Использование интерактивных технологий в работе воспитателя ДОУ
проект по развитию речи на тему
Проект на тему: "Использование интерактивных технологий в работе воспитателя ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_proekt.doc | 267.5 КБ |
ikt_proekt.pptx | 1.3 МБ |
Предварительный просмотр:
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Институт педагогики и психологии
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации
и профессиональной переподготовки работников образования
Проектная работа
«Использование интерактивных технологий
в работе воспитателя ДОУ»
Выполнили:
Юхмальчина Надежда Алексеевна, воспитатель высшей
квалификационной категории МАДОУ«Детский сад №5
общеразвивающего вида» Нурлатского района города Нурлат
Сибгатуллина Разина Халимовна, воспитатель МАДОУ
«Детский сад №5 общеразвивающего вида»
Нурлатского района города Нурлат
Хасанова Татьяна Геннадьевна, воспитатель МБДОУ
«Детский сад №81 комбинированного вида»
Московско-Кировского района города Казань
Мишина Надежда Александровна, воспитатель
Слушатели курсов повышения квалификации воспитателей
по проблеме "Системно деятельностный подход в условиях реализации ФГОС ДО»
Проектная работа допущена к защите
Руководитель проектной работы Шаехова Резида Камильевна, к.п.н , доцент
ПМЦПКиППРО
07 «10» 2016г.
г. Казань - 2016г.
Оглавление
Содержание | стр |
Введение | 3 |
1.Актуальность проекта | 4 |
2.Цели и задачи проекта | 4 |
2.1 Цель проекта | 4 |
2.2 Задачи проекта | 4 |
2.3 Целевая группа проекта | 5-7 |
3. Проектное решение | 5-7 |
4. Жизненный цикл и этапы реализации проекта | 7-8 |
5. Программа проектных мероприятий | 9 |
6.Ожидаемые результаты реализации проекта | 16 |
Заключение | 18 |
Список литературы | 20 |
Приложение 1 | 21 |
Приложение 2 | 29 |
Приложение 3 | 31 |
Приложение 4 | 38 |
Приложение 5 | |
Приложение 6 |
Введение
Если сегодня будем учить так, как учили вчера,
мы украдём у наших детей завтра.
Джон Дьюи (американский педагог, социолог)
В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно-компьютерных технологий не только в школьное, но и дошкольное образование. Процесс информатизации в дошкольных учреждениях обусловлен требованиями современного развивающегося общества, где педагог должен идти в ногу со временем, использовать новые технологии в воспитании и образовании.
Сейчас выигрывает тот воспитатель, который делает ход непосредственной образовательной деятельности наглядным, занимательным, ярким, интересным, эмоциональным, запоминающимся. То есть материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующие созданию положительной эмоциональной обстановки учения, а также развитию мыслительных способностей. Ведь именно приём удивления ведет за собой процесс понимания.
Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте от 3 до 6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению.
1. Актуальность проекта
Новое время выдвинуло актуальные требования к образованию: воспитанию людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, интеллектуально развитых, компетентных.
Большинство родителей занимает работа, что приводит к сокращению времени, которое мамы и папы должны уделять воспитанию и образованию своих детей. Поэтому мы педагоги вынуждены искать новые пути взаимодействия с семьями воспитанников.
2. Цель и задачи проекта
2.1 Цель проекта:
Использование ИКТ для повышения качества образования через активное внедрение в образовательный процесс информационных технологий.
2.2 Задачи проекта:
1.Систематизировать, обновлять и пополнять информационные ресурсы образовательного процесса; создавать банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ;
2. Применить компьютерные технологии для выявления и поддержки одаренных детей.
3.Осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог; родитель- педагог;
- Обеспечить достижения дошкольниками высокого уровня общего интеллектуального развития, необходимого для успешной учебы в школе и для всей последующей жизни.
- Формировать навыки практической работы с современным программным обеспечением. Развивать простейших технических умений.
- Воспитывать детей на общечеловеческих ценностях (добро, милосердие, любовь).
2.3 Целевая группа проекта:
дети старшего дошкольного возраста,
воспитатели,
старший воспитатель,
родители.
2.4 Вид проекта:
творчески-продуктивный
3. Проектное решение
(основные идеи проекта, отражающие его новизну)
1. С помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта и т. д.) ;
2. Занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
3. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
4. Предоставляет возможность индивидуализации обучения;
5. Повышение качества демонстрационных материалов-иллюстраций, возможности показа видеофрагментов.
6. Тесный контакт в цепи педагог–ребенок–родитель.
7. Высокая скорость обновления дидактического материала на экране значительно экономит время на занятии.
Одним из основных участников образовательного процесса являются родители воспитанников. Использование ИКТ позволяет сделать работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей более успешной. Главной проблемой у родителей является отсутствие знаний в выборе обучающих компьютерных игр, которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей. Чаще подборка игр происходит стихийно, беспланово, случайно. При этом остро встает вопрос о «засиживании» дошкольников за ПК. Таким образом, перед педагогом стоит важная задача – консультирование, тематические рекомендации родителям в грамотном выборе и использовании ИКТ в домашних условиях.
4. Жизненный цикл и этапы реализации проекта
4.1 Сроки реализации проекта 1.09. 2016г. по 20 мая 2017г.
4.2 Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный (с 1.09.2016г. по 5.10.2017г.)
Цель: вовлечение детей и родителей в проект.
Отбор участников, распределение материала между участниками проекта, подбор детской энциклопедической литературы. Создание плана работы с детьми и родителями. Организация условий для реализации целей и задач проекта.
2. Основной (с 5.10.2016г. по 19.04.2017г.)
Развитие познавательного интереса детей за счет углубления в понравившуюся тему. Развитие у детей умения презентовать подготовленный материал перед сверстниками.
Воспитание у детей умения слушать выступающих, задавать вопросы по теме.
3. Заключительный (с 20.04.2017г. по 20.05.2017г.)
Цель: выявить уровень познавательной компетентности детей старшего дошкольного возраста о многообразии жизни на планете Земле. Проанализировать востребованность детьми созданных моделей и макетов в повседневной самостоятельной деятельности.
Выявить уровень социализации детей в процессе создания совместных поделок и игр, умение выступать перед сверстниками, умение слушать выступающего.
Проанализировать вовлеченность родителей и детей в процесс совместной работы.
