Кружковая деятельность "Детская журналистика"
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Чтобы сегодняшние воспитанники могли умело ориентироваться в постоянно меняющемся мире, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях. Поэтому одной из самых главных проблем современности является всестороннее развитие личности дошкольника, его интеллектуально – творческого потенциала. Для качественной реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий. Одной из таких технологий и является детская журналистика. Правильно организованная журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Всё это является очень важным и необходимым для успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся социуме. Детская журналистика вызывает большой интерес у дошкольников и может быть использована как средство повышения уровня речевой, познавательной и коммуникативной компетентности воспитанников ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskaya_zhurnalistika.docx | 191.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Детская журналистика
Мы живем в эпоху спутникового телевидения, мобильной связи, интернета, поэтому необходимо вместе с детьми шагать в ногу со временем. Информационные технологии дают нам новые возможности, и мы должны их использовать в нашей работе. Журналистика по определению В.И. Даля – журнальная, срочная словесность. Чтобы сегодняшние воспитанники могли умело ориентироваться в постоянно меняющемся мире, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях. Поэтому одной из самых главных проблем современности является всестороннее развитие личности дошкольника, его интеллектуально – творческого потенциала. Для качественной реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий. Одной из таких технологий и является детская журналистика.
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. В результате данной деятельности дошкольники учатся ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом. Детская журналистика способствует формированию исследовательских умений и навыков, основ научного мышления, деятельности, направленной на самостоятельное творческое познание, социальной уверенности. Правильно организованная журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Всё это является очень важным и необходимым для успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся социуме. Детская журналистика вызывает большой интерес у дошкольников и может быть использована как средство повышения уровня речевой, познавательной и коммуникативной компетентности воспитанников ДОУ.
Так родилась идея создания кружка «Журналисты» и назрела острая необходимость в разработке образовательной программы кружковой деятельности для детей старшего возраста. Основная задача данной программы - формирование культурной, творческой, социально-активной личности, ориентированной на социально-значимую деятельность, а именно:
- формировать, актуализировать и обогащать субъективный опыт дошкольников;
- целенаправленно развивать познавательные процессы, включающие в себя: умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий;
- научить раскрывать причинно-следственные связи между явлениями окружающей действительности;
- научить строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами;
- развивать способность к поисково-исследовательской деятельности, к экспериментированию и проведению различных опытов;
- использовать разнообразные формы общения, развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарный запас;
- учить проявлять доверие и толерантность во взаимодействии; формировать организаторские способности, умения, навыки и действия работать по определённым игровым правилам, доводить начатое дело до конца;
- воспитывать умение работать в подгруппе и самостоятельно, координируя свои действия с действиями партнёров.
Кружковая деятельность предполагает трехстороннее сотрудничество детей и руководителей кружка с воспитателями, специалистами и родителями, назовем это алгоритмом взаимодействия кружка (см. Приложение 1).
Далее организация кружка «Журналисты» выстраивается в 3 этапа.
I этап – подготовительная работа.
- Сбор информации о профессии журналист: просмотр презентаций, DVD – фильмов, открыток, фотографий о журналистике; круглый стол «Журналист – профессия творческая» (совместная встреча родителей и детей).
- Знакомство с видами вопросов: уточняющие, почемучкины, воображаемые, описательные, оценочные, субъективные.
- Сбор копилки вопросов, составление картотеки вопросов (см. Приложение 2).
- Изготовление «Ромашки вопросов».
- Составление алгоритма подготовки интервью (см. Приложение 3).
- Оформление родительского уголка: консультации, статьи, фотовыставка, игротеки.
- Анкетирование родителей с целью выявления знаний по теме «Профессия журналиста».
- Знакомство с разными журналами и газетами.
- Чтение произведений поэтов и писателей, опубликованных в детских журналах.
- Проведение экскурсий в редакцию газеты «Железногорские новости» и телерадиокомпанию «СТВ».
- Создание фотовыставок в соответствии с тематикой репортажа.
- Рисование и аппликации в соответствии с темой репортажа.
- Изготовление атрибутов для режиссёрской и сюжетно-ролевой игр.
- Конкурс чтецов с целью выявления лучшего диктора.
II этап – основная работа (см. Приложение 4).
Организация работы студии детского канала «Дубравушка».
Руководители кружка и дети собираются в телестудии за круглым столом и обсуждают тему выпуска очередной передачи. Раздаются творческие задания каждому корреспонденту - интервьюирование по схеме с использованием картотеки вопросов и «Ромашки вопросов». Отрабатывается индивидуально очередность задаваемых вопросов и грамотность их построения и произношения, чтобы ребенок чувствовал себя уверенным и эмоционально свободным в общении с интервьюированным.
Берётся интервью у родителей, педагогов и других работников ДОУ, интересных гостей детского сада в соответствии с тематикой недели, месяца.
Далее в телестудии юные журналисты составляют творческие рассказы по результатам интервью, по представлению в соответствии с темой репортажа.
