Проект "Ладушки-Ладошки"
проект по развитию речи (младшая группа) на тему

Калашникова Светлана Ивановна

ПРОЕКТ

по развитию речи

в 1 младшей группе

Тема: «Ладушки-ладошки».

Развитие речи детей в процессе пальчиковых игр с применением малых форм фольклора.

 

 

Вид проекта: сентябрь-май.

 Познавательно-игровой, групповой.

Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатели, родители детей.

Цель проекта: выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества с применением пальчиковой гимнастики, пропагандировать педагогические знания среди родителей.

Задачи:

·         Прививать детям устойчивый интерес к пальчиковым играм и фольклору. Развивать речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.

·         Формировать умение слушать и инсценировать знакомые потешки при помощи пальцев и кистей рук, повторять движения за взрослым.

·         Побуждать детей активно включаться в игровые действия, употребляя разные по форме и содержанию обращения. 

  •  Развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка.
  • Родителям показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики; познакомить с правилами проведения пальчиковой гимнастики.

 Задачи для родителей:

  •  учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;
  • создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики.

Средства достижения поставленных задач:

  • применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;
  • использование пальчиковой гимнастики в утреннее время, на занятиях, на прогулке и т.д.;
  • информация  для родителей;
  • разучивание стихов, потешек;
  • драматизация потешек.

 Предполагаемый результат:

 Дети:

  •  проявляют интерес к пальчиковой гимнастике;
  • увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной.
  • возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
  • дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;
  • отзывы родителей и педагогов;
  • у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.

 Родители:

  • родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;
  • родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома;

 Актуальность:

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".

Потешки –  песенки-приговорки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сфер.

На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи — до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.

Исследованиями ученых (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Что же делать? Как помочь нашим детям?

Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук. Кисть руки – орган речи.

О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем “Ладушки”, “Сорока-ворона” и др.

На ладошках есть проекции всех внутренних органов. И все эти «бабушкины сказки» - не что иное, как массаж в игре. В игре «Сорока-ворона» каждый пальчик нужно взять за кончик и слегка сжать. Большой пальчик не только сжать, но и слегка «побить», чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний. Почему игра называется «ладушки»? Да потому что она налаживает работу детского организма. Происхождение слова  «ладонь» - центр наладки.

Неврологи утверждают, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой. Так что, если ладошка начнет раскрываться, то и головка активнее начнет работать.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

 1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.

3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой.

4. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

5. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

 Итак, речь ребёнка совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее от – пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита речь.

 

 

Этапы проекта:

 I. Подготовительный этап:

  •  Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
  • обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.

·         Изучение методической литературы по данной теме:

 II. Основной этап реализации проекта:

  •  составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики с детьми;
  • разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики;
  • обучение родителей проведению пальчиковой гимнастики с ребенком;
  • включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в утренние и вечерние отрезки времени.

 Работа с родителями:

·         родительское собрание: знакомство с проектом «Ладушки-ладошки»;

·         консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчиковые игры», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры»;

·         мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики»;

·         Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы);

 III. Заключительный этап

·         Презентация проекта. Итоговое занятие

 

План выполнения проекта

Виды деятельности

Цели и задачи

1.

Изучение тематики, формулировка проблемы.

Стимулировать речевое развитие, психические процессы через тренинг движения пальцев рук детей.

2.

Изучение родителями методической литературы.

Приобщить родителей к чтению и приобретению специальной литературы и тем самым убедиться в эффективности ее применения.

3.

Составление перспективного плана проведения пальчиковых игр.

Систематизировать использование пальчиковых игр в работе с детьми, направленное на поиск креативных путей повышения качества работы на уровне современных дошкольных требований.

4.

Включение воспитателем пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физминутки, в свободную деятельность детей.

Способствовать снятию напряжения рук и губ, снятию умственной усталости, а также дать ощутить детям радость телесного контакта.

5.

Консультации для родителей (индивидуальные) на тему: «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры»; «Влияние пальчиковой гимнастики на речь ребенка».

Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы.

6.

Мастер-класс для родителей: «Волшебные пальчики».

Обучить родителей правильному проведению дома пальчиковых игр.

7.

Консультации на стенде информации: «Речь и пальчиковая гимнастика».  «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры».

