Занятие по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Килина Людмила Николаевна

Развитие речи детей, через ознакомление с жанрами художественной литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razviiyu_rechi.docx27.04 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: развитие речи детей старшего дошкольного возраста  через ознакомление с жанрами художественной литературы.

 Задачи:

- расширять знания детей  о литературных жанрах: рассказ, сказка,  

  стихотворение, загадка, басня;  

- развивать навык словотворчества (нахождение рифмы к слову, речевой

  слух, внимание, память, сообразительность, логическое мышление,

  воображение, фантазию;

- обогащать словарный запас детей;

- воспитывать  отзывчивость, доброжелательное отношение друг к другу.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте мы им улыбнемся и конечно  же поздороваемся с ними.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель:   - Добрый день! - тебе сказали

                             - Добрый день! - ответим мы

                               Как две ниточки связали

                               Теплоты и доброты.

Сюрпризный момент: Стук в дверь, входит почтальон.

Почтальон:  Добрый день. Здесь находится подготовительная группа?  

Воспитатель:   Да.

Почтальон:  Вам письмо.

Почтальон передает письмо воспитателю.

Воспитатель: Спасибо.

Вскрывает конверт и читает письмо.

"Здравствуйте, ребята подготовительной группы!  Пишет вам Незнайка, мне, как и вам тоже в этом году идти в школу, а Знайка говорит, что меня туда не возьмут, так как я не знаю каких то литературных  жанров, а мне так хочется идти со всеми в школу. Поэтому у меня очень большая надежда на вас, расскажите мне, что вы знаете о литературных жанрах. Приехать  я не смог, поэтому отправляю вам видеокамеру, на которую вы все снимете. Пожалуйста, ребята помогите! Заранее благодарен!"                   

Воспитатель: Ну что ребята поможем Незнайке, а Вас Марина Николаевна мы хотим попросить тоже нам помочь, снять все на видеокамеру.

Марина Николаевна: Хорошо, ребята я вам помогу.

Воспитатель: Ребята какие  жанры  художественной литературы вы знаете?

Ответы детей: рассказ, сказка, стихотворение….

Воспитатель: Ребята угадайте к какому жанру литературы относятся эти произведения таких авторов, как Л. Н.Толстой («Лев и собачка», «Пожарные собаки»), К. Ушинского («Каждой вещи свое место»), Л. Воронковой («Маша - растеряша»).

Ответы дети:  Рассказы.

Воспитатель: Ребята,  а кто сможет сказать, что такое рассказ.

Ответы детей:  Рассказ - это история, рассказанная писателем, которая может произойти в жизни, на самом деле.

Воспитатель: Правильно, молодец. А кто скажет, какой из литературных жанров самый любимый у всех детей.

Ответы детей: Это сказка.

Воспитатель: А что такое сказка?

Ответы детей:  Это выдуманные истории.

Воспитатель: Вы принесли из дома свои любимые  книги со сказками, они расположены на нашей книжной полке. Какие сказки вы любите?

Ответы детей:   (…)

Воспитатель: Сказки бывают разные: некоторые придуманы народами, например, "Снегурочка",  "Сивка - Бурка) и т.д.

Воспитатель:  Есть сказки, которые написали авторы. Каких сказочников вы знаете?

Ответы детей:  А.С. Пушкин,  С.Я. Маршак, Ш. Перро, Бр. Гримм, Г. Х. Андерсен и многие другие авторы.

Воспитатель: А чем отличаются сказки от рассказа?

Ответы  детей:  В сказке есть чудеса.

Воспитатель: Какие?

Ответы детей:  Звери говорят на человеческом языке; скатерть - самобранка, сапоги - скороходы, ковер - самолет, шапка - невидимка и др.

Воспитатель:  Молодцы.

Воспитатель:  Я приготовила для вас загадки про сказки. Попробуйте их отгадать и правильно назвать сказку:

В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

Ответы детей:  Красная шапочка.

