КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.
консультация по развитию речи на тему
КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.65 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.
Содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи детей в младшей возрастной группе включает игры и упражнения для развития слухового восприятия, звукопроизношения, темпа речи, ее интонационной выразительности.
Предлагаю по нескольку игр для каждого раздела работы.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.
- « Тихо – громко».
Цель: Развитие координации движений и чувства ритма.
Оборудование: Бубен. Тамбурин.
Описание игры: Педагог стучит в бубен тихо, потом громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети должны выполнять движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут.
- « Скажи, что ты слышишь?»
Цель: Развитие фразовой речи, обогащение словаря.
Описание игры: Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали ( щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т. д) Дети должны ответить целым предложением. Игру можно проводить на прогулке
- « Скажи, что звучит».
Цель: развитие слухового внимания.
Описание игры: Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например, треугольник, металлофон, бубен, погремушку.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО СЛУХА.
- « Улавливай шепот».
Цель: развивать остроту слуха.
Описание игры: Дети сидят полукругом. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое - нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя того, кто должен это выполнять. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребенка. В конце игры педагог объявляет, кто был самым внимательным.
- « Улиточка».
Цель: Узнать товарища по голосу.
Описание игры: Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:
Улиточка, улиточка,
Высунь – ка рога.
Дам тебе я сахару,
Кусочек пирога,
Угадай, кто я?
Тот, чей голос улитка узнала. Сам становится улиткой.
- « Угадай, кто это».
Цель: Воспитание слухового внимания.
Описание игры: Дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей, который должен подать голос заранее установленным образом: кукареку, мяу, ав – ав. Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, то становится в круг: тот, кого узнали, будет водящим.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА .
- « Красный – белый».
Цель: нахождение звука в словах, воспринятых на слух.
Оборудование: По два кружка на каждого ребенка, красный и белый.
Описание игры: Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук.
Если в слове есть заданный звук, дети должны поднять красный кружок, если нет – белый.
- « Кто больше».
Цель: нахождение звука в названиях предмета по картине.
Оборудование: Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком.
Описание игры: Педагог показывает картину. После рассмотрения картины педагог предлагает назвать предметы с заданным звуком. За каждое слово дается картонный кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков.
- « Поймай рыбку».
Цель: Активизация словаря, автоматизация отдельных звуков.
Оборудование: Предметные картинки с прикрепленными к ним скрепками, удочка с магнитом.
Описание игры: Дети по очереди вылавливают удочкой различные картинки. Называют их, определяют наличие или отсутствие в названии заданного звука. За правильный ответ ребенок получает балл, выигрывает тот, кто наберет больше баллов.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ.
- « Игра в хоккей».
Цель: Активизация мышц языка.
Описание игры: Дети сидят на стульчиках лицом к педагогу. Педагог: « дети , вы знаете, как играют в хоккей? (объясняет). Вот сейчас мы с вами поиграем в хоккей. Только клюшкой будет язычок, шайбой – фасоль. Гонять по полю (рту) клюшкой – язычком.
Педагог показывает, как нужно производить упражнение. Раздает фасолинки. Начинает игру. Кто быстрее гоняет шайбу.
- « Слоники».
Цель: Активизация мышц губ.
Описание игры: Дети сидят полукругом, лицом к педагогу. Он показывает им картинку, на которой нарисован слон и говорит: «Видите, какой у слоника хоботок. А кто из вас может вытянуть губки хоботком (дети вытягивают губы при сжатых челюстях). А теперь наши слоники будут «пить воду» своими хоботками ( при вдохе пьют воду). Набрали воды, а теперь « побрызгали себя водичкой». При выдохе пропускать воздух через сжатые зубы, имитируя пропускание воды.
- « Эхо».
Цель: Активизация мышц губ и нижней челюсти. Развитие силы голоса.
Описание игры: Педагог распределяет детей на две группы, одна группа говорит:
Мы в лес пойдем,
Грибов найдем,
Ребят мы громко позовем: Ау! Ау! Ау!
Никто не отзывается,
Лишь эхо откликается.
Вторая группа после этого говорит очень тихо: АУ, АУ, АУ. Потом дети меняются ролями.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.
