Программа «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».
методическая разработка по развитию речи на тему
Пальчиковую гимнастику в дошкольных образовательных учреждениях проводят не всегда и то в виде динамических пауз или как средство коррекции, или для подготовки руки к письму. При этом используются в основном движения первых трех пальцев, тех, что постоянно активны и в быту, и в общении. Два последних пальца – безымянный и мизинец – находятся вне социальной зоны и в повседневной деятельности обычно пассивны. Кроме того, в привычном наборе занятий по развитию тонкой моторики в основном используются движения: сжатия, лишь изредка – растяжения и почти никогда – расслабления. Этот «перекос» может привести к повышению тонуса пальцев ребенка. Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти рук необходима тренировка всех трех типов составляющих – и сжатия, и растяжения, и расслабления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников». | 187.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Новоорловский центр развития ребенка детский сад «Аленушка»
Программа
«Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».
Учитель-логопед: Т.Н. Першина
п. Новоорловск
«Движение руки тесно связано с речью
и способствует её развитию» (Б.М. Бехтерев)
Введение
Речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. В дошкольном возрасте происходит созревание речевых областей мозга, овладение главными грамматическими формами родного языка, накапливание большого запаса слов. Если в это время речи детей не уделяется должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.
Считается, что главное в развитии речи - это степень речевого общения детей с взрослыми: слушая чужую речь, ребенок получает способность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он начинает артикулировать слоги, появляются первые слова, фразы и так далее. На этом же принципе строятся программы по развитию речи в дошкольных образовательных учреждениях. Но степень речевого общения детей с взрослыми, не основное условие для развития речи дошкольника.
Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН под руководством М.М.Кольцовой, было доказано, что формирование словесной речи у ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.
Выдающийся русский просветитель 18 века Н.И. Новиков еще в 1782 году утверждал, что «натуральное побуждение к действию над вещами у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития». Невропатолог и психиатр Б.М. Бехтерев писал, что движение руки тесно связано с речью и способствует ее развитию. Немецкий философ И. Кант называл человеческую руку выведенным наружу головным мозгом. Английский психолог Д. Сэлли, также придавал огромное значение «созидательной работе руки» для развития мышления и речи детей.
Большую работу по изучению влияния тренировки тонких движений пальцев на развитие активной речи провела Л.В. Фомина. Она обследовала более 500 детей в различных детских учреждениях и обнаружила, что уровень развития речи у них всегда находился в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Поэтому необходимо использовать этот факт в работе с детьми и в случаях нормального речевого развития, и особенно, когда развитие речи нарушено.
На сегодняшний день логопеды в своем арсенале имеют множество пальчиковых игр, но пальчиковую гимнастику в дошкольных образовательных учреждениях проводят не всегда и то в виде динамических пауз или используют ее как средство коррекции уже имеющихся речевых нарушений, или для подготовки руки к письму. При выполнении всех перечисленных видов деятельности используются в основном движения первых трех пальцев, тех, что постоянно активны и в быту, и в общении. Ест ли ребенок, рисует ли, жестикулирует ли – работает большой, указательный и средний пальцы. Эти три пальца, смежную с ними часть ладони и соответствующее им двигательное поле можно обозначить как социальную зону руки. Два последних пальца – безымянный и мизинец – находятся вне социальной зоны и в повседневной деятельности обычно пассивны. Оставляя безымянный палец и мизинец вне поля внимания, можно на треть снизить эффективность упражнений. Так как в двигательной области коры головного мозга проекция каждого из пальцев в отдельности очень значительна. Это особо значимо для детей с 2 – 2,5 лет, так как самые маленькие даже в стандартных упражнениях используют все пять пальцев, известная специализация (пинцетный зажим) происходит позднее. Кроме того, в привычном наборе занятий по развитию тонкой моторики в основном используются движения: сжатия, лишь изредка – растяжения и почти никогда – расслабления.
Этот «перекос» может привести к повышению тонуса пальцев ребенка. Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти рук необходима тренировка всех трех типов составляющих – сжатия, и растяжения, и расслабления. Между тем именно в дошкольном возрасте, влияние мелкой моторики на речь ребенка очень велико и важно в этот период проводить развивающую работу.
