Проект "Раз словечко, два словечко!"
проект по развитию речи (младшая группа) на тему

Проект по речевому развитию дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Раз словечко, два словечко!»

Паспорт проекта:

Тип проекта: практико- ориентированный, групповой.

Продолжительность проекта: среднесрочный.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Возраст детей: 3-4 года.

Проблема: дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а так же связной речи.

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль.

Актуальность проблемы: речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир, и является средством общения. Дети, не получившие в младшем дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, а в будущем этот пробел в развитии речи влияет на их дальнейшее развитие.

 Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, т.к. играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры, занятия, сказки.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Творческая деятельность ребёнка проявляется, прежде всего, в игре. Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка.

Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире, накапливает знания, осваивает язык, общается.

Реализация данного проекта осуществляется через цикл игр с детьми, создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке.

Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-печатных. В систему работы включены подвижные игры. Также включены театрализованные игры, дети слушают сказки, инсценируют их. Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм.

Цель проекта: развитие речи детей через игровую деятельность.

Задачи проекта:

  • Создать условия  для игровой деятельности детей в группе и на участке.
  • Формировать звуковую культуру речи.
  • Формировать грамматический строй речи.
  • Расширять словарный запас.
  • Развивать связную речь.
  • Формировать потребность детей в общении со взрослыми и сверстниками.
  • Повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей.

Ожидаемые результаты:

При систематической работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.

Повысится уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития дошкольников.

Стратегия реализации  проекта «Раз словечко, два словечко»

Этапы/сроки

Содержание работы

Подготови

тельный

Документально-организационная работа:

  • Выбор темы и составление паспорта  проекта;
  • Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач;
  • Изучение литературы по теме;
  • Подбор игрового и дидактического материала по теме, художественных произведений для чтения, аудиозаписей, разработка конспектов занятий, тематических бесед; составление картотеки игр;
  • Мониторинг;
  • Оповещение  родителей о предстоящем проекте;
  • Анкетирование родителей;
  • Подготовка памяток, рекомендаций,  консультаций для родителей по теме проекта.

Практический (основной)

Работа с детьми

  • НОД (согласно календарному плану);
  • Наблюдения с детьми на прогулке (согласно календарному планированию);
  • Дидактические игры;
  • Подвижные игры с текстом;
  • Хороводные игры;
  • Словесные игры;
  • Беседы с детьми;
  • Чтение художественной литературы;
  • Театрализованные игры;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Пальчиковые игры;
  • Мультимедийные игры;
  • Речь с движениями

Работа с родителями

  • Серия консультаций на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста».
  • Оформление рубрики «Советы логопеда».
  • Консультация "Значение сказок в жизни ребенка".
  • Презентация домашней игротеки «Речевые игры и упражнения для занятий с детьми дома».
  • Оформление папки- передвижки «Игры с детьми во время прогулки».
  • Консультация "Как читать ребенку дома?";
  • Практическая консультация «Театр - как средство воспитания младших дошкольников»
  • Помощь в оформлении альбома «Учимся правильно употреблять предлоги», тематического альбома.
  • Изготовление книжек- малышек

Итоговый

  • Подведение итогов работы над проектом;
  • Оформление материалов, подготовка отчётности.

Мероприятия,  реализуемые в рамках проекта «Раз словечко, два словечко»

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей.

Задачи

Интеграция

Взаимодействие с родителями

Продукт деятельности

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

НОД (согласно календарному планированию)

Закрепление знаний умений и навыков, полученных на НОД

Беседы «Что я видел по дороге в детский сад?», «Для чего язык нужен?», «Мои друзья», «Для чего предназначено…», «Моя семья», «Мои друзья», «Наши домашние питомцы» и т.д.

Развивать связную речь детей, побуждать отвечать на вопросы педагога грамматически правильно построенным предложением из нескольких слов; обогащать и активизировать словарь детей.

Социально-коммуникативное.

Познавательное.

Речевое развитие.

Серия консультаций на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

Ежедневно наблюдения на прогулках: 

-за живой, или неживой природой,

-ближайшими строениями,

-деятельностью детей,

-трудом людей.

Обогащать и активизировать словарь, развивать умение отвечать на вопросы педагога предложением, согласуя в нем слова в роде, числе, падеже.

Социально-коммуникативное.

Познавательное.

Речевое развитие.

Консультация «Игры с детьми во время прогулки».