Поэтапный план реализации проекта:
Этапы работы | Работа с педагогами | Работа с родителями | Работа с детьми |
1 этап – организационный: Разработка нормативно-правовой базы; Создание творческой группы в ДОУ; | 1. Изучение научно-методической литературы и нормативно-правовой документации; 2.Разработка структуры внедрения ИКТ в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ; 3. Формирование банка методический идей по теме проекта; 4. Проведение анкетирования педагогов с целью анализа уровня знаний работы с ИКТ; | 1. Провести собрание на тему: «Использование ИКТ в обучении дошкольников» 2. Провести анкетирование «Компьютер и ребёнок» 3. Организовать консультации по проблемным вопросам 4. Повысить компьютерную грамотность | |
2 этап внедренческий; Апробирование и внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ | 1. Познакомить педагогов с устройством и основным правилам работы на ПК/notebokom. 2. Познакомить с мультимедийным обеспечением. 3. Организовать консультации по проблемным вопросам. 4. Научить использовать интерактивную установку Mimio Interacktiv и указку. 5. Повысить компьютерную грамотность; 6. Познакомить с программным обеспечением ПК. 7. Обучить использовать мультимедийные пособия и учебники. 8. Организовать исследовательскую и проектную деятельность. 9. Создать личное портфолио воспитателя, портфолио группы, портфолио каждого ребёнка. | 1. Научить использовать обучающие, дидактические, развивающие компьютерные программы для детей (раздать диски) 2. Познакомить с программным обеспечением ПК (печатные консультации, буклеты, индивидуальные консультации). | 1. Познакомить с компьютерной техникой, с правилами безопасности и поведения на занятиях с использованием ИКТ. 2. Познакомить с интерактивной доской 3. Научить пользоваться мышью и интерактивной указкой 4. Обучить сенсорным урокам нетрадиционного рисования: рисовать интерактивной указкой, перемещать предметы по экрану пальцами рук. 5. Начать развивать компьютерную грамотность: научить работать с интерактивными флеш-играми (обучающим, развивающими, дидактическими) 6. Научить решать пространственные и логические задачи. |
2 этап внедренческий; Апробирование и внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ | 10. Научить работать в программе Microsoft Excel 2010, разработать рабочую программу с каждым педагогом; 11. Научить разрабатывать презентации на ПК в программе Microsoft Power Point, презентовать личный проект. 12. Обучить работе в программе Windows Movie Maker 2.6, для создания видеороликов с использованием фото материала, звука, видео. Создать видеоролик «Жизнь и творчество группы. 13. Познакомить с программой Microsoft Publisher и создать буклеты, визитки, календари для своей группы. 14. Обучить работе в программе Windows Movie Maker 2.6, для создания видеороликов с использованием фото материала, звука, видео. Создать видеоролик «Жизнь и творчество группы. 15. Познакомить с программой Microsoft Publisher и создать буклеты, визитки, календари для своей группы. | 3. Познакомить родителей с сайтом нашего ДОУ, с его структурой, правила размещения собственных презентаций, видеороликов, фото материалов жизни своих детей; 4. Научить разрабатывать презентации, видеоролики, слайд-шоу, буклеты, визитки, календари в различных компьютерных программах Point, Power Point, Movie Maker, Publisher; | 1. Собрать картотеку мультемидийных детских рисунков; 2. Создать чёрно-белые макеты для раскрасок; |
3 этап – результативный: анализ результатов, реализации ИКТ в ДОУ, корректировка содержания, обобщение опыта работы перспективы на будущее | 1. Провести сравнительный мониторинг уровня знаний педагогов по освоению ИКТ; 2. Создать банк конспектов НОД с использованием ИКТ, презентаций по разным направлениям, слайд шоу, видеофрагментов, аудио записей, мультемидийных материалов для работы с детьми и родителями; 3. Разработать и провести педагогический обучающий семинар (обмен опытом) для воспитателей и заведующих других детских садов; 4. Трансляция педагогического опыта на городских и областных мероприятий; 5. Организовать презентацию сайта ДОУ | 1. Создать фото-презентацию «Как я провёл лето» 2. Подготовить отчётный фильм «Выпускной», «Мой любимый детский сад» и др. 3. Создавать фото презентации на разные праздники, концерты, учувствовать в различных конкурсах, применяя ИКТ. 4. Продолжать использовать интерактивные флеш-игры в домашних условиях и досуговых мероприятиях. | 1. Провести сравнительный мониторинг уровня развития детей:
|
5. Ожидаемые результаты реализации проекта
1. Повыситься уровень познавательных процессов детей дошкольного возраста:
- Логического мышления;
- . Объема памяти;
- Внимания;
- Творческих способностей;
- Воображения;
2. Разовьются технические навыки и умения работы на компьютере:
2.1. Умения ориентироваться на экране монитора;
Заключение
Использование компьютерных технологий в образовательном процессе дает нам следующие возможности:
• Повышение качества демонстрационных материалов-иллюстраций, возможности показа видеофрагментов.
• Тесный контакт в цепи педагог–ребенок–родитель.
• Высокая скорость обновления дидактического материала на экране значительно экономит время на занятии.
• Эффективное игровое средство отработки навыков чтения, счета и т. п., развития творческих способностей дошкольников.
• Оперативность управления и возможность компактного хранения больших объемов информации в текстовой и образной форме.
В наш век информационных технологий человек с раннего возраста должен уметь хорошо ориентироваться в многообразии информации, уметь её фильтровать, сортировать и выбирать необходимую. Наша задача помочь дошкольнику приобрести навыки использования работы с информацией.
Но компьютер не ставится в нашем проекте как первоочередная задача, главное – гармоничное соединение современных технологий с традиционными средствами развития ребёнка для повышения эффективности воспитания гармонично развитой личности дошкольника средствами информационных технологий.
Список использованных документов и источников информации
Основная литература:
- Технологии в дошкольном образовании. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.
- САНПИН
- Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. –М.: Педагогика, 1998.
- Дьяченко О.М., Варенцова Н.С. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей второй младшей группы. Дошкольное воспитание. 1994. №2. С. 5-11.
- Марьясова И.П. Компьютер в детском саду./Информатика в школе.
Авторские курсы и методики. Методические рекомендации. Сб. Вып. 2.-
Пермь, 1997. С. 63-87.
- Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией
Венгера Л.А.
Интернет-ресурсы:
1.Сайт «Всё для детского сада» www.moi- detsad.ru/forum/nsportal/ru
2.Сайт ИД «Воспитание дошкольников» dovosp.r
3.Сайт «Департамент образования» gym 1565 sv.mskobr/ru
4.Сайт «Дошколёнок. ру» do.ru
Приложение 1
Перспективное планирование по использованию ИКТ в НОД
в средней группе на 2015-2016 учебный год.
Ежедневно
Проведение утренней гимнастики с использованием музыкального центра.
Использование релаксационных пауз для снятия напряжения под спокойную музыку.
Использование музыкального сопровождения для чествования именинников (по необходимости)
Использование иллюстративного, наглядного материала, распечатанного на принтере на занятиях по изо деятельности.