Пояснительная записка
В детском саду «Алёнушка» было проведено исследование речи и пальцевой моторики руки у воспитанников младших групп. Для определения нормы речевого развития использовалась специальная диагностическая шкала, составленная Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, критерии для определения начального вербального развития детей дошкольного возраста. Для определения актуального уровня развития мелкой моторики рук у детей, использовались возрастные нормы (по данным М.М. Кольцовой). По результатам диагностики было выявлено, что у 40% обследуемых детей речевое развитие и развитие мелкой моторики ниже возрастной нормы. Следовательно, уровень развития речи у детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Таким образом, мы видим, что существует необходимость проведения специальной работы, которая бы способствовала повышению уровня речевого развития детей, через стимуляцию пальцев рук.
Для решения данной проблемы нами была разработана программа «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».
Программа разработана с учётом опыта по развитию пальцевой моторики и речи детей дошкольного возраста, который уже был накоплен как в мировой практике, так и в практике отечественных учёных, педагогов, психологов (М.М.Кольцова, М.С. Рузина, В.В. Цвынтарный, И.С. Лопухина и т.д).
Цель: развитие речи детей младшего и среднего дошкольного возраста, путем специальной тренировки пальцев рук.
Задачи: 1. организовать специальные игры и упражнения, способствующие развитию тонких движений пальцев рук, соответствующие речевым, физическим, индивидуально-личностным, возрастным особенностям детей дошкольного возраста;
2. развивать и совершенствовать мелкую моторику руки посредством игр и упражнений определённой последовательности, сочетающие такие виды движений пальцев рук, как сжатие, растяжение, расслабление кисти, изолированное движение каждого из пальцев, а также приёмы массажа и самомассажа;
3. развивать ловкость, точность, плавность движений пальцев рук, умение двигаться в соответствии со словом;
4. развивать и активизировать речевую деятельность детей в процессе выполнения игровых заданий, проходящих в увлекательной, игровой форме;
5. сформировать у ребёнка потребность в овладении речью через разнообразные игры и упражнения, с использованием различных видов деятельности.
Ожидаемый результат: если целенаправленно, систематически развивать мелкую моторику рук детей дошкольного возраста, то повысится уровень развития их речи.
Программа построена с учетом двух психологических принципов: принципа развития и принципа деятельности. Использование разнообразных видов деятельности формирует у ребенка потребность в овладении речью, поэтому мы используем разнообразные игры и упражнения, которые обеспечивают успешное выполнение данных принципов.
Игры и упражнения адаптированы к возрастным особенностям детей и используются в определенной последовательности так, что в них сочетаются:
- сжатие
- растяжение
- расслабление кисти
- изолированные движения каждого из пальцев.
Основа программы не только пальчиковые игры и упражнения, но и приемы массажа и самомассажа (поглаживание, растирание, разминание). Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомляемой мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое.
Занятия по программе проводятся на основе тематического плана с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, в течение учебного года, ежедневно, в утренний отрезок времени, во взаимодействии с воспитателями групп. Воспитатели, проводя занятия с детьми по развитию мелкой моторики и речи, имеют возможность выбирать игры и упражнения и строить занятия в соответствии возрастных и индивидуально-личностных особенностей ребенка. На каждом занятии используются не более трех-четырех видов заданий с постепенным усложнением, на развитие мелких движений кистей и пальцев рук, которые занимают от 2 до 12 минут на каждом занятии, что соответствует физическим нормам детей младшего и среднего дошкольного возраста и способствует увеличению эффективности занятий. Формы работы, используемые на занятиях с детьми, могут быть индивидуальные, подгрупповые и групповые. Все занятия проводятся в увлекательной игровой форме, создается положительный эмоциональный фон.
Кроме того, мы поддерживаем тесную связь с родителями. Мы предложили родителям проводить дома с детьми ежедневные контрастные ванны для кистей рук, затем - контрастное их обливание, что также способствует эффективности проводимых занятий по совершенствованию мелкой моторики рук. Родителям также предлагаем повторять и заучивать стихи, упражнения, повторять игры на развитие мелкой моторики и речи детей.
Программа демонстрирует возможности значительных качественных изменений речи детей дошкольного возраста, путем специальной тренировки пальцев рук. Это нашло свое выражение в количественных показателях основных критериев речевого развития дошкольников нашего ДОУ, участвующих в эксперименте (6 детей с высокой нормой развития речи, 8 – с нормой и 1 ребенок с низкой нормой развития). Результаты значительно превышали изменения, обусловленные возрастной динамикой развития речи детей не участвующих в эксперименте (3 ребенка с высокой нормой развития речи, 9 – с нормой и 3 ребенка с низкой нормой развития).
Для оценки развивающего эффекта программы используются следующие критерии:
- повышение речевой активности ребенка в ходе выполнения игровых заданий.
