Проект "Раз словечко, два словечко!"
проект по развитию речи (младшая группа) на тему
Проект по речевому развитию дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Раз словечко, два словечко!" | 28.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Раз словечко, два словечко!»
Паспорт проекта:
Тип проекта: практико- ориентированный, групповой.
Продолжительность проекта: среднесрочный.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Возраст детей: 3-4 года.
Проблема: дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а так же связной речи.
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль.
Актуальность проблемы: речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир, и является средством общения. Дети, не получившие в младшем дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, а в будущем этот пробел в развитии речи влияет на их дальнейшее развитие.
Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, т.к. играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры, занятия, сказки.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Творческая деятельность ребёнка проявляется, прежде всего, в игре. Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка.
Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.
Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире, накапливает знания, осваивает язык, общается.
Реализация данного проекта осуществляется через цикл игр с детьми, создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке.
Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-печатных. В систему работы включены подвижные игры. Также включены театрализованные игры, дети слушают сказки, инсценируют их. Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм.
Цель проекта: развитие речи детей через игровую деятельность.
Задачи проекта:
- Создать условия для игровой деятельности детей в группе и на участке.
- Формировать звуковую культуру речи.
- Формировать грамматический строй речи.
- Расширять словарный запас.
- Развивать связную речь.
- Формировать потребность детей в общении со взрослыми и сверстниками.
- Повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей.
Ожидаемые результаты:
При систематической работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.
Повысится уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития дошкольников.
Стратегия реализации проекта «Раз словечко, два словечко»
Этапы/сроки | Содержание работы |
Подготови тельный | Документально-организационная работа:
|
Практический (основной) | Работа с детьми
Работа с родителями
|
Итоговый |
|
Мероприятия, реализуемые в рамках проекта «Раз словечко, два словечко»
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей. | Задачи | Интеграция | Взаимодействие с родителями | Продукт деятельности | ||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||
НОД (согласно календарному планированию) | Закрепление знаний умений и навыков, полученных на НОД | Беседы «Что я видел по дороге в детский сад?», «Для чего язык нужен?», «Мои друзья», «Для чего предназначено…», «Моя семья», «Мои друзья», «Наши домашние питомцы» и т.д. | Развивать связную речь детей, побуждать отвечать на вопросы педагога грамматически правильно построенным предложением из нескольких слов; обогащать и активизировать словарь детей. | Социально-коммуникативное. Познавательное. Речевое развитие. | Серия консультаций на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста». | |
Ежедневно наблюдения на прогулках: -за живой, или неживой природой, -ближайшими строениями, -деятельностью детей, -трудом людей. | Обогащать и активизировать словарь, развивать умение отвечать на вопросы педагога предложением, согласуя в нем слова в роде, числе, падеже. | Социально-коммуникативное. Познавательное. Речевое развитие. | Консультация «Игры с детьми во время прогулки». | Картотека прогулок | ||
Работа по ЗКР | ||||||
