Развитие выразительности речи у дошкольников.
статья по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Развитие выразительности речи у детей дошкольного возраста.
МАДОУ «Ивушка» горд Балашов
Саратовской области
Воспитатели первой квалификационной
категории:
Васькова Наталья Юрьевна
Струговщикова Светлана Вячеславовна
Выразительность речи – это показатель высокой степени владения средствам и образности, эмоциональности родного языка.
В возрасте от двух до пяти лет одной из серьезнейших задач является развитие у детей мышления, формирование чистой, правильной речи и развитие более тонкого понимания ее оттенков. Именно здесь незаменим помощником являются малые формы фольклора
Значение метких и образных поучающих пословиц и поговорок раскрывается перед детьми постепенно, и глубина понимания их в значительной мере зависит от умения взрослых применять пословицы и поговорки как можно чаще, во всех подходящих случаях. Произнесенное краткое изречение полное мудрости и юмора запоминается детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любое нравоучение и уговоры, ведь дети рано начинают реагировать на шутку, на иронию, на смех окружающих.
Пробудить в детях чувство юмора , научить их понимать иронию, подвести хотя бы к зачаткам собственных поступков – большая педагогическая задача. Маленькие дети не в силах понять всю глубину народной мудрости и многих пословиц и поговорок, поэтому мы должны первыми придти на помощь детям. Скороговорки в младшем дошкольном возрасте используются не по своему прямому назначению. Если в старшем возрасте скороговорки служат для упражнения детей в быстром и точном произношении трудных словосочетаний, то самым маленьким детям еще надо учить слышать все звуки в них. Медленно и четко произнося сложное звуковое сочетание, взрослый дает возможность ребенку хорошо вслушаться, уловить повторяющиеся звуки. Лишь только после того как ребенок начнет четко различать звуки во всевозможных сложных композициях скороговорки, он может медленно отчетливо произносить ее вместе со взрослым.
Удивительно поэтичны русские загадки. В них богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Каждая загадка для отгадывающего – это испытание на сообразительность. Легко отгадывает загадки тот, кто хорошо представляет себе предмет и явления , о которых идет речь, а также разгадывает в словах скрытый смысл. И если смотреть на мир внимательными, зоркими глазами, замечая всю красоту и богатство его, то всякий мудреный вопрос, любое иносказание в загадках будут разгаданы. Первое знакомство с загадкой необходимо соединять с непосредственными детски впечатлениями. Например, любуясь при ребенке ножницами, попутно можно сказать загадку о них и нужно вместе с ребенком подробно рассмотреть ножницы, помогая увидеть и «два конца» и «посредине гвоздик».
И детям и взрослым хорошо известны потешки, небылицы, считалки, дразнилки, скороговорки и прочая стихотворная «шумиха», которую в житейском обиходе принято считать пустой забавой. Но на самом деле, без этих смешных и веселых стишков, без словесной игры, которая в них содержится, ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, никогда не станет его достойным хозяином, способным выразить любые мысли, чувства, переживания, и понять смысл речи, обращенной к нему.
Как же научить играть в стихи и со стихами? Очень просто! Их нужно читать детям и знать наизусть. Иначе игра не состоится. Не во что будет играть. Ведь веселое, смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение – это и есть своеобразная словесная «игрушка». Правила игры заключаются в самом стихотворении, в его назначении и содержании.
Родовые корни многих форм детского фольклора уходят глубоко в историю. В них эмоции и переживания ребенка, запечатленные в слова: радость, счастье, восторг, удивление, упоение – и многие другие возвышенные чувства. Детский фольклор направлен на уважительное отношение к главным событиям детской жизни: ежедневному образу воспитания, умывания, одевания и т.п. к священному для детей ритуалу игры.
В своей работе мы ежедневно обращаемся к фольклору – загадываем загадки, используем потешки, поговорки, скороговорки, пословицы, кричалки, дразнилки. И мы пришли к выводу, что необходимо развивать у детей любовь и желание обращаться к истокам русского фольклора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие выразительности речи у дошкольников с ОНР.
В презентации расскрываются этапы работы над выразительностью речи дошкольников с ОНР, а также представлена литература по этой проблеме....
"Использование элементов театрализованной деятельности в развитии выразительной речи у дошкольников" (Январь 2021 год)
Использование элементов театрализованной деятельности в развитии выразительной речи у дошкольников....
РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ С ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ...
Методические рекомендации по развитию выразительности речи у дошкольников с ТНР.docx
Методические рекомендации по развитию выразительности речи у дошкольников с ТНР.docx...
Картотека Дидактических игр по развитию выразительности речи старших дошкольников
Развитие слухового вниманияИгра «Солнце или дождик?»Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.К...