Просмотр мультсборника по формированию правил безопасного поведения «Аркадий Паровозов спешит на помощь».
Сентябрь
1-2 неделя. Проведение занятия по формированию целостной картины мира на тему: «Наша Родина» с использованием мультимедиа установкой.
Цель: Расширять и закреплять знания детей о родном городе, родном крае его истории и достопримечательностях. Расширять кругозор и обобщать словарный запас детей. Воспитывать патриотические чувства, формировать чувства привязанности и любви к своему родному краю, чувство гордости за тульских умельцев, поощрять творческую деятельность ребенка.
Просмотр мультфильма «Вершки и корешки», после чтения русской народной сказки «Мужик и медведь» 1-2 неделя
3-4 неделя Проведение диагностики в подгруппах и индивидуально с использованием ЭОР, копилки учебных презентаций, футажей на разную тематику, дидактических игр, созданных в программе PowerPoint.
Октябрь.
1 неделя Проведение занятия по формированию КГН с использованием компьютерной презентации, дидактических игр «Найди лишний предмет», «Найди различия».
Цель: Формировать навыки здорового образа жизни. Закрепление навыков в умывании. Знакомство с предметами туалета и их назначением. Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивыми, чистыми, аккуратными.
2 неделя. Проведение занятия по конструированию из природного материала с использованием видеоролика «Ну и ветер свищет, ну и пурга, загрустила что-то Баба Яга», для мотивации конструктивной деятельности.
3 неделя Просмотр презентации «Деревья»
Цель: Уметь отличать по признакам рябину, клен, берёзу, иву, ель. Уметь различать листья, плоды, строение каждого вида. Отмечать изменения, связанные со сменой времени года.
Прослушивание музыки П.И.Чайковского из серии времена года, осень «Октябрь» Цель: Формировать интерес к музыке, желание слушать ее, формировать умение высказывать свои впечатления о прослушанном.
4 –неделя Дидактическая игра – презентация «Мебель» Цель: учить детей определять и называть обобщенное слово, упражнять детей в употреблении предлогов, активизировать словарь по теме.
Презентация «Опасные ситуации» Цель: формировать представления детей о ситуациях, которые можно назвать «чрезвычайными»; закрепить знания об опасных предметах, знания номера телефона пожарной охраны; воспитывать осторожность в обращении с опасными предметами; развивать способность делать собственные умозаключения.
Ноябрь.
1 -неделя Просмотр видеосюжета «Береза» Цель: учить детей подбирать как можно больше слов-признаков.
2 –неделя Просмотр презентации «Как звери готовятся к зиме». Цель: активизировать в речи слова, обозначающие названия животных и птиц, их жилищ. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
3 –неделя Прослушивании песни «Дождик» (муз. М. Красева, сл. Н. Френкель) Цель: Формировать интерес к прослушиванию песни, желание слушать ее, формировать умение высказывать свои впечатления о прослушанном.
4-неделя Презентация «Профессии», Дидактические компьютерные игры «Выбери нужный предмет», «Найди ошибки» Цель: расширять представления детей о профессиях, активизировать предметный словарь по теме, развивать логическое мышление, учить детей анализировать и обобщать. Активизация словаря по теме.
Декабрь
1-2 неделя Работа по проведению недели безопасности:
1.Подготовка презентаций «Наземный транспорт», «Водный и воздушный транспорт», «Уроки светофора»
2. Просмотр мультфильмов из серии «Смешарики. Азбука безопасности» Цель: расширять знания детей об основах безопасности при переходе улиц, закреплять знания детей о безопасном поведении на улице, о правилах перехода дороги, о знаках для пешеходов, развивать у детей логическое мышление; формировать умение правильно оценивать обстановку на дороге, замечать опасные ситуации, воспитывать культуру поведения на улицах и дорогах; развивать внимание и осторожность.
3 -4 неделя. Дидактическая игра презентация на ФЭМП «Низкий, высокий, длинный, короткий, узкий, широкий»
Просмотр мультфильмов «Новогодняя сказка», «Когда зажигаются елки».
Январь.
1 –неделя. Презентация «Зимние загадки»
развитие мышления, активизация словарного запаса, учить детей
детей подбивать и называть антонимы- прилагательные.
Просмотр м/ф «Мороз и заяц»
Слушаем музыку из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского Цель: приобщение к музыкальному искусству, формировать желание слушать и воспринимать музыку, уметь выразить свои чувства, отношение к прослушанному.
Разучивание стихотворения с опорой на картинки с использованием ЭОР
2-неделя. Презентация «Путешествие капельки», обобщение экспериментальной деятельности
Прослушивание ауди сказки «Девочка Снегурочка» В.Даль.
Цель: формировать умение слушать текст сказки без опоры на картинки, следить за интонацией чтеца, воспитывать желание дослушать произведение до конца, не отвлекаться.
3-неделя. Дидактическая игра с использованием компьютера «Одежда, обувь, головные уборы» Цель: развивать логическое мышление, учить детей анализировать и обобщать. Активизация словаря по теме.
4 – неделя. Компьютерная презентация «Игра – викторина «Любимый сказочный герой»
Просмотр м/ф Лисичка со скалочкой»
Февраль.
1-неделя. Презентация «Дикие животные», «Как звери зимуют» Цель: закрепить знания детей по темам «Дикие и домашние животные»; создать условия для активизации словаря детей по данным темам, учить детей образовывать притяжательные прилагательные.
Просмотр м/ф по русским народным сказкам «Лиса, волк и медведь», «Заяц –хваста»
2-3неделя. Дидактическая игра – презентация «Домашние животные», «Домашние птицы», «Чей детёныш», «Наши питомцы» Цель: закрепить знания детей по темам «Дикие и домашние животные»; создать условия для активизации словаря детей по данным темам, учить детей образовывать притяжательные прилагательные. Активизировать словарь по данной теме.
Просмотр м/ф «Как собачка и кошечка мыли пол».
4-неделя. Презентация ко дню защитника Отечества «Наши защитники» Цель: образование множественного числа существительных в родительном падеже.
Прослушивание музыки из детского альбома «Звуки весны» Цель: формировать желание слушать и воспринимать музыку, уметь выразить свои чувства, отношение к прослушанному.
Март
1 –неделя. Презентация «Весенние загадки» Цель: совершенствовать умение подбирать нужные по смыслу слова, развивать мышление, сообразительность.
2 – неделя. Прослушивание песен «Мама – первое слова», «Мама дорогая», «У меня есть бабушка» Цель: воспитывать умение слушать музыкальные произведения.
Просмотр м/ф «Мама для мамонтенка»
3 – неделя. Дидактическая игра – презентация «Цветы» Цель: расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.
Презентация по здоровому образу жизни «Здоровая еда» Цель: развивать представления детей о значении правильного питания для здоровья человека. Активизировать словарь по теме.