Артикуляционная гимнастика (ежедневно) | Развивать и укреплять речевой аппарат детей. Учить детей регулировать силу голоса. Отрабатывать правильное произношение звуков. | Социально-коммуникативное. Речевое развитие. | Рекомендации «Как учить ребенка правильно произносить звуки?», «Упражнения для развития дыхания. Силы голоса» | Оформление альбома «Артикуляционная гимнастика», «Чистоговорки». | ||
Упражнения на развитие дыхания (ежедневно) | ||||||
Упражнения на развитие силы голоса (ежедневно) | ||||||
Проговаривание чистоговорок (ежедневно) | ||||||
Дидактические игры, направленные на обогащение словаря и формирование ГСР (см. приложение перспективный план) | Рассматривание тематических альбомов, предметных картинок. Соотнесение картинок с реальными предметами. | Обогащать словарь, формировать ГСР через игровую деятельность. | Социально-коммуникативное. Познавательное. Речевое развитие. | Помощь в сборе материала для тематических альбомов. Презентация «Домашняя игротека» | Оформление тематических альбомов | |
Подвижные игры с текстом (согласно календарному планированию) | Подражательные движения характерные животным: ходьба, бег. | Приучать детей четко и громко произносить текст, подчиняя ему свои действия. | Социально-коммуникативное. Речевое развитие. Физическое развитие | Помощь в изготовлении атрибутов к подвижным и хороводным играм | Картотека подвижных и хороводных игр. Изготовление атрибутов | |
Хороводные игры | ||||||
Сюжетно- ролевые игры | Обогащать игровой опыт детей, показывать пример действий с различными игрушками. Учить детей договариваться об игровом взаимодействии. Развивать речевые умения и навыки. | Социально-коммуникативное. Познавательное. Речевое развитие. | Помощь в изготовлении атрибутов | Изготовление, обновление атрибутов для сюжетно-ролевых игр. | ||
Театрализованные игры (см. приложение перспективный план) | Речь с движениями «Мишка», «Лягушка», «Заинька», «Медведь» и т.д. Пальчиковые игры. | Учить детей внимательно слушать, понимать, запоминать текст; умению сопереживать, выражать свои чувства (хорошо – плохо); брать на себя роль и играть ее, заменяя слова автора своими, подходящими по смыслу. | Социально-коммуникативное. Речевое развитие. Художественно-эстетическое. Познавательное | Помощь в пополнении, обновлении разных видов театра, атрибутов для театрализованных игр. | Обновление театрализованного уголка | |
Чтение художественной литературы (согласно календарному планированию) Слушанье аудиозаписей сказок | Беседа "Правила общения с книгой». Рассматривание иллюстраций в книгах. | Способствовать формированию интереса к художественным произведениям. Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас. Воспитывать бережное отношение к книгам. | Социально-коммуникативное. Познавательное. Речевое развитие. | Консультация "Значение сказок в жизни ребенка», "Как читать ребенку дома?" Изготовление книжек-малышек. | Обновление мини- библиотеки. Изготовление книжек- малышек. | |
Перспективный план
Месяц | Дидактические игры | Подвижные, хороводные игры с текстом | Речь с движением | Пальчиковые игры | Театрализованные игры | Сюжетно-ролевые игры |
Ноябрь | «Вещи, которые нас окружают», «Где, чей домик?», «Поваренок», «Кто кого боится?» «Из какой сказки герой?», «Один- много», «Чего не стало?», «Кто у кого?», «Времена года». Игры по формированию ЗКР (альбом). | «Мы веселые ребята!», «Кошки- мышки», «Зайка беленький сидит», «Вышли мышки…». Хороводные: «Зайка, зайка, что с тобой?», «Флажок». | «Посуда», «У оленя дом большой» | «Мы посуду перемыли…», «Много мебели в квартире…», «Игрушки», «Кто приехал?» Упражнения с грецким орехом. | -Драматизация сказки «Колобок». -Показ кукольного театра «Три медведя». -Игры с театрами, фигурками сказочных персонажей. Обыгрывание знакомых потешек. | «Семья» (сюжет- готовимся встречать гостей» «Строители» |