- « Определи место игрушки».
Цель: Развитие речевого дыхания. Закрепление умения строить развернутую фразу.
Оборудование: Игрушки: машина, пирамида, мяч, мишка, кукла.
Описание игры: Педагог раскладывает на столе в один ряд различные детские игрушки. Вызывая ребенка, спрашивает у него: « Между какими игрушками стоит пирамида?» Ребенок должен дать полный ответ: « Пирамида стоит между машиной и мячом». После двух – трех ответов воспитатель меняет игрушки местами. Постепенно при повторении игры игрушки по одной можно заменять другими.
- « Приятный запах».
Цель: Развитие фразовой речи на плавном выдохе.
Оборудование: Фрукты: мандарин, яблоко, лимон.
Описание игры: Дети по очереди подходят к вазочке с фруктами и нюхают их. На выдохе произносят с выражением удовольствия слово или фразу: « Хорошо, очень хорошо. Очень приятный запах. Очень ароматный мандарин.
Первоначально детям предлагают предложения. Потом они в зависимости от речевых возможностей сами придумывают предложения.
- « Повар».
Цель: Развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.
Оборудование: Поварской колпак.
Описание игры: Все дети становятся в круг. Водящий ходит за кругом. У него в руках поварской колпак. Дети хором произносят стихотворение:
Будем в повара играть,
Никому нельзя зевать.
Если повар будешь ты.
То скорей кругом ходи.
После последних слов водящий останавливается и надевает колпак на рядом стоящего ребенка. Получивший колпак и водящий становятся спиной друг к другу и идут по кругу. Кто первый обойдет (не бежать) круг, тот выигрывает.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОЛОСА.
- « Успокой куклу».
Цель: Развитие тембра голоса.
Описание игры: Дети сидят на стульчиках полукругом. На руках у них куклы. Воспитатель говорит: « Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотрите, как я укладываю свою куклу спать ( укачивает, негромко напевая на звуке А мотив колыбельной песни). А теперь покачайте вы» . Дети по очереди, а затем вместе укачивают кукол, произнося звук А.
- « Перебежки».
Цель: Развитие силы голоса.
Оборудование: Мел, стульчики.
Описание игры. Дети расходятся по своим домам (очерченные кружки). По сигналу воспитателя один из детей вызывает другого по своему выбору: «Ау, ау, Петя», и они быстро меняются местами. Тогда Вова выбирает другого товарища и таким образом меняется с ним местами.
- « Волк и семеро козлят».
Цель: Развитие высоты голоса и выразительности речи.
Оборудование: Маски животных.
Описание игры: Дети должны быть предварительно знакомы со сказкой, хорошо знать слова козы и волка, и ответы козлят. Между детьми педагог распределяет роли и раздает маски. Начинается игра – инсценировка. Педагог обращает внимание детей на характер голосов. Коза и козлята должны говорить тоненькими, высокими голосами, а волк – сначала грубым, низким голосом, а потом - более высоким.
- « Кто кого».
Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания.
Описание игры: Педагог вызывает двух детей и ста вит их лицом друг к другу. По сигналу дети произносят протяжно тихо, а затем громко гласные звуки. Кто дольше тянет звук, тот выигрывает. Педагог следит, чтобы дети не понижали силу голоса до конца звучания и не напрягали мышцы шеи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи
Задачи воспитания звуковой культуры речи выдвигаются в соответствии с основными аспектами понятия «звуковая культура». Содержание работы строится на основе данных фонетики, орфоэпии, искусства в...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/16/picture-464933-1410887232.jpg)
Картотека игр для работы по воспитанию звуковой культуры речи.
Содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи В младшей возрастной группе включает игры и упражнения для развития слухового восприятия, звукопроизношения, темпа речи, ее интонационной выразит...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/01/picture-107232-1383280122.jpg)
Система работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста
Система работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/19/picture-1002491-1634631102.jpg)
КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.
КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ. Содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи детей в младшей возрастной группе включает игры и упражнения для развития слу...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/28/picture-1002140-1585428347.jpg)
КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.
Образовательная область "Речевое развитие"...