Кружок "Учимся общаться"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

Некрасова Ирина Васильевна

Проблемы развития речи детей дошкольного возраста определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка – дошкольника. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кружок "Учимся общаться"355.96 КБ

Предварительный просмотр:

                                

Кружок «Учимся общаться».

Пояснительная записка

Проблемы развития речи детей дошкольного возраста определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка – дошкольника. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.(1)

Разработанная мною программа кружка «Учимся общаться» базируется на методике Ельцова О. М., Горбачевская Н. Н., Терехова А. Н. «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду», Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности»

Программный курс состоит из 3 этапов:

1 этап для детей 4-5 лет: 22 занятия в год с октября по апрель,  1 занятие в неделю.

2 этап для детей 5-6 лет:

3 этап для детей 6-7 лет:

Цель кружка: Развивать коммуникативные компетентности у детей среднего  дошкольного возраста через нетрадиционные формы организации речевой работы.

Задачи 4-5 лет:

1. Побуждать детей вступать в разговор, поддерживать его, подбирать слова и фразы в соответствии с ситуацией общения.

2.Развивать  полноценное игровое общение детей и обогащать  активный словарь  через игровые обучающие ситуации (ИОС).

3. Создать условия для овладения детьми дошкольного возраста продуктивной речевой деятельности.

Формы   занятий фронтальные и групповые.

Нетрадиционные формы  речевой работы с детьми:

1.Ситуации общения: специально проектируемые педагогом формы обращения, направленные на формирование коммуникативных способностей.

- игровая

- практическая

- театрализованная

2. Игровые обучающие ситуации:  игра специально организованна воспитателем и привнесена в процесс развития речи и взаимодействия с ней, такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель

- ситуации – иллюстрации; (воспитатель разыгрывает сценки из жизни детей)(1)

- ситуации – упражнения -  дети тренируются  в выполнении отдельных игровых действий  и связывании их  в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.(2)

- ситуации партнерского взаимодействия (ситуации  - проблемы) – в старшей группе начинаются использовать  предполагающие анализ и обоснование принятого решения , его оценку со стороны детей(добрый – злой, честны – лживый).(2)

- ситуации – оценки – способствует усвоению ими основных векторов социальных  отношений, их отработке и моделированию стратегии своего поведения в мире людей.(2)

3. творческая мастерская - одна из самых демократичных форм организации воспитательного процесса, так как каждому ребенку предоставляется возможность для удовлетворения своих потребностей.(2)

Ожидаемый результат:  

 -В ходе работы кружка словарный запас из пассивного (в основном)  в активный и обогатился до уровня необходимого ребенку  4- 5 лет. Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повысилась. Научились составлять рассказы из пяти   предложений, используя их различные конструкции.

Перспективный план кружка «Учимся общаться».

Программное содержание. Методическое обеспечение программы.

                Октябрь

Тема

Задачи

Совместная деятельность

Развивающая среда. Самостятельная деятельность.

Взаимодействие с родителями

Форма подведения итогов.

1 неделя.

«Осень – добрая волшебница»

Игровая обучающая ситуация

Способствовать формированию художественно – речевой деятельности.

Развивать творческое воображение; приобщать к красоте, творчеству.

Решение проблемной ситуации, через совместную деятельность.

Рассмотреть альбом «Осенняя природа».

Заучивание стиха «Листопад»

Выразительный рассказ стихотворения.

2 неделя.

«Какая погода лучше?»

Ситуации - упражнения

Учить детей эмоционально, двигательно отзываться на словесный и музыкальный образы; чувствовать  оттенки настроения и выражать это чувство словами; внимательно слушать сказку и следить за развитием сюжета; беседовать по содержанию сказки .

Игровые действия связанные в сюжет. Беседа. Совместное обсуждение сказки.

Работа с календарем природы.

Заучивание примет октября.

 Рассказ примет октября.

3 неделя.

«Поможем зверям»

Ситуация- упражнение.

Развивать речевую активность детей, воображение, фантазию; учить составлять описательные рассказы о животных, формировать умение понимать поставленную задачу.

Решение проблемной ситуации. Совместная деятельность. Выводы детей.

Макет «Дикие и домашние животные».

Беседа с детьми о животных.

Рассказ о животных.

4 неделя.

