Изучение лексической темы "Времена года" во второй младшей группе
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Говорухина Марина Анатольевна

Хотелось бы поделиться опытом работы по речевому развитию детей 3-4 лет через освоение лексической темы «Времена года» и активному привлечению родителей к образовательному процессу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremena_goda.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

Проводя воспитательно-образовательную работу с детьми 3-4 лет, очень важно не заключать её в рамки занятий, а использовать свободное общение с ребенком, применяя безграничные возможности литературы, фольклора, природных и социальных явлений и объектов.

Конечно, воспитатель не может полностью выполнять функции учителя-логопеда, но способен сделать немало для достижения ребенком коммуникативной компетенции: расширение словаря, его активизация, развитие связной и грамматически правильной речи, закрепление звуковой культуры речи.

Хотелось бы поделиться опытом работы по речевому развитию детей 3-4 лет через освоение лексической темы «Времена года» и активному привлечению родителей к образовательному процессу.

Наблюдая сезонные изменения в природе, проводятся тематические занятия по характерным признакам и явлениям данного времени года. Дети учатся описывать сезоны определенными терминами, эпитетами, а также рассказывать о своих субъективных ощущениях и наблюдениях. К каждому сезону в группе или дома выучиваются стихи, песни, пословицы. Обязательно включаются элементы фольклора.

  1. Осень.

В октябре у нас состоялся праздник урожая, которому предваряло чтение стихотворений, пение песен об овощах и фруктах, дидактические игры, народные игры, осенние обряды с благодарностью природе, земле. Например, обряд «Женивный» - когда украшали сноп, ставили в передней в красный угол. Заклинали его:

В поле копнами,

На улице стогами,

В клети закромами,

В печи пирогами.

В группе есть сезонное дерево, которое украшается в соответствии со временем года. Осенью оно выступило как женивное дерево, украшенное листьями и бусами из ягод.

Большой цикл занятий был связан с перелетными птицами. Дети с родителями читали о них дома, мы в группе. Итогом стал альбом «Перелетные и зимующие птицы». Выучили частично названия птиц и их особенности. Очень понравилась дидактическая игра из «Детского календаря».

В ноябре совместно с родителями прошел досуг «День матери», который был связан не только с поздравлениями мамам, но и рассматривался как древний новый год на Руси, благодарение матушке-земле. Родители пели вместе с детьми песни, отгадывали загадки, играли в подвижные игры. В конце сделали картину методом монотипии «Осенний букет» и, конечно, не обошлось без житного пирога – каравая.

  1. Зима.

Сезонное дерево стало сверкающим: снежно-ледяным (предваряло занятие о характерных приметах зимы).

Занятие «Неснежный снег» (познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность)

Проект «Кормушка для птиц», где были введены новые формы работы над развитием речи:

  • Звездочки обдумывания (способствуют развитию логического мышления и связной логической речи);
  • «Найти причину события с помощью вопросов». Вопросы заранее раздавались родителям, дома с детьми прорабатывали их, в группе работа обобщается, делаются выводы.

Дидактическая игра «Зимующие птицы» - использование различных демонстрационных материалов помогает поддерживать устойчивое внимание, закрепить новые слова.

На сезонное дерево вывешены кормушки, выучены стихи о помощи птицам.

  1. Весна.

Сезонное дерево поменяло кормушки на скворечники.

Праздник «8 Марта» - стихи, песни, инсценировка нравственной сказки про грубое слово «Уходи».

Досуг с родителями «Прилет птиц» - заклички весны, чтение стихотворений, песни и народные игры. Обрядовое дерево украшено зелеными и белыми лентами. По словесному описанию сделали оригами «Грач» и картину «Грачи прилетели». Из березовых веток сплели гнезда для жаворонков. Не обошлось без сладостей с пожеланиями.

К проведению занятий привлекаем родителей.

Конкурс чтецов, посвященный творчеству А. Барто.

В группе изготовлен манекен ребенка из картона, которого одеваем каждый сезон в соответствующую одежду. В процессе озвучиваем название, предназначение, свойства материала. Часто закрепляем методом от противного.

В заключении хотелось бы сказать следующее: одному воспитателю сложно решать вопросы всестороннего развития детей, только при активном вовлечении родителей в образовательный процесс мы сможем достичь хороших результатов.

Список литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 2001 г.
  2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования: Миры детства: конструирование возможностей / Т.Н. Доронова. – М., 2015. – 206 с.
  3. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольников. – М., 2010 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «поисково-исследовательской деятельности по изучению неживой природы во второй младшей группе»

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к эксп...

Дидактические игры по изучению правил дорожного движения Вторая младшая группа

Дидактические игры по изучению правил дорожного движенияВторая младшая группа...

«Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе»

Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях и подходах к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей я спроектировала свою последующую работу, г...

Проект «Опытно-экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе»

Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операц...

«Информационно - исследовательская деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе»

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески....