проект "Фольклор в развитие речи детей 2-3 лет"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Пальчинская Светлана Александровна

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 17»

 

 

 

 

 

 

 

Проект

 «Фольклор в развитии речи детей 2-3 лет»

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Коркино

2015

 

 

ДЕВИЗ:

«Мы потешки изучаем – будем все на свете знать» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Долгосрочный

(Сроки реализации проекта: сентябрь 2015 - май 2016)

                                                                                        

 

Участники: воспитатели, воспитанники, родители

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил воспитатель

МКДОУ «Детский сад  № 17»

Пальчинская Светлана Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Проблема: В современном мире все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью.

2.     Актуальность:

Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых требований к дошкольному образованию, на первый план выдвигается задача развитие ребёнка.

Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.  Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Она позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.

Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии речи детей раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок, потешек, сказок, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, вводить их в повседневный разговор.

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности.

3.     Цель проекта: развитие речи воспитанников 1 младшей группы средствами малых форм фольклора.

4.     Задачи проекта:

1.     Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора

2.     Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря

3.     Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.

4.     Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.

5.     Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.

 

 

 

Описание проекта:

 

Этапы проекта

Мероприятия

Участники

Подготовительный этап  (сентябрь 2015)

Анализ предметной среды группы. Сбор информации, материала для реализации проекта. Формулирование цели и задач проекта. Анкетирование (приложение 2). Организация игрового взаимодействия.

 

Воспитатели

Основной этап (октябрь 2015 - апрель 2016)

-  Организация адаптационного периода с использованием различных форм фольклора.

-  Динамика речи воспитанников на начало года. (приложение 1)

- Выставка книг с различными жанрами фольклора.

-  Чтение и рассматривание иллюстраций. (приложение 7)

 -  Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений – слушание сказок и колыбельных перед сном. (приложение 4)

- Совместное создание рисунков и лепки по фольклорным произведениям.

- Показ театров с использованием русских  народных  персонажей.

 

Воспитатели, воспитанники

 

-  Выступление на педагогическом совете.

-  Пополнение развивающей игровой среды в группе на основе фольклорных произведений.

-  Подбор материала в соответствии с тематическим планированием.

- Консультация для родителей  «Роль фольклора в развитии ребенка».(приложение 6)

Педагоги

 

- Пополнение книгами в твёрдом переплёте с различными жанрами фольклора.

-  Выступление на родительском собрании «Фольклор, как средство развития речи». 

- Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе.

- Совместное создание мини – книжек своими руками на основе фольклорного произведения.

- Выставка рисунков, аппликаций, мини – книжек, созданных в семье, на основе фольклорных произведений.

- Чтение книг с различными формами фольклора и рассматривание иллюстраций.

- Заучивание, наиболее понравившегося фольклорного произведения.

- Совместное создание аппликаций и семейных рисунков по фольклорным произведениям.

Воспитатели, родители, дети.

Этапы проекта Результативный (май -2016)

- Диагностика речевого развития воспитанников на конец года.(приложение 1)

-  Анализ, обобщение и распространение результатов проекта: выступление на

 педагогическом совете, размещение материалов проекта на сайте ДОУ.

- Драматизация сказки «Репка»

Воспитатели, воспитанники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты проекта:

1.     Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.

2.     Словарь детей к концу году обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.

3.     Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.

4.     Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.

5.      Сформируется положительное отношение к режимным моментам.

 

 

 

 

 

Литература:

1.     Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

2.     Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986.

3.     Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.

4.     Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.

5.     Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до тех лет» - Я.; «Академия развития», 2002г.

6.     Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва; изд. «Просвещение», 1987г.

7.     Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.

8.     Приоритетные направления развития и воспитания детей раннего возраста: науч-метод. сборник/науч. Ред. Ю.А. Мичурина. – Магнитогорск: МаГУ, 2010. – вып. 1 – 197 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Диагностические исследования речевого развития воспитанников:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Анкета

            Уважаемые родители!

            Просим Вас ответить на вопросы анкеты для дальнейшей работы воспитателей по русскому народному фольклору с дошкольниками.