Ситуация – общения .

«Наш домашний театр».

Развитие монологической речи в ситуации – общения. Вовлекать детей в импровизацию. Учить входить в воображаемую ситуацию.

Сказка – импровизация  «Петушок и бобовое зернышко».

Игра – разминка «Курочки и петушки».

Рассмотреть книгу «Петушок и бобовое - зернышко».

Заучивание слов сказочных героев: петушок, курочка.

Показ сказки «Петушок и бобовое зернышко»

Ноябрь.

1 неделя.

Игровая  ситуация

«В нашем оркестре».

Развитие грамматического строя речи. Правильно подбирать форму повелительного наклонения глаголов. Приобщать детей к русским народным традициям; активизировать слуховое внимание. Учить навыкам игры на детских музыкальных инструментах в оркестре.  

Приход сказочного персонажа «зайчика». Обращение сказочного персонажа. Песня – игра «Зайнька».

( с инструментальным сопровождением).Беседа с детьми. Выводы.

Игра на музыкальных инструментах.

Выучить  название музыкальные  инструменты.

Игра на музыкальных инструментах.

2 неделя.

Игровая обучающая ситуация.

«Заботливые помощники».

Учить детей различать предметы по существительным признакам, правильно называть их и отвечая на вопросы: кто? что? Закрепить знания о пользе предметов гигиены, о правилах поведения за столом. Учить детей замечать неполадки в костюме.

Приход Буратино. Рассказ героя. Проблемная ситуация. Совместный поиск выхода из ситуации. Игра с героем. Выводы детей.

Рассмотреть альбом «Правила гигиены»

Беседа с детьми о правилах  ухода за одеждой и чистотой рук.

3 неделя.

Игровая – обучающая ситуация.

«Вежливые соседи».

Учить детей анализировать художественно – нравственную ситуацию, делать нравственные выводы, вносить коррективы в содержание сценки, изменять сюжетную линию; высказывать свои идеи.

Чтение народной потешки.

Сценка «как лиса гостей встречала». Выводы детей по содержанию сказки.

Рассмотреть альбом «Правила приема гостей»

Заучить вежливые слова.

Проигрывают сценку «Как лиса гостей встречала».

4 неделя.

Ситуация – партнерского взаимодействия «В гостях у Сороки - белобоки».

Пробуждать интерес к игровому общению со сверстниками, открыть ребенку мир устного  творчества, развивать позицию активного участника игры.

Игровое общение педагога с детьми.

Беседа.

Выводы детей.

Рассмотреть альбом «Птицы», игра «Сорока - белобока».

Выразительный рассказ стихотворения.

Декабрь.

Тема

Задачи

Совместная деятельность

Развивающая среда. Самостоятельная деятельность.

Взаимодействие с родителями

Форма подведения итогов.

1 неделя.

Ситуации – упражнения

«Зимние игры».

Придумывать сказки и показывать в настольном театре. Учить детей производить ролевые действия и выражать эмоции в пантомиме. Определять содержание пантомимы.

Беседа. Игры пантомимы.

Двигательная игра – разминка «Догони!» выводы детей.

Придумывание сказки на тему «Как зайка играл  в снежки».

Игры – пантомимы «игра в снежки», «Катание на лыжах».

Игры – пантомимы.

2 неделя.

Ситуация – общения «Где живут игрушки

Развитие монологической речи в ситуации – общения. Вовлекать детей в импровизацию. Учить входить в воображаемую ситуацию.

Игра в городе игрушек.

Придумывание истории про игрушку: «Лисенок пошел на День Рождения».

Рассказ истории.

Хороводная игра «Город игрушек».

Игра в городе игрушек.

Придумать историю «Слоненок пришел в поликлинику.»

Рассказ истории сочиненная  детьми.

3 неделя.

Ситуация – упражнение.

«Снегурочкины - друзья»

Учить  детей выразительно рассказывать стихи; Расширять словарный запас прилагательными и глаголами. Вовлечь детей в игровую ситуацию, развивать творческое воображение.

Побуждать к сочинению коротких историй.

Встреча сказочных героев. Проблемная ситуация. Чтение сказки.

Разыгрывание  сказки на тему «Зимняя сказка».

 Выводы детей.

Придумывание коротких историй  со сказочными героями.

