«Как научить ребенка рассуждать»
консультация по развитию речи по теме
Косультация для воспитателей ДОУ по развитию речи воспитанников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_nauchit_rebyonka_rassuzhdat.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Как научить ребенка рассуждать»
Рассуждение является наиболее сложным типом монологической речи и характеризуется использованием достаточно сложных языковых средств. Основой рассуждения является логическое мышление, отражающее многообразные связи и отношения реального мира. В исследованиях отечественных психологов (С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия) показано, что ребенок рано начинает подмечать элементарные причинные зависимости и делать выводы. Уже в 4 года 4 мес. у некоторых детей наблюдается понимание причин и следствия явлений. Развитие понимания причинности связано с наблюдением конкретных ситуаций, объяснением содержания картинок. В старшем дошкольном возрасте дети пользуются простейшими формами рассуждений, главным образом в виде сложноподчиненного предложения с союзом потому что.
Наблюдения за речью детей показали, что в повседневном общении они пользуются высказываниями, содержащими рассуждения.
Частота и характер высказываний зависят от содержания и формы общения педагогов и родителей с детьми, от организации детской деятельности. Если взрослый строит общение с детьми на дисциплинарных указаниях, отдельных репликах, не создает проблемных ситуаций в ходе деятельности, то в этом случае, конечно, у них не возникает необходимости рассуждать. Если же поставлена задача доказать какое – либо предположение, дети высказываются более развернуто.
Таким образом, даже без специального обучения дети используют при необходимости высказывания типа рассуждений. Трудности создания таких высказываний обусловлены их структурной сложностью и незнанием детьми специальных языковых средств связи смысловых частей.
В повседневной жизни вы можете обучать детей целостным связным рассуждениям, а для связи смысловых частей использовать союзы: потому что, так как, поэтому, значит, следовательно; употреблять при доказательстве слова: во-первых, во-вторых, если-то, так как..
Для того, чтобы сформировать умения рассуждать необходимо организовать содержательное общение взрослого и ребенка. В процессе общения вы можете создавать ситуации, требующие разрешения определенных проблем, побуждающие детей пользоваться объяснительно-доказательной речью. Для этого, например , можно использовать:
- труд детей в природе и в быту (аудио запись+свои примеры);
- наблюдения за сезонными изменениями в природе, объяснение зависимостей, существующих в природе (аудио+примеры);
- обследование предметов, их качеств, свойств (аудио+примеры);
- конструктивно-строительные задания (аудио+примеры);
- объяснения правил настольно-печатных, подвижных, словесных игр (аудио+примеры).
А сейчас, я предлагаю вам просмотреть видеозапись о том, как ведется обучение рассуждению в детском саду (использование слов-помошников: потому что и так как на занятии С.А.Ковылиной «Небылицы в картинках»).
И прослушать аудио запись, на примере нескольких игр:
- Последовательные картинки (аудио запись в ст. и подг.гр.)
- 4-ый лишний (аудио запись в ст. и ср. гр.)
- Загадки (аудио запись в ст. и ср. гр.)
Из материала, который вы только что просмотрели и прослушали, можно сделать следующие выводы:
- ребёнок будет рассуждать и связно высказываться при правильном организации детской деятельности (т.е. хорошо, если вы будете нацеливать ребёнка к рассуждению, используя вопрос ПОЧЕМУ?);
- ребёнок в своей речи, для связи смысловых частей, может использовать союзы: ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ЗНАЧИТ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО.
- Ребёнок способен употреблять при доказательстве слова: ВО-ПЕРВЫХ, ВО-ВТОРЫХ, ЕСЛИ-ТО, ТАК КАК.
Уже было сказано, что основой рассуждения является логическое мышление, и ребёнок сам стремится развивать свою логику, мышление, воображение, задавая вопрос ПОЧЕМУ? (особенно в период с 3 до 5 лет), и если вы не будете уходить от этого вопроса (Подрастёшь сам узнаешь. Отстань. Иди спроси у бабушки.), то тогда у ребёнка и логическое мышление и речь будут более развитыми.
Речь взрослого является образцом для подражания, поэтому отвечая на вопрос ПОЧЕМУ? мы можем отвечать не однотипно, говоря ПОТОМУ ЧТО, а можем использовать другие слова-союзы: (см. доска).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?
Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему с...
К недели книги: "Как заучивать стихи" , "Как обсуждать с ребенком прочитанное произведение", "Как научить ребенка беречь книги"
Подборка материалов к недели книги...
Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"
В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...
Памятки для педагогов и родителей«Как научить ребенка не перебивать взрослых», «Как помочь ребенку быть вежливым», «Как отучить ребенка ругаться матом»
Сами никогда не перебивайте ребенка!Учите вежливости вежливо!...
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РИСОВАТЬ С ПОМОЩЬЮ ЦИФР, а может и некоторые родители научаться
Отличный способ вызвать у детей интерес одновременно к математике и творчеству — предложить им рисовать с помощью цифр, дополняя их различными линиями. Это довольно легко, поэтому с такой задачей спра...
"Научить ребенка рисовать, значит научить ребенка познавать мир"
Роль взрослого в формировании творческой личности предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализоваться в различных ви...
Рекомендации родителям «Чему необходимо научить ребенка» 25 полезных вещей, которым мы можем научить детей.
Рекомендации родителям«Чему необходимо научить ребенка»25 полезных вещей, которым мы можем научить детей....