Картотека прогулок

Работа по ЗКР

Артикуляционная гимнастика (ежедневно)

Развивать и укреплять речевой аппарат детей. Учить детей регулировать силу голоса. Отрабатывать правильное произношение звуков.

Социально-коммуникативное.

Речевое развитие.

Рекомендации «Как учить ребенка правильно произносить звуки?», «Упражнения для развития дыхания. Силы голоса»

Оформление альбома «Артикуляционная гимнастика», «Чистоговорки».

Упражнения на развитие дыхания (ежедневно)

Упражнения на развитие силы голоса (ежедневно)

Проговаривание  чистоговорок (ежедневно)

Дидактические игры,  направленные на обогащение словаря и формирование ГСР (см. приложение перспективный план)

Рассматривание тематических альбомов, предметных картинок. Соотнесение картинок с реальными предметами.

Обогащать словарь, формировать ГСР через игровую деятельность.

Социально-коммуникативное.

Познавательное.

Речевое развитие.

Помощь в сборе материала для тематических альбомов.

Презентация «Домашняя игротека»

Оформление тематических альбомов

Подвижные игры с текстом (согласно календарному планированию)

Подражательные движения характерные животным: ходьба, бег.

Приучать детей четко и громко произносить текст, подчиняя ему свои действия.

Социально-коммуникативное.

Речевое развитие.

Физическое развитие

Помощь в изготовлении атрибутов к подвижным и хороводным  играм

Картотека подвижных и хороводных  игр. Изготовление атрибутов

Хороводные игры

Сюжетно- ролевые игры

Обогащать игровой опыт детей, показывать пример действий с различными игрушками. Учить детей договариваться об игровом взаимодействии. Развивать речевые умения и навыки.

Социально-коммуникативное.

Познавательное.

Речевое развитие.

Помощь в изготовлении атрибутов

Изготовление, обновление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Театрализованные игры (см. приложение перспективный план)

Речь с движениями «Мишка», «Лягушка», «Заинька», «Медведь» и т.д.

Пальчиковые игры.

Учить детей  внимательно слушать, понимать, запоминать текст;  умению сопереживать, выражать свои чувства (хорошо – плохо);  брать на себя роль и играть ее, заменяя слова автора своими, подходящими по смыслу.

Социально-коммуникативное.

Речевое развитие.

Художественно-эстетическое.

Познавательное

Помощь в пополнении, обновлении разных видов театра, атрибутов для театрализованных игр.

Обновление театрализованного уголка

Чтение художественной литературы (согласно календарному планированию)

Слушанье аудиозаписей сказок

Беседа "Правила общения с книгой».

Рассматривание иллюстраций в книгах.

Способствовать формированию интереса к художественным произведениям.

Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.

 Воспитывать бережное отношение к книгам.

Социально-коммуникативное.

Познавательное.

Речевое развитие.

Консультация "Значение сказок в жизни ребенка», "Как читать ребенку дома?"

Изготовление книжек-малышек.

Обновление мини- библиотеки.

Изготовление книжек- малышек.

Перспективный план

Месяц

Дидактические игры

Подвижные, хороводные  игры с текстом

Речь с движением

Пальчиковые игры

Театрализованные игры

Сюжетно-ролевые игры

Ноябрь

 «Вещи, которые нас окружают», «Где, чей домик?», «Поваренок», «Кто кого боится?» «Из какой сказки герой?», «Один- много», «Чего не стало?», «Кто у кого?», «Времена года». Игры по формированию ЗКР (альбом).

 «Мы веселые ребята!», «Кошки- мышки»,

«Зайка беленький сидит»,  «Вышли мышки…».

Хороводные:

«Зайка, зайка, что с тобой?», «Флажок».

«Посуда», «У оленя дом большой»

«Мы посуду перемыли…», «Много мебели в квартире…», «Игрушки», «Кто приехал?»  Упражнения с грецким орехом.

-Драматизация сказки «Колобок».

-Показ кукольного театра «Три медведя».

-Игры с театрами, фигурками сказочных персонажей.

Обыгрывание знакомых потешек.

«Семья» (сюжет- готовимся встречать гостей»

«Строители»

Декабрь

«Что делает?»,

«Подбери пару»,

«Назови одним словом», «Чего не хватает?»,

«Кто в домике живёт?», «Что сначала, что потом?», «Где позвонили?» (слуховое внимание)

«По ровненькой дорожке»,

«Мой весёлый звонкий мяч»

Хороводные:

«Флажок»

«Ледяные фигуры» (50), «Зимние забавы» (56), «На елке» (59)

«Елочка», «Мы во двор пошли гулять…» (Нищеева)

«Новый год» (15) Крупенчук.

