Кружок "Учимся общаться"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему
Проблемы развития речи детей дошкольного возраста определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка – дошкольника. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кружок "Учимся общаться" | 355.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружок «Учимся общаться».
Пояснительная записка
Проблемы развития речи детей дошкольного возраста определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка – дошкольника. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.(1)
Разработанная мною программа кружка «Учимся общаться» базируется на методике Ельцова О. М., Горбачевская Н. Н., Терехова А. Н. «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду», Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности»
Программный курс состоит из 3 этапов:
1 этап для детей 4-5 лет: 22 занятия в год с октября по апрель, 1 занятие в неделю.
2 этап для детей 5-6 лет:
3 этап для детей 6-7 лет:
Цель кружка: Развивать коммуникативные компетентности у детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные формы организации речевой работы.
Задачи 4-5 лет:
1. Побуждать детей вступать в разговор, поддерживать его, подбирать слова и фразы в соответствии с ситуацией общения.
2.Развивать полноценное игровое общение детей и обогащать активный словарь через игровые обучающие ситуации (ИОС).
3. Создать условия для овладения детьми дошкольного возраста продуктивной речевой деятельности.
Формы занятий фронтальные и групповые.
Нетрадиционные формы речевой работы с детьми:
1.Ситуации общения: специально проектируемые педагогом формы обращения, направленные на формирование коммуникативных способностей.
- игровая
- практическая
- театрализованная
2. Игровые обучающие ситуации: игра специально организованна воспитателем и привнесена в процесс развития речи и взаимодействия с ней, такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель
- ситуации – иллюстрации; (воспитатель разыгрывает сценки из жизни детей)(1)
- ситуации – упражнения - дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.(2)
- ситуации партнерского взаимодействия (ситуации - проблемы) – в старшей группе начинаются использовать предполагающие анализ и обоснование принятого решения , его оценку со стороны детей(добрый – злой, честны – лживый).(2)
- ситуации – оценки – способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их отработке и моделированию стратегии своего поведения в мире людей.(2)
3. творческая мастерская - одна из самых демократичных форм организации воспитательного процесса, так как каждому ребенку предоставляется возможность для удовлетворения своих потребностей.(2)
Ожидаемый результат:
-В ходе работы кружка словарный запас из пассивного (в основном) в активный и обогатился до уровня необходимого ребенку 4- 5 лет. Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повысилась. Научились составлять рассказы из пяти предложений, используя их различные конструкции.
Перспективный план кружка «Учимся общаться».
Программное содержание. Методическое обеспечение программы.
Октябрь
Тема | Задачи | Совместная деятельность | Развивающая среда. Самостятельная деятельность. | Взаимодействие с родителями | Форма подведения итогов. |
1 неделя. «Осень – добрая волшебница» Игровая обучающая ситуация | Способствовать формированию художественно – речевой деятельности. Развивать творческое воображение; приобщать к красоте, творчеству. | Решение проблемной ситуации, через совместную деятельность. | Рассмотреть альбом «Осенняя природа». | Заучивание стиха «Листопад» | Выразительный рассказ стихотворения. |
2 неделя. «Какая погода лучше?» Ситуации - упражнения | Учить детей эмоционально, двигательно отзываться на словесный и музыкальный образы; чувствовать оттенки настроения и выражать это чувство словами; внимательно слушать сказку и следить за развитием сюжета; беседовать по содержанию сказки . | Игровые действия связанные в сюжет. Беседа. Совместное обсуждение сказки. | Работа с календарем природы. | Заучивание примет октября. | Рассказ примет октября. |
3 неделя. «Поможем зверям» Ситуация- упражнение. | Развивать речевую активность детей, воображение, фантазию; учить составлять описательные рассказы о животных, формировать умение понимать поставленную задачу. | Решение проблемной ситуации. Совместная деятельность. Выводы детей. | Макет «Дикие и домашние животные». | Беседа с детьми о животных. | Рассказ о животных. |
4 неделя. Ситуация – общения . «Наш домашний театр». | Развитие монологической речи в ситуации – общения. Вовлекать детей в импровизацию. Учить входить в воображаемую ситуацию. | Сказка – импровизация «Петушок и бобовое зернышко». Игра – разминка «Курочки и петушки». | Рассмотреть книгу «Петушок и бобовое - зернышко». | Заучивание слов сказочных героев: петушок, курочка. | Показ сказки «Петушок и бобовое зернышко» |
Ноябрь.
