Занятие по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Развитие речи детей, через ознакомление с жанрами художественной литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_razviiyu_rechi.docx | 27.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с жанрами художественной литературы.
Задачи:
- расширять знания детей о литературных жанрах: рассказ, сказка,
стихотворение, загадка, басня;
- развивать навык словотворчества (нахождение рифмы к слову, речевой
слух, внимание, память, сообразительность, логическое мышление,
воображение, фантазию;
- обогащать словарный запас детей;
- воспитывать отзывчивость, доброжелательное отношение друг к другу.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте мы им улыбнемся и конечно же поздороваемся с ними.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: - Добрый день! - тебе сказали
- Добрый день! - ответим мы
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Сюрпризный момент: Стук в дверь, входит почтальон.
Почтальон: Добрый день. Здесь находится подготовительная группа?
Воспитатель: Да.
Почтальон: Вам письмо.
Почтальон передает письмо воспитателю.
Воспитатель: Спасибо.
Вскрывает конверт и читает письмо.
"Здравствуйте, ребята подготовительной группы! Пишет вам Незнайка, мне, как и вам тоже в этом году идти в школу, а Знайка говорит, что меня туда не возьмут, так как я не знаю каких то литературных жанров, а мне так хочется идти со всеми в школу. Поэтому у меня очень большая надежда на вас, расскажите мне, что вы знаете о литературных жанрах. Приехать я не смог, поэтому отправляю вам видеокамеру, на которую вы все снимете. Пожалуйста, ребята помогите! Заранее благодарен!"
Воспитатель: Ну что ребята поможем Незнайке, а Вас Марина Николаевна мы хотим попросить тоже нам помочь, снять все на видеокамеру.
Марина Николаевна: Хорошо, ребята я вам помогу.
Воспитатель: Ребята какие жанры художественной литературы вы знаете?
Ответы детей: рассказ, сказка, стихотворение….
Воспитатель: Ребята угадайте к какому жанру литературы относятся эти произведения таких авторов, как Л. Н.Толстой («Лев и собачка», «Пожарные собаки»), К. Ушинского («Каждой вещи свое место»), Л. Воронковой («Маша - растеряша»).
Ответы дети: Рассказы.
Воспитатель: Ребята, а кто сможет сказать, что такое рассказ.
Ответы детей: Рассказ - это история, рассказанная писателем, которая может произойти в жизни, на самом деле.
Воспитатель: Правильно, молодец. А кто скажет, какой из литературных жанров самый любимый у всех детей.
Ответы детей: Это сказка.
Воспитатель: А что такое сказка?
Ответы детей: Это выдуманные истории.
Воспитатель: Вы принесли из дома свои любимые книги со сказками, они расположены на нашей книжной полке. Какие сказки вы любите?
Ответы детей: (…)
Воспитатель: Сказки бывают разные: некоторые придуманы народами, например, "Снегурочка", "Сивка - Бурка) и т.д.
Воспитатель: Есть сказки, которые написали авторы. Каких сказочников вы знаете?
Ответы детей: А.С. Пушкин, С.Я. Маршак, Ш. Перро, Бр. Гримм, Г. Х. Андерсен и многие другие авторы.
Воспитатель: А чем отличаются сказки от рассказа?
Ответы детей: В сказке есть чудеса.
Воспитатель: Какие?
Ответы детей: Звери говорят на человеческом языке; скатерть - самобранка, сапоги - скороходы, ковер - самолет, шапка - невидимка и др.
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: Я приготовила для вас загадки про сказки. Попробуйте их отгадать и правильно назвать сказку:
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
Ответы детей: Красная шапочка.
Воспитатель:
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка.
Ответы детей: Снегурочка.
Воспитатель:
Стрела молодца угодила в болото,
Ну, где же невеста? Жениться охота!
А вот и невеста, глаза на макушке.
Невесту зовут …
Ответы детей: Царевна Лягушка.
Воспитатель:
Из танцзала короля
Девочка домой бежала
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета…
Кто, скажи, девчушка эта?
Ответы детей: Золушка.
Воспитатель:
Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка
Хороша малютка, просто
С дюйм была малышка ростом
Если сказку вы читали
Знаете, как дочку звали.
Ответы детей: Дюймовочка.
Воспитатель: Ребята, назовите ваши любимые сказки.
Ответы детей: «Федорино горе», «Айболит», «Мойдодыр».
Воспитатель: А кто автор, вы знаете?
Ответы детей: К.И. Чуковский
Воспитатель: Ребята, что Незнайке было интереснее давайте мы с вами.
Ребята а давайте мы для Незнайки, вместе прочтем отрывок из сказки «Телефон».
Рассказывание детьми сказки «Телефон».
Воспитатель: Хочется отметить, что это сказка в стихах, но стихи – это отдельный литературный жанр. К каждому празднику вы, ребята, учите стихи. Давайте вспомним некоторые из них.
Дети читают знакомые стихи.
Воспитателя: Ребята, а вам нравятся стихи?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: Почему они вам нравятся?
Ответы детей: Потому, что они складные. В стихотворении окончания слов звучат одинаково в строках.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Когда в конце строчки слова звучат одинаково - это называется рифма:
Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел, Борис молчал,
Николай ногой качал.....
Ребята помогите мне, пожалуйста, назовите слова у которых одинаковое окончание.
Ответы детей: сидел - глядел, молчал - качал.
Воспитатель: Молодцы ребята. А теперь давайте поиграем с вами в игру «Подбери рифму с помощью картинок».
Игра с детьми «Подбери рифму с помощью картинок».