-Драматизация сказки «Теремок».

-Игры с фигурками из киндер- сюрпризов.

-Обыгрывание диалога «Ты куда идешь, медведь?»

«Семья» (сюжет- готовимся встречать Новый год).

«Шоферы» (сюжет- шоферы развозят Новогодние подарки)

Январь

«Назови слово», «Кто в тереме живет?» (С.,171), «Кому это нужно?» (179), «Кто как передвигается?» (200), «Предлоги» (альбом),

«Скажи, что звучит?» (слуховое внимание

«Я мороза не боюсь» (61), «Я здоровье сберегу».

Хороводные: «Выходи-ка, заинька», «Мишенька».

«Снежная баба» (Нищева с.59), «Снегири» (62)

«Мы с тобой снежок лепили», «Кормушка» (Нищева)

-Драматизациясказки «Заюшкина избушка».

-Обыгрывание диалогов «Киска», «Мороз».

-Театрализованная игра «На птичьем дворе»

«Строители» (сюжет- на стройке моста),

«Салон красоты» (сюжет- праздничная прическа)

Февраль

«Птички в клетках» (183), «Разложи картинки» (182), «Какой, какая, какие?», «Кто  что делает?», «Один- много», «Когда это бывает?», «Чего не хватает?», «Кто позвал?»

«Дети и волк» (Сел., 204), «Зайки» (Сел., 250)

Хороводные:

«Заинька- горностаинька», «Ванечка».

«Я- отважные капитан»

«Рыбка», «Белый пух», «Защитники Отечества» (Крупенчук, 20)

-Обыгрывание диалога «Аты-баты-шли солдаты»,

- Игра – драматизация «Кошкин дом».

«Капитан и моряки», «Летчики»

Март

«Кто больше увидит и назовет?», «Какая кукла?», «Кто больше назовет действий», «Разложи картинки», «Наша мама» (альбом), «Что умеет наша мама?», «Хвастуны»

«Мамины бусы» (100), «Васька- кот»

Хороводные: «Вейся капуста»

«Паровозик», «Мама» (97)

«Сидит белка на тележке», «На работу» (Савина с.17), «Мамин день» (Крупенчук с.22)

-Драматизация сказки Сутеева «Под грибом».

-Обыгрывание диалога «Почему ты черен, кот?»

«Семья» (сюжет- поздравляем маму, бабушку, сестричку)

Апрель

«Сравни кукол», «Поручения», «Закончи предложения», «Предлоги», «Когда это бывает?», «Скажи ласково», «Животные и их детеныши»

«Медведь», «Лохматый пес».

Хороводные игры: «Колпачок»

«Веснянка» (Нищева с.88), «Веселые вороны», «На водопой»

«Ранняя весна» (Крупенчук с.24),

«Космос» (27)

-Обыгрыване диалога «О чем поют воробышки?» В.Берестов  (Нищева)

Май

Закрепление, повторение пройденного. Подведение итогов. Оформление отчетности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗ СЛОВЕЧКО, ДВА СЛОВЕЧКО

СБОРНИК ИГР, СПОСОБСТВУЮЩИХ АКТИВИЗАЦИИРЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Родительское собрание в форме мастер-класса «Раз словечко, два словечко»

Тема: Формирования лексики у детей с ОНР II уровня (3-4 года).Цель: познакомить родителей с особенностями формирования лексики у детей с ОНР II уровня.Содержание:Цель, задачи, оборудованиеАктуализация...

Перспективный план работы кружка "Раз словечко, два словечко..."

Воспитание культуры речевого общения у детей старшего дошкольного  возраста....

"Раз-словечко, два-словечко"

В статье представлены рекомендации  для родителей по развитию речи детей...

Дополнительная образовательная программа "Раз - словечко, два - словечко..."

На современном этапе развития системы дошкольного образования особенно актуальны вопросы предупреждения, диагностики и коррекции речевых нарушений  у детей раннего возраста. Представленная ...

Буклет "Раз словечко, два словечко..."

Памятка для родителей....

Проект "Раз словечко, два словечко ..."

Язык - это важнейшее средство общения между людьми, средство выражения своих мыслей, чувств и стремлений, средство формирования мыслей. Чем совершеннее это средство, тем успешнее идет обучение и дальн...