1.      Знаете ли Вы что такое русский народный фольклор?________________________________________________

 

2.      Какие жанры русского народного фольклора вы знаете?____________________________________________________

 

3.      Используете ли Вы русский народный фольклор в развитии вашего ребенка?_________________________________________________

 

4.      Надо ли знать народные сказки и былины?___________________________________________________

 

5.      Загадываете ли Вы детям загадки? Как часто?___________________

 

6.      Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?___________________________________________________

 

7.      Какие народные игры Вам известны? Играете ли Вы  в них с ребенком?____________________________________________________________

 

8.      Как Вы приобщаете к русскому народному фольклору в своей семье?_____________________________________________________

 

9.      Что бы Вы хотели узнать о русском народном фольклоре?___________________________________________________________

 

10.  Нужно ли взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к русскому народному фольклору?____________________________

 

По ответам родителей мы сделали вывод: все родители читают своему ребенку потешки или сказки в основном вечером перед сном. И только всего несколько человек используют потешки и прибаутки во время купания, кормления, одевания и т.д. Родители не придают особого значения малым формам народного творчества, через которые развивается речь, память и двигательная активность детей. Фольклор играет неоценимую роль во всестороннем развитии ребенка. Разнообразие фольклорных жанров позволяет развивать, развлекать и обучать малыша ненавязчиво – в скрытой и игровой форме они учат маленького человека жизни.

Именно поэтому актуальной становится разработка проекта «Фольклор в развитии речи детей 2-3 лет»

 

 

 

 

Приложение 3.

Перспективный план по ознакомлению с фольклорными произведениями в группе раннего возраста

I квартал

Задачи: 1. Приобщать детей к устному народному творчеству

2. Познакомить детей с потешками, колыбельными песнями, закличками, их содержанием

3. Стимулировать желание детей исполнять потешки, заклички.

Месяц

Фольклорный материал

Задачи

Совместная деятельность взрослого и детей

Образовательная деятельность в режимных моментах

Сентябрь

Потешки.«Дождик, дождик, пуще…», «Водичка, водичка…», «Расти коса до пояса…», «Большие ноги шли по дороге…»

1. Познакомить детей с  потешками.

2. Помочь детям запомнить потешки и выразительно рассказать их.

3. Стимулировать участие детей в исполнении потешек.

1. Рисование дождика по потешке «Дождик, дождик, пуще…» (приложение7)

2. Физкультминутка

1. Исполнение потешек во время режимных моментов.

2. Игры по содержанию потешек.

3. Исполнение потешек в сюжетно-ролевых играх.

октябрь

Колыбельные.

«Как у нашего кота…», «Котик серенький…», «Спят луга, спят леса…»

1. Познакомить детей с жанром колыбельной песни.

2. Дать некоторые сведения о происхождении и назначении колыбельной песни, ее отличительных особенностях.

1.Речевое развитие №3: Повторение сказки «Репка». Дидактические упражнения «Кто что ест?», «Скажи «а»».(приложение 5)

2. Игра –инсценировка «Уложим Таню спать».

3. Беседа о колыбельной песне.

1. Использовать колыбельные песни в сюжетно-ролевых играх.

2. Дидактическая игра «Уложим куклу Катю спать».

ноябрь

Заклички.«Солнышко, солнышко…», «Дождик, дождик, кап-кап-кап…».

1. Познакомить детей со значением и содержанием заклички, помочь запомнить.

2. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом заклички.

1. Беседа о закличках

2. «Нарисуй дождик»

3. Подвижные игры «Дождик и солнце», «Дождик, дождик, кап, кап…».

4. Речевое развитие №1: Дидактическая игра «Кто пришел? Кто ушел?». Чтение потешки «Наша уточка с утра…»

5. Речевое развитие №3: Дидактическая игра «Это я придумал». Чтение детям русской народной потешки «Пошел котик на торжок…»

1. Использование закличек во время наблюдений за явлениями природы.

2. Игра «Солнечный зайчик».

3. Рисование на песке дождика.

II квартал

Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями.

2. Обогащать речь детей лексикой фольклорных произведений.

3. Воспитывать любовь к художественной литературе.

Месяц

Фольклорные произведения

Задачи

Совместная деятельность взрослого и детей

Образовательная деятельность в режимных моментах

Декабрь

Русские народные сказки: «Теремок», «Репка», «Колобок».

1. Познакомить детей с героями фольклорных сказок (Мышка-норушка, лягушка-квакушка и т.д.).

2. Воспитывать любовь к художественной литературе.

3. Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание.

4. Создать атмосферу радостного настроения, способствовать речевому общению.

1. Интеграция образовательных областей «Художественно - эстетическая» и «Речевая»  

2. Показ сказки «Теремок» с использованием театральных кукол бибабо.

1.Чтение сказок.

2.Рассматривание картинок с изображением персонажей по сказкам.

Январь

Потешки. «Ай,качи,качи,качи…»,

«Наша Маша маленька…»,

«Огуречик, огуречик…»

1. Познакомить детей с новыми потешками.

2.Вызывать желание слушать потешки неоднократно, самостоятельно исполнять

1. Лепка баранок-калачей из соленого теста.

2. Речевое развитие №5: Повторение знакомых сказок. Чтение потешки «Огуречик, огуречик…»

1.Рассматривание картинок к потешкам.

2.Использование потешки в подвижной игре «Огуречик, огуречик…»

Февраль

Пальчиковые игры.

«Пальчик – мальчик…»,

«Моя семья», «Капуста».

1.Познакомить детей с пальчиковыми играми.

2. Обогащать словарный запас:  папенька, щи,

маменька.

3. Развивать мелкую моторику пальцев

1.Выполнение действий согласно тексту.

2. Игры – инсценировки по сюжету игр с использованием персонажей пальчикового театра

3.Речевое развитие №1: Рассказывание сказки «Теремок». Чтение русской народной песенки «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду.»

4.Речевое развитие №3: Чтение потешки «Наша Маша маленька…», стихотворения С.Капутикян «Маша обедает».

5.Речевое развитие №6: Инсценирование сказки «Теремок».

1.Рассматривание картинок с изображением персонажей  «Моя семья».

 

III квартал

Задачи:    1. Формировать понимание назначения и основного содержания

                     поговорок, потешек.

                 2. Развивать эмоциональный отклик на фольклорные произведения.

                 3. Воспитывать умение использовать потешки в повседневной

                     жизни в соответствующих ситуациях.

                 4. Приобщение к театрализованной игре.

Месяц

Фольклорные произведения

Задачи

Совместная деятельность взрослого и детей

Образовательная деятельность в режимных моментах

Март

Поговорки

«Апрель с водой, а май с травой»,  «Где цветы, там и бабочки», «Солнце пригреет — все поспеет».

1. Познакомить детей с поговорками.

Использование поговорок во время совместной деятельности взрослого и детей, требующей определенных умственных усилий.

1. Использование поговорок о труде во время трудовых поручений.

Апрель

Потешки

«Ой, весна-красна», «Божья коровка», «Дождик, дождик», «Весна, весна красивая!…»,

«Солнышко-ведрышко»

1.Познакомить с новыми потешками.

2.Закрепить умение использовать потешки в определенной ситуации.

3.Вызвать положительный эмоциональный отклик на чтение потешек.

1. Интеграция образовательных областей «Художественно - эстетическая»  и «Речевая»

2.Рисование «Солнышко, нарядись, красное, покажись».

3.Рисование «Колобок катится по дорожке»

4.Лепка Колобок».

5.Лепка «Миски для трех медведей».

5.Рисование «Светит солнышко».

6. Речевое развитие №1: Чтение сказки «Маша и медведь»

7.Речевое развитие №2 Повторение сказки «Маша и медведь», рассказ воспитателя об иллюстрациях к сказке.

1.Исполнение потешек на прогулке.

2.Рассматривание иллюстраций по теме «Весна – красна!».

Май

Русские народные сказки: «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь»

1.Повторение старых сказок, знакомство с новыми.

2. Прививать интерес к драматизации.

1.Драматизация сказки «Репка».