Пополнить педагогические знания родителей, помочь им стать более информированными.

8.

Подборка  для родителей пальчиковых  игр  по развитию мелкой моторики рук детей.

Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми.

9.

Анализ проделанной работы по проекту «Время подводить итоги» с родителями.

Совместно с родителями выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.

 

Перспективный план проведения пальчиковой гимнастики

Месяц

Тема

Сентябрь

«Сорока-ворона», «Фонарики», «Ладушки-ладошки», «Сидит белка на тележке»

Октябрь

«Домик», «Как у нашего кота»,  «Ежик», «Строим дом»

Ноябрь

«Гуси», «Капуста», «Зайки-попрыгайки», «На тропинке»

Декабрь

«Раз, два, три, четыре, пять», «Зайчики», «Помощники», «В гостях у бабушки».

Январь

«Улитка, улитка», «Дом за кустом», «Кошка», «Дрова»

Февраль

«Бакбушка Маруся», «Семья», «Флажки», «Ножницы»

Март

«Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду!», «Компот», «Мальчик- пальчик», «Кролик»

Апрель

«Солнышко», «Колечко», «Козочка», «Прилетели птички»

Май

«Шарик», «Ты пляши, пляши, пляши…», «В гости», «Рыбки»

 

 

 Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

  •  тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;
  • отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук;
  • возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память;

Я считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях

Таким образом, целенаправленная, регулярно осуществляемая работа воспитателями и родителями по развитию речи детей посредством пальчиковой гимнастики, использование малых форм фольклора, способствующих речевому развитию детей, позволила добиться положительных результатов.

Перспектива на будущее:  продолжить работу по развитию мелкой моторики рук у детей.

 

Перечень используемой литературы:

1.      Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Владимир: «Астрель», 2006.

2.      Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва: «Профиздат», 2001.

3.      Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008.

4.      Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009.

5.      Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006.

6.      Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. М.: Эксмо, 2010.

7.      Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008;

8.      Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками — развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008;

 

 

Итоговое занятие

«Веселые игры»

Программное содержание :

1.Развивать мелкую моторику рук, воображение.

2.Формировать умение слушать и инсценировать знакомые потешки при помощи пальцев и кистей рук, повторять движения за взрослым.

Предварительная работа:

1. Разучивание потешек.

2.Пальчиковые игры.

Ход занятия:

В-ль: На высоком, на пригорке
Стоит красивый теремок.
В теремке живут зверюшки.
Они играть нас очень ждут.

Ребята, ну что, пойдем! Для этого надо зажечь фонарики.

1.Мы фонарики зажжем,         Дети изображают руками «фонарики».

А потом гулять пойдем. 

Нам фонарики мигают,        Дети сжимают и разжимают кулачки

Путь дорогу освещают!

 

- Ну вот, мы и пришли к домику.

 

2.На поляне дом стоит,

Ну а путь к нему закрыт.

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем.

Дети изображают руками «дом».

Изображают «Закрытые ворота».

Изображают «Открытые ворота».

Изображают «Дом».

 

 

- А кто это сидит на дереве? (Сорока). Давайте расскажем про сороку.

 

3.Сорока-ворона,      пальчик крутим по ладошке
 

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому – дала,            загибаем пальчики по одному

Этому – дала,

Этому – дала,

Этому – дала,

А этому не дала.            берем большой пальчик и жмем его

Он в лес не ходил,

Дров не рубил,

Печку не топил,

Кашу не варил.

Ничего не получил.

 

- Дети, посмотрите, это кто на крыше домика сидит? (Котик) Расскажем котику про его шубку.

 

 4.Как у нашего кота,      развести руки, к себе, «ушки» над головой

Шубка очень хороша,     погладить шубку

Как у котика усы             развести руки, к себе, «ушки» над головой, провести пальчиком                

                                           над верхней губой

Удивительной красы.      покрутить пальчиками

Глазки смелые,                 пальчики колечком

Зубки белые.                     пальчиками улыбку

 

 

- Кто еще  в теремке живет?  (лисичка). Что это у лисички? (лапки) А у нас ручки, ладошки. Давайте расскажем ей про ладошки.