- диагностика динамики развития активной речи детей дошкольного возраста.
- повышение уровня развития речи и мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
Совокупность этих критериев позволяет оценить эффективность пальчиковой гимнастики для каждого ребенка и выявить динамику развития его речи.
Тематическое планирование занятий с детьми дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и речи
№п/п | Название игр | Основные цели, задачи | Время проведения |
Вторая младшая, средняя группы | |||
Сентябрь - обследование | |||
Октябрь | |||
1 2 3 4 | «Пальцы» «Стирка» «Зайка» «Дерево на ветру» | 1. Знакомить детей с пальчиками. 2. Активизировать мелкую моторику рук. 3. Учить детей имитировать движения. 4. Учить детей расслаблять кисти. | Ежедневно в утренний отрезок времени; для воспитателей во время проведения занятий как динамическая пауза; для родителей в форме домашних заданий для повторения. |
5 6 7 8 | «Согреем наши ручки» «Мои веселые пальчики» «Какие мы сильные» «Вдоль по реченьке» | 1. Учить детей приемам массажа и самомассажа. 2. Имитировать и подражать движениям соответственно содержанию текста. 3. Развивать силу пальцев 4. Учить расслаблять кисти рук | |
Ноябрь | |||
1 2 3 4 | «Гимнастика для рук» «Портниха» «Пропавшие руки» «Балерина» | 1. Упражнять пальцы рук 2. Развивать «пинцетный зажим» 3. Расслаблять руки 4. Имитировать движения соответственно содержанию текста | Ежедневно в утренний отрезок времени; для воспитателей во время проведения занятий как динамическая пауза; для родителей в форме домашних заданий для повторения. |
5 6 7 | «Улей» «Пчелы» «Песенка о левой и правой руке» | 1. Учить изолированным движениям пальцев рук 2. Развитие изолированных движений пальцев 3. Воспитывать чувство ритма и умение двигаться в соответствии со словом. | |
8 9 10 11 | «Музыканты» «Гуси» «Зайчики» «Морозко» | 1. Имитировать движения соответственно содержанию текста. 2. Учить детей изображать с помощью пальцев разные фигуры. 3. Развивать силу пальцев. 4. Массажировать ладони и пальцы рук. | |
Декабрь - Январь | |||
1 2 3 4 | «Поворот» «Повстречались» «Веселый гном» «Рыбка» | 1. Развивать подвижность суставов рук 2. Развитие ловкости пальцев рук 3. Учить двигаться в соответствии со словом 4. Расслаблять кисти рук | Ежедневно в утренний отрезок времени; для воспитателей во время проведения занятий как динамическая пауза; для родителей в форме домашних заданий для повторения. |
5 6 7 8 | «Поворот» «Повстречались» «Веселый гном» «Рыбка» | 1. Развивать подвижность суставов рук 2. Развитие ловкости пальцев рук 3. Учить двигаться в соответствии со словом 4. Расслаблять кисти рук | |
9 10 11 12 | «Веселая зарядка» Повтори за мной» «Изготовление бус» «Гречневая куколка» | 1. Имитировать движение, подготовить руки к последующим упражнениям 2. Развивать координацию движений пальцев 3. Тренировать изолированные движения пальцев 4. Расслаблять пальцы | |
Февраль | |||
1 2 3 4 | «Пальчики в лесу» «Нанизывание картонных фигурок на шнур» «Динь-динь-бом» «Кошечка умывается» | 1. Учить подвижности пальцев 2. Развивать «пинцетный зажим» 3. Воспитывать и развивать чувство ритма, умение двигаться в соответствии со словом 4. Расслабление кисти рук | Ежедневно в утренний отрезок времени; для воспитателей во время проведения занятий как динамическая пауза; для родителей в форме домашних заданий для повторения |
5 6 7 8 | «Зарядка с резиновым мячиком» «Замок», «Стул», «Стол» «Дорожка» «Дерево» | 1. Развивать подвижность пальцев 2. Развивать скоординированность движений пальцев рук 3. Развивать скорость движений пальцев рук 4. Расслаблять пальцы и руки | |
9 10 11 12 | «Упражнения с карандашом» «Пальчиковая гимнастика» «Лесенка» «Спи мой птенчик» | 1. Разогреть руки 2. Развивать подвижность пальцев 3. Развивать изолированные движения пальцев рук 4. Расслаблять кисти рук | |
Март- Апрель | |||