1.Чтение сказок.

 

 

2.Показ сказок с помощью пальчикого театра.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx33.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 17»

Проект

 «Фольклор в развитии речи детей 2-3 лет»

г. Коркино

2015

ДЕВИЗ:

«Мы потешки изучаем – будем все на свете знать» 

Долгосрочный

(Сроки реализации проекта: сентябрь 2015 - май 2016)

        

Участники: воспитатели, воспитанники, родители

Подготовил воспитатель

МКДОУ «Детский сад  № 17»

Пальчинская Светлана Александровна

  1. Проблема: В современном мире все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью.
  2. Актуальность:

Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых требований к дошкольному образованию, на первый план выдвигается задача развитие ребёнка.

Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.  Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Она позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.

Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии речи детей раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок, потешек, сказок, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, вводить их в повседневный разговор.

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности.

  1. Цель проекта: развитие речи воспитанников 1 младшей группы средствами малых форм фольклора.
  2. Задачи проекта:
  1. Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора
  2. Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря
  3. Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
  4. Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.
  5. Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.

Описание проекта:

Этапы проекта

Мероприятия

Участники

Подготовительный этап  (сентябрь 2015)

Анализ предметной среды группы. Сбор информации, материала для реализации проекта. Формулирование цели и задач проекта. Анкетирование (приложение 2). Организация игрового взаимодействия.

Воспитатели

Основной этап (октябрь 2015 - апрель 2016)

-  Организация адаптационного периода с использованием различных форм фольклора.

-  Динамика речи воспитанников на начало года. (приложение 1)

- Выставка книг с различными жанрами фольклора.

-  Чтение и рассматривание иллюстраций. (приложение 7)

 -  Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений – слушание сказок и колыбельных перед сном. (приложение 4)

- Совместное создание рисунков и лепки по фольклорным произведениям.

- Показ театров с использованием русских  народных  персонажей.

Воспитатели, воспитанники

-  Выступление на педагогическом совете.

-  Пополнение развивающей игровой среды в группе на основе фольклорных произведений.

-  Подбор материала в соответствии с тематическим планированием.

- Консультация для родителей  «Роль фольклора в развитии ребенка».(приложение 6)

Педагоги

- Пополнение книгами в твёрдом переплёте с различными жанрами фольклора.

-  Выступление на родительском собрании «Фольклор, как средство развития речи».  

- Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе.

- Совместное создание мини – книжек своими руками на основе фольклорного произведения.

- Выставка рисунков, аппликаций, мини – книжек, созданных в семье, на основе фольклорных произведений.

- Чтение книг с различными формами фольклора и рассматривание иллюстраций.

- Заучивание, наиболее понравившегося фольклорного произведения.

- Совместное создание аппликаций и семейных рисунков по фольклорным произведениям.

Воспитатели, родители, дети.

Этапы проекта Результативный (май -2016)

- Диагностика речевого развития воспитанников на конец года.(приложение 1)

-  Анализ, обобщение и распространение результатов проекта: выступление на

 педагогическом совете, размещение материалов проекта на сайте ДОУ.

- Драматизация сказки «Репка»

Воспитатели, воспитанники

Ожидаемые результаты проекта:

  1. Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.
  2. Словарь детей к концу году обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.
  3. Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
  4. Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.
  5.  Сформируется положительное отношение к режимным моментам.

Литература:

  1. Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
  2. Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986.
  3. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
  4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
  5. Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до тех лет» - Я.; «Академия развития», 2002г.
  6. Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва; изд. «Просвещение», 1987г.
  7. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.
  8. Приоритетные направления развития и воспитания детей раннего возраста: науч-метод. сборник/науч. Ред. Ю.А. Мичурина. – Магнитогорск: МаГУ, 2010. – вып. 1 – 197 с.

Приложение 1.

Диагностические исследования речевого развития воспитанников:

Приложение 2.

Анкета

        Уважаемые родители!

        Просим Вас ответить на вопросы анкеты для дальнейшей работы воспитателей по русскому народному фольклору с дошкольниками.

