают День матери. В этот день принимают поздравления все мамы. Это мамин день. Как вы будете встречать этот день?

     Дети:

Мамин день!

Мамин день!

Платье лучшее надень!

Утром встань пораньше,

В доме прибери,

Что ни будь хорошее

Маме подари.

Будем мам мы поздравлять,

Крепко, крепко обнимать!

Милую, любимую,

Самую красивую.

И подарок и цветы

Дарим маме я и ты.

Будем маму поздравлять,

Будем маме помогать.

И возьмёмся мы за дело

Быстро, ловко и умело!

Наведём порядок сами

Это наш подарок маме.

      Воспитатель: Давайте посмотрим на наших помощников.

      Приложение № 3. Идёт демонстрация слайдов «Мамины помощники».  Дети делятся впечатлениям.

Вот как ребята любят свою маму, Мамонтёнок, помогают ей, а не огорчают её.

Я вижу, что мамы будут очень рады таким помощникам. И не обязательно дарить какие-то большие подарки мамам, стоит ей улыбнуться, крепко – крепко обнять, нежно поцеловать и сказать ласково: «Мамочка любимая, я тебя люблю!». Нужно всегда слушать маму. Она желает вам добра. Послушание должно быть у каждого ребёнка.

    Мамонтёнок: А что такое послушание?

   Воспитатель: Послушание, ребята, запомните – это быстрое и радостное выполнение воли мамы, родителей.

   Мамонтёнок: А что может огорчить маму? Как вы думаете, ребята?          Ответы детей.

   Мамонтёнок: Как просить прощения?

   Дети: Стараться забыть обиду и сделать для своего обидчика что-нибудь доброе.

   Мамонтёнок: А я вот часто упрямлюсь, и мама за это меня ругает.

   Воспитатель: А знаете ли вы, что такое упрямство?

   Дети: Упрямство – это спор, неуступчивость.

Чтение «Упрямые козы». Работа с иллюстрациями.

    Обсуждение ситуации:

  1. Уступил ли кто-нибудь дорогу?
  2. Какое плохое качество проявили козы?
  3. Почему они так поступили?
  4. Чем одна коза была лучше другой?
  5. Разумно или глупо поступили козы?
  6. Кого называют упрямым?          Ответы детей.

   Воспитатель: Запомните, упрямым называют того, кто спорит и никого не слушает.

    Мамонтёнок: Я знаю, что родителей нужно любить, радовать маму и папу.

    Воспитатель: Мамонтёнок, а как ты понимаешь слова «любить родителей»?

    Мамонтёнок: Надо быть послушным, не упрямиться, помогать им.

    Воспитатель: А я предлагаю вам игру «Выбор». Я скажу предложение, а вы говорите «правильно» - «неправильно». Мы выбираем те дела, которые могут порадовать нашу маму. Дети сопоставляют и дают ответы.

  1. Убирать за собой одежду. – Разбрасывать одежду по всем стульям.
  2. Мыть свою посуду. – Оставлять после еды свою грязную посуду на столе.
  3. Чистить зубы. – Ходить грязным.
  4. Прибирать кровать – Оставлять кровать неприбранной.
  5. Замечать, когда мама и папа устали – Не замечать, когда мама и папа устали.

Мы говорили, что у нас есть бабушки и дедушки.

         Как нужно почитать старых людей?

           Дети: Уважать.

          За что их нужно уважать?

             Дети: Они прожили трудную жизнь.

Когда вы будете старенькими, какого бы отношения вы желали к себе?       Дети: Уважительного.

Если вы хотите к себе уважительного отношения то, как сами должны относиться к старшим?

   Дети: Тоже уважительно, доброжелательно. Радовать своих мам хорошим поведением, ведь бабушка и дедушка – это родители наших родителей.

    Воспитатель: Я вижу, что у вас, ребята, очень дружные семьи, это так?

    Дети: Да!

    Мамонтёнок: Тогда поиграем в ладоши. (По очереди загибаем пальчики в кулачок).           Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я!

Дружная семья!

     Мамонтёнок: Ребята, вон берег! Я вижу его! На берегу стоит моя любимая мама. Это вы помогли мне её найти, спасибо вам. Я очень благодарен вам, ребята, многое я узнал у вас, о маме, о семье. И теперь я понял:

Дом, в котором мы живем –

Это очень добрый дом.

В нем живут мои игрушки,

Мама, папа, брат, сестра,

Дед и баба. Ну, и я!

Нарисуй свой добрый дом

И своих любимых в нем.

     Воспитатель: До встречи, Мамонтёнок, не теряйся больше. Ребята, сегодня мы говорили о маме, о своей семье. Давайте все вместе нарисуем дом, в котором мы живем и своих любимых в нем.

Звучит песня о маме. Дети рисуют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кратковременный проект "Мама - самый лучший друг".

Проект для детей подготовительной группы, посвященный празднованию Дня Матери....

Праздник "Мама - самый лучший друг на свете"

Праздник "Мама - самый лучший друг на свете"...

"Мама - самый лучший друг!"

Сценарий праздника в детском саду к Международному женскому дню. Главный герой - Карлсон с поздравлениями, играми, загадками....

«Интеграция образовательных областей в рамках реализации проекта «Мама – самый лучший друг»

Использование проектной деятельности с учетом принципа интеграции всех областей, то есть их взаимодействия, взаимопроникновения друг в друга, обеспечивает целостность образовательного проекта....

Презентация «Интеграция образовательных областей в рамках реализации проекта «Мама – самый лучший друг»

Интеграция образовательных областей должна обеспечить дошкольнику целостное восприятие окружающего мира. Выбранная тема «проецируется»  на все  образовательные области, предлагаемые ФГО...

"Мама- самый лучший друг"

Проетк ко дню матери....