1 неделя. Игровая ситуация «В нашем оркестре». | Развитие грамматического строя речи. Правильно подбирать форму повелительного наклонения глаголов. Приобщать детей к русским народным традициям; активизировать слуховое внимание. Учить навыкам игры на детских музыкальных инструментах в оркестре. | Приход сказочного персонажа «зайчика». Обращение сказочного персонажа. Песня – игра «Зайнька». ( с инструментальным сопровождением).Беседа с детьми. Выводы. | Игра на музыкальных инструментах. | Выучить название музыкальные инструменты. | Игра на музыкальных инструментах. |
2 неделя. Игровая обучающая ситуация. «Заботливые помощники». | Учить детей различать предметы по существительным признакам, правильно называть их и отвечая на вопросы: кто? что? Закрепить знания о пользе предметов гигиены, о правилах поведения за столом. Учить детей замечать неполадки в костюме. | Приход Буратино. Рассказ героя. Проблемная ситуация. Совместный поиск выхода из ситуации. Игра с героем. Выводы детей. | Рассмотреть альбом «Правила гигиены» | Беседа с детьми о правилах ухода за одеждой и чистотой рук. | |
3 неделя. Игровая – обучающая ситуация. «Вежливые соседи». | Учить детей анализировать художественно – нравственную ситуацию, делать нравственные выводы, вносить коррективы в содержание сценки, изменять сюжетную линию; высказывать свои идеи. | Чтение народной потешки. Сценка «как лиса гостей встречала». Выводы детей по содержанию сказки. | Рассмотреть альбом «Правила приема гостей» | Заучить вежливые слова. | Проигрывают сценку «Как лиса гостей встречала». |
4 неделя. Ситуация – партнерского взаимодействия «В гостях у Сороки - белобоки». | Пробуждать интерес к игровому общению со сверстниками, открыть ребенку мир устного творчества, развивать позицию активного участника игры. | Игровое общение педагога с детьми. Беседа. Выводы детей. | Рассмотреть альбом «Птицы», игра «Сорока - белобока». | Выразительный рассказ стихотворения. |
Декабрь.
Тема | Задачи | Совместная деятельность | Развивающая среда. Самостоятельная деятельность. | Взаимодействие с родителями | Форма подведения итогов. |
1 неделя. Ситуации – упражнения «Зимние игры». | Придумывать сказки и показывать в настольном театре. Учить детей производить ролевые действия и выражать эмоции в пантомиме. Определять содержание пантомимы. | Беседа. Игры пантомимы. Двигательная игра – разминка «Догони!» выводы детей. | Придумывание сказки на тему «Как зайка играл в снежки». | Игры – пантомимы «игра в снежки», «Катание на лыжах». | Игры – пантомимы. |
2 неделя. Ситуация – общения «Где живут игрушки | Развитие монологической речи в ситуации – общения. Вовлекать детей в импровизацию. Учить входить в воображаемую ситуацию. | Игра в городе игрушек. Придумывание истории про игрушку: «Лисенок пошел на День Рождения». Рассказ истории. Хороводная игра «Город игрушек». | Игра в городе игрушек. | Придумать историю «Слоненок пришел в поликлинику.» | Рассказ истории сочиненная детьми. |
3 неделя. Ситуация – упражнение. «Снегурочкины - друзья» | Учить детей выразительно рассказывать стихи; Расширять словарный запас прилагательными и глаголами. Вовлечь детей в игровую ситуацию, развивать творческое воображение. Побуждать к сочинению коротких историй. | Встреча сказочных героев. Проблемная ситуация. Чтение сказки. Разыгрывание сказки на тему «Зимняя сказка». Выводы детей. | Придумывание коротких историй со сказочными героями. | Заучивание стихов сказочных героев сказки. | Показ сказки: «Лесная сказка». |
4 неделя Игровая – обучающая ситуация. «По заснеженной полянке». | Развитие монологической речи в ситуации – общения. Вовлекать детей в импровизацию. Учить входить в воображаемую ситуацию. | Рассматривание картинок на тему «Зимний лес». Двигательная разминка «По заснеженной тропинке мы идем». Разминка для голоса: «Ты меня слышишь?». Показ сказки «Лесная сказка»(неделя 3) | Рассматривание картинок о зиме. | Заучивание примет о зиме. | Знание примет о зиме. |
Январь.