Заучивание стихов сказочных героев сказки.

Показ сказки: «Лесная сказка».

4 неделя Игровая – обучающая ситуация.

«По заснеженной полянке».

Развитие монологической речи в ситуации – общения. Вовлекать детей в импровизацию. Учить входить в воображаемую ситуацию.

Рассматривание картинок на тему  «Зимний лес». Двигательная разминка «По заснеженной тропинке мы идем».

Разминка для голоса: «Ты меня слышишь?».

Показ сказки «Лесная сказка»(неделя 3)

Рассматривание картинок о зиме.

Заучивание примет о зиме.

Знание примет о зиме.  

Январь.

Тема

Задачи

Совместная деятельность

Развивающая среда. Совместная деятельность.

Взаимодействие с родителями

Форма подведения итогов.

3 неделя

Ситуация – оценки.

«Зайцы и охотники».

Развивать связную речь.

Учить детей принимать решение в ситуации – оценки. Учить использовать различные выразительные средства (мимику, жесты, позу, походку)

Проблемная ситуация. Выводы детей. Игра – инсценировка «Сидит зайка».

Обобщение ситуации.

Рассмотреть альбом звери в лесу.

Придумать рассказ о зверях лесных.

Знание рассказа, которого они  придумали вместе с родителями.

4 неделя

Ситуация – партнерского взаимодействия «У меня зазвонил телефон»

Учить детей участвовать в диалоге. Предоставлять возможность выбора роли и экспериментирования в ней; учить выразительно, воплощаться в роль.  

Проблемная ситуация; Воспитатель задает детям вопрос; Игра – диалог по стихотворению К. Чуковского «Телефон».

Выводы детей.

 

Телефон для игры – диалог.

Д / и «Алло, мама».

Дети умеют  играть в парах, общаться по телефону.

5 неделя

Ситуация – упражнение. «Лепная сказка»

Побуждать детей к сочинению коротких историй.  Вызвать эмоциальный отклик на художественный образ.

Рассказ воспитателя Украинской сказки, ответы детей на вопрос воспитателя: Хотите придумать свою сказку с игрушками.

Сказки  детей.

Игрушки в театральном уголке.

Придумать сказку.

Новая сказка придуманная детей.

6неделя

Февраль.

Тема

Задачи

Совместная деятельность

Развивающая среда. Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

Форма подведения итогов

1 неделя

Ситуация – партнерского взаимодействия.

«В гостях у золотой рыбки».

Развивать диалогическую речь детей, активизировать их словарь, воспитывать доброжелательное отношение и взаимопомощь в процессе совместной деятельности, формировать навыки сотрудничества

Педагог предлагает отправиться в гости к рыбке. Вопросы для обсуждения. Ответы детей.

Дети рассматривают золотую рыбку. Работа  с бумагой по изготовлению рыбок и её описывают.

Бумажные рыбки для игры.

2 неделя

Ситуация - упражнения

«хотим быть смелыми».

Развивать чувство ритма, навыки ясной и четкой артикуляции; воспитывать патриотические чувства; вызывать эмоциональный отклик на героические интонации; объединять детей в коллективной игре – соревновании.

Рассматривают уголок «Военный музей». Военная игра.

Инсценировка стихов: «моряк», «Солдат».

Игра соревнование.  

Рассмотреть уголок «Военный музей».

Выучить стихи «моряк», «солдат».

Выразительное чтение стихов.

3 неделя

Игра – оценка.

«Защитим слабого».

Развивать исполнительские навыки в этюдах и игра; предоставлять возможность выбора роли; учить выразительному движению в разминках.

Детей встречает испуганная   киска. Вопрос «Как защитить киску?» Дети исполняют этюды.

Игра «Надо подружиться»

Помогли мы киске, как помогли? Ответы детей.

Маски – кошки  для игры в этюды.

Прочитать сказку «Кошкин дом».

Этюд «Как котик, Щенок и утенок подружились»

Март.

Тема

Задачи

Совместная деятельность

Развивающая среда. Совместная деятельность

Взаимодействие с родителями

Форма подведения итогов.

1 неделя

Ситуация – общения. «Письмо маме».

Развивать диалогическую речь.

Обогащать пассивный словарный запас.