5.Мыли мылом ушки,
(изображаем, как мы моем ушки)
Мыли мылом ножки,
(изображаем, как мы моем ножки)
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
(хлопаем в  ладоши )
Наварили кашки,
Помешали ложкой,
(как в «сороке-вороне»,
пальчик крутим по ладошке)

Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
Строили ладошки
(ладошки изображают домик над головой)
Домик для матрешки. 
Ах, какие ладушки, 
Ладушки – ладошки. 
Прилегли ладошки
(ладошки "ложатся спать" под щеку)
Отдохнуть немножко.
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.

- Кто это за кустиком прячется? (зайчик). Он  с нами поиграть хочет.

 

6. Жили-были   ( кистями рук покрутить «Фонарики») зайчики (ушки два пальца)

На лесной опушке (прямые руки вверх, пальцы врозь «дерево»)

Жили-были («фонарики») зайчики («ушки»)

В беленькой избушке («домик»).

 

Мыли свои ушки (пальцами правой руки провести по указательному пальчику, то же по среднему)

Мыли свои лапочки (потереть левой рукой правую).

Наряжались зайчики (провести руками по бокам)

Надевали тапочки (потопать правой ногой, левой).

Прыг-скок, прыг-скок

на зеленый  лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают:

Не идет ли волк (убегают в домики)

 

- Ребята, какое сейчас время года? (весна). А перед весной была зима. Давайте расскажем и покажем, как мы гуляли зимой на улице.

 

7.(Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять
("Идём" по столу указательным 
и средним пальчиками)

Мы во двор пришли гулять.
("Лепим" комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,
(Ведём указательным пальцем 
правой руки по ладони левой руки)

С горки мы потом катались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, 
то другой)

А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой,
руки под щёки)

Съели суп и спать легли.

- Ребята, а кто же сидит на дубу? (Ворон). А как он играет на трубе?

 

8. Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду (играем на дудочке)

    Сидит  (руки на пояс, присели)ворон (сложить пальчики к большому – «клювик»)

    на дубу, (руки вверх, пальцы развести)

    Он играет во трубу, во серебряную. (играем на дудочке)

 

- Ну, вот, мы и побывали в гостях у зверюшек, поиграли. А они нам дарят вот такие интересные книги, чтобы мы  читали сказки, учили стихи, потешки, песенки. Пригласим всех  к себе в гости. Скажем всем спасибо, до свидания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ladushki-ladoshki.docx34.26 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

по развитию речи

в 1 младшей группе

Тема: «Ладушки-ладошки».

Развитие речи детей в процессе пальчиковых игр с применением малых форм фольклора.

Вид проекта: сентябрь-май.

 Познавательно-игровой, групповой.

Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатели, родители детей.

Цель проекта: выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества с применением пальчиковой гимнастики, пропагандировать педагогические знания среди родителей.

Задачи:

  • Прививать детям устойчивый интерес к пальчиковым играм и фольклору. Развивать речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.
  • Формировать умение слушать и инсценировать знакомые потешки при помощи пальцев и кистей рук, повторять движения за взрослым.
  • Побуждать детей активно включаться в игровые действия, употребляя разные по форме и содержанию обращения. 
  •  Развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка.
  • Родителям показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики; познакомить с правилами проведения пальчиковой гимнастики.

 Задачи для родителей:

  •  учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;
  • создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики.

Средства достижения поставленных задач:

  • применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;
  • использование пальчиковой гимнастики в утреннее время, на занятиях, на прогулке и т.д.;
  • информация  для родителей;
  • разучивание стихов, потешек;
  • драматизация потешек.

 Предполагаемый результат:

 Дети:

  •  проявляют интерес к пальчиковой гимнастике;
  • увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной.
  • возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
  • дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;
  • отзывы родителей и педагогов;
  • у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.

 Родители:

  • родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;
  • родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома;

 Актуальность:

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".

Потешки –  песенки-приговорки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сфер.

На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи — до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.

Исследованиями ученых (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Что же делать? Как помочь нашим детям?

Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук. Кисть руки – орган речи.

О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем “Ладушки”, “Сорока-ворона” и др.

На ладошках есть проекции всех внутренних органов. И все эти «бабушкины сказки» - не что иное, как массаж в игре. В игре «Сорока-ворона» каждый пальчик нужно взять за кончик и слегка сжать. Большой пальчик не только сжать, но и слегка «побить», чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний. Почему игра называется «ладушки»? Да потому что она налаживает работу детского организма. Происхождение слова  «ладонь» - центр наладки.