Тема | Задачи | Совместная деятельность | Развивающая среда. Совместная деятельность. | Взаимодействие с родителями | Форма подведения итогов. |
3 неделя Ситуация – оценки. «Зайцы и охотники». | Развивать связную речь. Учить детей принимать решение в ситуации – оценки. Учить использовать различные выразительные средства (мимику, жесты, позу, походку) | Проблемная ситуация. Выводы детей. Игра – инсценировка «Сидит зайка». Обобщение ситуации. | Рассмотреть альбом звери в лесу. | Придумать рассказ о зверях лесных. | Знание рассказа, которого они придумали вместе с родителями. |
4 неделя Ситуация – партнерского взаимодействия «У меня зазвонил телефон» | Учить детей участвовать в диалоге. Предоставлять возможность выбора роли и экспериментирования в ней; учить выразительно, воплощаться в роль. | Проблемная ситуация; Воспитатель задает детям вопрос; Игра – диалог по стихотворению К. Чуковского «Телефон». Выводы детей.
| Телефон для игры – диалог. | Д / и «Алло, мама». | Дети умеют играть в парах, общаться по телефону. |
5 неделя Ситуация – упражнение. «Лепная сказка» | Побуждать детей к сочинению коротких историй. Вызвать эмоциальный отклик на художественный образ. | Рассказ воспитателя Украинской сказки, ответы детей на вопрос воспитателя: Хотите придумать свою сказку с игрушками. Сказки детей. | Игрушки в театральном уголке. | Придумать сказку. | Новая сказка придуманная детей. |
6неделя |
Февраль.
Тема | Задачи | Совместная деятельность | Развивающая среда. Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями | Форма подведения итогов |
1 неделя Ситуация – партнерского взаимодействия. «В гостях у золотой рыбки». | Развивать диалогическую речь детей, активизировать их словарь, воспитывать доброжелательное отношение и взаимопомощь в процессе совместной деятельности, формировать навыки сотрудничества | Педагог предлагает отправиться в гости к рыбке. Вопросы для обсуждения. Ответы детей. Дети рассматривают золотую рыбку. Работа с бумагой по изготовлению рыбок и её описывают. | Бумажные рыбки для игры. | ||
2 неделя Ситуация - упражнения «хотим быть смелыми». | Развивать чувство ритма, навыки ясной и четкой артикуляции; воспитывать патриотические чувства; вызывать эмоциональный отклик на героические интонации; объединять детей в коллективной игре – соревновании. | Рассматривают уголок «Военный музей». Военная игра. Инсценировка стихов: «моряк», «Солдат». Игра соревнование. | Рассмотреть уголок «Военный музей». | Выучить стихи «моряк», «солдат». | Выразительное чтение стихов. |
3 неделя Игра – оценка. «Защитим слабого». | Развивать исполнительские навыки в этюдах и игра; предоставлять возможность выбора роли; учить выразительному движению в разминках. | Детей встречает испуганная киска. Вопрос «Как защитить киску?» Дети исполняют этюды. Игра «Надо подружиться» Помогли мы киске, как помогли? Ответы детей. | Маски – кошки для игры в этюды. | Прочитать сказку «Кошкин дом». | Этюд «Как котик, Щенок и утенок подружились» |
Март.
