Формирование коммуникативной компетентности (диалог)
консультация по развитию речи на тему
Мотивация, самооценка, поведенческие симптокомплексы напрямую зависят от формирования и поддержания ребёнком диалога в игровой деятельности. В статье отражены методы игры, задачи, формы образовательной деятельности, этапы создания игровых ситуаций и прогнозируемые результаты- целевые ориентиры азбуки общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kommunikativnoy_kompetentnosti.docx | 31.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативной компетентности (диалог)
Игра – педагогическая азбука общения
«Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья»
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования направлены, прежде всего, на улучшение его качества. В ФГОС указано, что одно из требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования является владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной диалогической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи… (ст.п. ФГОС).
В одном из девяти принципов ДО - построение образовательной (игровой) деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования) – заложены 3 основополагающих компонента в развитии личности ребёнка, которые формируют его развитие: эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты.
Мотивация, самооценка, поведенческие симптокомплексы напрямую зависят от формирования и поддержания ребёнком диалога в игровой деятельности.
Язык и речь — это основное средство проявления важнейших психических процессов — памяти, восприятия, эмоций.
РЕЧЬ не является врожденной, а формируется в процессе онтогенеза. «Чтобы научиться говорить, надо говорить» М.Р. Львов
Среди многообразия форм и методов формирования диалогической речи (беседы, игровые и проблемные ситуации, экскурсии, групповые и семейные традиции, театрализованная деятельность и т.д.) выделяется в отдельную группу использование азбуки общения.
Азбука общения, как часть игровой технологии, оснащена разнообразными упражнениями, этюдами, игровыми ситуациями, которые формируют эмоционально-мотивационные установки ребёнка по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям. Дети приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребёнка и подготовки его к жизни, на формирование у детей представлений об искусстве человеческих взаимоотношений.
В игре у детей развивается осознанность восприятия окружающего мира, тренируется наблюдательность, пробуждается фантазия, укрепляется память. Игра поощряет детей мыслить, следовательно, способствует развитию речи.
Основным методом реализации Азбуки общения является один из ведущих методов развивающего обучения - метод сопереживания ситуации, который рассчитан на использование способности анализировать и чувствовать все, что происходит с ребенком. Он помогает точнее объяснить, а главное - прогнозировать поведение ребенка в той или иной конкретной жизненной ситуации.
Главная позиция взрослого – встать на место ребенка и проанализировать собственную реакцию – диалогические отношения:
- свои чувства – как эмоциональную реакцию на ситуацию;
- свои мысли – как идеи, возникающие в ответ на полученную информацию;
- свое поведение – как собственные действия в соответствии с чувствами и мыслями в конкретной ситуации.
Технология формирования навыков общения ориентирована на решение следующих задач:
- обучение пониманию себя и умению быть в мире с собой;
- воспитание интереса к окружающим людям, формирование потребности в общении – социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста;
- формирование умений и навыков взаимодействия в различных ситуациях с использованием разнообразных средств человеческого общения;
- развитие навыков анализа собственного речевого поведения и поведения других людей - активная диалогическая позиция в общении со сверстниками.
Для решения названных задач рекомендованы вариативные игровые
формы образовательной деятельности:
- Вместе сочинять стихи, истории;
- проводить игровые разминки в кругу подражательно-исполнительского и творческого характера;
- использовать игры – диалоги;
- игры – Хайку – японское трёхстишье, которое дети с лёгкостью заучивают наизусть и рисуют к ним иллюстрации;
- игровые звуковые задания в стихотворениях, которые помогают ребёнку вслушаться в окружающий мир;
- цветные задания в стихотворениях и рассказах;
- задания на развития воображения;
- логические задания в стихотворениях разных поэтов;
- Рассматривание рисунков и фотографий.
- Этюды
- Моделирование и анализ заданных ситуаций.
- Беседы
- Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные.
- Творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации.
- Чтение художественных произведений.
Язык общения(навыки общения с внешним миром) очень важен для того, чтобы научиться правильно выразить свои чувства, избежать скованности, неловкости при общении детей между собой и со взрослыми. Непонимание другого часто становится причиной страха, отчуждённости, враждебности.
Игровые ситуации выстраиваются в определённой последовательности и способствуют развитию когнитивных, эмоциональных и поведенческих способностей в оценивании себя и других.
Начинать работу по обучению навыкам общения ребёнка со взрослыми и сверстниками надо с 3х лет, учитывая особенности психического развития детей дошкольного возраста. Именно в игре происходит формирования начальных форм самооценки, самоконтроля, организованности, межличностных отношений среди сверстников.
