Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада
консультация по развитию речи (средняя, старшая группа) на тему
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_detey_v_usloviyah_semi_i_detskogo_sada.docx | 20.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям.
Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способности общаться.
Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.
Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.
Предлагаю Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор (раздать каждому родителю).
1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.
2. Общение ребёнка с другими детьми.
3. Речь взрослого – образец для подражания.
4. Развитие мелкой моторики рук.
5. Чтение детской художественной литературы.
6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.
Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.
Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.
Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребёнком? (Предложить высказаться родителям)
1. Воспитание звуковой культуры речи.
2. Словарная работа.
3. Формирование грамматического строя речи.
4. Обучение рассказыванию – связная речь.
(Ведущий, передает родителям корзину с шарами, в шарах – вопросы).
Я предлагаю под музыку передавать шары до тех пор, пока музыка не прервется. У кого шар, тот отвечает на вопрос.
Вопросы:
1. С какого возраста, нужно обращаться к логопеду за помощью? Почему?
2. В какие речевые игры Вы играете с ребенком дома? Как часто? Какие самые любимые?
3. Что подразумевается под общением взрослого и ребенка в семье?
Скажите, пожалуйста, какие вопросы задают Вам дети (Высказывания родителей)
Потребность задавать вопросы возникает у детей при встречи с чем-то неизвестным, при попытке понять это неизвестное, при осмыслении нового. Причём вопросы взрослого должны побуждать ребёнка к полным ответам.
А когда дошкольник не задаёт взрослому вопросов, это хорошо или плохо? В чём причина (Высказывания родителей)
• Отсутствие необходимых знаний.
• Нет устойчивого интереса к чему-либо.
• Раньше ребёнок обращался к взрослому с вопросами, но встретился с раздражением взрослого, получил отказ.
Если ребёнок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли это для его развития?
(Высказывания родителей)
Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создаёт предпосылки к успешному овладению письмом.
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.
Как часто Вы бываете на природе, чем занимаетесь с ребёнком?
(Высказывания родителей)
Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем поговорить о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано? Какое сейчас время года? В холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадать загадку и найти отгадку. Поискать приметы времени года, познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами. Прочитать стихотворение, вспомнить песенку, поиграть с ними в игру, например: С какого дерева листок? Найди дерево по описанию. С какой ветки детки? И т. д.
Проблемная ситуация.
В вестибюле детского сада, в вольере, жили два попугая. Все дети имели возможность их покормить печеньем, хорошо рассмотреть, однако никто особенного интереса к ним не проявлял, кроме тех случаев, когда птицы начинали кричать.
Тогда воспитанники соседней, средней группы, по очереди выбегали к ним, грозили пальцем: «Кеша – хороший, а Маша – плохая! Она кричит все время!» Однако когда на занятиях по развитию речи в той же группе зашла речь о попугаях, дети не смогли рассказать о птицах: какие у них перья, клюв и т. д.
Вопросы:
Можно ли утверждать, что маленькие дети не наблюдательны? Чем объяснялось неумение детей рассказать о попугае? Как следует организовать наблюдение детей в данном случае?
Да, мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребёнку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ему ласковые слова – признаки: золотистое, лучистое, доброе, весёлое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, тёплое.
Давайте вместе попробуем подобрать хотя бы по 5 слов – признаков к следующим словам: ветер, дождь, луна, метель, кошка, лягушка, ворона, червяк, жук.
(Предложить родителям объединиться в небольшие группы).
Скажите, а какими ласковыми словами Вы называете своего малыша. Может ли ребёнок их повторить?
(Предложить родителям высказаться.)
А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт? Свой домашний адрес? Свою фамилию и как зовут родителей? Знакомите ли Вы его со своими родителями, рассматриваете ли вместе семейные фотоальбомы?
(Предложить родителям высказаться.)
Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и о его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город и т. д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.
А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна…
А теперь я предлагаю всем вместе поиграть в словесные игры, используя которые дома Вы сможете развивать речь детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая неделя "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"
Методическая неделя, как одна из форм методической работы, позволяет систематизировать знания педагогов по данной теме и делиться накопленным опытом работы....
Родительское собрание во второй младшей группе: " Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"
Знакомство родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; проанализировать речевое развитие детей группы; знакомство с речевыми играми, в которые полезно играть с реб...
Родительское собрание во 2 младшей группе"Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"
Собрание во 2 младшей группе проходит в форме семинара - практикума...
Конспект родительского собрания «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Развитие речи в дошкольном возрасте - основа, фундамент для ребёнка...
Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада
Игровые формы занятий с детьми по развитию речи...
Проектная деятельность в старше-подготовительной группе на тему: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семе...