4 – неделя. Презентация «Птицы нашей родины» Цель: уточнить и расширить знания детей о птицах, местах их обитания. Расширение словаря по теме
Распечатывание картинок для составления рассказа.
Просмотр фрагмента м/ф «Дюймовочка»
Апрель.
1 – неделя. Презентация «Насекомые» Цель: развитие умения выделять существенные признаки предмета, уточнение значения обобщающих слов.
Дидактическая игра на ФЭМП «Форма, цвет, размер» Цель: развивать логическое мышление, учить детей анализировать и обобщать. Активизация словаря по теме.
2 – неделя. Видеоролик «Обитатели террариума» Цель: уточнить и расширить знания детей о рептилиях, местах их обитания. Расширение словаря по теме.
Просмотр м/ф «Как львенок и черепаха пели песню»
3 – неделя. Презентация «Как растер цветок» Цель: Формировать знания о влиянии тепла, солнечного света, воды на рост растений
Слайд – шоу «Весна в картинах русских художников»
4 – неделя. Просмотр слайд – шоу «Город – Нурлат»
Презентация «Наш край» Цель: Расширять и закреплять знания детей о родном городе, родном крае его истории и достопримечательностях. Расширять кругозор и обобщать словарный запас детей. Воспитывать патриотические чувства, формировать чувства привязанности и любви к своему родному краю, чувство гордости.
Дидактическая игра презентация «Время суток» Цель: помочь детям в осознании зависимости между временными эталонами, в овладении качественной характеристикой временных эталонов; упражнять в использовании предлогов «за», «перед», «до»; формировать умение связно рассказывать о развитии предложенной ситуации, используя слова «сначала», «потом», «после того как»; закрепить умение правильно употреблять глаголы прошедшего времени.
Май.
1 – неделя. Презентация «Мой город» Цель: Формировать понятие столица. Расширять знания о столице нашей республики –городе –Казань. Познакомить детей с её достопримечательностями. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей. Воспитывать патриотические чувства.
2- неделя. Просмотр видеоролика, составленного из детских рисунков «Была война…» Цель: формировать у детей знания о Великой Отечественной войне, воспитывать патриотические чувства, формировать чувства привязанности и любви к своему родному краю, чувство гордости за соотечественников – победителей.
Прослушивание ауди записи рассказа Л.Кассиля «Памятник советскому солдату» Цель: Воспитывать умение слушать произведение без опоры на картинки, воспринимать его, уметь отвечать на вопросы по содержанию. Формировать представление о героизме солдат – защитников нашей Родины!
3 – 4 неделя. Дидактические игры презентации «Ягоды», «Съедобные грибы», «Ядовитые грибы», «Лес» Цель: развитие умения выделять существенные признаки предмета, уточнение значения обобщающих слов.
Просмотр м/ф по сказке В.Сутеева «Под грибом»
Прослушивание хороводной песни «По малинку в сад пойдем» Цель: формировать навык прослушивания музыкального произведения, поощрять желание выполнять в процессе прослушивания простых хороводных движений.
Приложение 2.
Занятия по ИКТ с детьми
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с использованием ИКТ «Грибы в осеннем лесу»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
1. Закрепление представлений о лесе.
Познакомить с названиями грибов, их внешними признаками, строением ( «Познавательное развитии»)
2. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Грибы». Учить согласовывать числительные с существительными, образовывать прилагательные от глаголов; закрепить употребление предлогов. ( «Речевое развитие»)
3. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе. ( «Социально-коммуникативное развитие»)
4. Развитие зрительного внимания и восприятия, координации речи с движением. ( «Физическое развитие»)
Предварительная работа: чтение сказке и просмотр мультфильма В. Сутеева «Под грибом».
Оборудование: корзинки, раздаточные карточки с изображениями съедобных и несъедобных грибов, муляжи, магнитофон, запись «Голоса леса», «пеньки» (модули), предметные картинки «Грибы» (подосиновик, подберезовик, лисички, мухомор, бледная поганка, рыжик, белый гриб, масленок, опенок), печенье «Грибочки».
Средства ИКТ: презентация, проектор, экран.
Методические приёмы.
Создание ситуации занимательности.
Методы словесной передачи (объяснение, рассказ, беседа)
Наглядные методы (наблюдение, показ образца, показ способа действия и дидактических пособий.
Игровые методы (пальчиковая гимнастика, физкультминутка, дыхательная гимнастика)
Логика образовательной деятельности:
I. Организационный момент.
1) Приветствие.
– Здравствуйте, ребята!
2) Мотивация к занятию.
Эмоциональный настрой: звучит запись «Голоса леса»
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу предложить вам путешествие в осенний лес. А чтобы попасть в лес, надо сесть на автобус и уехать далеко от детского садика.
А во время нашего пути я предлагаю вам отгадать загадку.
Кто стоит на крепкой ножке?
В бурых листьях у дорожки?
С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад,
Если дождик и тепло,
Он считает повезло!
-Ответы детей. (Гриб)
Воспитатель: Правильно! Мы сегодня пойдем по грибы. А что в лесу мы можем о них узнать?
Дети: названия грибов, где растут, как их нужно собирать.
Воспитатель: Хорошо. Мы узнаем.
Ребята вот мы и приехали. (выходим из автобуса).
Вот и лес. Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес.
Ребята, вспомните мы с вами читали сказку и смотрели мультфильм «Под грибом». Что удивило муравья, когда кончился дождь, и он выбрался из под гриба?
Дети: Сначала муравью одному было мало места, а потом всем место нашлось.
Воспитатель: Как же получилось, что сначала под грибом и одному тесно было, а потом
всем пятерым место нашлось?
Дети: Пока шёл дождь гриб вырос.
Воспитатель: Правильно, грибы растут после дождя.
Недаром и в пословицах сказано: «Будет дождь – будет и гриб». А в какое время года бывает больше всего грибов?
Дети: Осенью.
Воспитатель: И про то пословица имеется: «Весна красна цветами, а осень – грибами».
-Мы с вами попали в настоящее царство грибов.
Грибы очень разнообразные. Все ли грибы можно собирать?
Дети: нет, есть съедобные и несъедобные (ядовитые)
Воспитатель: почему грибы называют несъедобными?
Дети: Их нельзя употреблять в пищу.
Воспитатель: Правильно! Помните, что не каждый гриб в корзину кладут. Есть грибы ядовитые (несъедобные). Есть в них яд, который может вызвать отравление. Собирать грибы нужно только хорошо известные вам. А про тех, кто ядовитые грибы в кузовок кладет, говорят: «Ходить в лесу – видеть смерть на носу». Посмотрите, пожалуйста картинки и постарайтесь определить какие грибы несъедобные.