1 2 3 4 | «Кошка выпускает когти» «Скачет зайчик» «Бусы для мамы» «Цветок» | 1. Разогреть пальцы рук 2. Развивать подвижность пальцев, умение двигаться в соответствии со словом 3. Развивать координацию и точность движений 4. Расслаблять пальцы рук | Ежедневно в утренний отрезок времени; |
5 6 7 8 9 | «Терка» «Мои пальчики» «Прятки» «Лошадки» Самомассаж рук (поочередное поглаживание) | 1. Разогреть кисть руки, подготовить для выполнения последующих упражнений. 2. Развивать изолированные движения каждого пальчика. 3. Развивать подвижность пальцев. 4. Расслабить пальцы рук. | Ежедневно в утренний отрезок времени для родителей в форме домашних заданий для повторения |
10 11 12 13 14 15 16 17 | «Веселая зарядка» «Повтори за мной», «Очки», «Флажок», «Лодка», «Пароход» «Посчитаем бусинки» Упражнения с «Гречневой куколкой» | 1. Подготовить руки к последующим упражнениям. 2. Развивать координацию, точность движений пальцев рук. 3. Тренировать изолированные движения пальцев рук. 4. Расслабления пальцев рук. | Ежедневно в утренний отрезок времени для воспитателей во время проведения занятий как динамическая пауза; для родителей в форме домашних заданий для повторения |
18 19 20 21 | «Утюг» «Золушка» «Гроза» «Птенчик» | 1. Массаж кистей рук. 2. Развивать «пинцетный зажим». 3. Развивать подвижность пальцев и умения двигаться в соответствии со словом. 4. Расслабить кисти и пальцы рук. | |
Май | |||
1 2 3 4 | «Этот пальчик» Человечки» Упражнения с резиновым шариком. С помощью мягкой игрушки | 1. Разогреть пальчики рук для выполнения последующих упражнений. 2. Развивать подвижность пальцев рук. 3. Тренировать силу рук. 4. Расслабить пальцы рук. | Ежедневно в утренний отрезок времени; для воспитателей во время проведения занятий как динамическая пауза; для родителей в форме домашних заданий для повторения |
5 6 7 8 9 | «Терка» «Мои пальчики» «Прятки» «Лошадки» Самомассаж рук (поочередное поглаживание) | 1. Разогреть кисть руки, подготовить для выполнения последующих упражнений. 2. Развивать изолированные движения каждого пальчика. 3. Развивать подвижность пальцев. 4. Расслабить пальцы рук. | |
Дополнительный материал (по выбору воспитателя) | |||
Средняя, старшая группы для развития мелкой моторики | |||
1 | «Украшаем елку» «Чего не стало» «Что поменялось» | 1. Расширение словарного запаса. 2. Совершенствование грамматического строя речи. 3. Автоматизация правильного произношения звуков с, ш, л, р. 4. Дифференциация звуков с-ш, л-р. | Воспитателям во время проведения игр и занятий с детьми, по заданию логопеда, во второй половине дня |
2 | «Аквариум» «Кого не стало» «Что изменилось» | 1. Расширение словарного запаса. 2. Совершенствование грамматического строя. 3. Развитие зрительного внимания. | |
3 | «Деревья» «Что изменилось» «Чего не стало» | 1. Расширения словарного запаса. 2. Расширения образного словаря. 3. Совершенствования грамматического строя речи. | |
4 | «Собери семью» «Пальцы» «Стирка» «Зайка» «Дерево на ветру» | 1. Развитие словарного запаса. 2. Совершенствования грамматического строя речи. 3. Развитие навыков звукового анализа синтеза. 4. Развитие зрительного внимания. | |
5 | «У белочки в гостях» «Согреем наши ручки» «Вдоль по реченьки» | 1. Развитие словарного запаса. 2. Совершенствования грамматического строя речи. 3. Развитие навыков звукового анализа синтеза. 4. Развитие зрительного внимания. |
Методы исследования.
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребёнка полноценной психики и дальнейшего правильного её развития. Внимание к развитию речи ребёнка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время идёт интенсивное созревание мозга ребёнка и формируют его функции. Физиологам известно, что функция центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций может задерживаться.
В период с 2 до 3 лет начинается интенсивное формирование грамматической структуры предложения. Отдельные слова в это время становятся частями предложения, происходит согласование их окончаний. Пассивный словарь ребёнка в этом возрасте не намного отличается от активного, и их соотношение в трехлетнем возрасте составляет примерно 1:1,3.