Тема | Задачи | Совместная деятельность | Развивающая среда. Совместная деятельность | Взаимодействие с родителями | Форма подведения итогов. |
1 неделя Ситуация – общения. «Письмо маме». | Развивать диалогическую речь. Обогащать пассивный словарный запас. Вызвать чувство любви к маме; Учить инсценировать знакомый материал, побуждать выразительному воплощению речи. | Письмо для детей «Для мамы». Педагог читает письмо. Инсценировка «Кошка и котята». Беседа с детьми. Ответы детей. | Маски кошки и котят для обыгрывания сказки. | Выучить стихотворение про маму М. Дружининой «Мама». | Инсценировка сценки «Кошка и котята». |
2 неделя Ситуации – оценки. «Умеем хозяйничать» | Учить детей инсценировать знакомый художественный материал; побуждать к собственной интерпретации роли; развивать двигательную активность. | Проблемная ситуация. Решение и обсуждение ситуации. Ответы детей. Пальчиковая гимнастика «Пять помощников». Инсценировка стихотворения «Хозяюшка».
| Картинки для повторения стихотворения «хозяюшка» | Выучить стихотворение В. Орлова «У меня много хлопот» | Выразительное рассказывание стихотворения «У меня много хлопот» |
3 неделя Ситуация – оценки. «Огород на окне». | Активизировать слуховое внимание, художественно восприятие. Будить творческую активность, учить пересказывать знакомый творческий материал. | Проблемная ситуация. Вопросы детей. Рассказ воспитателя. Совместная игра «Как хозяйка лук сажала». Беседа с детьми. Ответы детей. Что у них получилось? | Наблюдение за огородом на окне. | Чтение сказки «Луковки» | Игра «Как хозяйка лук сажала». |
4 неделя Игровая обучающая ситуация «Холод в шкафу». | Активизировать речевую деятельность. Вызывать ассоциации у детей. Учить чувствовать эмоциональное состояние героя. | Проблемная ситуация. Ответы детей. Игра – разминка «Можно - нельзя». | Д/и «Домашние помощники». | Игра – разминка «Можно - нельзя». | Беседа «Как я помогаю маме» |
Апрель.
Тема | Задачи | Совместная деятельность | Развивающая среда. Самостоятельная деятельность. | Взаимодействие с родителями. | Форма подведения итогов. |
1 неделя Ситуация – оценки. «Весна стучится в окна» | Обогатить словарный запас прилагательными, существительными. Развивать интонационную речь. Активизировать творческие проявления в импровизации, слуховое восприятие. | Проблемная ситуация. Вопросы детям. Разминка для голоса «Звенит капель». Игра совместная «ручейки». Выводы детей.(что мы узнали? Все ли получилось?) | Работа с календарем природы. | Выучит приметы о весне. | Выразительное чтение закличек весны. |
2 неделя Ситуация – упражнение «Проворные дежурные». | Учить детей анализировать сказку, инсценировать отдельные эпизоды; побуждать к импровизации, к выбору детей. | Проблемная ситуация. Ответы детей. Игра – разминка. Сказка «Лень открой ворота».Обсуждение сказки. | Обыгрывание сказки. | Заучивание стихов про дежурных. | Выразительное чтение стихотворения. |
3 неделя Ситуация – оценки. «Что полезно для здоровья». | Развивать связную речь. Учить детей делать свой нравственный вывод. Побуждать к выразительному проигрыванию ролей этюдах. | Проигрывание проблемной ситуации «Поросята». Обсуждение ситуации. Игра «Что полезно для здоровья?» Этюды – пантомимы «Что мы делаем покажем?» | Проигрывание сценки «поросята». | Беседа с детьми «что полезно для здоровья?» | Показ этюдов «Что мы делаем покажем?» |
4 неделя Игровая обучающая ситуация. «Проснулись жуки и бабочки». | Активизировать речь детей. Развивать двигательную активность детей. Учить выразительным движениям. | Беседа с детьми. Игра – пантомима «Жуки». Ответы детей. | Макет с насекомыми для обыгрывания | Наблюдение за насекомыми. | Игра «жуки проснулись». |
Используемая литература:
1. Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности».
2. Ельцова О.М., Н.Н. Горбачевская, А.Н. Терехова «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей группе по внедрению и реализации профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Муниципального дошкол
1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение по внедрению и реализации профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общ...
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспита
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется работодателям...
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспита
Основная цель вида профессиональной деятельности : оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями осуществляющими обучение)...
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспита
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...