  1. Знаете ли Вы что такое русский народный фольклор?________________________________________________

  1. Какие жанры русского народного фольклора вы знаете?____________________________________________________

  1. Используете ли Вы русский народный фольклор в развитии вашего ребенка?_________________________________________________

  1. Надо ли знать народные сказки и былины?___________________________________________________

  1. Загадываете ли Вы детям загадки? Как часто?___________________

  1. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?___________________________________________________

  1. Какие народные игры Вам известны? Играете ли Вы  в них с ребенком?____________________________________________________________

  1. Как Вы приобщаете к русскому народному фольклору в своей семье?_____________________________________________________

  1. Что бы Вы хотели узнать о русском народном фольклоре?___________________________________________________________

  1. Нужно ли взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к русскому народному фольклору?____________________________

По ответам родителей мы сделали вывод: все родители читают своему ребенку потешки или сказки в основном вечером перед сном. И только всего несколько человек используют потешки и прибаутки во время купания, кормления, одевания и т.д. Родители не придают особого значения малым формам народного творчества, через которые развивается речь, память и двигательная активность детей. Фольклор играет неоценимую роль во всестороннем развитии ребенка. Разнообразие фольклорных жанров позволяет развивать, развлекать и обучать малыша ненавязчиво – в скрытой и игровой форме они учат маленького человека жизни.

Именно поэтому актуальной становится разработка проекта «Фольклор в развитии речи детей 2-3 лет»

Приложение 3.

Перспективный план по ознакомлению с фольклорными произведениями в группе раннего возраста

I квартал

Задачи: 1. Приобщать детей к устному народному творчеству

2. Познакомить детей с потешками, колыбельными песнями, закличками, их содержанием

3. Стимулировать желание детей исполнять потешки, заклички.

Месяц

Фольклорный материал

Задачи

Совместная деятельность взрослого и детей

Образовательная деятельность в режимных моментах

Сентябрь

Потешки.«Дождик, дождик, пуще…», «Водичка, водичка…», «Расти коса до пояса…», «Большие ноги шли по дороге…»

1. Познакомить детей с  потешками.

2. Помочь детям запомнить потешки и выразительно рассказать их.

3. Стимулировать участие детей в исполнении потешек.

1. Рисование дождика по потешке «Дождик, дождик, пуще…» (приложение7)

2. Физкультминутка

1. Исполнение потешек во время режимных моментов.

2. Игры по содержанию потешек.

3. Исполнение потешек в сюжетно-ролевых играх.

Октябрь

Колыбельные.

«Как у нашего кота…», «Котик серенький…», «Спят луга, спят леса…»

1. Познакомить детей с жанром колыбельной песни.

2. Дать некоторые сведения о происхождении и назначении колыбельной песни, ее отличительных особенностях.

1.Речевое развитие №3: Повторение сказки «Репка». Дидактические упражнения «Кто что ест?», «Скажи «а»».(приложение 5)

2. Игра –инсценировка «Уложим Таню спать».

3. Беседа о колыбельной песне.

1. Использовать колыбельные песни в сюжетно-ролевых играх.

2. Дидактическая игра «Уложим куклу Катю спать».

ноябрь

Заклички.«Солнышко, солнышко…», «Дождик, дождик, кап-кап-кап…».

1. Познакомить детей со значением и содержанием заклички, помочь запомнить.

2. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом заклички.

1. Беседа о закличках

2. «Нарисуй дождик»

3. Подвижные игры «Дождик и солнце», «Дождик, дождик, кап, кап…».

4. Речевое развитие №1: Дидактическая игра «Кто пришел? Кто ушел?». Чтение потешки «Наша уточка с утра…»

5. Речевое развитие №3: Дидактическая игра «Это я придумал». Чтение детям русской народной потешки «Пошел котик на торжок…»

1. Использование закличек во время наблюдений за явлениями природы.

2. Игра «Солнечный зайчик».

3. Рисование на песке дождика.

II квартал

Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями.

2. Обогащать речь детей лексикой фольклорных произведений.

3. Воспитывать любовь к художественной литературе.

