«Как научить ребенка рассуждать»
консультация по развитию речи по теме

Белова Светлана Юрьевна

Косультация для воспитателей ДОУ по развитию речи воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_nauchit_rebyonka_rassuzhdat.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Как научить ребенка рассуждать»

        Рассуждение является наиболее сложным типом монологической речи и характеризуется использованием достаточно сложных языковых средств. Основой рассуждения является логическое мышление, отражающее многообразные связи и отношения реального мира. В исследованиях отечественных психологов (С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия) показано, что ребенок рано начинает подмечать элементарные причинные зависимости и делать выводы. Уже в 4 года 4 мес. у некоторых детей наблюдается понимание причин и следствия явлений. Развитие понимания причинности связано с наблюдением конкретных ситуаций, объяснением содержания картинок. В старшем дошкольном возрасте дети пользуются простейшими формами рассуждений, главным образом в виде сложноподчиненного предложения с союзом потому что.

        Наблюдения за речью детей  показали, что в повседневном общении они пользуются высказываниями, содержащими рассуждения.

       Частота и характер высказываний зависят от содержания и формы общения педагогов и родителей с детьми, от организации детской деятельности. Если взрослый строит общение с детьми на дисциплинарных указаниях, отдельных репликах, не создает проблемных ситуаций в ходе деятельности, то в этом случае, конечно, у них не возникает необходимости рассуждать. Если же поставлена задача доказать какое – либо предположение, дети высказываются более развернуто.

         Таким образом, даже без специального обучения дети используют при необходимости высказывания типа рассуждений. Трудности создания таких высказываний обусловлены их структурной сложностью и незнанием детьми специальных языковых средств    связи смысловых частей.

В повседневной жизни  вы можете  обучать детей целостным связным  рассуждениям, а для  связи  смысловых частей  использовать  союзы:  потому  что, так  как, поэтому, значит, следовательно;  употреблять  при доказательстве  слова:  во-первых, во-вторых, если-то, так как..

        Для того, чтобы сформировать  умения рассуждать необходимо  организовать  содержательное общение взрослого и ребенка. В процессе общения  вы можете создавать  ситуации, требующие   разрешения  определенных  проблем, побуждающие   детей  пользоваться объяснительно-доказательной речью. Для  этого, например , можно использовать:

-   труд детей в природе и в быту (аудио запись+свои примеры);

  • наблюдения за сезонными изменениями в  природе, объяснение зависимостей, существующих  в природе (аудио+примеры);  

-   обследование предметов,  их качеств, свойств (аудио+примеры);

-   конструктивно-строительные задания (аудио+примеры);

-  объяснения правил  настольно-печатных, подвижных, словесных   игр           (аудио+примеры).

А сейчас, я предлагаю вам просмотреть видеозапись о том, как ведется  обучение рассуждению  в детском саду (использование слов-помошников: потому что и так как на занятии С.А.Ковылиной «Небылицы в картинках»).

И прослушать аудио запись, на примере нескольких игр:

  1. Последовательные картинки (аудио запись в ст. и подг.гр.)
  2. 4-ый лишний (аудио запись в ст. и ср. гр.)
  3. Загадки (аудио запись в ст. и ср. гр.)

 

Из материала, который вы только что просмотрели и прослушали, можно сделать следующие выводы:

  1. ребёнок будет рассуждать и связно высказываться при правильном организации детской деятельности (т.е. хорошо, если вы будете нацеливать ребёнка к рассуждению, используя вопрос ПОЧЕМУ?);
  2. ребёнок в своей речи, для связи смысловых частей, может использовать союзы: ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ЗНАЧИТ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО.
  3. Ребёнок способен употреблять при доказательстве слова: ВО-ПЕРВЫХ, ВО-ВТОРЫХ, ЕСЛИ-ТО, ТАК КАК.

Уже было сказано, что основой рассуждения является логическое мышление, и ребёнок сам  стремится развивать свою логику, мышление, воображение, задавая вопрос ПОЧЕМУ? (особенно в период с 3 до 5 лет), и если вы не будете уходить от этого вопроса (Подрастёшь сам узнаешь. Отстань. Иди спроси у бабушки.), то тогда у ребёнка и логическое мышление и речь будут более развитыми.

Речь взрослого является образцом для подражания, поэтому отвечая на вопрос ПОЧЕМУ? мы можем отвечать не однотипно, говоря ПОТОМУ ЧТО, а можем использовать другие слова-союзы: (см. доска).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?

Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему с...

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вгляды­вается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоро­вается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РИСОВАТЬ С ПОМОЩЬЮ ЦИФР, а может и некоторые родители научаться

Отличный способ вызвать у детей интерес одновременно к математике и творчеству — предложить им рисовать с помощью цифр, дополняя их различными линиями. Это довольно легко, поэтому с такой задачей спра...

"Научить ребенка рисовать, значит научить ребенка познавать мир"

Роль взрослого в формировании творческой личности предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализоваться в различных ви...

Рекомендации родителям «Чему необходимо научить ребенка» 25 полезных вещей, которым мы можем научить детей.

Рекомендации родителям«Чему необходимо научить ребенка»25 полезных вещей, которым мы можем научить детей....