консультация для родителей "Характеристика речи ребёнка среднего дошкольного возраста"
консультация по развитию речи (средняя группа) на тему
Это возраст детей, когда они активно начинают взаимодействовать друг с другом ..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakteristika_rechi_rebyonka_srednego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 16.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика речи ребёнка среднего дошкольного возраста.
Возраст 4-5 лет – это средний дошкольный возраст. Дети взаимодействуют со сверстниками активно и избирательно, предпочитая одних детей другим. Они называют своих друзей по группе детского сада, рассказывают, с кем интересно играть во дворе. Ребёнок способен сравнивать себя с другими, поэтому в отношениях проявляется некоторая соревновательность. В этом возрасте он особенно чувствителен к одобрению, похвале, переживает неудачи, неуспех, поэтому может появляться обидчивость. Поскольку в среднем дошкольном возрасте у ребёнка формируется потребность в уважении со стороны взрослого, следует учитывать это при организации игр и занятий с ним, приглашении к участию его друзей по детскому саду, двору.
Общение с родителями, родными и знакомыми, педагогами изменяется по содержанию, в его основе лежит познавательный интерес, и само общение становится познавательным. Ребёнок получает много сведений об окружающем мире людей, природы, предметов на занятиях в детском саду, в ходе общенияс воспитателями и родителями. Важно поддерживать интерес ребёнка к познанию окружающего мира, закреплять полученные им знания, расширять его кругозор.
Познавательные процессы – восприятие, память, воображение, мышление – становятся более зрелыми, постепенно формируются осознаность, произвольность этих процессов, что проявляется в различных видах деятельности и способствует их продуктивности. Благодаря достаточному развитию восприятия ребёнок соотносит предметы по цвету, форме, величине, пространственному расположению деталей самих предметов; может из сложных объектов вычленять простые формы и, наоборот, из простых форм воссоздать сложные объекты. Ребёнок проявляет интерес к конструированию, собирает разнообразные объекты, необходимые для игры по собственному замыслу; его постройки могут включать более 5-6 деталей. Ребёнок демонстрирует ловкость ловкость во время рисования, конструирования, изготовления аппликации. В то же время могут быть и трудности в работе с красками, гуашью, клеем, ножницами и бумагой. Взрослому следует проявлять доброжелательность, терпение, помогать малышу. Занимаясь с ребёнком, взрослый стремится воспитать у него внимательность, наблюдательность, аккуратность, развить мышление и память.
Возрастающий объём памяти позволяет малышу запоминать одушевлённые и неодушевлённые предметы, их признаки, свойства и качества, действия с предметами, а также запоминать словас различными значениями и стихотворения. Если взрослый ставит перед ребёнком задачу внимательно выслушать и запомнить, ребёнок может безошибочно воспроизвести 7-8 слов.
Развитие вображения и образного мышления позволяет ребёнку успешно конструировать, опираясь на схематичные рисунки, решать лабиринтные задачи, рисовать с опорой на воображение. Эти умения ребёнок проявляет в сюжетной в игре, в развивающих и словесных играх, других видах деятельности, которые усложняются и часто сопровождаются речью.
Ребёнок 4-5 лет хорошо ориентируется в пространстве ближайшего окружения, знает привычную для него обстановку дома, детского сада, двора, дачи. В этом возрасте ребёнку предстоит шагнуть за пределы освоенного и продолжить познание мира людей, природы, вещей, машин, познакомиться с новыми предметами, которые его окружают дома и в других помещениях: в магазине, в поликлинике, в цирке, в театре. Ребёнку интересны предметы и явления, с которыми он ещё не встречался.
Беседы со взрослыми, чтение книг, рассматривание иллюстраций имеют большое значение для развития познавательного интереса и речи. Ребёнок, воспитывающийся в благоприятных условиях, развивающей среде, с удовольствием рассказывает о своих любимых занятиях, о своей семье, разбирается в родственных отношениях, знает о профессиях близких людей, рассказывает о своём городе (селе или посёлке), умеет наблюдать за погодой и сезонными изменениями, животными и птицами. Он имеет достаточный словарный запас для того, чтобы поделиться своими впечатлениями, сделать простые умозаключения. Родителям следует заботится об удовлетворении потребностей ребёнка в познании, выслушивать его, отвечать на его вопросы, подсказывать необходимые для выражения мысли и чувства слова, рассказывать об интересных фактах и событиях, касающихся семьи, города, страны.