Дети: мухомор.
Воспитатель: Правильно, но есть ещё и бледная поганка, ложны е опята.
(Демонстрация и рассказ воспитателя).
МУХОМОР — самый распространенный ядовитый гриб. Ножка длинная, есть белый воротничок. Шляпка красная, круглая, в белую крапинку.
Возле леса на опушке,
украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка,
ядовитый мухомор.
Шляпка красная, в горошек,
Воротник на тонкой ножке.
Этот гриб красив на вид,
Но опасен, ядовит.
Не правда ли, красавец? Алый кафтан, белые крапинки.
«Мухомор красен, да для здоровья опасен». Но не спешите сшибать мухоморы ногами и топтать их. В лесу мухомор – гриб нужный. Для человека ядовит, а лесным обитателям сгодится. Олени жадно ищут мухоморы и съедают их. Улитки и слизняки прогрызают в шляпках мухоморов дырки. Белки даже сушат их на зиму. В лечебных целях. Люди, кстати, тоже уже научились использовать мухоморы как лекарство от некоторых серьезных болезней.
БЛЕДНАЯ ПОГАНКА — смертельно ядовитый гриб. Ножка длинная, у корня находится мешочек, из которого гриб растет, воротничок, шляпка круглая, неровная,
по цвету бледная.
Я не привыкла нравиться,
Кто съест меня — отравится.
Ребята, я попрошу вас внимательно посмотреть на рисунки и запомнить ядовитые грибы.
Пальчиковая гимнастика «Грибы» Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу
Мы идем грибы искать (Начинают загибать по одному пальчику
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел
Потому и потолстел.
Воспитатель: Сбор грибов называют «тихой охотой». Мы в лесу не хозяева, а гости. А коль уж пришли в гости – уважайте хозяев леса: растительный и животный лесной народ. На обычную охоту ходят с ружьями, а на грибную охоту – с ножами.
Но перед тем как собирать грибы, мы должны узнать правила сбора грибов:
Грибы можно собирать только со взрослыми, которые хорошо знают лес;
Не срывать, не топтать ядовитые грибы — они нужны многим жителям леса;
Не раскапывать палкой грибницу—она может высохнуть, не покрытая листвой;
Не собирать грибы у проезжей части;
Собирать только известные грибы;
Не срывать старые и очень маленькие грибы.
Срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их— можно повредить грибницу.
А что такое грибница?
Дети: затрудняются ответить.
Воспитатель даёт понятие грибницы.
Воспитатель: Грибы нужно не срывать, а срезать. А для чего?
Дети: Чтобы не вырвать грибницу – корни грибов. Без грибницы новые грибы не вырастут.
Воспитатель: Верно, грибы нельзя вырывать из земли вместе с грибницей. Погубив грибницу, вы не найдете больше на этом месте грибов. А ведь грибницы некоторых грибов живут сотни лет! Если вы нашли лесной клад — молодой свежий гриб, его нужно срезать ножом. А грибницу слегка присыпать землей, прикрыть листвой или веткой хвои и крепко прижать ладонью, чтобы на следующий год снова вырос гриб. Настоящий грибник, находя хороший гриб, сначала полюбуется им, запомнит, где этот гриб вырос, и только потом осторожно срежет его и положит в лукошко шляпкой вниз. Вот какие подарки преподносит нам лес!
Теперь, вы, грибники. Тихо пойдем по лесу, вдыхаем свежий запах опавшей листвы (дыхательная гимнастика), собираем грибы. Внимательно смотрим под ноги, поднимаем нижние ветки (собирают грибы). Дети встают и ходят по комнате, находя расставленные грибы (муляжи) и складывают в корзину.
Затем дети садятся на «пенёчки» (расставленные полукругом)
Воспитатель: Как можно назвать одним словом, то что вы собрали?
Дети: Грибы.
Рассказ воспитателя о грибах.
Грибы растут в лесу: на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. У грибов есть шляпка и ножка.
Воспитатель показывает по одному грибу и описывает вместе с ребёнком внешний вид и особенности строения (размер, форма и цвет шляпки и ножки, особенности произрастания)
БЕЛЫЙ ГРИБ — шляпка коричневая, круглая, ножка толстая. В глухом бору стоять привык.
Картинки по запросу белый гриб
ПОДБЕРЕЗОВИК — растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета.
Картинки по запросу подберезовик под березой
ПОДОСИНОВИК — с красной шляпой, ножка высокая.
Картинки по запросу подосиновик
ЛИСИЧКИ — желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая.
Картинки по запросу лисички
ОПЯТА — грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком», растут «семьями».
Картинки по запросу опята
Где любят расти опята? (Ответы детей). Верно, на пеньках. Слово «опенок» происходит от слова «пень». С одного пенька целую корзинку опят можно насобирать.
Это МАСЛЯТА
Картинки по запросу Маслята в лесу
Уж до того дружные ребята, что целыми семьями из земли лезут. Маслята – сосновые детки. Это значит, что расти они любят под какими деревьями?
Дети: Под соснами.
Воспитатель: Взгляните, к шляпкам маслят прилипли и травинка и хвоинка. Почему?
Дети: наверно потому, что липкие, масленые.
Воспитатель: Да потому, что шляпка у них блестящая и липкая, как бы маслом смазана. Очень вкусные грибочки маслята.
Познакомить детей с многозначными словами: лисички, шляпка, ножка.
Объясните разницу в значениях этих слов. Путем сравнения.
Физкультминутка:
Все зверушки на опушке ищут грузди и волнушки, белочки скакали, рыжики срывали. Лисичка бежала, лисички собирала, Скакали зайчатки, искали опятки. Медведь проходил, мухомор раздавил.
Воспитатель: Ребята, а грибы после того как мы собрали можно ли есть сразу?
Ответ детей: Нет.
Воспитатель: Их нужно приготовить, вот и узнаем умеете ли вы готовить грибы.
Упражнение "Какие грибы" (учимся образовывать отглагольные прилагательные).
Если грибы сварить, то они будут вареные
а если грибы пожарить, тогда они будут жареные
-если засолить, они будут соленые, — если замариновать, они будут маринованные, — засушить — сушенные.
Воспитатель: как много грибов мы собрали! Давайте их сосчитаем.
Упражнение "Посчитай" (на согласование числительных с существительными)
1 гриб,.., 3..., 5...
1 лисичка3..., 5...
1 опенок, 3..., 5...
Воспитатель: Ребята вот и подошла наша прогулка к концу, пора возвращать в детский сад. Прошу вас пройти к автобусу и занять свои места.
Заключительная часть.
Воспитатель:
А во время обратного пути мы с вами подведём итоги нашей прогулки.
