«Развитие речи детей раннего возраста в процессе использования нестандартного оборудования».
статья по развитию речи (младшая группа) на тему
Развитие речи детей дошкольного возраста находится в тесной взаимосвязи с развитием мелкой моторики рук. Пальчиковые игры и упражнения стимулируют развитие речи, пространственного мышления, воспитывают быстроту реакции.В нашей работе мы используем разнообразные игры для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_gorelova_e.v.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие речи детей раннего возраста в процессе использования нестандартного оборудования».
Всем хорошо известно, что психическое развитие младенцев во многом определяется здоровьем малыша. Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. По своему жизненному значению речь играет главную роль. Она является не только средством общения, но и средством мышления, памяти, информации.
Одним из требований ФГОС ДО является то, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте [1].
Актуальность темы обусловлена тем, что развитие речи детей дошкольного возраста находится в тесной взаимосвязи с развитием мелкой моторики рук. Пальчиковые игры и упражнения стимулируют развитие речи, пространственного мышления, воспитывают быстроту реакции.
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг, руки и артикуляционный аппарат связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью [2].
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
В нашей работе мы используем разнообразные игры для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов: массажных мячиков, платочков крупных бигуди, прищепок, счетных палочек ,длинных бигуди ,зубных щеток, бус, резинок для волос, щеток , шестигранных карандашей, грецких орехов , эспандеров.
Почти все игры с использованием нестандартного оборудования, сопровождаются стихотворениями – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма.
В пальчиковых играх с нестандартным оборудованием содержание стихотворения изображается с помощью движений рук и пальцев. Во время игр с различными предметами так же задействована ориентировка в схеме тела (голова, руки, ноги, туловище). Такие забавы очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук.
Игры с нестандартным оборудованием, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности, развивают внимание, память, мышление. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма [4].
Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
Исследованиями ученых (Л.С. Выготский, Л.С. Волкова, Е.И. Исенина, М.И. Кольцова) была подтверждена связь речевого развития ребенка и мелкой моторики рук. Развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых [3].
Однако в дошкольных образовательных организациях данный метод недостаточно изучен и широкого применения в практике работы с детьми не получил.
Для решения данной проблемы мы разработали программу «Развитие речи детей раннего возраста в процессе использования нестандартного оборудования»
Целью нашей программы является :
- развитие речи детей раннего возраста в процессе использования нестандартного оборудования.
Применение программы позволит улучшить процесс развития речи детей раннего возраста при использовании нестандартного оборудования.
Наше исследование мы проводили в два этапа. На первом, теоретическом этапе мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Результаты, полученные нами на этапе теоретического исследования, мы учитывали в собственном исследовании, которое проведено нами на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №239 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово,в первой младшей группе.
Результаты нашего эксперимента показывают, что у 40% детей уровень мелкой моторики повысился, а у 70% детей уровень владения речью с низкого результата перешел в средний, что, несомненно, позволяет сделать вывод об эффективности использования нестандартного оборудования в развитии мелкой моторики рук и речевой активности.
В ходе проведенной опытно-эксперементальной работы наша программа показала свою эффективность и может быть рекомендована для использования в ДОУ.
Список использованных источников и литературы
- http://d10168.edu35.ru - Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного образования.
- http://azps.ru/articles/- Материалы интернет – портала «Психология от А до Я»
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. [Текст] / М.: Изд. АПН СССР, 2013. – 500 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. - 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 360 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе использования художественной литературы.
В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматрива...
Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе использования художественной литературы.
В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматрива...
Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе использования художественной литературы.
В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматрива...
Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста в процессе ознакомления с окружающим миром природы».
Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающем мире....
Консультация для родителей. «Развитие речи детей раннего возраста в процессе семейного воспитания».
Развивая понимание речи ребенка, воспитывая потребность в общении, взрослые подготавливают основу для появления активной речи....
Инновационные формы работы по развитию речи с детьми раннего возраста в процессе использования нестандартного оборудования.
Автором представлен опыт работы по применению инновационной формы работы с детьми раннего возраста в процессе использования нестандартного оборудования....
Развитие речи детей раннего возраста в процессе использования нестандартного оборудования
Особый интерес вызывают игры с использованием нестандартного оборудования. Такое использование стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, ...