Руководители кружка с детьми-корреспондентами просматривают видеорепортажи, делают работу над ошибками, если таковы имеются.
Также идет подготовительная работа с дикторами телепередачи, а именно:
тематическая беседа с детьми, заучивание чистоговорок и скороговорок, упражнения для постановки монологической речи, прочтение и заучивание текста выпуска передачи, работа над выразительностью и правильным интонированием речи, над пантомимикой и культурой речевого этикета.
Сотрудничая с воспитателями и руководителем по изодеятельности, в совместной деятельности педагога с детьми проводится интегрированная работа по изготовлению атрибутов, коллективных коллажей, стенгазет и творческих выставок.
III этап – заключительный.
В конечном результате, идет либо съемка тематической телепередачи в студии детского канала «Дубравушка», либо выпускается детская газета «Вестник Дубравушки» один раз в месяц.
Таким образом, кружковая деятельность «Журналисты» охватывает две формы продуктивной деятельности.
Подведем итоги, в результате кружковой деятельности дети не только знакомятся с профессией журналиста, приобретают знание норм речевого общения со взрослыми и сверстниками, но и могут использовать эти знания в реальных жизненных ситуациях. Значительно обогащается их лексический запас, пополняясь словами и выражениями из словаря речевого этикета. Также детская журналистика помогает дошкольникам в ощущении себя свободной полноценной личностью, равноправно включенной в систему коммуникации со взрослыми. Таким образом, кружок «Журналисты» естественно вписался в образовательный процесс ДОУ и стал неотъемлемой частью педагогической деятельности, так как он не только повышает профессиональный уровень педагога, но и меняет подходы к воспитанию и обучению детей, раскрывает творческий потенциал.
Список литературы:
- Агеева С.И. Обучение с увлечением. Части 1 и 2. – М.: Лайда, 1995.
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
- Журнал «Цветной мир» Коллаж – свобода творчества. Под ред. Лыковой И. А.: Издательской дом «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2/2009.
- Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребёнка к социальному миру. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
- Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. – Российское педагогическое агенство, 1998.
- Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. Практикум по улучшению дикции. – М.: Издательство «Гном и Д», 2000.
- Придумай слово: «Речевые игры и упражнения для дошкольников» (О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, Е.М. Струнина и др. – М.: Просвещение, 1996.
- Рылеева Е.В. Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности «Открой себя». – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
- Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М.: Педагогическое общество России, 1999.
- Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Телевидение». – М.: «Издательство Скрипторий 2203», 2007.
Приложение 1
АЛГОРИТМ
взаимодействия руководителей кружка
Юрьевой Е.А. и Алешкиной С.В.
Приложение 2
Копилка вопросов для различных видов интервью.
- Вопросы о профессии, например:
- Как называется ваша профессия?
- Цель и результат вашего труда?
- Какие инструменты вам необходимы для работы?
- Какие знания вам нужны в вашей профессии?
- Вопросы о личности собеседника, например:
- Есть ли у вас семья?
- Какие у вас увлечения?
- Какая у вас мечта?
- Какую музыку вы любите слушать?
- Вопросы о произошедшем событии, например:
- В каком месте произошло событие?
- Какое настроение у участника этого события?
- Какие отрицательные и положительные моменты в этом событии вы можете отметить?
Приложение 3
ДОГОВОРИТЬСЯ О ВСТРЕЧЕ | ЗНАКОМСТВО С БУДУЩИМ СОБЕСЕДНИКОМ | ОБОЗНАЧИТЬ ТЕМУ И ЦЕЛЬ ИНТЕРВЬЮ |
ОПРЕДЕЛИТЬ МЕСТО ВСТРЕЧИ | НАЗНАЧИТЬ ВРЕМЯ ВСТРЕЧИ | СОСТАВЛЕНИЕ ЦЕПОЧКИ ВОПРОСОВ ИЗ КАРТОТЕКИ ВИДОВ ИНТЕРВЬЮ |
Приложение 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Журналистика для дошкольников".
Проект проводился с детьми подготовительной группы. итогом нашей работы стал выпуск журнала "Непоседы". Дети сами составляли статьи, составляли рассказы о родителях, жизни, домашних питомцах, о праздн...
Перспективный план работы с детьми в ДОУ по теме "Журналистика"
Данная разработка представляет собой методический материал для работы с детьми на тему "Журналистика" (подготовительная группа). Предназначена для использования в работе педагогов дошкольных учр...
"Детская журналистика - изготовление книг"
К Вашему вниманию предлагается личный опыт проделанной мной работы по теме «Детская журналистика и изготовление книг» в подготовительной группе детского сада. Идеи, которые предлагаются, могут б...
Проект "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".
Правильно организованная исследовательская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоят...
Сообщение из опыта работы "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".
Изучая структуру современных инновационных технологий, я пришла к выводу, что одной из таких технологий является детская журналистика. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и вос...
Диалогическая речь и детская журналистика
Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики логопедии, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием фо...
Программа кружковой работы «Журналистика» на 2022-2023 учебный год
Программа кружковой работы «Журналистика» (детская журналистика) охватывает четыре образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; х...