Для определения нормы речевого развития была использована специальная диагностическая шкала, составленная Н.С.Жуковой, Е.М.Мастюковой.
ШКАЛА (возраст - речевые возможности)
2 года - словарный запас минимум 50 слов.
1. Показывает пять частей тела.
2. Понимает двухэтапную инструкцию.
3. Неправильно использует местоимения.
2 года 6 месяцев.
1 .Употребление множественного числа.
2.Употребление прошедшего времени.
3.Правильное употребление местоимений.
4.Название цвета (правильно называет хотя бы один цвет).
3 года.
Словарный запас примерно 250 слов и более.
1. Понимание предлогов.
2. Называет имя, фамилию, пол.
3 года 6 месяцев.
1. понимание противоположных аналогий
2. Правильно называет основные цвета.
Исходя из данной шкалы были выделены следующие критерии для
определения начального вербального развития.
1.Количество называемых изображений.
2.У потребление множественного числа.
3.Употребление прошедшего времени.
4.У потребление предлогов.
5. Употребление названия цвета.
Обследование по данным критериям проводится в динамике.
Выделяются следующие уровни речевого развития:
• выше нормы (дети опережающие один возрастной период);
• норма (дети соответствующие своему возрастному периоду);
• ниже нормы (дети, отстающие на один возрастной период).
Дети стойко отстающие на один возрастной период относятся к групп риска.
Для определения актуального уровня развития речи у детей раннего возраста, а также с целью выяснения изменений после реализации программы «Пальчиковая гимнастика для развития речи детей дошкольного возраста» нами были использованы следующие методики:
1. НАЗВАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ.
(Методика описана Л. Матвеевой, И. Выбойщиком, Д. Мякушкиным).
ЦЕЛЬ: Методика предназначена для определения словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста.
МАТЕРИАЛ: Картинки изображающие: кошку, собаку, хлеб, петуха, платок, ложку, яблоко, малину, чашку, стол, корабль, поезд, автобус, грузовик, троллейбус, самолет, ботинки, рубашку, шляпку, юбку, носки, стул, окно, дверь, сливу, лимон, грушу, арбуз, сыр, мальчика, девочку, тетю, дядю, дедушку, бабушку, младенца, гуся, утку, корову, лошадь, плиту, чайник, кастрюлю, сковородку, кровать, нож, вилку, карандаш, тетрадь, газету, книгу.
ИНСТРУКЦИЯ: Спросите, показывая на каждую картинку отдельно: «Что это?» или «Что тут нарисовано?».
НОРМА ВЫПОЛНЕНИЯ: Выделяется три уровня выполнения задания.
1 уровень - называет 3-4 картинки (норма для 2 лет)
2 уровень - называет многие картинки из групп: животные, люди, посуда, одежда, мебель (норма для 3, 5 лет)
3 уровень - называется все, за исключением одной-двух картинок из групп: животные, люди, посуда, одежда, транспорт, мебель.
2. УПОТРЕБЛЕНИЕ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА.
(описана Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой)
ЦЕЛЬ: Установить, различает ли ребенок грамматические формы единственного и множественного числа существительных.
МАТЕРИАЛ: Картинки, на одних из них изображены единичные предметы, на других - эти же предметы в количестве от 2-х и более. Сначала подбираются картинки с изображением предметов, название которых во множественном числе имеет ударение на конце слова.
1. ШАР-ШАРЫ
2. СТОЛ - СТОЛЫ
3. ГРИБ - ГРИБЫ
4. КАРАНДАШ - КАРАНДАШИ
5. КОТ-КОТЫ
Затем существительные с безударным окончанием во множественном числе:
6.КУКЛА - КУКЛЫ
7.СОБАКА - СОБАКИ
8.ЛОПАТА - ЛОПАТЫ
9.МЫШКА - МЫШКИ
10. КОРОВА-КОРОВЫ
ИНСТРУКЦИЯ: Словесная : "Дай мне гриб. Дай грибы." или "Покажи, где собаки, а где собака."
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: За правильное выполненное задание даётся 1 балл. Максимальное количество 10 баллов. Результаты сравниваются с диагностической шкалой.
3. УПОТРЕБЛЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ,
(описана Н.С.Жуковой, Е.М.Мастюковой)
ЦЕЛЬ: Установить, различает ли ребенок мужской и женский род глаголов прошедшего времени.
МАТЕРИАЛ: Картинки. На одной из них изображена девочка, на другой изображен мальчик, выполняющий различные действия.