Воспитатель: А теперь попробуем подобрать рифму без картинок на мои слова.
Игра с детьми «Подбери рифму без картинок».
котик (бегемотик - животик)
дом (лом, ком, сом, том)
капуста (пусто, мангуста)
игрушка (Петрушка, хлопушка, пушка, катушка)
зайчонок (бочонок, лисенок)
ласка (каска, маска, глазки)
Воспитатель: А теперь попробуем сочинить стихотворение:
Совместное сочинение стихотворения (воспитатель проговаривает четверостишие, дети подбирают к нему окончание).
Вот как мы стихи писали,
Рифмы хором подбирали.
На окошке серый котик
Моет языком … (животик).
Из окошка виден дом,
Красят стены в доме … (том).
Есть у котика игрушка-
Деревянная … (катушка).
Любит котик мою ласку,
Он зажмуривает … (глазки).
Сочинили мы все это-
Вот такие мы … (поэты).
Воспитатель: Молодцы. Ребята, а где еще можно встретить рифму, кроме стихотворений?
Ответы детей: В загадках, считалках.....
Воспитатель: Какие молодцы. Да вы правы: в загадках, а кто из вас ребята загадает загадку, пусть Незнайка познакомиться и с этим жанром.
Ребенок загадывает загадку.
Воспитатель: Вы, ребята сказали, что рифма есть и в считалках. Кто поделиться своими знаниями с Незнайкой.
Один из детей рассказывает считалку.
Выбранный по считалке ребенок проводит физминутку, по своему желанию.
Воспитатель: Ребята, а теперь послушайте историю, которая произошла с кукушкой и петухом.
Чтение басни «Кукушка и Петух".
Воспитатель: Скажите а что я вам прочитала?
Ответы детей: Стихотворение.
Воспитатель: Почему вы решили, что это стихотворение?
Ответы детей: Потому, что есть рифма.
Воспитатель: Что такое рифма?
Ответы детей: Это когда в конце строчек слова звучат одинаково.
Воспитатель: О ком это стихотворение?
Ответы детей: О кукушке, петухе, они хвалят друг друга.
Воспитатель: Скажите, а это может быть на самом деле?
Ответы детей: Нет, значит это похоже на сказку.
Воспитатель: Почему похоже на сказку?
Ответы детей: Потому, что птицы не могут говорить на человеческом языке.
Воспитатель: Значит, это сказка в стихах. Согласны со мной, ребята.
Ответы детей: Да.
Воспитатель: Как поет кукушка?
Ответы детей: Ку - ку.
Воспитатель: А ее пение можно сравнить с пением соловья?
Ответы детей: Нет.
Воспитатель: Петух говорил правду, когда сказал, что кукушка поет как соловей?
Ответы детей: Нет, он обманывал, льстил кукушке.
Воспитатель: А почему он это делал?
Ответы детей: Потому что кукушка тоже его хвалила.
Воспитателя: В этом произведении, ребята, есть мораль, нравоучение, урок: хвалить некрасиво только потому, чтобы тебя тоже потом похвалили:
«За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит петуха?
За то, что хвалит он кукушку».
Воспитатель: Ребята, то, что я вам прочитала, это не стихотворение, и не сказка, хотя похоже и на сказку и на стихотворение. Это - басня. А в басне обязательно есть мораль, нравоучение, урок.
Мы выяснили, что говорить неправду, даже если она хорошая - нельзя. Это называется лестью. Но есть хорошие правдивые слова, которые называются комплиментами. Мы с вами попробуем говорить друг другу комплименты, т. е. хорошие правдивые слова.
Игра с детьми «Сделай комплимент другу».
Воспитатель: Понравилась вам игра ребята.
Ответы детей: Да.
Воспитателем: Ну вот ребята наше с вами занятие подошло к концу.
Давайте мы с вами еще раз, для Незнайки, вспомним и повторим какие литературные жанры мы с вами знаем...
Ответы детей: Рассказ, сказка, стихотворение, басня.
Воспитатель: Что такое рассказ?
Ответы детей: Это история, рассказанная писателем, которая может произойти в жизни, на самом деле.
Воспитатель: Что такое сказка?
Ответы детей: Это выдуманные истории и в сказке всегда есть чудеса.
Воспитатель: А что такое стихотворение?
Ответы детей: Это такое произведение, где есть рифма.
Воспитатель: И давайте ребята вспомним, что такое басня?
Ответы детей: Басня - как сказка, но только там обязательно должна быть мораль, нравоучение, урок.
Воспитатель: Молодцы ребята. Давайте мы с вами пожелаем удачи Незнайке в учебе, надеемся, что мы помогли ему.
Дети машут в камеру руками и прощаются с Незнайкой.
"Здравствуйте, ребята подготовительной группы!
Пишет вам Незнайка, мне, как и вам тоже в этом году идти в школу, а Знайка говорит, что меня туда не возьмут, так как я не знаю каких то литературных жанров, а мне так хочется идти со всеми в школу. Поэтому у меня очень большая надежда на вас, расскажите мне, что вы знаете о литературных жанрах. Приехать я не смог, поэтому отправляю вам видеокамеру, на которую вы все снимете. Пожалуйста, ребята помогите! Заранее благодарен!"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
НОД занятие по математике "День рождения медвежонка", НОД занятие по развитию речи "Волшебный мир книги", НОД занятие по развитию речи и ИЗО с использованием нетрадиционных способов рисования.
1.Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,«Познание».Развиваю...
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ — 35 занятий на развитие речи ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ — 35 занятий на развитие речи, изображение №1
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ — 35 занятий на развитие речи...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи
Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....
Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)
Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...