Что нового вы узнали? Какие бывают грибы? Какие можно собирать грибы, а какие нельзя? (Ответы детей)
Дети: Где растут грибы, съедобные и несъедобные, части гриба, правила сбора грибов.
Воспитатель: Молодцы! (Добавляет)
А дома я попрошу вас вместе с родителями уточнить, почему нельзя собирать грибы у проезжей части и вблизи фабрик и заводов?
Воспитатель: Ребята, мы с вами соблюдали все правила леса и лесные жители решили нас отблагодарить. Они передали вам угощения.
Раздаю детям печенье «Грибочки»
Приложение 3.
«Дорожная азбука». Дидактическая игра по ПДД с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
1. Закрепить представление детей о различных видах транспорта,
2. Обогащать словарный запас;
3. Формировать умения по описанию (загадке) узнавать тот или иной вид транспорта;
4. Развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.
Материалы: проектор, электронное пособие «Дорожная азбука», фишки.
Правила: за каждый правильный ответ каждый участник игры получает фишку. Кто больше всех наберет фишек, будет победителем.
Ход игры
Слайд 1.
Педагог загадывает загадку
Что за чудо синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
И питается бензином.
Дети отгадывают. Педагог уточняет, к какому виду транспорта относится машина. Дети отвечают, что к наземному.
Слайд 2.
Появляется картинка с изображением различных видов транспорта. Педагог предлагает назвать только наземный вид транспорта. После ответов детей на слайде остается только наземный вид транспорта.
Аналогичная работа проводится с воздушными, и с водными видами транспорта.
По завершении игры все участники подсчитывают количество фишек и объявляется победитель.
Приложение 4.
Доклад для педсовета «Использование ИКТ в развитии речи у дошкольников»
Средства массовой информации, особенно электронные, активно проникают в жизнь детей. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольныхобразовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (исследования С. Л. Новоселовой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.).
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчёркивается в государственных документах, признаётся важнейшим национальным приоритетом.
В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка- дошкольника. Ведь именно от уровня развития его речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие. Многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, не побуждают их к диалоговой речи, поэтому речь дошкольников не отличается особой выразительностью, они зачастую допускают в своей речи аграмматизмы, ограничиваются односложными ответами. Из-за неразвитости речи, бедности словарного запаса у воспитанников часто пропадает интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует учебная мотивация. В таких условиях к нам в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной и по-настоящему современной.
ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.
Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательногопроцесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.
Для реализации этого необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.
Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Свои навыки я применяю в работе:
- с детьми
- с родителями
- с коллегами
- в методической, экспериментальной, инновационной деятельности.
Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В Связи с этим, я в своей работе использую мультимедийные презентации- это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику.
Использование презентационных инструментальных средств позволяет мне, привнести эффект наглядности в занятия и помогает детям усвоить материал быстрее и в полном объеме.
Образовательная деятельность с использованием ИКТ является комплексной, так я сочетаю традиционные и компьютерные средства обучения, а также интеграцию образовательных областей.
Я считаю, что использование в работе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность моей работы в целом. Их применение на занятиях по развитию речи интересно детям и, что немаловажно, мне самой. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при групповой работе с детьми.
Использование ИКТ в развитие речи детей в дошкольном возрасте позволяет:
1. Расширяется представления воспитанников об окружающем мире, обогащается словарный запас.
2. Дети более логично и последовательно будут излагать свои мысли, более глубоко понимать значение слов.
3. Сформируется умение передавать свои впечатления от прослушанной музыкальной композиции, от просмотренной картины или иллюстрации.
4. Дети будут использовать в речи художественные достоинства родного языка, а под конец обучения проявят желание самостоятельно создавать их.
5. Использование данных приемов позволит поэтапно подвести ребенка проявлять интерес к стихам, загадкам, сказкам.
6. В данном подходе оправдают себя предусмотренная взаимосвязь групповых и подгрупповых, совместных и индивидуальных форм организации работы с детьми.
Актуальность- проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей.
Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речиу детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
Применение ИКТ усиливает:
1. Положительную мотивацию обучения.
2. Активизирует познавательную деятельность детей.
Использование ИКТ позволяет проводить образовательную деятельность:
на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка);
обеспечивает наглядность;
привлекает большое количество дидактического материала;
способствует повышению качества образования.
Итак, рассмотрим первую особенность компьютерной технологии- универсальность компьютерной техники как средства обучения с широкими демонстрационными возможностями- на примере сочинения рассказов по картинке.
Это задание можно выполнить 3-мя способами:
1. На экране выводятся 3-4 картинки, представляющие собой связанный рассказ (1-начало, 2-продолжение, 3-конец).Дети просто описывают события, изображенные на картинках. В этом случае каждая картинка выступает как очередная глава.
2. Детям предлагается только одна картинка. Воспитателем задается вопрос: Что было до этого? Что может быть после? После высказывания предлагается подлинная история и на экран выводятся все картинки.
3. Воспитатель показывает на экране картинки, которые идут друг за другом не по сюжету, а в перепутанной последовательности. Эти картинки дети должны расположить по порядку, а затем составить связный рассказ. Это наиболее сложный вариант работы, предполагающий наличия у ребенка в определенной степени сформировавшегося логического мышления.
ПМК по «Развитию речи» А. Ю. Коркиной используется в работе на занятиях по развитию речи и подготовке к обучению грамоте, на логопедических занятиях и в коррекционной работе с детьми.
Программа является многопользовательской, адаптирована для использования с интерактивной доской, предназначена для эффективного речевого развития детей от 3 лет посредством интерактивных возможностей:
1. использование программы способствует развитию у детей слухового восприятия;
2. формированию навыков звукового анализа и синтеза, правильного произношения звуков, слогов, слов;
3. развитию умения связано говорить, самостоятельно строить предложения;
4. наличие несколько уровней сложности в каждом задании позволяет осуществлять индивидуализацию обучения.
Программа включает следующие разделы:
1. неречевые звуки: Знакомство со звуками предметного мира и мира природы.
2. звукоподражание: Знакомство со звуками животного мира.
3. речевые звуки: Развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка.
4. развитие связной речи: обучение построению предложений (от словосочетания до текста)
5. специальный «Интерактивный раздел», позволяет создавать свои задания и дидактические материалы, делать подписи и рисунки поверх учебного материала, выводить на печать.
Работа с программой предполагает многообразные формы деятельности детей: речевая, познавательная, практическая.
Это дает возможность сделать вариативной речевую деятельность детей посредствомиспользования разных типов занятий, как непосредственно по развитию речи(фонетической, связной речи и др., так и по развитию познавательно - исследовательской и практической деятельности.
Использование мною данного ПМК на занятиях по развитию речи вызывает не только широкий положительный отклик у детей, а также способствует усвоению речевого материала на высоком уровне.