Месяц

Фольклорные произведения

Задачи

Совместная деятельность взрослого и детей

Образовательная деятельность в режимных моментах

Декабрь

Русские народные сказки: «Теремок», «Репка», «Колобок».

1. Познакомить детей с героями фольклорных сказок (Мышка-норушка, лягушка-квакушка и т.д.).

2. Воспитывать любовь к художественной литературе.

3. Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание.

4. Создать атмосферу радостного настроения, способствовать речевому общению.

1. Интеграция образовательных областей «Художественно - эстетическая» и «Речевая»  

2. Показ сказки «Теремок» с использованием театральных кукол бибабо.

1.Чтение сказок.

2.Рассматривание картинок с изображением персонажей по сказкам.

Январь

Потешки. «Ай,качи,качи,качи…»,

«Наша Маша маленька…»,

«Огуречик, огуречик…»

1. Познакомить детей с новыми потешками.

2.Вызывать желание слушать потешки неоднократно, самостоятельно исполнять

1. Лепка баранок-калачей из соленого теста.

2. Речевое развитие №5: Повторение знакомых сказок. Чтение потешки «Огуречик, огуречик…»

1.Рассматривание картинок к потешкам.

2.Использование потешки в подвижной игре «Огуречик, огуречик…»

Февраль

Пальчиковые игры.

«Пальчик – мальчик…»,

«Моя семья», «Капуста».

1.Познакомить детей с пальчиковыми играми.

2. Обогащать словарный запас:  папенька, щи,

маменька.

3. Развивать мелкую моторику пальцев

1.Выполнение действий согласно тексту.

2. Игры – инсценировки по сюжету игр с использованием персонажей пальчикового театра

3.Речевое развитие №1: Рассказывание сказки «Теремок». Чтение русской народной песенки «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду.»

4.Речевое развитие №3: Чтение потешки «Наша Маша маленька…», стихотворения С.Капутикян «Маша обедает».

5.Речевое развитие №6: Инсценирование сказки «Теремок».

1.Рассматривание картинок с изображением персонажей  «Моя семья».

III квартал

Задачи:    1. Формировать понимание назначения и основного содержания

                     поговорок, потешек.

                 2. Развивать эмоциональный отклик на фольклорные произведения.

                 3. Воспитывать умение использовать потешки в повседневной

                     жизни в соответствующих ситуациях.

                 4. Приобщение к театрализованной игре.

Месяц

Фольклорные произведения

Задачи

Совместная деятельность взрослого и детей

Образовательная деятельность в режимных моментах

Март

Поговорки

«Апрель с водой, а май с травой»,  «Где цветы, там и бабочки», «Солнце пригреет — все поспеет».

1. Познакомить детей с поговорками.

Использование поговорок во время совместной деятельности взрослого и детей, требующей определенных умственных усилий.

1. Использование поговорок о труде во время трудовых поручений.

Апрель

Потешки

«Ой, весна-красна», «Божья коровка», «Дождик, дождик», «Весна, весна красивая!…»,

«Солнышко-ведрышко»

1.Познакомить с новыми потешками.

2.Закрепить умение использовать потешки в определенной ситуации.

3.Вызвать положительный эмоциональный отклик на чтение потешек.

1. Интеграция образовательных областей «Художественно - эстетическая»  и «Речевая»

2.Рисование «Солнышко, нарядись, красное, покажись».

3.Рисование «Колобок катится по дорожке»

4.Лепка Колобок».

5.Лепка «Миски для трех медведей».

5.Рисование «Светит солнышко».

6. Речевое развитие №1: Чтение сказки «Маша и медведь»

7.Речевое развитие №2 Повторение сказки «Маша и медведь», рассказ воспитателя об иллюстрациях к сказке.

1.Исполнение потешек на прогулке.

2.Рассматривание иллюстраций по теме «Весна – красна!».

Май

Русские народные сказки: «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь»

1.Повторение старых сказок, знакомство с новыми.

2. Прививать интерес к драматизации.

1.Драматизация сказки «Репка».

1.Чтение сказок.

2.Показ сказок с помощью пальчикого театра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...

Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...