 Вызвать чувство любви к маме;

Учить инсценировать знакомый материал, побуждать выразительному воплощению речи.  

Письмо для детей «Для мамы».  Педагог читает письмо.

Инсценировка «Кошка и котята».  Беседа  с детьми.

Ответы детей.

Маски кошки и котят для обыгрывания сказки.

Выучить стихотворение про маму М. Дружининой «Мама».

Инсценировка  сценки «Кошка и котята».

2 неделя

Ситуации – оценки.

«Умеем хозяйничать»

Учить детей инсценировать знакомый художественный материал; побуждать к собственной интерпретации роли; развивать двигательную активность.

Проблемная ситуация. Решение  и обсуждение ситуации. Ответы детей.

Пальчиковая гимнастика «Пять помощников».

Инсценировка стихотворения «Хозяюшка».

 

Картинки для повторения стихотворения «хозяюшка»

Выучить стихотворение В. Орлова «У меня много хлопот»

Выразительное рассказывание стихотворения  «У меня много хлопот»

3 неделя

Ситуация – оценки. «Огород на окне».

Активизировать слуховое внимание, художественно восприятие. Будить творческую активность, учить пересказывать знакомый творческий материал.

Проблемная ситуация.

Вопросы детей.

Рассказ воспитателя.

Совместная игра «Как хозяйка лук сажала».

Беседа с детьми. Ответы детей. Что у них получилось?

Наблюдение за огородом на окне.

Чтение сказки «Луковки»

Игра «Как хозяйка лук сажала».

4 неделя

Игровая обучающая

ситуация

«Холод в шкафу».

Активизировать речевую деятельность.

Вызывать ассоциации у детей. Учить чувствовать эмоциональное состояние героя.

Проблемная ситуация. Ответы детей.

Игра – разминка «Можно - нельзя».

Д/и «Домашние помощники».

Игра – разминка «Можно - нельзя».

Беседа «Как я помогаю маме»

Апрель.

Тема

Задачи

Совместная деятельность

Развивающая среда. Самостоятельная деятельность.

Взаимодействие с родителями.

Форма подведения итогов.

1 неделя

Ситуация – оценки.

«Весна стучится в окна»

Обогатить словарный запас прилагательными, существительными. Развивать интонационную речь. Активизировать творческие проявления в импровизации, слуховое восприятие.

Проблемная ситуация. Вопросы детям. Разминка для голоса «Звенит капель».

Игра совместная «ручейки».

Выводы детей.(что мы узнали? Все ли получилось?)

Работа с календарем природы.

Выучит приметы о весне.

Выразительное чтение закличек весны.

2 неделя

Ситуация – упражнение

«Проворные дежурные».

Учить детей анализировать сказку, инсценировать отдельные эпизоды; побуждать к импровизации, к выбору детей.

Проблемная ситуация. Ответы детей.

Игра – разминка.

Сказка «Лень открой ворота».Обсуждение сказки.

Обыгрывание сказки.

Заучивание стихов про дежурных.

Выразительное чтение стихотворения.

3 неделя

Ситуация – оценки.

«Что полезно для здоровья».

Развивать связную речь.

Учить детей делать свой нравственный вывод.

Побуждать к выразительному проигрыванию ролей этюдах.

Проигрывание проблемной ситуации «Поросята». Обсуждение ситуации. Игра «Что полезно для здоровья?»

Этюды – пантомимы «Что мы делаем покажем?»

Проигрывание сценки «поросята».

Беседа с детьми «что полезно для здоровья?»

Показ этюдов «Что мы делаем покажем?»

4 неделя

Игровая обучающая ситуация.

«Проснулись жуки и бабочки».

Активизировать речь детей.

Развивать двигательную активность детей. Учить выразительным движениям.

Беседа с детьми.

Игра – пантомима «Жуки».

Ответы детей.

Макет с насекомыми для обыгрывания  

Наблюдение за насекомыми.

Игра «жуки проснулись».

Используемая литература:

1. Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности».

2. Ельцова О.М., Н.Н. Горбачевская, А.Н. Терехова «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей группе по внедрению и реализации профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Муниципального дошкол

1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение по внедрению и реализации профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общ...

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспита

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется работодателям...

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспита

Основная цель вида профессиональной деятельности : оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями осуществляющими обучение)...

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспита

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...