Программа «Готовимся к школе с Зайкой Всезнайкой!» разработана при активном участии профессиональных педагогов и детских психологов. В процессе создания игры учитывались пожелания родителей, учителей и непосредственно детей, что позволило добиться максимальной эффективности использования образовательного продукта. Кроме компьютерного диска с заданиями в продукции содержатся наглядные пособия-карточки с яркими картинками, песенками, которые помогают ребенку быстрее закрепить изученный материал. «Зайка–Всезнайка» прививает ребенку навыки самостоятельных ответов, способствует развитию фонематического слуха, устной речи, пополняет словарный запас.
Необходимо помнить, что при использовании ИКТ следует соблюдать СанПиН, где определены требования к размеру экрана, высоте установки, расстоянию между ребенком и монитором, а также к длительности и частоте занятий.
Применение информационных технологий на занятиях по развитию речи в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, дает возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ. Является обогащающим и преобразовывающим фактором развития предметной среды.
Приложение 5.
Дидактическая игра с использованием ИКТ «Овощи-загадки!»
Тема овощей продолжается. И сегодня я предлагаю продолжение дидактической игры«Овощи-загадки!»- часть 2. Но теперь речь пойдет о так называемых НЕПОПУЛЯРНЫХовощах. Детям больше знакомы такие овощи, как помидор, огурец, капуста, морковь, картофель и т. д. А в сегодняшней публикации ребята познакомятся с теми овощами, которые они видели, знают, но почему–то называют реже. Эта игра для детей старшего дошкольного возраста.
Ход игры.
1 Мотивация. Беседа об овощах.
(Воспитатель читает стихотворение И. Винокурова об осени.)
Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные – рябине,
Фартук розовый – осине,
Зонтик желтый – тополям,
Что ты, осень, даришь нам?
- Ребята, посмотрите на картинки
- А какие овощи дарит нам осень? Расскажите о них.
(Дети читают стихи об овощах и показывают картинки).
1 ребенок:
Капуста - овощ очень нужный:
Любой из нас всегда готов
На завтрак, на обед, на ужин
Поесть капустных пирогов!
2 ребенок:
Грядку раскопай немножко,
Глядь, а там живёт картошка.
Раз картошка, два и три.
Всю в ведро её бери.
3 ребенок:
Почему меня сорвали
и томатом обозвали?
Что за шутки, что за вздор?
Я – весёлый помидор!
4 ребенок:
Я длинный и зеленый,
То свежий, то соленый,
Расту я в огороде,
Любим во всем народе,
Вот какой я молодец,
Называюсь огурец.
5 ребенок:
У морковки красный носик,
Сочный, вкусный, сладкий плод.
А зелёный пышный хвостик
Украшает огород.
2. Игра «Овощи-загадки!» - работа с презентацией.
(Воспитатель загадывает загадки, показывая слайды. Дети отвечают и рассматривают картинки презентации.)
3. Итог.
- Итак, с какими овощами мы сегодня познакомились? Назовите.
***
Приложение 6.
Футаж – видеофайл, содержащий какое-либо анимированное или просто снятое изображение, используется при видеомонтаже. В кино и в видео так называется необработанный, не редактированный материал, который обычно должен быть.
Футаж «Падающие осенние листья»
Футаж «Дождь»
Футаж « Изменение природы осенью».
Футаж « Распускающийся цветок»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По ФГОС познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
Если сегодня будем учить так, как учили вчера, мы украдём у наших детей завтра . Джон Дьюи (американский педагог, социолог)
Какое место занимает компьютер в современном мире? В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно-компьютерных технологий не только в школьное, но и дошкольное образование. Сейчас выигрывает тот воспитатель, который делает ход непосредственной образовательной деятельности наглядным, занимательным, ярким, интересным, эмоциональным, запоминающимся. То есть материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующие созданию положительной эмоциональной обстановки учения, а также развитию мыслительных способностей. Ведь именно приём удивления ведет за собой процесс понимания.
Актуальность проекта: Новое время выдвинуло актуальные требования к образованию: воспитанию людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, интеллектуально развитых, компетентных. Большинство родителей занимает работа, что приводит к сокращению времени, которое мамы и папы должны уделять воспитанию и образованию своих детей. Поэтому мы педагоги вынуждены искать новые пути взаимодействия с семьями воспитанников.
Цель проекта: Использование ИКТ для повышения качества образования через активное внедрение в образовательный процесс информационных технологий .
Задачи проекта: 1 . Систематизировать, обновлять и пополнять информационные ресурсы образовательного процесса; создавать банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ; 2. Применить компьютерные технологии для выявления и поддержки одаренных детей. 3. Осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог; родитель- педагог; 4. Обеспечить достижения дошкольниками высокого уровня общего интеллектуального развития, необходимого для успешной учебы в школе и для всей последующей жизни. 5 .Формировать навыки практической работы с современным программным обеспечением. 6. Развивать простейши е технические умения . 7. Воспитывать детей на общечеловеческих ценностях (добро, милосердие, любовь).
Целевая группа проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, старший воспитатель, родители.
ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО использования ИКТ в дошкольных учреждениях: НЕ НАВРЕДИ!!! Необходимо соблюдать: санитарно-эпидемиологические правила и нормативы; режим и организацию проведения занятий с ИКТ; правильно определить дидактическую роль и место ИКТ в образовательном процессе; соответствие компьютерных игр психофизиологическим и психическим особенностям детей;
НАПРИМЕР :
В своей работе мы используем ИКТ в следующем: 1. П одбор иллюстративного и дополнительного материала для образовательной деятельности, оформления стендов, групп, кабинетов, буклетов; 2. З накомство со сценариями праздников и других мероприятий; 3. О бмен опытом; 4. З накомство с периодикой, 5. И спользование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий; 6. И спользование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных; 7. И здание электронной почты, ведение сайта; 8. С оздание презентаций в программе Power Point .