ИНСТРУКЦИЯ: Ребёнку объясняется, что девочку и мальчика зовут одинаково, например, Женя. Уточняется, запомнил ли ребенок имена детей. Далее предлагается угадать, О ком говорит
взрослый о мальчике или о девочке и попросить показать. "Покажи, где Женя нарисовал цветок, где Женя нарисовала". "Где разбил вазу, где разбила". "Где Женя поймал бабочку, где поймала".
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: В норме дети 2 лет 6 месяцев с заданием справляются.
4. ПОНИМАНИЕ ПРЕДЛОГА
(описана Г.А.Урунтаевой, Ю.А.Альфонькиной)
ЦЕЛЬ: Установить, понимает ли ребёнок предлоги.
МАТЕРИАЛ: Коробка с цветными карандашами, блюдце, чашка, ложка, коробочки из бумаги, круг диаметром 3 см.
ИНСТРУКЦИЯ: Экспериментатор предлагает ребенку выполнить ряд заданий:
1.Достать карандаш из коробки.
2.Положить карандаш за коробку.
3.Положить карандаш около коробки.
4.Положить карандаш в коробку.
5. Поставить чашку на блюдце.
6. Положить ложку на чашку.
7. Положить ложку около чашки.
8. Положить кружок за коробку.
9. Положить кружок в коробку.
10. Пол ожить кружок под коробку.
ИНТЕРПРИТАЦИЯ: Подсчитывается число правильно выполненных заданий.
5. УПОТРЕБЛЕНИЕ НАЗВАНИЙ ЦВЕТА.
(разработал Л.А.Венгер)
ЦЕЛЬ: проверить правильно ли ребёнок употребляет название цвета.
МАТЕРИАЛ: набор из шести карточек разного цвета (красного, оранжевого, желтого, зелёного, синего, фиолетового).
ИНСТРУКЦИЯ: экспериментатор показывает карточки по одной и спрашивает : «Какой это цвет? А это?»
Норма выполнения:
В 2 года правильно называет 1 цвет
В 3 года правильно называет 2-3 цвета
В 3 года 6 месяцев правильно называет 3-4 цвета и больше.
Для определения актуального уровня развития мелкой моторики
рук у детей младшего возраста, а также с целью выявления изменения
после реализации программы «Пальчиковая гимнастика для развития речи детей дошкольного возраста» нами были использованы следующие возрастные нормы (по данным М.М.Кольцовой).
Возрастной период | Доступная детям форма изобразительной деятельности |
12-15 месяцев | Чертит беспорядочные линии |
2-2,5 года | Копирует круг |
2,5-3 года | Копирует крест |
4 года | Копирует квадрат |
Исходя из этих данных выделены следующие уровни развития мелкой моторики:
- норма (дети, соответствующие своему возрастному периоду)
- ниже нормы (дети, отстающие на один возрастной период)
- выше нормы (дети, опережающие на один возрастной период)
Кроме того, мы применяли метод наблюдения для исследования таких качеств речи: как чёткость, выразительность, правильность.
Условия реализации программы
Предметная среда в целом или её отдельные фрагменты – это всегда поле детской деятельности, ее объекты, условия и средства достижения цели.
В МДОУ ЦРР Новоорловский д/с «Алёнушка» создана предметно-развивающие среда, способствующая творческому, речевому развитию детей и что не маловажно для развития мелкой моторики рук.
Содержание центров способствует речевой активности детей и развитию их мелкой моторики рук. В центрах имеются различные игры, пособия для развития речи и пальцевой моторики.
- Речевой центр «Веселый язычок».
- Русская горница.
- Музыкально-спортивный зал.
- Комната бурятского быта.
- Художественно-эстетический центр «Семицветик».
- Театральная студия «Буратино».
- Центр «Космолет».
- Психологический центр.
- Центр «Подводный мир».
- Центр «Хозяюшка».
- Экологический центр.
В речевом центре создана предметно-развивающая среда: уголки для самостоятельной игровой деятельности, уголок психологической разгрузки, уголок изодеятельности, музыкальный, центр песка и воды, различные пособия и настольные игры для развития мелкой моторики и речи детей, уголок для художественно-продуктивной деятельности.
Во всех возрастных группах собраны различные виды игр и пособий для развития мелкой моторики и речи детей, для этих же целей действуют центры песка и воды. Условия в группах соответствуют возрастным особенностям детей, обеспечивают их физическое, психическое, интеллектуальное и речевое развитие. Психологический климат в группах благоприятный.