Декабрь | «Что делает?», «Подбери пару», «Назови одним словом», «Чего не хватает?», «Кто в домике живёт?», «Что сначала, что потом?», «Где позвонили?» (слуховое внимание) | «По ровненькой дорожке», «Мой весёлый звонкий мяч» Хороводные: «Флажок» | «Ледяные фигуры» (50), «Зимние забавы» (56), «На елке» (59) | «Елочка», «Мы во двор пошли гулять…» (Нищеева) «Новый год» (15) Крупенчук. | -Драматизация сказки «Теремок». -Игры с фигурками из киндер- сюрпризов. -Обыгрывание диалога «Ты куда идешь, медведь?» | «Семья» (сюжет- готовимся встречать Новый год). «Шоферы» (сюжет- шоферы развозят Новогодние подарки) |
Январь | «Назови слово», «Кто в тереме живет?» (С.,171), «Кому это нужно?» (179), «Кто как передвигается?» (200), «Предлоги» (альбом), «Скажи, что звучит?» (слуховое внимание | «Я мороза не боюсь» (61), «Я здоровье сберегу». Хороводные: «Выходи-ка, заинька», «Мишенька». | «Снежная баба» (Нищева с.59), «Снегири» (62) | «Мы с тобой снежок лепили», «Кормушка» (Нищева) | -Драматизациясказки «Заюшкина избушка». -Обыгрывание диалогов «Киска», «Мороз». -Театрализованная игра «На птичьем дворе» | «Строители» (сюжет- на стройке моста), «Салон красоты» (сюжет- праздничная прическа) |
Февраль | «Птички в клетках» (183), «Разложи картинки» (182), «Какой, какая, какие?», «Кто что делает?», «Один- много», «Когда это бывает?», «Чего не хватает?», «Кто позвал?» | «Дети и волк» (Сел., 204), «Зайки» (Сел., 250) Хороводные: «Заинька- горностаинька», «Ванечка». | «Я- отважные капитан» | «Рыбка», «Белый пух», «Защитники Отечества» (Крупенчук, 20) | -Обыгрывание диалога «Аты-баты-шли солдаты», - Игра – драматизация «Кошкин дом». | «Капитан и моряки», «Летчики» |
Март | «Кто больше увидит и назовет?», «Какая кукла?», «Кто больше назовет действий», «Разложи картинки», «Наша мама» (альбом), «Что умеет наша мама?», «Хвастуны» | «Мамины бусы» (100), «Васька- кот» Хороводные: «Вейся капуста» | «Паровозик», «Мама» (97) | «Сидит белка на тележке», «На работу» (Савина с.17), «Мамин день» (Крупенчук с.22) | -Драматизация сказки Сутеева «Под грибом». -Обыгрывание диалога «Почему ты черен, кот?» | «Семья» (сюжет- поздравляем маму, бабушку, сестричку) |
Апрель | «Сравни кукол», «Поручения», «Закончи предложения», «Предлоги», «Когда это бывает?», «Скажи ласково», «Животные и их детеныши» | «Медведь», «Лохматый пес». Хороводные игры: «Колпачок» | «Веснянка» (Нищева с.88), «Веселые вороны», «На водопой» | «Ранняя весна» (Крупенчук с.24), «Космос» (27) | -Обыгрыване диалога «О чем поют воробышки?» В.Берестов (Нищева) | |
Май | Закрепление, повторение пройденного. Подведение итогов. Оформление отчетности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗ СЛОВЕЧКО, ДВА СЛОВЕЧКО
СБОРНИК ИГР, СПОСОБСТВУЮЩИХ АКТИВИЗАЦИИРЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Родительское собрание в форме мастер-класса «Раз словечко, два словечко»
Тема: Формирования лексики у детей с ОНР II уровня (3-4 года).Цель: познакомить родителей с особенностями формирования лексики у детей с ОНР II уровня.Содержание:Цель, задачи, оборудованиеАктуализация...
Перспективный план работы кружка "Раз словечко, два словечко..."
Воспитание культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста....
"Раз-словечко, два-словечко"
В статье представлены рекомендации для родителей по развитию речи детей...
Дополнительная образовательная программа "Раз - словечко, два - словечко..."
На современном этапе развития системы дошкольного образования особенно актуальны вопросы предупреждения, диагностики и коррекции речевых нарушений у детей раннего возраста. Представленная ...
Буклет "Раз словечко, два словечко..."
Памятка для родителей....
Проект "Раз словечко, два словечко ..."
Язык - это важнейшее средство общения между людьми, средство выражения своих мыслей, чувств и стремлений, средство формирования мыслей. Чем совершеннее это средство, тем успешнее идет обучение и дальн...