Неврологи утверждают, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой. Так что, если ладошка начнет раскрываться, то и головка активнее начнет работать.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

 1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.

3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой.

4. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

5. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

 Итак, речь ребёнка совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее от – пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита речь.

Этапы проекта:

 I. Подготовительный этап:

  •  Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
  • обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.
  • Изучение методической литературы по данной теме:

 II. Основной этап реализации проекта:

  •  составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики с детьми;
  • разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики;
  • обучение родителей проведению пальчиковой гимнастики с ребенком;
  • включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в утренние и вечерние отрезки времени.

 Работа с родителями:

  • родительское собрание: знакомство с проектом «Ладушки-ладошки»;
  • консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчиковые игры», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры»;
  • мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики»;
  • Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы);

 III. Заключительный этап

  • Презентация проекта. Итоговое занятие

 

План выполнения проекта

Виды деятельности

Цели и задачи

1.

Изучение тематики, формулировка проблемы.

Стимулировать речевое развитие, психические процессы через тренинг движения пальцев рук детей.

2.

Изучение родителями методической литературы.

Приобщить родителей к чтению и приобретению специальной литературы и тем самым убедиться в эффективности ее применения.

3.

Составление перспективного плана проведения пальчиковых игр.

Систематизировать использование пальчиковых игр в работе с детьми, направленное на поиск креативных путей повышения качества работы на уровне современных дошкольных требований.

4.

Включение воспитателем пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физминутки, в свободную деятельность детей.

Способствовать снятию напряжения рук и губ, снятию умственной усталости, а также дать ощутить детям радость телесного контакта.

5.

Консультации для родителей (индивидуальные) на тему: «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры»; «Влияние пальчиковой гимнастики на речь ребенка».

Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы.

6.

Мастер-класс для родителей: «Волшебные пальчики».

Обучить родителей правильному проведению дома пальчиковых игр.

7.

Консультации на стенде информации: «Речь и пальчиковая гимнастика».  «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры».

Пополнить педагогические знания родителей, помочь им стать более информированными.

8.

Подборка  для родителей пальчиковых  игр  по развитию мелкой моторики рук детей.

Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми.

9.

Анализ проделанной работы по проекту «Время подводить итоги» с родителями.

Совместно с родителями выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.

Перспективный план проведения пальчиковой гимнастики

Месяц

Тема

Сентябрь

«Сорока-ворона», «Фонарики», «Ладушки-ладошки», «Сидит белка на тележке»

Октябрь

«Домик», «Как у нашего кота»,  «Ежик», «Строим дом»

Ноябрь

«Гуси», «Капуста», «Зайки-попрыгайки», «На тропинке»

Декабрь

«Раз, два, три, четыре, пять», «Зайчики», «Помощники», «В гостях у бабушки».

Январь

«Улитка, улитка», «Дом за кустом», «Кошка», «Дрова»

Февраль

«Бакбушка Маруся», «Семья», «Флажки», «Ножницы»

Март

«Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду!», «Компот», «Мальчик- пальчик», «Кролик»

Апрель

«Солнышко», «Колечко», «Козочка», «Прилетели птички»

Май

«Шарик», «Ты пляши, пляши, пляши…», «В гости», «Рыбки»

 Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

  •  тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;
  • отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук;
  • возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память;

Я считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях

Таким образом, целенаправленная, регулярно осуществляемая работа воспитателями и родителями по развитию речи детей посредством пальчиковой гимнастики, использование малых форм фольклора, способствующих речевому развитию детей, позволила добиться положительных результатов.

Перспектива на будущее:  продолжить работу по развитию мелкой моторики рук у детей.

 

Перечень используемой литературы:

  1. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Владимир: «Астрель», 2006.
  2. Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва: «Профиздат», 2001.
  3. Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008.
  4. Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009.
  5. Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006.
  6. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. М.: Эксмо, 2010.
  7. Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008;
  8. Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками — развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008;

Итоговое занятие

«Веселые игры»

Программное содержание :

1.Развивать мелкую моторику рук, воображение.

2.Формировать умение слушать и инсценировать знакомые потешки при помощи пальцев и кистей рук, повторять движения за взрослым.