Преимущества внедрения ИКТ в воспитательно - образовательный процесс детского сада. 1. Дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств; 2. Позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала; 3. Позволяют делать поправки во время занятия, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог; 4. Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста; 5. Одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация; 6. С помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта и т. д.) ; 7. Занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями; 8. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей; 9. Предоставляет возможность индивидуализации обучения;
Поэтапный план реализации проекта: Этапы Работы Работа с педагогами Работа с родителями Работа с детьми 1 этап – организационный: Разработка нормативно-правовой базы; Создание творческой группы в ДОУ; 1. Изучение научно-методической литературы и нормативно-правовой документации; 2.Разработка структуры внедрения ИКТ в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ; 3. Формирование банка методический идей по теме проекта; 3. Проведение анкетирования педагогов с целью анализа уровня знаний работы с ИКТ; 1. Провести собрание на тему: «Использование ИКТ в обучении дошкольников» 2. Провести анкетирование «Компьютер и ребёнок» 3. Организовать консультации по проблемным вопросам 4. Повысить компьютерную грамотность
2 этап внедренческий; Апробирование и внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ 1. Познакомить педагогов с устройством и основным правилам работы на ПК/ notebokom . 2. Познакомить с мультимедийным обеспечением. 3. Организовать консультации по проблемным вопросам. 4. Научить использовать интерактивную установку Mimio Interacktiv и указку. 5. Повысить компьютерную грамотность ; 6. Познакомить с программным обеспечением ПК. 7. Обучить использовать мультимедийные пособия и учебники. 8. Организовать исследовательскую и проектную деятельность. 9. Создать личное портфолио воспитателя, портфолио группы, портфолио каждого ребёнка. 1. Научить использовать обучающие, дидактические, развивающие компьютерные программы для детей (раздать диски) 2. Познакомить с программным обеспечением ПК (печатные консультации, буклеты, индивидуальные консультации). 1. Познакомить с компьютерной техникой, с правилами безопасности и поведения на занятиях с использованием ИКТ. 2. Познакомить с интерактивной доской 3. Научить пользоваться мышью и интерактивной указкой 4. Обучить сенсорным урокам нетрадиционного рисования: рисовать интерактивной указкой, перемещать предметы по экрану пальцами рук. 5. Научить решать пространственные и логические задачи.
2 этап внедренческий; Апробирование и внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ 10. Научить работать в программе Microsoft Excel 2010, разработать рабочую программу с каждым педагогом; 11. Научить разрабатывать презентации на ПК в программе Microsoft Power Point , презентовать личный проект. 12. Обучить работе в программе Windows Movie Maker 2.6, для создания видеороликов с использованием фото материала, звука, видео. Создать видеоролик «Жизнь и творчество группы. 13. Познакомить с программой Microsoft Publisher и создать буклеты, визитки, календари для своей группы. 14. Обучить работе в программе Windows Movie Maker 2.6, для создания видеороликов с использованием фото материала, звука, видео. Создать видеоролик «Жизнь и творчество группы. 15. Познакомить с программой Microsoft Publisher и создать буклеты, визитки, календари для своей группы 3. Познакомить родителей с сайтом нашего ДОУ, с его структурой, правила размещения собственных презентаций, видеороликов, фото материалов жизни своих детей; 4. Научить разрабатывать презентации, видеоролики, слайд-шоу, буклеты, визитки, календари в различных компьютерных программах Point , Power Point , Movie Maker , Publisher ; 1. Собрать картотеку мультемидийных детских рисунков; 2. Создать чёрно-белые макеты для раскрасок;
3 этап – результативный: анализ результатов, реализации ИКТ в ДОУ, корректировка содержания, обобщение опыта работы перспективы на будущее 1. Провести сравнительный мониторинг уровня знаний педагогов по освоению ИКТ; 2. Создать банк конспектов НОД с использованием ИКТ, презентаций по разным направлениям, слайд шоу, видеофрагментов, аудио записей, мультемидийных материалов для работы с детьми и родителями; 3. Разработать и провести педагогический обучающий семинар (обмен опытом) для воспитателей. 4. Трансляция педагогического опыта на городских и областных мероприятий; 5. Организовать презентацию сайта ДОУ 1. Создать фото-презентацию «Как я провёл лето» 2. Подготовить отчётный фильм «Выпускной», «Мой любимый детский сад» и др. 3. Создавать фото презентации на разные праздники, концерты, учувствовать в различных конкурсах, применяя ИКТ. 4. Продолжать использовать интерактивные флеш -игры. 1.Провести сравнительный мониторинг уровня развития детей: Игровой деятельности; Познавательной активности; Внимания; Работоспособности; Памяти; Логического мышления; Речи.
Заключение Использование компьютерных технологий в образовательном процессе дает нам следующие возможности: • Повышение качества демонстрационных материалов-иллюстраций, возможности показа видеофрагментов. • Тесный контакт в цепи педагог–ребенок–родитель. • Высокая скорость обновления дидактического материала на экране значительно экономит время на занятии. • Эффективное игровое средство отработки навыков чтения, счета и т. п., развития творческих способностей дошкольников. • Оперативность управления и возможность компактного хранения больших объемов информации в текстовой и образной форме. В наш век информационных технологий человек с раннего возраста должен уметь хорошо ориентироваться в многообразии информации, уметь её фильтровать, сортировать и выбирать необходимую. Наша задача помочь дошкольнику приобрести навыки использования работы с информацией. Но компьютер не ставится в нашем проекте как первоочередная задача, главное – гармоничное соединение современных технологий с традиционными средствами развития ребёнка для повышения эффективности воспитания гармонично развитой личности дошкольника средствами информационных технологий.
Список использованных документов и источников информации Основная литература: Технологии в дошкольном образовании. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. САНПИН Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. –М.: Педагогика, 1998. Дьяченко О.М., Варенцова Н.С. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей второй младшей группы. Дошкольное воспитание. 1994. №2. С. 5-11. Марьясова И.П. Компьютер в детском саду./Информатика в школе. Авторские курсы и методики. Методические рекомендации. Сб. Вып . 2.- Пермь , 1997. С. 63-87. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией Венгера Л.А. Интернет-ресурсы: 1. Сайт «Всё для детского сада» 2.Сайт ИД «Воспитание дошкольников» dovosp . r 3.Сайт «Департамент образования» gym 1565 sv . mskobr / ru 4.Сайт «Дошколёнок. ру » do . ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование интерактивных технологий в работе воспитателя ДОУ»
С каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в сторон...
Консультация для воспитателей «Использование интерактивных технологий в работе воспитателя ДОУ»
ИКТ в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Быстрое развитие ИКТ привело к тому, что компьютер в детском саду стал необходим....
Консультация для воспитателей «Использование интерактивных технологий в работе воспитателя ДОУ»
ИКТ в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Бурное развитие ИКТ привело к тому, что компьютер в детском саду стал необходим. Президент РФ по...
Статья «Использование интерактивных технологий в работе воспитателя ДОУ"
Информационно-коммуникационные технологии занимают особое положение в современном мире. Навыки владения компьютером, использование информационных и коммуникационных технологий в повседневной работе, у...
Консультация для педагогов«Использование интерактивных технологий в работе воспитателя ДОУ»
Консультация для воспитателей «Использование интерактивных технологий в работе воспитателя ДОУ»...
Консультация для педагогов «Использование интерактивных технологий в работе воспитателя ДОУ»
Консультация для педагогов «Использование интерактивных технологий в работе воспитателя ДОУ»...