"Как научить ребенка рассказыванию по картине?"
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Данное сообщение поможет родителям и педагогам познакомиться с методикой обучения рассказыванию ребенка по картине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tit._list.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
«Как научить детей рассказыванию по картине? (подготовительная к школе группа)»
(консультация
для родителей)
В подготовительной к школе группе при обучении рассказыванию широко можно использовать картины. На протяжении всей этой работы идет развитие у детей речевых умений и навыков.
Повышаются требования к детским рассказам с точки зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности и связности речи… Дети начинают описывать события, указывая место и время действия, самостоятельно придумывать, дополнять свой рассказ. Приветствуется умение целенаправленно слушать других детей, а также выражать собственное мнение.
В процессе такой работы у детей формируются навыки совместной деятельности.
Учить ребенка рассказывать – формировать связную речь. В старшем возрасте дошкольники начинают владеть основными видами монологической речи.
Большую роль при такой работе играет речь педагога, сопровождающая процесс рассматривания картины. Также огромную роль играет правильно и грамотно поставленный педагогом вопрос.
В подготовительной к школе группе активность и самостоятельность детей при составлении рассказов значительно возрастает. Опираясь на восприятие конкретного восприятия картины, ребенок способен представить, как могло начаться событие и оно завершиться. По мере того, как детям становиться доступно видеть события развивающимися во времени, содержание рассказов обогащается. Но прежде чем поставить перед детьми такую задачу, следует уже на этапе рассматривания картины предлагать вопросы, помогающие высказывать предположения о том, что могло предшествовать изображенному событию и что последует за ним.
Каждый ребенок может по-своему представить дальнейшее развитие действия, однако придумывание должно основываться на понимании логики этого действия. Вопросы на предположение необходимо сочетать с вопросами, направляющими на точное и подробное описание изображенного на картине.
После выяснения темы и содержания картины можно сразу переходить к составлению рассказов. Педагог должен сосредоточить внимание детей на детальном изучении картины. Это способствует развитию наблюдения.
Дети в основном самостоятельно рассматривают картину, чтобы потом составить по ней рассказ. При этом воспитатель своими вопросами помогает выявить в картинном материале главное, существенное, помогает наметить последовательность изложения, обдумать выбор нужных слов.
На таких занятиях следует применять приемы и методы, вызывающие и поддерживающие проявление у детей инициативы.
При обучении рассказыванию по картине используется разнообразный изобразительный материал.
Следует обращать внимание на то, как дети передают замысел картины и ее тему, степень точности в обрисовке изображенных персонажей, наличие в речи стилистически окрашенного языкового материала, передача личного отношения к сюжету.
Лучшему восприятию картины способствует живая, лаконичная, эмоционально воздействующая на детей беседа. Обычно она проводится после того, как дети сами познакомятся с изображенным и поделятся своими первыми впечатлениями. Часто показу картины предшествует вступительное слово педагога. Оно оказывает заметное влияние на весь ход восприятия картины и на последующую беседу по ней.
Содержание вводного слова зависит от характера картинного материала. Затем детям самим предоставляется возможность рассмотреть картину. Непосредственные реакции детей педагог учитывает для последующей беседы.
Влияние литературно-художественных произведений на развитие речевой деятельности детей огромно. Когда дети от беседы по картине переходят к изложению ее содержания, они могут практически во многом опираться на знакомые рассказы и сказки, использовать разнообразные языковые средства и приемы построения сюжета.
Таким образом, рассказы и сказки заметно обогащают содержание и форму речевой деятельности дошкольников. При такой работе воспитатель углубляет интерес детей к рассказыванию по картине.
Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей. Поэтому ребенок уже может самостоятельно или с небольшой помощью педагога составлять не только описательные, но и повествовательные рассказы, придумывать начало и окончание сюжета картины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?
Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему с...
К недели книги: "Как заучивать стихи" , "Как обсуждать с ребенком прочитанное произведение", "Как научить ребенка беречь книги"
Подборка материалов к недели книги...
Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"
В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...
Памятки для педагогов и родителей«Как научить ребенка не перебивать взрослых», «Как помочь ребенку быть вежливым», «Как отучить ребенка ругаться матом»
Сами никогда не перебивайте ребенка!Учите вежливости вежливо!...
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РИСОВАТЬ С ПОМОЩЬЮ ЦИФР, а может и некоторые родители научаться
Отличный способ вызвать у детей интерес одновременно к математике и творчеству — предложить им рисовать с помощью цифр, дополняя их различными линиями. Это довольно легко, поэтому с такой задачей спра...
"Научить ребенка рисовать, значит научить ребенка познавать мир"
Роль взрослого в формировании творческой личности предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализоваться в различных ви...
Рекомендации родителям «Чему необходимо научить ребенка» 25 полезных вещей, которым мы можем научить детей.
Рекомендации родителям«Чему необходимо научить ребенка»25 полезных вещей, которым мы можем научить детей....