Литература.
1. Аршавский И.Н., Маркосян А.А. Возрастная физиология. - М.: Наука, 1975 (с.561 - 564)
2. Воронин Л.Г. Физиология высшей нервной деятельности. М.: - Высшая школа, 1979 (с. 135-137)
3. Возрастная физиология. Руководство по физиологии. - Л.: Наука, 1975 (с. 561-186)
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии С-Пб.: Союз, 1997 (с. 145-186)
5. Гаврина С.Е. и др. Развиваем руки - ЧТОБ учиться и писать, и красиво рисовать. - Ярославль.: Академия развития, 1998.-192 с
6. Галкина В.Б., Хомутова Н. Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук.// Дефектология, 1999,№ 3 (с. 37-42)
7. Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия- Екатеринбург.: АРГЛТД, 1998. --320 с.
8. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка-М.: Педагогика,1973.
9. Кольцова М.М. Развитие сигнальных систем действительности у детей -Л.: Наука, 1980 (с. 90-110)
10. Кольцова М.М. , Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый тренинг.- С-Пб.: М и М, 1998.- 192с.
11. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма,- М.: Просвещение, 1986 (с. 134- 135)
12. Лопухина И. С. Логопедия - речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. - С- Пб.: Дельта, 1999. - 256 с.
13. Лурия А. Р. Язык и сознание. - М.: Просвещение, 1979.
14. Миронова М. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.: Просвещение, 1991 (с.5 - 18)
15. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, - 1999 (с. 215 -232, 258- 270)
16. Павлов И.П. Мозг и психика. Избранные психологические труды. - М.: Институт практической психологии, 1996 (с. 47-53)
17. Пиаже Жан. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. - М.: Высшая школа, 1969 (с. 210-221)
18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - С-Пб.: Птер, 1999 (с.318-416)
19. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. - С-Пб.: Кристаля, 1997.
20. Синицына Е. Умелые пальчики. - М.: Лист, 1998 - 144 с.
21. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М.: Просвещение, 1981 - 159 с.
22. Ткаченко Т.М. Основы физиологии человека. С-Пб.: Наука, 1994
23. ТкаченкоТ.М. Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников.// “Дошкольное воспитание” - 1989 - №3 (с. 36-40)
24. Урунтаева Г.А. Диагностика психических особенностей развития дошкольников. - М.: Академия, 1996
25. Ушакова Т.Н. Речь человека в общении. - М.: Просвещение, 1989 (с. 10-60) 26. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Моторика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1977 (с. 35-56)
27. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем. - С-Пб.: Лань, 1999-64 с.
28. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - С-Пб.: Лань, 1999-32 с.
29. Чистович А.А. и др. Физиология речи - Л.: Наука, 1976. Восприятие речи человека (с. 9-16)
30. Ширенова В.М. Физиологические основы развития речи у детей. - Новосибирск. : НГПУ, 1997 - 24 с.
31. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет) - М.: Просвещение, 1960 (с. 5-22)
Приложение
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Новоорловский центр развития ребенка -
детский сад «Аленушка»
Пальчиковые игры
для детей
от 3 до 5 лет.
Учитель-логопед:
Першина Т.Н.
п. Новоорловск
Введение
Речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. В дошкольном возрасте ребенок наиболее восприимчив к усвоению речи. В этот период происходит созревание речевых областей мозга, овладение главными грамматическими формами родного языка, накапливание большого запаса слов. Если в это время речи детей не уделяется должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.
Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН под руководством М.М.Кольцовой, было доказано, что формирование словесной речи у ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.
Уровень развития речи у детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Т.е. если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норме), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи.
Мы рекомендуем данные пальчиковые игры логопедам, психологам, воспитателям, родителям как одно из эффективных средств развития и коррекции речи детей дошкольного возраста. Следует особо отметить, что лишь систематическая и целенаправленная работа по развитию мелкой моторики приведет к повышению уровня развития речи. Кроме того, развивая мелкую моторику рук ребенка, мы не только корректируем и стимулируем развитие речи ребенка, мы, прежде всего, совершенствуем его мозг, что является необходимым условием полноценного интеллектуального развития.
Весь практический материал адаптирован в условиях МДОУ ЦРР д/с «Аленушка» п. Новоорловск.
Упражнение
Цель: разогреть пальчики рук.
Взрослый читает стихотворение, сопровождая его последовательным загибанием пальцев на обеих руках. Затем ребенок должен повторить движение самостоятельно.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики - “Ура!”