Предварительная работа:

1. Разучивание потешек.

2.Пальчиковые игры.

Ход занятия:

В-ль: На высоком, на пригорке
Стоит красивый теремок.
В теремке живут зверюшки.
Они играть нас очень ждут.

Ребята, ну что, пойдем! Для этого надо зажечь фонарики.

1.Мы фонарики зажжем,         Дети изображают руками «фонарики».

А потом гулять пойдем.  

Нам фонарики мигают,        Дети сжимают и разжимают кулачки

Путь дорогу освещают!

- Ну вот, мы и пришли к домику.

2.На поляне дом стоит,

Ну а путь к нему закрыт.

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем.

Дети изображают руками «дом».

Изображают «Закрытые ворота».

Изображают «Открытые ворота».

Изображают «Дом». 

- А кто это сидит на дереве? (Сорока). Давайте расскажем про сороку.

3.Сорока-ворона,      пальчик крутим по ладошке

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому – дала,            загибаем пальчики по одному

Этому – дала,

Этому – дала,

Этому – дала,

А этому не дала.            берем большой пальчик и жмем его

Он в лес не ходил,

Дров не рубил,

Печку не топил,

Кашу не варил.

Ничего не получил.

- Дети, посмотрите, это кто на крыше домика сидит? (Котик) Расскажем котику про его шубку.

 4.Как у нашего кота,      развести руки, к себе, «ушки» над головой

Шубка очень хороша,     погладить шубку

Как у котика усы             развести руки, к себе, «ушки» над головой, провести пальчиком                

                                           над верхней губой

Удивительной красы.      покрутить пальчиками

Глазки смелые,                 пальчики колечком

Зубки белые.                     пальчиками улыбку

- Кто еще  в теремке живет?  (лисичка). Что это у лисички? (лапки) А у нас ручки, ладошки. Давайте расскажем ей про ладошки.

5.Мыли мылом ушки,
(изображаем, как мы моем ушки)
Мыли мылом ножки,
(изображаем, как мы моем ножки)
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
(хлопаем в  ладоши )
Наварили кашки,
Помешали ложкой,
(как в «сороке-вороне»,
пальчик крутим по ладошке)

Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
Строили ладошки
(ладошки изображают домик над головой)
Домик для матрешки. 
Ах, какие ладушки, 
Ладушки – ладошки. 
Прилегли ладошки
(ладошки "ложатся спать" под щеку)
Отдохнуть немножко.
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.

- Кто это за кустиком прячется? (зайчик). Он  с нами поиграть хочет.

6. Жили-были   ( кистями рук покрутить «Фонарики») зайчики (ушки два пальца)

На лесной опушке (прямые руки вверх, пальцы врозь «дерево»)

Жили-были («фонарики») зайчики («ушки»)

В беленькой избушке («домик»).

Мыли свои ушки (пальцами правой руки провести по указательному пальчику, то же по среднему)

Мыли свои лапочки (потереть левой рукой правую).

Наряжались зайчики (провести руками по бокам)

Надевали тапочки (потопать правой ногой, левой).

Прыг-скок, прыг-скок

на зеленый  лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают:

Не идет ли волк (убегают в домики)

- Ребята, какое сейчас время года? (весна). А перед весной была зима. Давайте расскажем и покажем, как мы гуляли зимой на улице.

7.(Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять
("Идём" по столу указательным 
и средним пальчиками)

Мы во двор пришли гулять.
("Лепим" комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,
(Ведём указательным пальцем 
правой руки по ладони левой руки)

С горки мы потом катались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, 
то другой)

А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой,
руки под щёки)

Съели суп и спать легли.

- Ребята, а кто же сидит на дубу? (Ворон). А как он играет на трубе?

8. Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду (играем на дудочке)

    Сидит  (руки на пояс, присели)ворон (сложить пальчики к большому – «клювик»)

    на дубу, (руки вверх, пальцы развести)

    Он играет во трубу, во серебряную. (играем на дудочке)

- Ну, вот, мы и побывали в гостях у зверюшек, поиграли. А они нам дарят вот такие интересные книги, чтобы мы  читали сказки, учили стихи, потешки, песенки. Пригласим всех  к себе в гости. Скажем всем спасибо, до свидания.