 

Воспитатель: 

Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка.

 Ответы детей:  Снегурочка.

Воспитатель: 

Стрела молодца угодила в болото,

Ну, где же невеста? Жениться охота!

А вот и невеста, глаза на макушке.

Невесту зовут …

 Ответы детей:  Царевна Лягушка.

Воспитатель: 

Из танцзала короля

Девочка домой бежала

Туфельку из хрусталя

На ступеньках потеряла.

Тыквой стала вновь карета…

Кто, скажи, девчушка эта?

 

Ответы детей:  Золушка.

Воспитатель: 

Родилась у мамы дочка

Из прекрасного цветочка

Хороша малютка, просто

С дюйм была малышка ростом

Если сказку вы читали

Знаете, как дочку звали.

 

Ответы детей:  Дюймовочка.

Воспитатель:  Ребята, назовите ваши любимые сказки.

Ответы  детей:  «Федорино горе», «Айболит», «Мойдодыр».

Воспитатель:  А кто автор, вы знаете?

Ответы детей: К.И. Чуковский

Воспитатель:  Ребята, что Незнайке было интереснее давайте мы с вами.

Ребята а давайте мы для Незнайки, вместе прочтем отрывок из сказки «Телефон».

Рассказывание детьми сказки  «Телефон».

Воспитатель:  Хочется отметить, что это сказка в стихах, но стихи – это отдельный литературный жанр. К каждому празднику вы, ребята, учите стихи. Давайте вспомним некоторые из них.

Дети читают знакомые стихи.

 

 Воспитателя:  Ребята, а вам нравятся стихи?

Ответы детей: Да.

Воспитатель:  Почему они вам нравятся?

Ответы детей: Потому, что они складные.  В стихотворении окончания слов звучат одинаково в строках.

Воспитатель: Молодцы, правильно. Когда в конце строчки слова звучат одинаково - это называется рифма:

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Толя пел, Борис молчал,

Николай ногой качал.....

Ребята помогите мне, пожалуйста, назовите слова у которых одинаковое окончание.

Ответы детей: сидел - глядел, молчал - качал.

Воспитатель: Молодцы ребята. А теперь давайте  поиграем с вами в игру «Подбери рифму с помощью картинок».

Игра с детьми  «Подбери рифму с помощью картинок».

Воспитатель: А теперь попробуем подобрать рифму без картинок на мои слова.

Игра с детьми  «Подбери рифму без картинок».

котик (бегемотик - животик)

дом (лом, ком, сом, том)

капуста (пусто, мангуста)

игрушка (Петрушка, хлопушка, пушка, катушка)

зайчонок (бочонок, лисенок)

ласка (каска, маска, глазки)

Воспитатель: А теперь попробуем сочинить стихотворение:

Совместное сочинение стихотворения  (воспитатель проговаривает четверостишие, дети подбирают к нему окончание).

Вот как мы стихи писали,

Рифмы хором подбирали.

На окошке серый котик

Моет языком … (животик).

Из окошка виден дом,

Красят стены в доме … (том).

Есть у котика игрушка-

Деревянная … (катушка).

Любит котик мою ласку,

Он зажмуривает … (глазки).

Сочинили мы все это-

Вот такие мы … (поэты).

Воспитатель:  Молодцы. Ребята, а где еще можно встретить рифму, кроме стихотворений?

Ответы детей: В загадках, считалках.....

Воспитатель:  Какие молодцы. Да вы правы:  в загадках, а кто из вас ребята загадает загадку, пусть Незнайка познакомиться и с этим жанром.

Ребенок загадывает загадку.

Воспитатель: Вы, ребята сказали, что рифма есть и в считалках. Кто поделиться своими знаниями с Незнайкой.

Один из детей рассказывает считалку.

Выбранный по считалке ребенок проводит физминутку, по своему желанию.

Воспитатель: Ребята, а теперь послушайте историю, которая произошла с кукушкой и петухом.