В детский сад идти пора!
Упражнение “Человечки”
Цель: развитие подвижности пальцев рук.
Побежали вдоль реки
Дети наперегонки
Движение указательного и среднего пальцев обеих рук по поверхности стола от себя к краю (повторить несколько раз).
Упражнение. “Скачет зайчик”
Цель: развитие подвижности пальцев, умения двигаться в соответствии со словами.
Ловко с пальчика на пальчик
Скачет зайчик, скачет зайчик.
Вниз скатился, повернулся
И опять назад вернулся.
Снова с пальчика на пальчик
Скачет зайчик, скачет зайчик!
Снова вниз и снова вверх!
Зайчик скачет выше всех!
Упражнение
Цель: развитие координации и точности движений. Выложить из пуговиц бусы для мамы (по образцу).
Упражнение “Цветок”
Цель: расслабление пальцев рук.
Нежно дует ветерок.
Будет пчел качать цветок
(кисть руки раскачивается).
Закрывает лепестки –
Будут спать всю ночь цветки
(пальцы собираются в горстку)
Упражнение. “Терка”
Цель: разогреть кисти рук, подготовить для выполнения следующих упражнений.
Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и вправо влево по ладони массируемой руки (“прямолинейное” движение).
Дружно маме помогаем,
Теркой свеклу натираем,
Вместе с мамой варим щи,
- Ты вкуснее поищи!
Упражнение.
Цель: развитие подвижности пальчиков.
А) “Прятки” (ритмично сгибать и разгибать пальцы)
В прятки пальчики играли
И головки убирали
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Б) “Лошадки” (пальчики “скачут” резво по столу в ритме стихотворения)
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки,
Чок-чок-чок, чок-чок-чок
Скачет резвый табунок.
Упражнение. (Одна ладошка вложена в другую, качаются)
Цель: расслабление кистей рук.
Спи, мой птенчик, мой цветочек,
Спи, мой маленький сыночек...
Глазки спят и спят ладошки ...
Сладко спит мой милый крошка
Упражнение “Гроза» (постучать двумя пальцами каждой руки по столу).
Цель: развитие подвижности пальцев, умения двигаться в соответствии со словами.
Закапали капли
Идет дождь
(постучать четырьмя пальцами).
Он льет как из ведра
(стучать сильнее)
Пошел град
(косточками пальцев выбирать дробь)
Сверкает молния
(шипящий звук, нарисуйте пальцем в воздухе молнию).
Гремит гром!
(барабанить кулаками и хлопать в ладоши)
Все быстро убегают домой
(прятать руки за спину).
А утром снова ярко светит солнце!
(спешите обеими руками изобразить большой круг).
Упражнение “Лесенка”
Цель: развитие изолированных движений пальцев. Инструкция: “Помогите Маше достать котёнка”. Котёнок находится на верхней ступеньке нарисованной лестницы. Для того чтобы его достать, нужно “прошагать” каждым пальчиком по ступенькам.
Упражнение
Цель: тренировка силы рук.
С силой сжимать резиновый шарик. Сначала обеими руками, затем поочередно правой и левой рукой.
Упражнение
Цель: расслабление пальчиков. Погладить мягкую игрушку. Сначала пальчиками, потом всей кистью.
Упражнение “Кошка выпускает коготки”
Цель: разогреть пальцы рук.
Раз - поджать подушечки пальцев к верхней части ладони ,прошипев как рассерженная кошка: “Ш-ш-ш!”
Два - быстро выпрямить и растопырить пальцы, промяукав, как довольная киска: “Мяу!” взрослый показывает движения, ребенок повторяет их за ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковой гимнастики для старших дошкольников
развиваем мелкую моторику...
Картотека пальчиковой гимнастики для младших дошкольников.
Картотека пальчиковой гимнастикиКобзевой Евгении Владимировны Вот стоит шалашик-домик,В нём живёт весёлый гномик.Мы тихонько постучим-постучим,В колокольчик позвоним-позвоним.Двери нам откроет гн...
картотека пальчиковой гимнастики для младших дошкольников
картотека пальчиковых игр...
Пальчиковая гимнастика в развитии дошкольника.
Методическая разработка содержит материал о роли пальчиковых игр в развитии дошкольника....
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики....
Презентация программы пальчиковой гимнастики "Пастушок"
Презентация песенки "Пастушок" (А. Филиппенко) по программе пальчиковой гимнастики...
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...