Основные принципы развивающих игр:
- Совмещение элементов игры и учения, переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности;
- Постепенное усложнение обучающих задач и условий игры;
- Повышение умственной активности ребёнка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности;
- Единство обучающих и воспитательных воздействий.
Цель игры: познавательная (обучение способам действия с предметами) и воспитательная (обучение способам сотрудничества, формам общения и отношениям с другими людьми).
Цель общения: Социализация детей, формирование гармоничного образа "Я".
Этапы создания игровой ситуации:
- Игровой замысел;
- Игровые действия;
- Обучающая задача.
Дидактический материал.
- Фотографии – иллюстрации с изображением детей с различными эмоциональными состояниями.
- Схемы эмоции
- Карточки с изображением различных эмоций, портреты людей.
- Карточки с изображением сказочных героев.
- Видеозаписи мультфильмов
- Аудиозаписи детских песен, релаксационной музыки, классической музыки
Методы
Методы, в основе которых лежит способ организации игры:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.;
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично- поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.
Формы подведения итогов:
- Наблюдение
- Анкетирование родителей.
Прогнозируемые результаты.
В ходе реализации данной технологии ребенок приобретает следующие навыки и умения:
- навыки эмпатии;
- умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение других людей;
- навыки эффективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- навыки саморегуляции;
- умение передавать собственное эмоциональное состояние с помощью художественных средств;
- навыки рефлексии
Помните, что в игре рождается истина, в отношениях формируется характер. Желания и действия ребёнка должны реализовываться в рамках, установленных окружающим миром. Чем больше стремление взрослых сузить эти рамки, тем чаще возникает упрямство ребёнка.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
- сопровождает речью игровые и бытовые действия;
- Развивается способность ребенка наладить общение с окружающими людьми при помощи вербальных и невербальных средств;
- Устанавливаются взаимопонимания между родителями, детьми и педагогами.
Вывод: Повышение коммуникативной компетенции дошкольников возможно при условии использования азбуки общения - эффективного средства формирования активной диалогической позиции детей дошкольного возраста.
Навыки и потребности в общении
Таким образом, очень важно:
- сформировать потребность ребёнка в общении со взрослыми.
Нужно учиться отвечать на интересующие ребёнка вопросы. Ответы на вопросы помогают познать мир, формируют отношение к нему, а также личность ребёнка. В процессе общения ребёнка надо поощрять лаской, одобрительным словом.
- сформировать потребность в общении со сверстниками
Игры со сверстниками носят информативный характер, во время которых происходит «сброс» информации, от которой страдают современные дети.
Социальная запущенность, социальное неблагополучие семей приводят к деформированному восприятию полов и семейных отношений.
- Привить навыки общения с внешним миром
- Сформировать навыки культуры общения
Научить детей взаимодействовать с окружающими, проявлять сочувствие. Моделирование поведения ребенка в различных ситуациях в процессе общения с людьми. Самый лучший способ привить детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет по теме "Формирование коммуникативной компетентности дошкольников"
В данном отчете представлен обобщенный опыт работы по теме самообразования за пять лет, с первой младшей группы до подготовительной. Этот опыт может пригодиться, как воспитателям, так и учителям- лого...
Театр как средство формирования коммуникативной компетентности у детей 3-5 лет с системным недоразвитием речи
В настоящее время значительно увеличилось количество детей с тяжелыми (или системными) нарушениями речи. Характерной особенностью таких детей являются затруднения в обучении, общении со взрослыми и де...
Формирование коммуникативной компетентности старших дошкольников
Онтогинез общения детей - со взрослыми, со сверстниками. Развитие коммуникативной компетентности у детей (из опыта работы)....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Коррекционно – развивающие методы по формированию коммуникативной компетентности у детей с ОВЗ
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Коррекционно – развивающие методы по формированию коммуникативной компетентности у детей с ОВЗ...
Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии.
В статье в краткой форме представлен проект организованной деятельности с детьми подготовительной группы по формированию коммуникативной компетентности через использование средств арт-терапии. Занятия...
Формирование коммуникативной компетентности педагогов как новая парадигма результатов методической работы ДОУ
В данной статье представлен опыт работы изучению и созданию эффективных условий для развития коммуникативной компетентности педагогов....
Коммуникативная компетентность. Диалог как форма работы с родителями
Многочисленные исследования показывают, что успех взаимодействия педагогов и родителей на 80% зависит от их коммуникативной компетентности. Неумение педагогов общаться с родителями может оказать...