Запас слов ребёнка среднего дошкольного возраста пополняется за счёт названий предметов, их частей и деталей, материалов и их свойств, названий признаков предметов, действий, за счёт слов, характеризующих эмоцианальное и физическое состояние людей, их взаимоотношения. Обогащается чувственный опыт ребёнка, умение выражать свои впечатления в словах. Способность к сравнению, группировке и классификации предметов свидетельствует о формировании у ребёнка таких обобщающих понятий, как растения, животные, птицы, насекомые, одежда, обувь, посуда, мебель, гигиенические принадлежности, игры и игрушки, профессии, цвет, форма, величина.
Увеличение активного словаря от 2500 до 3000 слов к концу пятого года жизни даёт возможность ребёнку полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В речи чаще используются прилагательные, наречия, местоимения, сложные предлоги, существительные с обобщающим значением. Рост словарного запаса и стремление употребить в речи сложные предложения иногда приводят к затруднению и грамматическим ошибкам.
Совершенствуется связная речь, ребёнок овладевает монологической речью. Он способен описать игрушку, построить рассказ по картинке или на основе своих наблюдений и личного опыта пересказать текст несложной сказки, рассказа.
У четырёхлетнего ребёнка возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Он подбирает слова на заданный звук, сравнивает пары слов по звучанию. Играя словами, ребёнок с удовольствием рифмует их, даже сочиняет корткие стихи. Такие успехи должны поощряться взрослыми. Достаточно развитый речевой слух даёт возможность различать и понимать интонации. Ребёнок и сам способен пользоваться интонационными средствами выразительности: силой и высотой голоса, темпом, паузой. Он выразительно читает стихи и рассказывает сказки.
К концу пятого года ребёнок овладевает правильным произношением всех звуков родного языка. Если малыш пропускает некоторые звуки в потоке речи, заменяет другими или искажает, необходимо обратиться за консультацией к логопеду.
Речевая активность возрастает; это связано с усложнениемдеятельности ребёнка, новыми потребностями в общении. Ребёнок активно комментирует свои действия в игре, быту, труде, с интересом и подробно рассказывает о содержании мультфильма, сказки, о сюжетной картине, об увиденном, также любит сочинять невероятные истории, фантазирует. В этом возрасте появляется способность подмечать недочёты в речи сверстников и собственной речи, осознанно работать над произношением. Важными условиями успешного овладения речью является развивающая речевая среда, которая включает игры, игрушки, фильмы, книги, иллюстрации, альбомы, стиль общения взрослых с ребёнком, образцы культурной речи близких ребёнку людей, деловое, познавательное общение ребёнка со взрослыми и сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Развитие речи детей среднего дошкольного возраста"
Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средства...
Консультация для воспитателей «Значение театрализованной деятельности в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»
Роль театра в жизни ребенка - дошкольника несоизмеримо велика, т. к. здесь можно решать множество задач, связанных с его воспитанием и развитием....
Консультация "Психофизические особенности ребёнка среднего дошкольного возраста"
Этот материал даёт возможность узнать и понять особенности развития ребёнка 4-5 лет, выбрать правильный подход к воспитанию и образованию детей данного возраста....
Консультация для родителей на тему: « Развитие речи ребёнка старшего дошкольного возраста.»
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на прим...
Консультация для родителей «Развитие связной речи одна из составляющих полноценного развития ребёнка среднего дошкольного возраста»
Советы для родителей по развитию связной речи детей средней возрастной группы....
Консультация для родителей средней группы «Игры и упражнения для развития речи детей среднего дошкольного возраста»
В консультации описана важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста; методы использования пальчиковой гимнастики, словесной игры в жизни ребёнка....