Чтение басни «Кукушка и Петух".

Воспитатель: Скажите а что я вам прочитала?

Ответы детей: Стихотворение.

Воспитатель: Почему вы решили, что это стихотворение?

Ответы детей: Потому, что есть рифма.

Воспитатель: Что такое рифма?

Ответы детей: Это когда в конце строчек слова звучат одинаково.

Воспитатель: О ком это стихотворение?

Ответы детей: О кукушке, петухе, они хвалят друг друга.

Воспитатель: Скажите, а это может быть на самом деле?

Ответы детей: Нет, значит это похоже на сказку.

Воспитатель: Почему похоже на сказку?

Ответы детей: Потому, что птицы не могут говорить на человеческом языке.

Воспитатель: Значит, это сказка в стихах. Согласны со мной, ребята.

Ответы детей: Да.

Воспитатель: Как поет кукушка?

Ответы детей: Ку - ку.

Воспитатель:  А ее пение можно сравнить с пением соловья?

Ответы детей: Нет.

Воспитатель: Петух говорил правду, когда сказал, что кукушка поет как соловей?

Ответы детей: Нет, он обманывал, льстил кукушке.

Воспитатель: А почему он это делал?

Ответы детей: Потому что кукушка тоже его хвалила.

Воспитателя:  В этом произведении, ребята, есть мораль, нравоучение, урок: хвалить некрасиво только потому, чтобы тебя тоже потом похвалили:

«За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит петуха?

За то, что хвалит он кукушку».

Воспитатель:  Ребята, то, что я вам прочитала, это не стихотворение, и не сказка, хотя похоже и на сказку и на стихотворение. Это - басня. А в басне обязательно есть мораль, нравоучение, урок.

Мы выяснили, что говорить неправду, даже если она хорошая - нельзя. Это называется лестью. Но есть хорошие правдивые слова, которые называются комплиментами. Мы с вами попробуем говорить друг другу комплименты, т. е. хорошие правдивые слова.

Игра  с детьми «Сделай комплимент другу».

Воспитатель: Понравилась вам игра ребята.

Ответы детей:  Да.

Воспитателем: Ну вот ребята наше с вами занятие подошло к концу.

Давайте мы с вами еще раз, для Незнайки, вспомним и повторим какие литературные жанры мы с вами знаем...

Ответы детей: Рассказ, сказка, стихотворение,  басня.

Воспитатель: Что такое рассказ?

Ответы детей: Это история, рассказанная писателем, которая может произойти в жизни, на самом деле.

Воспитатель: Что такое сказка?

Ответы детей: Это выдуманные истории и в сказке всегда есть чудеса.

Воспитатель: А что такое стихотворение?

Ответы детей: Это такое произведение, где есть рифма.

Воспитатель: И давайте ребята вспомним, что такое басня?

Ответы детей: Басня - как сказка, но только там обязательно должна быть мораль, нравоучение, урок.

Воспитатель: Молодцы ребята. Давайте мы с вами пожелаем удачи Незнайке в учебе, надеемся, что мы помогли ему.  

Дети машут в камеру руками и прощаются с Незнайкой.

 

"Здравствуйте, ребята подготовительной группы!

Пишет вам Незнайка, мне, как и вам тоже в этом году идти в школу, а Знайка говорит, что меня туда не возьмут, так как я не знаю каких то литературных  жанров, а мне так хочется идти со всеми в школу. Поэтому у меня очень большая надежда на вас, расскажите мне, что вы знаете о литературных жанрах. Приехать  я не смог, поэтому отправляю вам видеокамеру, на которую вы все снимете. Пожалуйста, ребята помогите! Заранее благодарен!"   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

НОД занятие по математике "День рождения медвежонка", НОД занятие по развитию речи "Волшебный мир книги", НОД занятие по развитию речи и ИЗО с использованием нетрадиционных способов рисования.

1.Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,«Познание».Развиваю...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...